Статья "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы".
статья по русскому языку на тему

Осянина Ольга Геннадьевна
Данная статья содержит материал о современных образовательных технологиях на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

            «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи и  русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником.   В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения используютя современные образовательные  технологии, что повышает мотивацию,  эффективность урока  и  делает процесс обучения успешным.

        Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение  знаний  помогает ученику быть успешным, повышает самооценку, делает его  конкурентоспособным. Поэтому нельзя себе представить урок, на котором не были бы использованы современные инновационные технологии. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

  Одной из часто используемых мною технологий на сегодняшний день является игровая технология.  Не  представляю себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических  игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале  у  меня возникало множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть?

        Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, поэтому обсуждаю  с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, т.к. развивает творческие способности и мышление учащихся, закладывая фундамент игровой культуры.

        Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков: «В гостях у имени Существительного», «Эти многоликие слова», «Звездный час», «Учебный турнир»,  викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах, инсценирование.

        На уроках русского языка и литературы использую технологию  ИКТ.

 Это прежде всего уроки-презентации по изучению творчества писателей, уроки-презентации по подготовке к ГИА. Практически на каждом уроке использую  тестовые технологии, технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравятся следующие:

        Чтобы сделать  уроки эмоциональнее, использую технологию “погружение «Погружение» предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Такое построение учебного процесса  способствует более глубокому и основательному усвоению знаний.

      Урок-презентация, или урок-представление.  Активизация учебного                       процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь ребят учебой..

Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными, межпредметными связями в содержании образования. А уроки литературы призваны помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.

Такие уроки – презентации  провожу и на уроках русского языка. Ребята с удовольствием представляют свои лингвистические рассказы и сказки на разные темы.

 Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы – обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше. Использование технологии критического мышления способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми.

      Используя  современные образовательные технологии,  не забываю о том, что главное в уроках русского языка и литературы – постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, пусть маленькие. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут писатели, тогда придет и желание «изловить» законы языка, то есть только через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Итак, «погрузиться» в язык, как в океан. Таким неиссякаемым океаном для речевого, нравственного и интеллектуального развития учеников должен стать язык произведений нашей классики. Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимся, не должно лежать мертвым грузом, язык наших писателей должен поражать и вызывать желание подражать.  Поэтому ведущим   этапом на уроке русского языка  является работа с текстом. Именно комплексная, многосторонняя и многоуровневая работа с текстом. Текст  мною используется   не только на уроках развития речи, но и при изучении морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, фразеологии, орфографии и пунктуации. В ходе работы с текстом реализую межуровневые и внутрипредметные, а также межпредметные связи. Все это позволяет эффективно добиваться широкого спектра образовательных, воспитательных, научно-методических и психолого-педагогических целей, среди которых особенно нужно выделить воспитание любви и интереса к родному языку как к основе гуманитарной культуры.

        Урок по теме «Имя прилагательное» был проведен мною в 6 классе.                            Тема урока звучала так «Меткие, «озаряющие» слова. Роль прилагательных в речи. Это был урок повторения и систематизации знаний по теме «Имя прилагательное». Используя межпредметные связи, урок я связала с литературой, и параллельная тема звучала так: «Пушкин, о Пушкине, С Пушкиным». Лейтмотивом урока были слова Н.Г. Чернышевского: «До Пушкина.. еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты» и слова А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч и выразителен». Для меня особенно важно было показать учащимся, как ищет самое нужное, самое точное слово писатель, создавая свои произведения. На уроке в основном звучали отрывки из произведений А.С. Пушкина по теме «Зима. Снег». Наряду с традиционными методами на уроке были использованы и современные технологии. Это технология обучения анализу поэтического текста, технология «творческая мастерская», технология проблемного обучения, игровая технология.

     Урок по теме «Односоставные предложения» был проведен в 8 классе с использованием ИКТ. На этом уроке была использована и технология развития критического мышления. Повторение изученного материала  осуществлялось  через  сочетание таких форм работы,  как фронтальная, групповая, самопроверка. Деятельность  на  уроке была организована  в виде  игры-путешествия, выполнения теста «Тонкие вопросы» с использованием сигнальных карточек, заполнения таблицы «Односоставные предложения», «Паузы для любознательных» (инсценированный диалог учащихся с прочтением отрывков из произведений А.А.Фета и А.С. Пушкина с постановкой проблемного вопроса),  что  развивает  мыслительные способности учащихся, помогает выработать им собственную позицию по изучаемой теме и соединить воедино имеющиеся  знания. Один вид деятельности плавно переходит в другой (путешествие по станциям, творческое задание, контрольное списывание с грамматическим заданием). Эти задания способствуют  развитию системности мышления,  выделению главного. Также на уроке были использованы «листы контроля». Самоконтроль выражает доверие со стороны учителя, развивает внимательность учащихся, воспитывает самокритичность.

Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека. Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.  В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы: наши, потому что художник не ставил их себе и не мог их предвидеть. Каждое новое приближение к произведению искусства есть его воссоздание, каждый новый читатель есть как бы его новый автор. 

        При работе над произведением  провожу параллели с реальной жизнью, в которой постоянно возникают те или иные ситуации, которые требуют разрешения. Предлагая свои решения, сравнивая себя с теми или иными героями, ребята на уроках литературы лучше начинают понимать себя, выстраивают свою систему ценностей, могут сформулировать и обосновать своё мнение. Урок по теме «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как синтез его творчества» был проведен в 10 классе. На уроке были использованы как проблемные, так и творческие вопросы, практическая работа с текстом художественного произведения, элементы дискуссии, решалась и воспитательная задача: разговор шел о цене человеческой жизни, о её смысле , о человеческом достоинстве, о чести.

            Такие уроки полезны для развития читательских навыков, для личностного развития и возможности самовыражения учащихся, много интересных наблюдений дают они и учителю.

 Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика, и когда видишь одаренность наших детей, их стремление в получении знаний, их заинтересованные лица, хочется развивать все больше и больше их креативность, наращивать их интеллектуальный потенциал, развивать их творческое воображение, хочется стремиться вызвать восхищение возможностями языка, чтобы однажды ученику захотелось сказать: «Надо же! А я раньше и не замечал этого».

          Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...