Главные вкладки

    Рабочая программа. Русский язык. 11 класс. Учебник А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой
    рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

    Глазина Елена Александровна

    1 урок в неделю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 11_russkiy_vlasenkova.doc143 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию администрации города Барнаула

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 62»

    Рассмотрено

    на заседании МО

    протокол №________

    от «  » августа 2014г.

    СОГЛАСОВАНО

    Заседание МС

    протокол №_________

    от «  » августа 2014 г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «СОШ № 62»

    _____________Вологодская Е. В.

    Приказ №___________

    от «  » августа 2014 г.

    Рабочая программа по русскому языку

    III ступень

    11А класс

    Срок реализации программы 2014/2015 учебный год

    Разработана на основе примерной программы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2011 год, с. 3-38.

    Составитель: Глазина Е. А.,

    учитель русского языка и литературы,

    высшая категория

    г. Барнаул

    2014


    Пояснительная записка.

    Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего  (полного) общего образования 2004 года  и «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы» М., «Просвещение», 2011 год. (базовый уровень), стр. 3 - 38.

          Программа рассчитана на 34 часа (1 час  в неделю)

    1. Содержание тем учебного курса:

    Тема

    Основное содержание по темам

    Количество часов

    Официально – деловой стиль речи

    Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

    Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

    4

    Синтаксис и пунктуация

    Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

    Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

    Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

    Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

    6

    Публицистический стиль

    Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе.

    Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

    6

    Разговорная  речь

    Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:

    неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

    Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения

    4

    Язык художественной литературы

    Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

    Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

    Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

    Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

    Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

    6

    Общие сведения о языке

    Язык как система. Основные уровни языка.

    Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

    Выдающиеся ученые-русисты.

    4

    Повторение

    4

    Резерв

    0

    Итого:

    34

    Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

    • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения  будущей профессией, самообразования и социализации  в обществе;
    • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
    • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной  грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
    • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
    • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
    • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

    Основные ЗАДАЧИ курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:

    • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
    • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
    • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
    • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
    • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
    • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
    • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

    ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

    Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

    1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским

    языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

    2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

    3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

    Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

    1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

    • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

    • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу;

    участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

    • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,

    учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлек-

    сию;

    • разными способами организации интеллектуальной  деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные

    знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

    3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

    4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

    Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

    1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры,

    истории народа;

    2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    3) владение всеми видами речевой деятельности:

    аудирование и чтение:

    • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

    • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в элек-

    тронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

    • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

    говорение и письмо:

    • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

    • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

    • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

    • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

    • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

    4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

    5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц

    с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

    • Используемый учебно-методический комплект:
    • 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2003.
    • 2.        Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы (авторы-составители: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.). – М.: Просвещение, 2011.
    • 3. Н. Н. Соловьёва «Говорим и пишем грамотно. Весь русский язык в таблицах». Москва, ОНИКС, «Мир и образование» 2009, 96 с.
    • 4. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова «методические рекомендации к учебнику 
      «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10—11 классы.
       Книга для учителя.

    5.  Власенков, Рыбченкова. Дидактические материалы. 10-11 классы. М., «Просвещение», 2010

         4. Г. Е. Фефилова. «Все уроки русского языка. 11 класс».  Книга скачана с сайта http://e􀀀 kniga.in.ua  Издательская группа «Основа» — «Электронные книги». Харьков. «Издательская группа “Основа”». 2011 г.

    Дополнительная литература:

    1        Научно-методический журнал «Русский язык в школе».

    2.        Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

    3.        Крысин  Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М. 1997.

    5.        Сборник таблиц по русскому языку.

    6.        Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь  русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

    Интернет-ресурсы:

    № п/п

    Название темы

    Кол-во ч.

    Из них

    Контр. раб.

    Лаб. раб.

    Раздел «Речь»

    Раздел I. Официально-деловой стиль 4 часа

    1

    Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля.

    1

    2.

    Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

    1

    3.

    Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность. Входное контроль.

    1

    4

    Основные жанры официально-делового стиля расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа 

    1

    Синтаксис и пунктуация (6 часов)

    5.

    Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений.

    1

    1.10-

    6 .10

    6.

    Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

    1

    8.10- 13.10.

    7.

    Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

    1

    15.10—20.10

    8.

    Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

    1

    22.10 – 27.10

    9.

    Р/ р. Контрольное  сочинение-рассуждение

    1

    1

    29. 10 – 3.11

    10.

    Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

    Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

    1

    12.11-

    17.11

    Публицистический стиль речи (6 часов)

    11.

    Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

    1

    12.

    Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

    1

    13.

    Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

    1

    14.

    Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

    1

    15.

    Использование средств публицистического стиля в собственной речи.

    1

    16.

    Р/ р. Контрольное сочинение-рассуждение

    1

    1

    Разговорная речь (4 часа)

    17.

    Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи.

    1

    18.

    Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

    1

    19.

    Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

    1

    20.

    Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение

    1

    1

    Язык художественной литературы (6 часов)

    21

    Общая характеристика языка художественной литературы: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

    1

    22.

    Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

    1

    23.

    Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

    1

    24

    Основные виды  тропов,  их  использование  мастерами  художественного  слова.   Стилистические фигуры,   основанные   на   возможностях   русского синтаксиса.

    1

    25.

    Анализ   художественно-языковой   формы   произведений русской классической  и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения

    1

    26.

    Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение

    1

    1

    27.

    Язык как система. Основные уровни языка.

    1

    28.

    Нормы   современного   русского   литературного языка,  их описание и  закрепление в  словарях, грамматиках,  учебных  пособиях,  справочниках.

    1

    29.

    Контрольное тестирование

    1

    1

    30.

    Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты.

    1

    Повторение (4 часа)

    31

    Повторение. Синтаксис и пунктуация.

    1

    32

    Основные виды  тропов,  их  использование  мастерами  художественного  слова.   Стилистические фигуры,   основанные   на   возможностях   русского синтаксиса.

    1

    33

    Контрольное тестирование

    1

    34.

    Публицистический стиль речи.

    1

    ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

    1. Сочинение - рассуждение
    2. Тестирование.

    Для проведения контроля используются материалы пособий:

    1. Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011.Ростов-на Дону.- Легион, 2011.
    2. Н.А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012.Ростов-на Дону.- Легион, 2012.

    Для учащихся:

     1. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2014.

    2. ЕГЭ-2011. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа Русский язык, 7 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

    Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....

    Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

    Рабочая программа «Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих 5-9 классы».

    Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов со­ставлена с использованием материалов Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего об­разования и  Примерной пр...

    Рабочая программа. Русский язык. 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской.

    Рабочая программа по учебнику Т.А. Ладыженской. 5 класс....

    Рабочая программа "Русский язык" к учебнику Ладыженской Т.А. на 170ч. ФГОС.

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе приме...

    Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

    Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...