Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол» может быть использована при изучении дисциплины "Русский  язык"  в образовательных учреждениях СПО. Занятие подготовлено с применением технологии  дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_po_teme_glagol.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка учебного занятия

по теме: « Глагол».

по дисциплине «Русский язык  

для специальности  060501 Сестринское дело

с применением технологии  дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Составитель:  Киреева Н.А.

 

г.о. Сызрань, 2013г

Тема «Глагол.»

Цели занятия:

Повторить и закрепить правописание   суффиксов и личных окончаний глагола, правописание НЕ с глаголами.

Закрепить морфологический разбор глагола.

Развивать орфографическую зоркость студентов, их критическое мышление.

Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся посредством диалоговой формы.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Оснащение: учебник,   рисунки-схемы, таблица «Личные окончания глаголов»,  карточки «Три цвета – три формы» с разноуровневыми заданиями, карточки с текстом о Н.Н.Бурденко.

Место проведения: учебный кабинет ГБОУ СПО «СМГК»

     Используемые технологии: технологии дифференцированного обучения.

7. План проведения занятия.

Этап

Время

Название

Описание

1.

Организационный момент

Приветствие преподавателя. Контроль формы одежды. Отметка отсутствующих.

2 мин.

2.

Вводное слово

Актуализация опорных знаний обучающихся.

3 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний

А) Лингвистическая зарядка. Цель – проверка сформированности понятийного аппарата по разделу  «Морфология и орфография»; подготовка к изучению нового раздела.

-Назовите одним словом:

 1)грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений…»

2)раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих;

3)изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении;

4) совокупность правил, регулирующих правописание слов;

5) часть слова без окончания или формообразующего суффикса;

6)самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, его качество.

- Какое слово получилось по вертикали?

МорфолоГия

               сЛовообразование

       окончАние

       орфорГрафия

            оснОва

            приЛагательное

Сегодня речь пойдет о глаголе.

Б) Упражнение «Да-Нет». Цель – помочь студентам вспомнить, что им известно по данной теме (развитие критического мышления).

-Перед вами ряд утверждений. Выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют действительности. Обоснуйте свое мнение.

Утверждения.

1.  Глагол-часть речи, обозначающее действие.

2.Среди перечисленных слов все глаголы:

Становится, растерявшийся, брось, рассказав.

3.Глагол является организующим центром предложения.

4.Глагол-неизменяемая часть речи.

5.Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

15 мин.

4.

Блок теоретической информации

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Цель- самостоятельная работа с книгой, развитие речи.

Опираясь на материал учебника, подготовьте рассказ о глаголе по плану:

1.Определение

2.Постоянные признаки глагола:

а) виды глагола;

б) переходность/непереходность

в) возвратные глаголы.

3.Непостоянные признаки глагола:

а) наклонение глагола;

б) категория времени глагола.

Опрос «по цепочке».

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Правописание суффиксов –ова, -ева; -ыва,-ива.

 Применение обобщенного правила:

Определить форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть

    ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: советовать — советую, командовать — командую.

    ываю, иваю, то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать — опаздываю.

Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА-: одолева́ть, одолева́ю.

Правописание личных окончаний глагола.

В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

·  глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),

·    7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),

·     4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени показаны в таблице

  I спряжение

 II спряжение

 

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

 

ед.ч. 1

1 лицо пилю, горжусь

2 лицо пилишь, гордишься

З лицо пилит, гордится

мн. ч.

1 лицо пилим, гордимся

2 лицо пилите, гордитесь

З лицо пилят, гордятся

Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

Употребление буквы Ь в глагольных формах. 

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать — умываться, беречь — беречься; 2)

2)в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь — купаешься, возвратишь — возвратишься; 3)

3)в повелительном наклонении после согласных, например: исправь — исправьте, спрячься — спрячьтесь (но: ляг — лягте)-, 4)

4)в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Правописание не с глаголами.

Следует обратить внимание на слитное написание глаголов с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-; ср.: недовыполнить – перевыполнить, недосолить – пересолить)

5. Тренинг-минимум. Цель -  довести до автоматизма умения обучающихся применять изученные правила).

А)  Из представленного     текста выпишите все глаголы .Определите их спряжение (комментированное письмо).Объясните правописание суффиксов в выделенных словах.

В здании Академии имени Н.Е. Жуковского в Москве для фронтовых хирургов проводились в 1941 году семинары по нейрохирургии. Лекции по военно-полевой хирургии, которые читал Н.Н. Бурденко, посещали все отправлявшиеся на фронт хирурги.

Н.Н. Бурденко на осмотр раненого хватало минуты. За эту минуту он намечал план операции и тут же приступал к ней. И на этот раз все было так же. Шла сложнейшая операция на черепе. Н.Н. Бурденко оперировал молча, сосредоточенно. Присутствующие с благоговением следили за руками хирурга, инструментами. Операция закончилась успешно. Николай Нилович поспешно вышел в предоперационную и нетерпеливо сказал:

— Марфуша! Кохер и шарик!

Сестра молча подала требуемый инструмент и стерильный марлевый шарик. На ее лице не отразилось даже удивления. Одним рывком Бурденко удалил себе зуб, заложил в ранку шарик и с облегчением вздохнул, разглядывая зуб:

— Так вот кто пять дней меня мучил! Негодяй!..

Как мог человек в 65-летнем возрасте блестяще провести пятичасовую операцию на черепе с острой зубной болью! А если бы обморок или болевой шок? В этом эпизоде как в капле воды отразился характер военного хирурга Николая Ниловича Бурденко, одного из основоположников нейрохирургии в России.

Б) Произведите морфологический разбор, опираясь на образец (у доски)

В) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

Испыт...вать печаль,      приз...вать к пр..мирению,      задум...ваться над своей судьбой,      попроб...вать заглянуть в будущее.

Г) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание (комментированное письмо).

  1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд…т, а по делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

 Г) В каком варианте пишется Ь? Выберите верный ответ, объясните свой выбор.

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся

35 мин.

5.

Организация самостоятельной работы обучаю-щихся

Развивающее дифференцированное закрепление.

Группа1.

А) Используя рисунок №1, расскажите о правописании суффиксов –ова,-ева, -ыва,-ива.

Порядок применения правила1. Поставьте глагол в форму 1 лица ед.ч. (я).2. Провер

Б) Объясните правописание Ь :

1.Учи..ся никогда не поздно (посл).2. С кем поведе...ся, от того и набере...ся (посл.). 3. Посееш... ветер — пожнеш... бурю (посл.)4. Иной раз думаеш... о человеке хуже, чем он есть на самом деле. И с какой радостью убеждав...ся потом в своей ошибке!(Чак.). 5.0 новом расписании занятий спра...тесь в
учебной части.

 В) Перепишите. Объясните правописание личных окончаний глагола.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Группа №2.

А) Дополните таблицу «Употребление буквы Ь»

Употребление Ь

Ь

употребляйте                   пишите после

                                    для обозначения                 шипящих в конце

                                            мягкости                            

                                          согласного

                                                                 наречий:                   существительных                                                             существительных

                                                                   наотмашь             3склонения:

в середине              в конце                     исключения:                  ночь, слова:                        слова:                       уж, замуж,                   фальшь

просьба                    скатерть                   невтерпёж

                                                                               

                                                                              глаголов:

 

Б) Распределите глаголы на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму 3–го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.
Образец:
I спряжение           II спряжение

колоть – кОлют, коптить – коптЯт

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

В) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание глаголов.

Еще (не) царству…т река, но синий лед она уж топ…т; еще (не) та…т облака, но снежный кубок солнцем доп..т. Через пр…творенную дверь ты сердце шелестом тревож..ш…Еще (не) люб..ш.. ты, но верь: (не) полюбить уже (не) можеш…(Аннен.).

Группа 3.

А) Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.
выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.

делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).

 Б) Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить.

Инфинитив

Спряжение

2-е л. ед. ч.

3-е л. мн. ч.

Зависеть

Искл., 2-е

Зависишь

Зависят

Составьте алгоритм  «Как правильно написать личное окончание глагола?»

 В) Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1.проповедывать
2.заведывать
3.продлевать
4.затмивать
5.усовещивать
6.расклеял
7.выздоровел
8.зиждился
9.разевать
10. потчевать

Выполнение упражнений «Три цвета – три формы» (разноуровневые задания). Цель – отработка навыков правописание   суффиксов и личных окончаний глагола, правописание НЕ с глаголами. На столе 3 стопки карточек (приложения). Вы подходите к столу, берете карточку из любой стопки, возвращаетесь с ней на место. Выполнив задание, подходите к преподавателю для проверки. Затем берете другую карточку и т. д.

35мин

6.

Подведение итогов

Преподаватель выставляет за работу оценку обучающимся, делает замечания.

5 мин.

7.

Задание на дом

Каждый обучающийся выбирает одно из предложеннных заданий по своему усмотрению:

А) Выучить теоретический материал, выполнить упражнение №  учебника.

Б) Составить  словарный диктант (на каждую орфограмму).

В) Написать лингвистическую сказку на одну из изученных тем.

2 мин.

Список литературы и источников.

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2009.
  2. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2009.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В, Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.Русское слово.
  4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2009.
  5. М.Охлопкова. Правописание глагола и глагольных форм. Журнал «Русский язык» N47 (335), 1-15.12.2003
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика . – М., 2008.
  7. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2008.
  8. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2008.
  9. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2008.

      9. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар.                                                                                         ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

    10. Медицинский портал. Великие врачи.http://www.medik-portal.ru/velikievrachi


Приложения        

Карточка 1 – базовый уровень.

1.Прочитайте правило.

В неопределённой форме и в прошедшем времени пи­шутся суффиксы -ова-, -ева, если в 1-ом лице единственного числа настоящего или будущего простого времени пишется -ую, -юю, и суффиксы -ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю: заведовать, заведо­вал — заведую, ночевать, ночевал — ночую, считывать, считывал — считываю, настаивать, настаивал – настаиваю.

Примечание. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: запить — запивать

Запишите слова, пользуясь правилом, обозначьте орфограмму.

 Угад…вать, разбрас…вать, сопутств..вать, во..вать, воспит…вать, перечит…вать, посвист…вать, подбрас…вать, честв..вать, развяз…вать, припляс…вать, обслед…вать, усил…вать, увелич…вать, участв..вать, предчувств..вать,  постук..вать, разгул…вать, завед…вать, заканч…вать, отсроч…вать, негод…вать, приуроч…вать, буш…вать, рассредоточ…вать, упроч…вать, подытож…вать., арестов…вать, отсутств…вать, атак…вать, гор…вать,  наста..вать, расе…вать, подта…вать, туш…вать, ноч…вать.

2.Укажите формы 1-го,2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени данных глаголов. Определите спряжение.  

Дышать, класть, держаться, обследовать.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

4. .  Перепишите пословицы, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните написание ь.

 1)Мален…кая лож.. за собой бол…шую ведёт. 2) Осенняя суш…, что острый нож… 3) Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся. 4) У кого желч… во рту, тому все гор…ко. 5)Днем ран..ше посееш..,неделей ран…ше пожнеш…6) Хлеб-соль еш…, а правду реж…

Карточка 2 – общий уровень.

1. Выпишите глаголы в две колонки: 1) с суффиксом -ова- (-ева-); 2) с суффиксом -ыва- (-ива-).

1. Левинсон решил заноч..вать в тайге. (Фад.) 2. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбуш..валось. (Арс.) 3. Почти вся земля в Якутске промерзла и только летом отта..вает не более чем на метр. (Б. Истомин.) 4. …Всякий Ларчиком прекрасным люб..вался (Кр.) 5. Гусар отмалч..вался и все хмурился. (С.-М.) 6. С поля боя выносили раненых, а Зина обеспеч..вала связь, тащила за собой катушки и аппарат, шла со взрослыми связистами вперед, в новые траншей. (Л. Кондрашова.)

 2.   Укажите, какой из глаголов-паронимов является переходным, а какой-непереходным. Образуйте формы прош.вр. и 3-го л.ед.ч. от этих глаголов.

Чернить-чернеть, обессилить-обессилеть, обезденежить-обезденежеть.

Запишите словосочетания, используя 1 пару глаголов.

3. Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.

1. он клеет

2. он бреет

3. он растает

4. он зыблется

5. он гонет

6. он мелет

7. он стелет

8. он лелеет

9. он колышется

10. он грохочет

11. он пышет

12. он вертется

13. он услышет

14. он надеется

4. Сформулируйте правило   «Правописание не с глаголами ».                                                                                                                                            

Карточка 3 – продвинутый уровень.

1. Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

Отдавать приказание, отдавать команду, давать совет, подводить итог, подвергать критике, подвергать риску, налагать штраф, выражать сочувствие, вести разговор.

2. Составьте словосочетания со следующими словами.

 Недоглядеть — не доглядеть, недоедать — не доедать.

3. Указанные глаголы замените глаголами антонимами с безударными личными окончаниями. Составьте план выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола.

Любит, смеется, зажжет, забудет, сбережет, теряет.

 4. К существительным подберите глаголы с безударными личными окончаниями в 3-м лице единственного числа, характеризующие профессию.

Чертежник, врач, поэт, художник, косарь, рыбак.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме "Румба и Вальс. Совершенствование исполнительского мастерства

На занятии используются приемы технологии ТРИЗ, направленные на развитие интеллектуальных  способностей учащихся: мышления, памяти, воображения, а также получение и закрепление знаний в области м...

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «В городе…Кто здесь живет?»

Создать условия для систематизации знаний обучающихся в употреблении лексических единиц по теме «В городе…Кто здесь живет»Практиковать в устной речи на базе изучаемого лексического материа...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»

Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...