Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по русскому языку на тему

Аверина Елена Васильевн а

Представление  инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авериной Алены Васильевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Лямбирская СОШ №2»

 Авериной Елены Васильевны
Формирование языковой компетенции на уроках русского языка

1.1 Актуальность и перспективность опыта.

                  Формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе. Личностный смысл образования зависит от мотива, которым руководствуется учащийся. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что если значение - это средство связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.

        Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

        Однако, хорошо овладев набором теоретических знаний, учащиеся испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для реализации языковых функций (номинативной, коммуникативной, эмоциональной и т.д.). Потому формирование языковой компетентности - одна из основных задач обучения языку в школе. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 1.2 Концептуальность

           Формирование языковой компетенции учащихся требует решения двух ключевых задач: а) описания структуры языковой компетенции, т.е. ее компонентов и их связей; б) прослеживания изменений выделенных компонентов и их связей в онтогенезе. Решение этих задач позволит ответить на вопросы о содержании языковой компетенции, факторах и этапах ее развития. А это, в свою очередь, даст возможность подойти к решению вопросов о средствах и методах определения уровня ее развития в разные возрастные периоды.

1.3 Наличие теоретической базы опыта

                   Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину «использование языка». Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке и применением языка в практике общения и деятельности человека.

        К концу 60-х - началу 70-х гг. последователи Н. Хомского (а с некоторыми оговорками и он сам) начинают понимать под данными терминами «языковую способность», т.е. потенциальное знание языка и о языке его реального носителя, и «языковую активность», т.е. реальную речь в реальных условиях.

Таким образом, за короткое время в процессе развития понятия произошел «сдвиг» в сторону так называемого человеческого фактора. Изменение содержания понятия повлекло за собой расширение эмпирических исследований по проблемам генеза доречевых и ранних речевых форм поведения ребенка (С. ИрвинТрип, Д. Слобин, Л. Блум и другие). В нашей науке такие исследования ведутся давно (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.В. Ветрова, Е.И. Исенина и другие).

Языковую компетенцию (языковую способность) у нас раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной . Заметим, что многие исследователи не пользуются термином «языковая компетенция», заменяя его выражениями «знание языка», «владение языком».

  1.4 Ведущая педагогическая идея

          Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в различных условиях. Поэтому я считаю, что постоянное в определенной системе формирование языковой компетенции на уроках русского языка  может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. В связи с этим моя педагогическая идея сводится к необходимости систематического применения в той или иной форме способов действий для различия языковых явлений . Я думаю, что на уроках русского языка нужно предлагать учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. То есть, необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.

1.5 Оптимальность и эффективность средств

              Языковая компетенция является базовой для овладения другими компетенциями. Развитие языковой компетенции способствует формированию личности обучающегося, для которой уже недостаточно знать  только основные нормы литературного языка.                

Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяет понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, обеспечивает: 
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; 
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

1.5 Оптимальность и эффективность средств 

        Сформированность языковой компетенции   отражает:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5 )формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

  1.6 Результаты опыта

        Результатом моей работы можно  считать призовые места в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку и в муниципальном конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги», победы и призовые места в муниципальных и республиканских конкурсах , победы и призовые места в межрегиональных и российских дистанционных мероприятиях.

1.7 Возможность тиражирования

            Представление педагогического опыта, подведение его результатов проводится в различных формах:

              1) размещение материалов на сайте школы (http://www.schoolrm.ru/schools_lmb/sc2lmb/) в разделах « Из опыта работы педагога», «Методические объединения», «Школьные материалы»;

              2) размещение материалов на сайте МУ «ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района» (http://www.lamroo.edurm.ru/Uroki.htm);

              3) размещение материалов на личной странице сайта http://nsportal.ru/node/1306603;

               4) выступления на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин МОУ «Лямбирская СОШ №2» и МКОУ «Лопатинская ООШ» при опорном методическом центре МОУ «Лямбирская СОШ №2»;

              5) выступления на заседаниях районного методического объединения учителей русского языка;

              6) выступления на республиканских научно-практических конференциях учителей русского языка и литературы, проведение занятий, мастер-классов и открытых уроков для учителей РМ на курсах повышения квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...