ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СЛАВЛЮ ТЕБЯ , РУССКИЙ ЯЗЫК !
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

ЦЕЛЬ: научить молодое поколение в совершенстве владеть нормами русского литературного языка

ЗАДАЧИ:

 

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к русскому языку и литературе;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  МАРАФОН  ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СЛАВЛЮ ТЕБЯ , РУССКИЙ ЯЗЫК !

ЦЕЛЬ: научить молодое поколение в совершенстве владеть нормами русского литературного языка

ЗАДАЧИ:

- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к русскому языку и литературе;

- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка и литературы


                            ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ / слова Д.С. Лихачева слайд 2/




    

Выступление лекторских групп

1 группа

 Славлю тебя, русский язык.


  1. Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000 языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей.

  2. «Великими языками принято называть китайский, индийский, английский языки – ими пользуется наибольшее количество людей. За ними следует немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский, и, конечно же, русский».

  1. Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил! Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем … Это еще и музыка, источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной мудрости…

  2. Я люблю свой родной язык!


Он понятен для всех.

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.


Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой.

Он подобен правде самой.

А.Яшин /слайд3/

1 . Как мы бережем это достояние, доставшееся нам по наследству. Современно звучат написанные полтора столетия назад тургеневские слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

2. Много слов на Земле,

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева,

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны,

Слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются,

И в плен не берут./слайд4/

1 . Воспитанный человек выбросит из своего лексикона все плохие слова, а побольше и почаще будет произносить слова добрые.

2. Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, также как и уровень общей культуры.

Неужели русский язык – такой великий и могучий оскудеет, и мы будем довольствоваться жалкими наборами слов Эллочки Людоедки, высмеянной Ильфом и Петровым? Ее словарный запас составляет около 30 слов.

1. Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка в книге «Живой как жизнь» приводит примеры варварского отношения к языку, извращению речи.

«Какая-то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и сразу же утрачивает обаяние изящества, миловидности, молодости.!

«Что хорошего можно подумать о той любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала на балконе: «Не раздевай пальта!»

2 Русский язык

Могуч и богат!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоеткам!


  1. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общения. А знаете, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертельная казнь? А в 19 веке матершинников воспринимали как безбожников и анархистов.

  2. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, стремно, тачка и т.д. Послушайте один разговор.


Ученик 1 : Привет

Ученик 2: Привет!

Ученик 1: Все? Отстрелялся?

Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать, лепит такую чушь!

Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.


  1. Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится размышлять, оценивать свои слова и поступки. Культура слова – это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя Ж.Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители оценивают как отражение пороков развития личности – лености, глупости, высокомерия, зависти.

  2. Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший: « Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрениями, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штамповых фраз» / слайд5/



2 группа

Культура речи

1. Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. 

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним./слайд6-8/

Правильность речи


Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка.

Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим некоторые трудности звукоупотребления и ударения.

Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.

Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая .../слайд 9/

При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание ы (и) - книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора (эти слова утратили оттенок книжности).

Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров; ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов.

Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Например, вопреки указаниям, согласно приказу.

Если подлежащее имеет в составе существительное с количественным значением (большинство, ряд, часть), то сказуемое может стоять в единственном и во множественном числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены предложения оторваны друг от друга, если подчеркивается активность и раздельность действия каждого лица.

Например: Ряд бизнесменов направлен за рубеж. Большинство сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации.

Если в роли подлежащего выступает количественно - именное сочетание, то форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, а форма множественного числа - на раздельное совершение действия. Например: Пять менеджеров отправилось в поездку (группой). Пять менеджеров отправились в поездку (каждый с самостоятельным заданием)./слайд9/


Ошибки словоупотребления



Следует избегать типичных ошибок словоупотребления.

1.Неразличение паронимов.

Паронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Правильно употребляйте паронимы! 

Абонемент - документ, представляющий право на пользование чем - либо, на какое - либо обслуживание, а также само это право.

Абонент - тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб.

Выплата - выдача платы за что - либо; уплаты долга частями или полностью. 

Оплата - выдача, внесение денег за что - либо, в возмещение чего - либо; уплачиваемые за что - либо деньги.

Плата - расчет за что - либо, уплата; вознаграждение за труд по найму; денежное возмещение за пользование чем - либо, за услуги; вознаграждение (переносное)./слайд10/


 Речевые ошибки

Ошибки объясняются нарушениями правил образования различных форм слова. Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употребленииимени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи. 

Рассмотрим несколько примеров. 

«Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами» ). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров» ). 

Нередки ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»). 

Не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»), так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово). 

По-прежнему нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

Не всегда верно употребляются и числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «... для обеих стран» ). /слайд 11/

Речевой ошибкой считается образование существительных форм мужского рода в именительном падеже во множественном числе: 

инспектора (вместо инспекторы) 

почерка(вместо почерки) 

слесаря (вместо слесари) 

снайпера (вместо снайперы) 

фельдшера (вместо фельдшеры) 

Случаются ошибки в эфире и при образовании родительного падежа существительных множественного числа. Нормативными считаются такие образования: 

баржи - барж (не «баржей») 

будни - будней (не «буден») 

дыни - дынь (не «дыней») 

плечи - плеч (не «плечей») 

полотенца - полотенец 

простыни - простынь (не «простыней») 

Напоминаем, что форма единственного числа слова «туфли» - «туфля» (а не «туфель»), а слова «тапки» - «тапка» (а не «тапок»). /слайд12/


3 группа

Правильная речь

Правильность речи – это главное качество речи. Почему главное? Потому что только правильная речь обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. А еще наша речь должна быть яркой, выразительной, разнообразной.

Много зависит от словарного запаса. Например, у А.С.Пушкина он составляет более 21000 языковых единиц, у современного взрослого человека – 10-12 слов. А вот героиня Элочка-людоедка у Ильфа и Петрова располагала всего 30-ю словами. Особенно украшают нашу речь фразеологизмы: Давайте поиграем. Я буду называть фразеологизмы, а вы «переведите» их:

- Во всю Ивановскую (громко кричать, храпеть).

Связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой находится колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди оглашали указы, распоряжения, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

- Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда). Не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубки на собственном лице. Напрасный страх. Нос – памятная дощечка, бирка для знаний. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки называли носами.

- Ходить козырем (ходить важно, с гордостью)

- Перемывать косточки ( сплетничать, злословить, судачить о ком-либо)

- Тянуть канитель (мешкать, медлить)

- Калачом не заманишь (ничем не зазовешь) Если вам интересно, как произошли эти фразеологизмы, прочитайте наш бюллетень./слайд13/

Правильная речь всегда уместна. Сейчас ребята употребляют много специальных слов – сленгов. Сленг – это тоже часть нашей речевой культуры. Но только точно нужно знать, когда и с кем ты разговариваешь.

Подруге можно сказать: «Ты выглядишь клево» А вот взрослой женщине надо сказать: «Вы сегодня замечательно выглядите». Разговаривая с одноклассниками, вы можете сказать: «Шнурки в стакане». А вот учителю на его вопрос вы ответите, что родители дома.

Говоря о правильной речи, не нужно забывать о речи письменной. Следить за тем, чтобы в ней было меньше канцеляризмов и штампов. Штампы бывают разные. Это и устойчивые словосочетания типа «принять необходимые меры» или «иметь место», «играть роль» и другие.

А сколько мы употребляем слов-паразитов? Назовите такие слова. Иногда трудно бывает понять, о чем говорится, хотя все слова русские. Вот такое предложение. «Мы должны поставить вопрос о воспитании населения в деле улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города».

И совсем недопустимо в речи жаргонные слова и слова ненормированной лексики.

Помните, что мы носители самого великого языка в мире, самого звучного и красивого. 

Помните и не искажайте его! /слайд 14/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…

Цели:1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи. 2) Развивать логическое мышление, интерес к глубоком...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"

В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...

Разработка социокультурного мероприятия "И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!"

Мероприятие проведено 5 июня 2016г. в рамках реализации школьного социального проекта «Руки дружбы». Одной из проблем проживающих (по результатам анкетирования обеспечиваемых и персонала г...