Адаптивная система обучения в условиях ВСОШ при ФКУ ИК.
статья по русскому языку на тему

Баженова Наталья Вячеславовна

Адаптивная система обучения: в чем ее преимущество.

Как научить обучающихся учиться? Повысить уровень самостоятельности и познавательного интереса к предмету? «Не потерять ребят» с низкими учебными возможностями, с огромными пробелами в знаниях, с пропусками занятий. Все эти проблемы заставили меня действовать по принципу: «Образование есть способ развития личности, а не накачка информацией». Адаптивная система обучения позволяет решить многие проблемы в устранении орфографической и пунктуационной не компетенции учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_sistema_obucheniya.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная система обучения: в чем ее преимущество.

Как научить обучающихся учиться? Повысить уровень самостоятельности и познавательного интереса к предмету? «Не потерять ребят» с низкими учебными возможностями, с огромными пробелами в знаниях, с пропусками занятий. Все эти проблемы заставили меня действовать по принципу: «Образование есть способ развития личности, а не накачка информацией». Адаптивная система обучения позволяет решить многие проблемы в устранении орфографической и пунктуационной не компетенции учащихся.

Цель АСО – обучение приемам самостоятельной работы, развитие и совершенствование умений добывать знания, максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащегося.

Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Оно эффективно реализуется в условиях АСО, где уменьшается объем информирования, но идет обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать, делать выводы, фиксировать главное.

Структура технологии АСО:

1 этап -  на объяснение нового материала отводится10 мин, идет обучение возможным приемам самостоятельной работы  (использование схем, обобщающих таблиц, алгоритмов). Для индивидуальной работы предлагаются многоуровневые задания  (упражнения, тесты с подсказкой и без подсказок, тесты в форме ЕГЭ, проверочные карточки, цифровые диктанты, творческие задания: эссе).

2 этап – самостоятельная работа. Для индивидуальной работы предлагаются многоуровневые задания  (упражнения, тесты с подсказкой и без подсказок, тесты в форме ЕГЭ, проверочные карточки, цифровые диктанты, творческие задания: эссе, учебные листы).

3 этап - взаимоконтроль учащихся. Они обмениваются тетрадями с соседом или слушают        друг друга. Возможна работа в группах : статических (сидящие за одной партой), динамических (соседние парты). Учитель активно включается в работу групп в разных качествах: участника, консультанта, помощника. Переход к выполнению заданий без алгоритмов. Использование заданий с нарастающей степенью сложности. Подготовка к зачету.

    Учебный процесс в системе АСО позволяет уделять больше времени консультированию, а это основная форма работы ВСОШ, где даже сами уроки называются консультациями.

В виде схемы структуру консультации по русскому языку в условиях АСО можно представить так:

Учитель

Обучающиеся

Обучение

1.Одновременная работа всех учащихся

10 мин

Корректировка, контроль

               2. Самостоятельная работа

15мин

                   Взаимоконтроль,  

                    взаимопроверка            

Работа в парах (устно)

       3 мин

                 3. Самостоятельная работа повышенной трудности

         

        15 мин

                    Рефлексия, подведение итогов

        2 мин.

   На своих уроках русского языка для устранения «пробелов» в орфографической компетенции учащихся я использую следующие приемы и формы компенсационно-развивающего обучения:

1)опоры Меженко;

2)обобщающие таблицы;

3)алгоритмы применения правил;

4) тематические учебные листы;

5)приемы мнемотехники;

6)релейная работа;

7)взаимопроверка;

8)лист взаимоконтроля.

Алгоритмы применения правил на практике.

При отработке разных типов орфограмм на уроке русского языка  использую компенсационно-обучающие алгоритмы. Беда моих учеников состоит в том, что, даже зная правило, они не могут применять его на практике. В алгоритмах представлена учебная информация, содержатся основные понятия из ранее изученного материала. Она необходима для усвоения нового материала, выполнения домашнего задания.

 Алгоритмы имеют дифференцированность  действий для формирования конкретного предметного умения. Каждое действие, которое выполняет учащийся, позволяет ему повышать уровень самостоятельности , что убеждает ученика в наличии у него способностей выполнить задание самостоятельно.

      Дифференцированные, пошаговые алгоритмы компенсируют отставание, повышают уровень знаний учащихся, формируют позитивные черты личности.

Рассмотрим методику работы с алгоритмом по теме «Правописание гласных в корне слова».

Такая орфограмма, как гласная в корне слова, представлена в большом количестве в любом тексте. Именно поэтому типичные ошибки в ее правописание давно уже заняли одно из первых мест. Предложенный алгоритм позволяет добиться успешности в применении этих правил.

        Цель алгоритма:

1)выработать у ученика умение дифференцировать гласные в корне слова как проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

2)отработать навык правописания каждой из этих  гласных с учетом исключений.

Все теоретические правила правописания гласных в корне слова не даются отдельно, ибо все они включены в алгоритм и дублировать их нет необходимости.

Проверить усвоение материала рекомендую с помощью заданий для самостоятельной и контрольной работы ( упражнения для тренинга, задания с подсказкой, эссе, теста без подсказки)

Выводы. Заключение.

Основной принцип адаптивной системы обучения – увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и снижение загруженности учащихся домашними заданиями (они носят вспомогательный характер). Подростки начинают верить в свои силы, у них развивается устойчивая самооценка и снижается тревожность.

Внедрение АСО – процесс трудоемкий.  Необходимо диагностировать первоначальные знания и умения по русскому языку, составлять алгоритмы , подбирать разноуровневые индивидуальные задания, обучать навыкам контроля и самоконтроля; организовать групповую и парную работу.

Результатом эффективности реализации АСО в процессе формирования орфографической зоркости ( а также использование принципа АСО при изучении других разделов  русского языка) могут служить итоги ЕГЭ по русскому языку в 2008-2009 , 2010-2011  уч.г. обучающиеся ВСОШ на экзамене показали 100% обученность. Это успешный результат для вечерней школы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная система обучения+презентация

Адаптивная система обучения (АСО) - разработана А.С.Границкой. Данная система позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся...

Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (Авторская разработка. Адаптивная система обучения).

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными(Авторская разработка. Адаптивная система обучения).      Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русск...

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

Адаптивная система обучения - необходимое условие успешного учебного труда учащихся на уроках иностранного языка.

Адаптивная система обучения- необходимое условие успешного учебного труда учащихся на уроках иностранного языка.​Открытый урок для 6 классаОткрытый урок для 6-7 класса...

Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....