"Организация исследовательской работы по русскому языку"
материал по русскому языку на тему

Горбунова Надежда Викторовна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.odt94.74 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

 «Организация исследовательской работы по русскому языку»

Цель: рассмотреть основные этапы работы над исследовательским проектом по русскому языку, требования, предъявляемые к работам. Поделиться опытом с коллегами, продемонстрировать научно-исследовательский проект по теме «Язык в опасности! Наступают слова - паразиты»


        В последнее десятилетие XX века об щественные требования к образованию существен но изменились. Это изменение принято связы вать с так называемым «информационным взры вом, основной признак которого — легкость по лучения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, — нуж но уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информаци ей, использовать ее. Следовательно, важной обра зовательной задачей становится воспитание вы пускников школ, готовых жить и работать в ус ловиях информационного общества.
Произошел по ворот к деятельностному, направленному на са мостоятельное, активное добывание знаний уча щимися.  

         Исследовательская деятельность способствует фор мированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
        Процесс учебно-исследовательской работы дол жен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мо тивы, цели, потребности, неповторимый внутрен ний мир, индивидуальный опыт и психологичес кий склад. Такой подход принято называть лич ностным. Однако нужно принимать во внима ние, что современная психологическая наука свя зывает развитие личности прежде всего с деятель ностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образова ния (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обу чении: он в большей степени становится не передатчи-ком знаний, а партнером в обучении. Чтобы ученик смог заниматься исследованием, необходимо с первых классов закладывать навыки исследовательского труда.

        На I ступени обучения учащиеся ставят цели и задачи, выдвигают гипотезы, обобщают, анализируют.

        На II ступени обучения учащиеся начинают знакомиться с методами исследования, грамотной работе с библиографическим, научным и архивным материалом, учатся элементам классификации, описания, коллекционирования, композиционного оформления исследования (реферата), изучают стиль научных публикаций, включаются в практическую деятельность по созданию моделей, простых устройств и т.д.

        На III ступени осваиваются различные виды исследовательской работы, формируются умения оформить полученный (накопленный) материал в тезисы, таблицы, графики, провести анализ, сделать выводы, постигается методика публичных выступлений, делового общения, способность поставить и описать эксперимент.

        Наполняемость каждого уровня конкретным содержанием даёт возможность и ученику, и учителю самостоятельно соотнести свою исследовательскую деятельность и успехи с тем уровнем, на котором он находится и передвигаться к всё более высокому. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.

         Выделяют такие виды творческих исследовательских работ: реферативные, экспериментальные, проектные, исследовательские .

Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

1. Диагностический этап

Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является «найти» ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования.

Выбор темы учебно –исследовательской работы по русскому языку

        Наша работа начинается с собеседования с учащимися («единомышленники»), ко торое помогает сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечени ями; личными склонностями и интересами иссле дователей.  Какой же должна быть хорошая тема? Хорошая тема:

— интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;

— интересна научному руководителю;

— опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;

— соответствует принципу научности;

— доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;

— посильна по объему и времени, необходимому для его выполнения;

— содержит проблему, требующую решения.

        

2. Теоретический этап (этапы планирования)

Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.

        Теоретический этап включает следующие направления деятельности:

 Определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. .

Определение проблемы исследования

Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов - существительных:

- доказательство, обоснованность, разработка, объяснение, определение, установление.

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования – выбор путей и средств  для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - выявить, определить, установить, изучить,

- провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

3.Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

Работа с научной литературой

        Изучение литературы по теме исследования — следующий после выбора темы этап работы; его основная цель — получение информации. В науч ном исследовании на этом этапе выясняется, ка кое понимание объекта изучения сложилось в на уке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследо вательской работы. Однако не менее важны и дру гие, обучающие задачи:

• научить поиску научной литературы по теме исследования;
• сформировать навыки работы с такой ли тературой, то есть научить читать ее, конспек тировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
        Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, — не понимание специфической лингвистической тер минологии. Решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить пора ботать со справочной литературой или даст необ ходимые объяснения сам.
Обратите внимание на оформление ссылок в тексте: это один из трех принятых способов. Возможно:
• указание источника в скобках непосредствен но после цитаты;
• присвоение каждой цитате порядкового но мера и помещение ссылки внизу страницы;
• присвоение каждой цитате порядкового но мера и помещение ссылки в конце текста.
Какой из этих вариантов выбрать — вопрос лич ного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы. Одна из важнейших научных тради ций — признание достижений предшественников.
        Теперь обратимся к составлению и оформ лению списка литературы, который обязательно должен быть включен в учебно-исследовательс кую работу. Его «ядром» должны стать:
1) научные работы по проблеме исследова ния, по возможности написанные авторитетными в этой области лингвистами;
2) справочные издания: энциклопедии и сло вари;
3) источники языкового материала: сбор ники текстов (например, живой разговорной речи), ссылки на интернет-ресурсы, художественная или публицистическая литература, если тексты из нее использовались в работе для анализа того или иного языкового явления.

Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе
Основной этап учебно-исследовательской рабо ты — этап сбора и анализа языкового материала.
Существуют разные методы сбора языкового материала:

ожно выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;
*записывать фрагменты живой разговорной речи (вручную или с помощью технических средств), в том числе и собственной (самозапись);

*опрашивать или анкетировать респондентов.

4.Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы.

 Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление

        В гуманитарных исследованиях конечным про дуктом является текст. Это может быть текст раз ных жанров: устный доклад, курсовая работа, пись менный текст доклада, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации.
Как и любой научный текст, текст учебно-ис следовательской работы должен отвечать требова ниям логичности, точности, объективности.
Логичность обеспечивается, во-первых, непро тиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать: 1) постановку цели и задач исследования; 2) основную исследовательс кую часть;            3) выводы.
         Вот основные части правиль но оформленной работы.
1. Титульный лист, на котором указывается ввер ху название конференции, посередине — название работы, чуть ниже — фамилия, имя, отчество ис следователя и научного руководителя, название учебного заведения, на базе которого было выпол нено исследование, и на самой нижней строке — место и год написания работы.
2. Введение, в котором обязательно ставятся цели и задачи исследования. Иногда выдвигаются допол нительные требования: сформулировать гипотезу, предмет и объект исследования, актуальность ра боты.
3. Исследовательская часть, которая включает в себя описание метода исследования и собственно анализ языкового материала, обработанные и пред ставленные в виде текста, таблиц, графиков, диа грамм и пр. результаты исследования.
4. Выводы.
5. Список литературы .
6. Приложение, которое может содержать со бранный в ходе исследования языковой материал, организованный как список или словарик; редкие иллюстрации, например, из учебников русского языка XVIIIвека, фотографии говорящих при исследовании невербального поведения в различных ситуациях и другие материалы, непосредственно от носящиеся к проведению исследования.

        Формы представления исследовательских работ весьма многообразны: устный доклад, собеседова ние, стендовый доклад, видеопрезентация, ком пьютерная презентация. Мы остановим внимание на двух из них: докладе — традиционной и наибо лее часто встречающейся форме и наиболее совре менной, актуальной и универсальной — компью терной презентации.  На устный доклад обычно отводится не более 10 минут. Поэтому следует остановиться на самом главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы, собственно исследовательской части и выводах.
Компьютерные презентации наглядны и инфор мативны. Их удобно создавать с помощью програм мы MicrosoftРоwerРоint. Она позволяет демонстри ровать текст, графики, рисунки, видеофрагменты в заданной или произвольной последовательности, со звуком или без него.
Презентации делаются по определенным пра вилам. Обычно для 10-минутной презентации доста точно 8—12 слайдов, которые располагаются сле дующим образом:
• «титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
• цель и задачи работы;
• описание метода исследования;
• основные результаты и их объяснение;
• выводы;
• перспективы дальнейшей работы по этой теме;
• список литературы

*Представление исследовательской работы по русскому языку «Язык в опасности! Наступают слова — паразиты» (использование в речи слов- паразитов) — Горбунова Диана

*Представление исследовательской работы по краеведению «Городки, лапта и гири — сельский спорт сильнейший в мире» - Суханова Надежда, Пласкеева Татьяна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...

Обобщение опыта по теме "Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе"

Обобщение опыта по теме "Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе". Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...