Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение" для 5 класса (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_uroka_dlya_attestatsii.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижне – Залегощенская основная общеобразовательная школа»
Учитель руского языка и литературы: Федосова Г.И.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием определение, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи.
- Научить находить определение в речи, употреблять его в предложении.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
И. Романов
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?
- Правильно, это сказуемое.
- А этот член предложения отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.
-Этот член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
1.Устная синтаксическая минутка. Найти грамматическую основу в предложениях.
Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. Ближний лес затихает. В нём показались всюду просветы. (слайд 2)
- Какими являются предложения по наличию в них второстепенных членов?
- Дать связный рассказ о дополнении (устный ответ ученика).(слайд 3)
- Сегодня мы продолжим нашу работу с второстепенными членами предложения.
2. Переход к теме урока. Разобрать предложение, дать полную его характеристику, найти грамматическую основу и дополнения.
По тополям и клёнам холодный вихорь пролетел. (повеств., невосклиц., простое, распростр.)(слайд 4)
- В предложении есть ещё один второстепенный член. К какому слову он относится? Как задать к нему вопрос? Что обозначает второстепенный член предложения?(слайд 5)
3. Знакомство со стихотворением.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? и Какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.
Второстепенный член предложения - определение.
Постановка учебной цели.
- Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из нее, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? (будем формировать умение находить определение, выясним, чем оно выражено).
Вывод правила по теме урока.(слайд 6)
1 этап.
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний
Движение темы.
1Разминка. По данным признакам угадайте предмет.
Большой, деревянный (дом); маленькая, узкая (дверь); сухое, свежее, душистое (сено, полотенце); дождливый, пасмурный (день), приветливая, холодная (улыбка).
- А теперь проведём небольшое исследование.
В предложении Наш новый бревенчатый дом стоит в сосновом бору найдите грамматическую основу (так нужно поступать всегда –найти главные члены предложения, а потом второстепенные, относящиеся либо к подлежащему, либо к сказуемому.)
-Какие слова определяют признаки существительного дом? На какие вопросы они отвечают? Каким второстепенным членом предложения являются? Как подчёркивать определение?
-Является ли прилагательное сосновый определением? (Да, но понятие «сосновый бор» целостное, поэтому в данном случае он будет одним членом предложения. Каким? Обстоятельством места, так как отвечает на вопрос где?)
- В предложении Бревенчатый дом стоит на берегу моря найдите определение.
В словосочетании на берегу моря замените зависимое слово прилагательным. Какое словосочетание получилось (морской берег). Какой ещё частью речи выражено определение? (именем существительным).
Заполним таблицу «определение».
Предложение. | Словосочетание | Чем выражено определение? |
Наш новый дом стоит в сосновом бору | Дом (какой?) новый, бревенчатый | Имя прилагательное |
Дом (чей?) наш | Местоимение | |
Бревенчатый дом стоит на берегу моря. | На берегу (каком?) моря, берег (какой) морской. | Существительное |
В эту ночь ударили первые морозы. | Морозы (какие?) первые | Числительное |
Вывод: какими частями речи выражаются определения?
2 этап.
Вторичное закрепление.
4.Работа с текстом.
Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.
- Можно ли эту запись назвать текстом? Как его можно озаглавить? Чего не хватает в данном тексте? Подберите подходящие по смыслу определения и запишите получившийся текст. Подчеркните определения.
А зачем нужны определения?
Лексико - орфографическая работа.
Работа в группах:
- По опорным словам, которые написаны на доске, нарисуйте портрет берёзы. Перед вами определяемые слова. Подберите к ним определения.
1 группа: на ветвях (каких?) гибких, плакучих.
Ствол (какой?) стройный, белоснежный.
2 группа: листьями (какими?) зубчатыми, клейкими, глянцевыми.
3 группа: серёжки (какие?) нежные, ароматные, жёлто-зелёные.
- Так зачем же нам нужны определения? (Чтобы охарактеризовать признаки предмета или красочно, выразительно его описать).
Перед вами замечательная картина известного художника, на которой вы видите русскую берёзу. Такой ли вы её представляли, когда рисовали свой образ берёзы.
-А вот следующее видение образа. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза под моим окном», подготовленное учеником.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
-Как называются образные определения? (Эпитеты),
-Поэты издавна пользуются особыми определениями - эпитетами. Вспомним фольклорные эпитеты.
Работа в парах. Устно подберите эпитеты к ключевым словам-образам:
поле (широкое, чистое, раздольное),
кудри (русые, золотые),
кони (ретивые, быстрые, удалые),
месяц (ясный, светлый, молодой),
головушка (буйная, молодецкая).
Такие эпитеты называются устойчивыми. А бываю эпитеты авторские.
-Любите ли вы море? Каким вы его представляете? Запишем замечательные по выразительности строки Ф.И.Тютчева, подчеркните определение:
О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зелёной гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено - игривый.
-Прочитайте выразительно четверостишие.
-Почему оно заканчивается восклицательным предложением? (Восклицательное предложение передаёт восторг поэта.)
- О чём это стихотворение? На каком «биноме фантазии» строится? (Морская волна и конь.)
-Посчитайте, сколько определений – эпитетов в таком маленьком стихотворении (6), и вы убедитесь, что без них у поэта не получилась бы такая выразительная картина морской стихии. Как называется эта стихия? (шторм).
- Передают ли эти определения физические свойства морской волны или служат изобразительным целям? Эпитет всегда рисует предмет с необычной стороны. Докажем это. Словарная работа:
Рьяный – что это означает? – неукротимый, бешеный, страстный.
Конь морской – это метафора: гребни бушующих волн напоминают разметавшуюся гриву коня.
С бледно- зелёной гривой – море в шторм утрачивает свой привычный цвет, на нём появляется бледно- зелёная пена.
Смирный, ласковый, ручной – море в штиль: спокойное, ласковое.
Уберите эпитеты из строк. Что получилось? (Нет определений -сразу пропадает образ морской стихии.
Вывод: определения удивительно срастаются с определяемыми словами.
На фоне картины художника послушайте звуки шторма.
Созвучно ли оно со строками Ф.И.Тютчева?
- Какова роль определений в тексте? (слайд 7)
5.. Проставьте недостающие определения. Какая прогулка в лес у вас получилась?
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны.
Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.
(В осеннем лесу; разноцветные листья; влажную землю; золотым ковром; последние теплые лучи; к дальнему отлёту; в южные страны; по узкой тропинке; юркая белка; белый гриб; стрекочущих кузнечиков; трудолюбивых муравьёв; последний грибок; таинственный лес; до будущей весны).(слайды 8,9)
6. Словарная работа.(слайд 10)
ПОРАЖАТЬ
ЗАРАЖАТЬ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ
- Чем поражает нас осень?
7.Синтаксический разбор предложения.
Золотая осень поражает нас обилием плодов, тишиной, спокойствием, красотой пёстрого леса.
Спасибо за урок.
8.Подведение итогов урока.(слайд 11)
Возьмите осенние листочки – настроения после урока и прикрепите их на веточки берёзы.
9. Д./З: стр.86, правило параграфа 38, упр. 186.
Список используемой литературы:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя.- СПб.: Свет, 1996.
- Бутеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5класс.: Образовательная система «Школа 2100». Москва, Баласс. 2006.
Приложение.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
Прогулка в осенний лес
Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны.
Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Ход урока I.Организационны...
Открытый урок русского языка в 8 классе по теме: "Второстепенные члены предложения. Определение"
Материал направлен на активизацию ранее усвоенных учащимися знаний о второстепенных членах предложения, расширение понятия об определении (согласованные и несогласованные определения), наблюдение над ...
Урок русского языка. Члены предложения
Отработка умений определять главные члены предложения...
Урок русского языка в 8 классе "Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства"
Сценарий урока...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
Презентация "Второстепенные члены предложения. Определение" включает определение второстепенного члена, виды определений, обособление на письме, примеры....
План-конспект урока по русскому в 5 классе на тему « Второстепенный член предложения. Определение»
Тема урока: "Определение". 5. Тип урока: Урок общеметодической направленности. 6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения...