«А для тебя, родная, есть почта полевая...».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Наталья Владимировна Черных

Урок письма «А для тебя, родная, есть почта полевая...».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Урок письма

 «А для тебя, родная, есть почта полевая...».

(7 класс)

Губкин - 2 0 13   г.

Тема. «А для тебя, родная, есть почта полевая...».

Урок №1.

ЦЕЛЬ: повторить определение письма, его виды, вспомнить правила написания письма;  обучать высказыванию по картине от лица одного из персонажей,  обогащать речь учащихся словами военной тематики, дать осознать важность переписки в жизни людей, особенно в трудные моменты истории, в частности во время Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

Презентация, аудиозапись песни «В путь», репродукции картин «Письмо с фронта» В.Н. Пчелина и А.И. Ларионова, музыкальное сопровождение.

Ход  занятия.

I. Вступительное слово учителя.

- Письма!.. Это, начиная с древнейших времён и до сегодняшнего дня - самый любимый и распространенный литературный жанр, в котором человек искренне  высказывает свои мысли и чувства, излагает события и  факты, описывает человеческие судьбы, раскрывает душу... Причём, вне зависимости от образованности и занимаемой должности. Словом, письма являются самым демократичным  и самым точным документом в истории. Недаром к письмам всегда был повышенный интерес.

2. Повторение и обобщение ранее изученного. Формы письма.

-?- Какие вы знаете формы писем? (Это письмо-пожелание, письмо- поздравление, письмо-информация).

- Письмо - это передача информации  АДРЕСАНТ – АДРЕСАТ.

- Кто такой «адресат» и кто такой адресант? (Отвечают)

АДРЕСАТ – получатель, лицо, которому адресовано послание, почтовое  отправление.

АДРЕСАНТ – отправитель, лицо, которое отправляет послание.

- А кто соединял их?

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

- Вы прекрасно помните этот отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Почта». Итак, связующим звеном между двумя, находящимися вдали друг от друга людьми был он – постой почтальон.

- Каким вы представляете себе почтальона?

- Ваше поколение чаще сего представляет  кем-то вроде глуповатого почтальона Печкина из вашего любимого мультфильма. Какова же на самом деле роль почтальона? Почему поэт так заканчивает своё стихотворение?  К чему призывает? (Уважать любой труд, в том числе и нелёгкий труд почтальона).                      

Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

- Трудная ли это профессия? Легко  ли работать почтальоном? (Отвечают).

- Почему в нашей стране появление почтальона вызывало долгое время неоднозначные чувства? (Приносили и радостные известия, но приходили и с похоронками).

- Действительно, они первыми на себя принимали человеческие переживания: делили с людьми и радости, и горе, были психологами и психотерапевтами,  радовались с теми, кто получил с фронта письма, делили горе с теми, кому пришло письмо со штемпелем, поддерживали, кому не было писем. Недаром сейчас во многих городах поставлены памятники почтальону.

- Очень важную роль играла почта, о которой говорится в песне «В путь».

3. Прослушивание аудиозаписи песни.

Путь далек у нас с тобою,
Веселей солдат гляди.
Вьется, вьется
Знамя полковое,
Командиры – впереди.
Солдаты в путь, в путь, в путь.
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай: труба зовет.
Солдаты в поход

- Что же такое «полевая почта»? Давайте обратимся через Интернет к Википедии или к любому другому словарю.

4. Словарная работа. Индивидуальное задание учащемуся – найти определение в Интернете или энциклопедии. (Даётся предварительно).

Полева́я по́чта — вид почтового обслуживания в воинских частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта — почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий.

- Поскольку Россия часто воевала, то у полевой почты есть своя история.

5. Рассказ ученика об истории полевой почты. Индивидуальное задание. (Даётся заранее).

-В России словосочетание «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года. Окончательно закреплено в 1716 году Воинским уставом Петра Первого, в котором находился раздел «О чине полевой почты». В 1710-х годах в ходе Северной войны из столиц к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». Связь на линиях обслуживали драгуны. Впоследствии они были заменены гражданскими ямщиками. В годы Первой мировой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, а также сопровождение высокопоставленных лиц обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса (1796—1917).

С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.

Отмечая огромное значение почты для поддержания духа воинов на фронте и рабочих в тылу, главная в то время газета страны "Правда" 18 августа 1941 г. писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги".
       Как же работали связисты в условиях той страшнейшей войны? Капитан 1 ранга в отставке, член Союза журналистов Москвы, филателист В.В. Синегубов, собравший большой исследовательский материал по истории почты Великой Отечественной, любезно разрешил мне использовать в статье материалы из его неопубликованной книги. Воссоздать историю военной почты ему помогли сохранившиеся письма тех лет, ведь почтовые штемпели и отметки о многом могут поведать любознательному человеку.
       Итак, немецкое командование приступило к выполнению плана "молниеносной войны". Для уничтожения узлов и систем связи, разрушения телеграфных и телефонных линий в тылы отступающих войск забрасывались специальные диверсионные группы. В этих условиях работники почт западных областей исполняли свои обязанности до последней возможности, и зачастую их работа прерывалась криками "Немцы!" или "Танки!", а телефонные разговоры обрывались выстрелами и звуками чужой речи. До конца войны военные почтальоны ценой собственной жизни доставляли корреспонденцию на фронт. (Использован материал Википедии).

6. Работа по картине Пчелина Владимира Николаевича

 «Письмо с фронта» 1917.

- Рассмотрите картину. Какое событие изображено на ней? Обратите внимание на дату написания картины. (Первая Мировая война).

- Опишите обстановку, героев картины. Кто они?

- Почему картина называется «Письмо с фронта»?

7. Работа по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

- Сейчас давайте обратимся к картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта». Рассмотрите картину.

- Только ли название объединяет эти картины? (С любой войны родные с нетерпением ждали известий, волновались, вернётся ли их родной человек).

- Картина А.И. Лактионова была написана уже после Великой Отечественной войны. Когда полотно  в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины. Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, художник получил за неё Сталинскую премию, а её репродукции разошлись по всей стране, сделав имя Лактионова широко известным.

-? – Почему картина названа «Письмо с фронта»?

- ? - Кто это письмо принёс?

- Интересна история создания картины А.И.Лактионовым. Давайте послушаем рассказ об этом.

8. История создания картины. Индивидуальное задание ученику.

        - Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину  «Встреча». Было сделано несколько эскизов, но все они не удовлетворяли художника. Все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом.         Заинтересованный Лактионов разговорился с  солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был  раздвинут - углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось  больше солнца-воздуха, воздуха радости и  ожидания победы. Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта  в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик - палочку. Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна. Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами дочурка Светлана. Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

- Каков жанр картины? (Групповой портрет в полный рост).

- Почему именно групповой портрет выбирает художник?

-?- Где происходит действие картины? Почему именно такой интерьер выбрал художник?

- Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид?

-?- Кто читает письмо и кто слушает?

- Попробуйте описать героев картины, их позы. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь при описании внешности персонажей?

-Подберите определения для описания персонажей:

А) облика женщины;  б) пионера, читающего письмо; в)солдата-письмоносца; г) девочки с косами; д) девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО.

-Подберите определения для описания интерьера.

-Подберите определения для описания пейзажа на заднем плане.

- Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине?

        Прислониться – притулиться - облокотиться, идти – прогуливаться - шествовать, повседневный – обыденный - будничный, ранний – молодой - зелёный, приятная – милая - очаровательная, ласково - нежно –трепетно.

- ? – Какие приметы военного времени увидели вы на картине? (Бедная обстановка: провалившийся пол, стена с облупившейся штукатуркой; скромно одетые герои картины; вдали, на втором плане идёт солдат в полевой форме, готовый присоединиться к обсуждению вестей с фронта).

- ? – Как передано в картине: вести с фронта – добрые, победа близка?

- Кажется, на картине не изображено ничего особенного. Почему миллионы людей любили и любят эту картину?

- Впоследствии сам художник  скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов». Эта картина объединяла чувства всех людей нашей страны.

9. Практическая работа по картине.

        1. Определение темы и главной мысли сочинения.

           2. Составление плана сочинения.

         3. Словарная работа.

10. Итог урока.

11. Домашнее задание.

1. Дифференцированное задание. Напишите сочинение:

        А) 3-я группа (воспроизводящий уровень) – описание картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (или картины В.Н. Пчелина «Письмо с фронта» - по желанию);

        Б) 2-я группа (конструктивный уровень) рассказ от лица одного из героев;

        В) 1-я группа (творческий уровень) Используя картину, написать рассказ на основе услышанного.                

2. Повторить правила постановки знаков препинания при обращении и прямой речи.

Урок №2.

ЦЕЛЬ: вспомнить правила написания письма и выяснить особенности военных писем-треугольников, познакомить учащихся  с построением этого вида письма;  обучать высказыванию по нравственной проблеме,  обогащать речь учащихся нравственными понятиями, дать возможность осознать важность сохранения переписки для современных людей, особенно писем периода Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к реликвиям народа, стремление сохранять лучшие традиции народа.

Оборудование:

Презентация к уроку, треугольники писем из школьного музея, аудиозапись песни «Письмо отца», музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: раздаточный материал с письмами- треугольниками периода Великой Отечественной войны, листы для изготовления солдатских треугольников.

Ход  занятия.

1. Проверка домашнего задания.

  1. Чтение сочинений-описаний картины А.И.Ларионова «Письмо с фронта» (Учащиеся воспроизводящего уровня).
  2. Чтение рассказов от лица одного из персонажей. (Работы учащихся конструктивного уровня).                                                                                  3. Чтение рассказов  на основе услышанного. (Работы учащихся творческого уровня).

2. Вступительное слово учителя.

- Мы описали картину А.И. Ларионова «Письмо с фронта». Что всё-таки же является главным на этой картине? (Письмо).

- Попытайтесь представить, что было написано в письме, которое читают и слушают герои картины?

-?- Есть ли что-то общее у всех писем? Какова структура письма?

Каждое письмо имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.

2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания т.д.

5. Подпись. Дата.

Но каждое письмо обладает и особенностями: конкретный адресат, свои индивидуальные диалоговая форма общения, приветствие, прощание, обращение.

-  Вы сказали, что письмо начинается с обращения. Что такое обращение? (Отвечают).

- ? Какие знаки препинания ставятся при обращении?

3. Практическое задание.

- Составьте схему-инструкцию «Постановка знаков препинания при обращении и вводных словах» для тех, кто будет писать письмо.

- У каждого в семье есть письма, которые вы храните. Но есть особенные письма.

4. Работа с музейными материалами. Учащиеся рассматривают солдатские треугольники времён Великой Отечественной войны.

- Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, химическим карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной— как ждали их! – мы увидели на картине А.И.Лактионова. Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.

- Хранятся ли в ваших семьях такие письма? От кого они? Расскажите об этом. (Учащиеся рассказывают. Показывают подготовленные материалы.)

- Вы должны знать, что при отсутствии конвертов в зоне боевых действий во время Первой чеченской кампании (1994—1996) солдаты, проходившие военную службу по призыву, также иногда посылали домой письма, сложенные «треугольником». Сейчас тоже предлагают для военной почты ввести солдатские треугольники.

- Почему же люди хранят эти сложенные особым образом листочки? И надо ли их хранить?

5. Инсценирование отрывка из рассказа Ю.Яковлева «Реликвия».

 На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

 — Здрасте!

 Гости смотрели на хозяйку, а хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной компании придется браться за тряпку. Баба Настасья поджала губы и спросила:

 — Чего надо-то?

 Стоявший впереди других скуластый парнишка ... тут же отозвался:

 — Реликвии есть?

 Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:

 — Старые газеты, что ли?

 — Старые газеты — это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня. — А нам нужны реликвии войны.

 — Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? — спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.

 — Нет у меня немецкой каски. И штыка нет, — призналась баба Настасья.

 — Она не воевала, — пояснил соседский мальчик Леня, который на правах соседа выступал как бы в роли посредника. — У нее муж воевал.

 — Может быть, красноармейская книжка, пробитая пулей, хранится?- спросил скуластый мальчик; судя по всему, он был в этой компании старшим.

 — Или пилотка со звездочкой? — сказала конопатенькая.

 Баба Настасья покачала головой.

 — Плохо, — сказал старший.

 — Плохо, — подтвердил соседский Леня.

 Ребята переглянулись, засопели, затоптались на месте, не зная, уходить или еще что-нибудь спросить. И тут девочка сказала:

 — Фото тоже годится.

 — Годится! — обрадованно подхватил Леня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какая-нибудь реликвия, пусть фото. И он, не дожидаясь ответа, посоветовал: — Баба Настасья, поищите за образами.

 — Нет у меня образов.

 Что за неудачная бабка! И образов у нее нет.

 — Когда нет образов — прячут за зеркалом! — не отступал Леня. — Зеркало у вас есть?

 — Зеркало есть. — Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек. Ходите тут без дела, полы пачкаете!..

 — Мы не без дела, — обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, — мы собираем музей войны.

 — Великой Отечественной войны, — уточнил соседский Леня.

 Такой поворот дела озадачил бабу Настасью. Она поднялась со скамейки и оказалась очень крупной, широкой в кости, только спина ее не до конца разгибалась, застыла в каком-то вечном поклоне.

 — Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. — Годится?

 — Что же он не прислал фото? — с тихим упреком отозвалась конопатенькая.

 Баба Настасья не расслышала ее слов. Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом. И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.

 Он покрутил странное письмо в руках и спросил:

 — А где конверт с марочкой? Потерян?

 — Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки?

 Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.

 — Не было тогда конвертов и марочек, — принял сторону бабы Настасьи соседский Леня.

 Но остальные отнеслись к словам старухи с недоверием: потеряла, старая, а теперь выдумывает. Они были убеждены, что раз есть письмо, то был конверт и была марка. Опять наступило неловкое молчание.

 И опять конопатенькая спросила:

 — Муж был героем войны?

 Бабе Настасье надоело любопытство гостей. Она заволновалась, вспыхнула. Сердитой скороговоркой произнесла:

 — Никаким он не был героем. Давайте сюда письмо!

 — Подождите, баба Настасья, — примирительно сказал Леня. — Надо ведь почитать письмо!

 — Надо почитать, — поддержали его остальные, и вся честная компания направилась к окну, где было светлее.

 Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

 — «Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.

 Курево выдают своевременно. Но вместо махорки — табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь — никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.

 Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.

 Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

 С фронтовым приветом, твой муж Петр».

 Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:

 — Нет, это не реликвия.

 — Понимаете, баба Настасья, не реликвия, — с сожалением сказал старший. — Все про табак, про портянки. А клятвы нет.

 — Какой клятвы? — глухо спросила баба Настасья.

 — «Умрем, но не отступим!» — как по писаному сказал старший.

 Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.

 — Не хотел он умирать, — сказала она.

 — Поэтому и не реликвия, — тихо сказала конопатенькая.

 — Может быть, реликвия, — сказал соседский Леня, стараясь удержать товарищей, но ребята потянулись к двери.

 Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.

 Ребята ушли,  в доме стало подчеркнуто тихо.

6. Чтение и анализ писем.

- Давайте познакомимся с некоторыми из таких писем. (Приложение)

- О чём эти письма? (О быте, о простой человеческой каждодневной жизни).

- Почему короткие? Так однообразна была жизнь? Не о чем было написать? Может быть, боялись военной цензуры? (Написаны во время передышек, не писали о войне – берегли родных от того ужаса, в котором находились сами, вспоминали о мирной жизни, чтобы иметь надежду на будущее).

- Фронтовые письма… У них разные адреса, да и написаны они разными людьми. Они не безупречны с очки зрения стиля и орфографии. Но можно ли подходить к реликвиям с обычными мерками? Нет! Роднят эти опаленные войной треугольники думы о судьбе страны, ненависть к врагу, вера в победу, тревога за семьи, за родных, забота о том, как облегчить их положение. Послушайте стихотворение как раз об этом.

7. Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником в форме простого солдата.

                              Написал я то, что надо,

А увижусь – доскажу.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый – самый главный.

Этот угол я загну,

Чтоб с победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго.

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать тебя своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки

Фронтовое письмецо.            

                                         Б. Лихарев.

- Вот таким и было письмо героини рассказа Ю.Яковлева. Как вы думаете, каково продолжение рассказа Ю.Яковлева? (Высказывают своё мнение).

- Давайте познакомимся с ним.

8. Выразительное чтение рассказа по ролям заранее подготовленными учащимися.

А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. Потом она подошла к столу и вдруг почувствовала тупую неодолимую усталость. Она тяжело опустилась на скамью и закрыла глаза. Может быть, задремала. Может быть, время прошло в забытьи. Но когда она открыла глаза, на дворе было уже темно. Баба Настасья встрепенулась, поднялась, зажгла свет. Она вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок, потому что знала письмо наизусть.

 Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем. А бабы были усталые и свирепые. Один раз чуть не прибили хромого почтальона.

 «Ты, хромой черт, без писем не приходи в деревню!» И долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта — Настасьино.

 На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

 И вот тогда они требовали от Настасьи:

 — Читай письмо!

 Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:

 — «Здравствуй, жена моя Настасья!..»

 И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья были живы и здоровы. И не нравился им филичевый табак: «Куришь, куришь — никак не накуришься!»

 И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

 — У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

 Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:

 — Отвори!

 — Что тебе, соседка?

 — Дай почитать письмо.

 Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне.

 Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.

 — Ты не расстраивайся из-за портянок. К зиме обязательно новые выдадут. Я знаю...

 И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...

 Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо — значит, он жив.

 Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...

         Но потом бабе Настасье показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.

 Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают — то лекарственные травы, то колоски. Теперь они ищут реликвии.

         А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!» Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения. И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.

 Баба Настасья вздохнула. И аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился треугольник.

 Потом ей стало душно, и она заковыляла к двери. Вышла на крыльцо. Было уже совсем темно. В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.

         Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый запах. Он проникал внутрь, разливался по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло свою гнетущую тяжесть. Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.

- Почему же вернулись ребята в дом бабы Настасьи? (Отвечают).

- Так что же такое «реликвия»? Запишите определение с толковый словарик.

Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

- Так являются ли реликвией письма солдат с войны?  Почему? (Отвечают).

9. Вывод: Письма солдат буквально потрясают своей простой – проще, достовернее не бывает. Как они хотят жить! Как нежно и преданно любят своих близких – матерей, отцов, жён, детей! Как зримо встают перед ними картины счастливой довоенной жизни, часы любви, годы доверия, общие мечты! Как отчётливо – хоть и мысленно – они видят будущую жизнь, счастливую будущую жизнь, в которой многим из них не суждено жить! Мир писем неисчерпаем, всё в нём связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее. Письма являются подлинными историческими документами своего времени.

10. Премьера книги.

- Я хочу вам представить замечательную книгу «Говорят погибшие герои», в которой собраны письма тех, кто не вернулся с войны, кто отдал свою жизнь за светлое будущее нашего народа. Прочтите её. Конечно, вы читали много документальных произведений, многое видели по телевидению, но здесь вы побудете наедине с теми, кто не вернулся, услышите личный голос каждого из них. Он дошёл до нас с равнин России, из окопов Подмосковья. Из звенящих стужей блиндажей, из безвестных лесных могил, из гитлеровских тюрем и гестаповских застенков. А о том, какое впечатление производили эти письма на тех, кто читал их, лучше, чем словами из песни «Письмо отца» на музыку  Евгения Мартынова,  слова Дементьева, А. Усманова Д. не скажешь. Послушайте её.

11. Прослушивание аудиозаписи песни «Письмо отца».

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу адрес почты стоит полевой,
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

Дорогая моя, на передней у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу,
Дорогая моя, поцелуй, на прощанье сынишку.
Знай, что вас от беды я всегда берегу.

Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу
Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,
Новостройки растут, и сердца продолжают любить.
Я читаю письмо, и уверен, что, если придется,
Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу адрес почты стоит полевой,
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

- Это письмо дошло до своего адресата, и, как много лет назад, оно дорого и свято, эхом отзывается в душе каждого, кто слушает эту песню.

12. Треугольное эхо войны. Солдатские треугольники и будущие поколения. Беседа с учащимися по прочитанному ранее рассказу Ю.Яковлева «Письмо с вулканического острова».

- ? Вряд ли тот, кто царапал  химическим карандашом своё послание, думал, что оно сохранится и будет дорогим и ценным документом. А в каком произведении мы с вами читали о письме, опоздавшем на 20 лет?

( Ю. Яковлев. Рассказ «Письмо с вулканического острова»).

- Почему молодая почтальон так хотела, чтобы письмо дошло до адресата? Что вы можете о ней сказать?

- ? Почему это опоздавшее письмо было важным для женщины, которая его не получила вовремя? (Потому что в нём 19-летний Алексей, оборонявший этот маленький клочок русской земли и знающий, что не вернётся живым переживал за свою мать, за соседскую девочку и  приказывал: пусть никто не обижает Женю!)

- ? Почему же она отдала это письмо девушке-почтальону? (Потому что той девушке - почтальону  оно было нужнее, так как у неё никогда не было человека, который бы приказал всему свету: пусть никто не обижает Женю!» А ещё потому, что для неё это старое фронтовое письмо дошло неприглушённым и не ослабленным годами, а таким, словно его только что написали, и в нём билась тревога, а промокшая девушка в огромных сапогах откликнулась на эту тревогу. Она спрятала его отдельно,  чтобы не спутать с чужими письмами.)

- А отдаст ли Баба Настасья из рассказа «Реликвия» своё письмо ребятам? (Да, потому что для них оно теперь важнее, для того, чтобы они научились ценить важное.)

- Какова роль маленького мальчика, открывшего дверь неожиданной гостье, пришедшей как бы из прошлого, с того «вулканического» острова, на котором было написано письмо 20 лет назад?

- Дочитывая последние строки рассказа, мы не сомневаемся, что девушка навсегда сохранит это не ей адресованное письмо. Для неё оно станет реликвией.

- Чему учит этот рассказ?  Почему он актуален и сегодня? (Отвечают).

 - Но война закончилась, наступило мирное время. А люди продолжают, как и прежде, писать письма. Еще не так давно ваши мамы и папы писали письма знакомым, друзьям, друг другу, находясь в командировке или в отпуске, на бумаге и отправляли их через почту. Сегодня появились иные средства связи:  стали доступны человеку  телефон, телеграф, Интернет-почта, sms-сообщения и т.д. Но письмо бумажное  не утратило своей актуальности и сегодня. Давайте попробуем изготовить макеты треугольников-писем.

13. Инструктаж по изготовлению письма-треугольника. (Проводит специально подготовленный ученик, демонстрирует процесс изготовления).

- Конверт-треугольник изготавливается так: обычно берётся  тетрадный лист бумаги, сначала загибается  справа налево, потом - слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставляется, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать военная цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

14.Рефлексия.

- У вас на партах лежат небольшие треугольнички. Попробуйте в трёх словах определить и в каждом из 3-х углов написать, что могут дать вам, поколению ХХI века, письма солдат Великой Отечественной войны. (Пишут).

15. Домашнее задание.

Учитель. -  Давайте вернёмся к макетам, изготовленным вами сегодня и  попробуем написать письма ветеранам Великой Отечественной войны, вашим бабушкам и дедушкам, тем, кто пережил страшное лихолетье, или своим близким, своей семье, но такое, чтобы оно говорило о чем-то самом важном, дорогом. Шло от души. Подумайте, кому вы напишете его.

Перед вами стоит  нелёгкая задача. Это письмо должно быть искренним. Для него подберите самые нужные, а может быть,  самые нежные слова. Пусть ваше письмо будет страстным или поучительным, шутливым или печальным, пусть даже ироничным, но не равнодушным и однообразным. Оно будет памятным для ваших близких, как те маленькие солдатские треугольнички, что ждали с войны наши прабабушки и бабушки. Пусть они объединяют вас и ваших родных так же, как когда-то во время войны объединяли всю страну.

Вручите их в День Победы. И пусть традиционной, как георгиевская ленточка, станет акция «Солдатский треугольник», проводимая в этот Великий день. Удачи вам, ребята!

Приложение

11 марта 1943 года

Здравствуй, Шура!

  Я получил ваше письмо, которое уже не ждал и потерял всякую надежду, т. к. я вам писал давно, но у меня изменился адрес и место жительства. Шура, описывать про свою жизнь почти нечего, живу хорошо. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда и по настоящее время работаю помощником командира взвода. На днях присвоили звание старшего сержанта, представлен к награде орденом Красной Звезды, принят в члены партии. Конечно, сама должна понять, что за жизнь, когда живешь на фронте и сражаешься с таким зверем, но описывать жизнь нечего. Мать, конечно, не должна знать то, что приходится нам переносить на своих плечах. Праздник (Октябрьскую) провели неважно: в землянках и на передовой. Только и вспоминаешь, как праздновали 4 года назад. Думаю, живы будем, вернемся и наверстаем за все прошедшее. Шура, передавай привет всем старым друзьям.

С приветом!                                                                        Иван. 

Иван Александрович своей невесте Шуре – моей прабабушке Александре Ивановне Исаковой (в девичестве Никифоровой).

19 октября 1941 г.

Дорогая, милая Клава!

        После того как расстался с тобой, пишу тебе, наверное, в 10-й раз. Писал и через почту, и через Дубровного. Послал тебе две посылки с вещами и деньгами… От тебя пока получил одну телеграмму. Знаю, милая, как медленно теперь движутся частные письма и телеграммы, и не виню тебя. Но ничего, голубка моя, никто не даст тебе погибнуть от нужды…

        Безумно скучаю по тебе и чувствую безмерность твоего одиночества. Но Родина страдает бесконечно больше, чем отдельные люди, и поэтому я стараюсь заглушить сердечную боль и беспокойство о тебе…

        Почти 20 лет нашей совместной жизни наложили неизгладимый отпечаток. Хочется верить, что мы ещё встретимся и будем жить вместе!

        Я ни в чём не нуждаюсь, поэтому не беспокойся. Страдаю только об одном, что не могу (из-за дальности и незнания твоего адреса) помочь материально…

        Крепко, крепко целую и обнимаю. Будь здорова, береги себя. Не стесняйся, в случае нужды, продавать мои вещи. Будем живы, приобретём.

        Ещё раз целую и обнимаю.                    Твой Иван

Письмо И.И.Бакулина, руководителя подполья,  жене.

1942 г., сентябрь

Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек...

Кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же цветет цветок... И вдруг очередной взрыв. Василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не поднял, его бы затоптали.

Вот как фашисты поступают с детьми оккупированных пунктов, где они убивают и топчут ребят... Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком.

Что тебе непонятно, мама объяснит.

Твой отец.

Письмо гвардии майора Д.А. Петракова дочери.

22 августа 1943г.

        Дорогие мои Витенька, мамочка, бабушка! Не писала вам вот уже целую неделю – не было времени. Вчера мы вышли из боя, и вот получаю Витино письмо. Пишу сразу же ответ.

        Пару слов напишу о себе – жива и здорова. Правда, плохо слышу, но пройдёт. Здесь я уже побывала и второй раз на фронте. С 15.08.43г. по 21.08.43г. шёл жаркий  бой с фрицами. Немцы рвались на высоту, где мы находились, но все их попытки прорваться были тщетными. Стойко сражались наши бойцы. Многие пали смертью храбрых, но я осталась жива.

        Милый Витя, ты пишешь, что сейчас вам очень трудно. Знаю это, но, мой милый, дорогой, сожми покрепче зубы и борись со всеми трудностями, и так знай, что это всё наделал проклятый фашистский зверь. Нужно отомстить ему за всё: и за разрушенную счастливую жизнь, и за тысячи убитых и раненых, и за кровь и слёзы наших отцов, матерей, сестёр.

        Будьте здоровы, пишите чаще.

        Целую всех вас.                                                            Валя

Письмо санитарки В.О. Гнаровской родным

1 октября 1943г.        

        Добрый день, дорогая мама!

        Наконец-то получила от тебя письмо. Рада, что дома всё в порядке, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. По сообщениям Совинформбюро знаешь обстановку: нашими войсками освобождён Орёл и сотни деревень,- здесь-то нахожусь; теперь спокойно могу сказать, что была на фронте, что всё увидела.

        Сегодня мне один краснофлотец рассказывал о своей матери. Он сильно волновался, чувствовалось, что он очень любит свою старую мать,- с такой нежностью и с таким волнением говорил он о ней. Так бойцы после Родины в первую очередь любят мать, и эти два дорогих слова для нас сливаются воедино.

        Вот и всё, что я хотела написать в своём письме. Береги себя, родная моя мамочка. Пиши мне чаще. Я только и думаю, как ты там живёшь.

        Целую тебя крепко.                                                      Оксана.

Письмо О.Н. Ромодановской родным

1.10.44г.

        Дорогая мамуся!

        Сейчас принял боевую машину и в скором времени пойду в бой. Экипаж попался удачный.

        Результатов боя не могу сказать, так как сам не знаю, но надеюсь, что всё будет благополучно.

        Живу пока хорошо, кушаю тоже хорошо, что же ещё надо?

Крепко, крепко всех целую. Привет друзьям.                                      Вова                                                                                                

P.S.  Жду от вас писем, так как уже долго из-за дороги от вас не получал…

 Письмо танкиста В.Чхаидзе родителям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«А для тебя, родная, есть почта полевая...». Урок письма №1

Слайд 2

ЦЕЛЬ: повторить определение письма, его виды, вспомнить правила написания письма; обучать высказыванию по картине от лица одного из персонажей, обогащать речь учащихся словами военной тематики, дать осознать важность переписки в жизни людей, особенно в трудные моменты истории, в частности во время Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Слайд 3

Формы письма письмо- поздравление письмо- пожелание письмо- информация Повторим, не повторяясь

Слайд 4

Письмо - это передача информации - Кто такой «адресат»? АДРЕСАТ – получатель, лицо, которому адресовано послание, почтовое отправление. - Кто такой адресант? АДРЕСАНТ – отправитель, лицо, которое отправляет послание. АДРЕСАНТ АДРЕСАТ

Слайд 5

Это он! Ленинградский почтальон

Слайд 6

Почтальон Печкин!

Слайд 8

Памятники почтальону в Нижнем Новгороде, Елабуге и Минске Честь и слава почтальонам, Утомлённым, запылённым. Слава честным почтальонам С толстой сумкой на ремне!

Слайд 9

Словарная работа Полева́я по́чта — вид почтового обслуживания в воинских частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Вое́нно-полева́я по́чта — разновидность полевой почты, почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий.

Слайд 10

История полевой почты В России словосочетание «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года. Окончательно закреплено в 1716 году Воинским уставом Петра Первого, в котором находился раздел «О чине полевой почты».

Слайд 11

История полевой почты В 1710-х годах в ходе Северной войны из столиц к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». Связь на линиях обслуживали драгуны.

Слайд 12

История полевой почты Впоследствии они были заменены гражданскими ямщиками. Слово “ямщик ” происходит от слова “ям”, так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами.

Слайд 13

Фельдъегерская почта В годы Первой мировой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, а также сопровождение высокопоставленных лиц обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса (1796—1917). Эта почта существует и сейчас и играет огромную роль. Маршруты фельдъегерей пролегают по всем, какие могут быть в природе, трассам: по железной дороге и по воздуху, по морю и рекам, по автомобильной дороге и бездорожной тундре.

Слайд 14

"Правда" 18 августа 1941 г. писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги".

Слайд 15

Пчелин Владимир Николаевич 1869-1941 Пчелин Владимир Николаевич (1869-1941), живописец-жанрист и портретист, Заслуженный художник Республики (1926). Учился в художественной школе, по окончании ему присвоено звание классного художника. Учился в Академии Художеств у И.Е. Репина. После окончания обучения едет в Париж. Выставляет свои полотна на передвижных выставках. До революции пишет преимущественно жанровые сцены. Революция меняет воззрения художника, и он переходит к огромным историческим полотнам и революционной тематике. Работы В.Н. Пчелина хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Саратова, Харькова, Екатеринбурга.

Слайд 16

«Письмо с фронта». 1917 г.

Слайд 17

Родился в Ростове на Дону 16 (29) мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств (1926-1929), а также в аспирантуре этой академии у Грабаря (1938-1944); среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал И.И.Бродский. Лактионов был художником разноплановым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни. Автопортрет Лактионов Александр Иванович (1910-1972)

Слайд 18

Картина и зрители Лактионову А.И. хватило бы одной картины, чтобы навсегда остаться и в истории живописи и в истории страны. Когда полотно «Письмо с фронта» в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины. Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, художник получил за неё Сталинскую премию, а её репродукции разошлись по всей стране, сделав имя художника широко известным.

Слайд 19

«Письмо с фронта». 1947 г.

Слайд 20

Работа по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» Только ли название объединяет эти картины Пчелина Владимира Николаевича и Лактионова Александра Ивановича ? – Почему картина И.А.Лактионова тоже названа «Письмо с фронта»? - Кто это письмо принёс?

Слайд 21

История написания картины Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник жил в Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять. Однажды встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорил с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был раздвинут -углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы.

Слайд 22

Прообразы героев картины Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик - палочку.

Слайд 23

Прообразы героев картины Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна. Девушка в кофточке, с красной повязкой де-журного ПВО, - это со-седка. Она вся в солнце, а ее улыбка только до-бавляет тепла и света, наполняющих картину.

Слайд 24

Прообразы героев картины Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это Сережа, семилетний сын художника, девочка с косами - дочурка Светлана.

Слайд 25

Работа по картине - Каков жанр картины? (Групповой портрет в полный рост). - Почему именно групповой портрет выбирает художник? -Где происходит действие картины? Почему именно такой интерьер выбрал художник? - Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид?

Слайд 26

- Кто читает письмо и кто слушает? - Попробуйте описать героев картины, их позы. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь при описании внешности персонажей? -Подберите определения для описания персонажей: а) облика женщины; б) пионера, читающего письмо; в)солдата-письмоносца; г) девочки с косами; д) девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Работа по картине

Слайд 27

- Подберите определения для описания интерьера. - Подберите определения для описания пейзажа на заднем плане. - Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине? Прислониться – притулиться - облокотиться, идти – прогуливаться - шествовать, повседневный – обыденный - будничный, ранний – молодой - зелёный, приятная – милая - очаровательная, ласково - нежно –трепетно. Работа по картине

Слайд 28

– Какие приметы военного времени увидели вы на картине? (Бедная обстановка: провалившийся пол, стена с облупившейся штукатуркой; скромно одетые герои картины; вдали, на втором плане идёт солдат в полевой форме, готовый присоединиться к обсуждению вестей с фронта). – Как передано в картине: вести с фронта – добрые, победа близка? Работа по картине

Слайд 29

А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Слайд 30

9. Практическая работа по картине. 1. Определение темы и главной мысли сочинения. 2. Составление плана сочинения. 3. Словарная работа.

Слайд 31

11. Домашнее задание. 1. Дифференцированное задание. Напишите сочинение: А) 3-я группа (воспроизводящий уровень) – описание картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (или картины В.Н. Пчелина «Письмо с фронта» - по желанию); Б) 2-я группа (конструктивный уровень) рассказ от лица одного из героев; В) 1-я группа (творческий уровень) рассказ на основе услышанного. 2. Повторить правила постановки знаков препинания при обращении и прямой речи.

Слайд 32

Ресурсы http://www.museum.ru/alb/image.asp?14735 http://www.art-stamps.narod.ru/gtg/page_051.htm http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1583&idg=0&user_serie=0 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://www.ashevchenko.ru/files\новые_работы\новые_работы_ http://farm4.static.flickr.com/3139/2383643876_fc4b2549c6.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тебя родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!

В 1991  году был принят конституционный закон РК « О государственной Независимости РК».За ним закрепилось его исключительная собственность на земле и ее недра, воды, воздушное пространство,...

Благодарю тебя, родная!

Стихи собственного сочинения, прошу судить не строго. Написала специально для классного часа по теме ""ДЕНЬ МАТЕРИ" в 5 классе....

"Приветствую тебя , родной мой уголок".

Час общения о малой Родине Хакасии. Способствует расширению кругозора, развитию творческих способностейи воспитанию любви к Родине....

Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!

Открытый классный час в 5 классе, посвященный Дню независимости Республики Казахстан...

Стихотворение о маме. "Благодарю тебя, родная мама"

Нежное и красивое стихотворение о маме....

Сценарий праздника к 8 Марта "Для тебя, родная!"

Внеклассное мероприятие, посвящённое женскому дню...

Люблю тебя, родной Донбасс!

Воспитательный час...