Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология"
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Контрольная работа позволяет проверить знания, полученные при изучении темы "Лексика и фразеология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_leksika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (10 КЛАСС) 1 ВАРИАНТ

1. Укажите словосочетание, в котором выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон;         б) пустая голова;         в) говор ручья;

г) хвост кометы;               д) быстрый бег;           е) цветущий сад.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                                      а)       б)       в)       г)       д)

сп…шиите к нам         е        и        е         и        и

сп…шите задание       е        и        и         е        е

зап…вать песню          е        и        е         и        е

зап…вать молоком      е        и        и         е        и

3. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) ЭПИТЕТ;         б) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ;         в) МЕТАФОРА

   Природой здесь нам суждено

  В Европу прорубить окно. (А.С. Пушкин)

4. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1)бедная растительность –    а) маленькая;      б) скромная;    в) пышная

2) богатый опыт –                  а) ничтожный;   б) убогий;         в) скудный

3) волшебный голос –             а) божественный;   б) раздражающий;   в) безропотный

4) полный ответ –                а) пустой;             б) частичный;   в)жирный

5. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза:

А. Твой милый образ незабвенный, он предо мной везде, всегда…

Б. Где стол был яств, там гроб стоит.

В. Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём…

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

6. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ БЫСТРО:

а) как с гуся вода;   б) хоть пруд пруди;   в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;    г) вытягиваться в струнку;   д) во весь дух  

7. Найдите синонимичные фразеологизмы:

а) волосы дыбом –                       д) одним миром мазаны

б) два сапога пара –                   е) протянуть ноги

в) ум за разум заходит –          ж) кровь стынет в жилах

г) испустить дух –                   з) голова идёт кругом

8. Найдите антонимичные фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу –              д) проще пареной репы

б) дойная корова –                   е) не робкого десятка

в) китайская грамота –          ж) олух царя небесного

г) заячья душа –                       з) чёрная дыра

9. В каком предложении вместо слова ОБИДНЫЙ нужно употребить слово ОБИДЧИВЫЙ?

А. Нет ничего обидного, если мама даёт тебе совет.

Б. Наказание было незаслуженным и обидным.

В. Я живу в небольшом хуторе с обидным названием Злодейский.

Г. Это был чрезвычайно мнительный и обидный человек.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (10 КЛАСС) 2 ВАРИАНТ

1. Укажите словосочетание, в котором выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) чёрные  мысли;         б) седой старик;         в) искры костра;

г) рёв водопада;           д) тянутся дни;          е) красный закат.

2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                                            а)       б)       в)       г)       д)

ч…стота колебаний         и        а        и        а        е

ч…стота белья                 и        е        а         и        е

посв…тить фонарём        е        и        я         е        я

посв…тить идее                е        я        и         я        е

3. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) ЭПИТЕТ;         б) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ;         в) МЕТАФОРА

   О чём ты воешь, ветер…

  О чём ты сетуешь безумно?  (Ф.И. Тютчев)

4. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1)полное ведро –           а) частичное;      б) худое;    в) пустое

2) разные вкусы –         а) однотипные;   б) тождественные;    в) схожие

3) сильное чувство –   а) вялое;  б) неубедительное;   в) слабое

4) громкая слава –      а) незаметная;    б) неслышная;   в)слабая

5. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза:

А. Люблю я пышное природы увяданье…

Б. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

В. Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной…

Г. Пришёл мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжёлая гора.

6. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ:

а) как свои пять пальцев;   б) яблоку негде упасть;   в) души не чаять;

г) проще пареной репы;    г) носить на руках;   д) положа руку на сердце  

7. Найдите синонимичные фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало –          д) себе дороже

б) игра не стоит свеч –                е) хоть волком вой

в) ни слуху ни духу –                     ж) кровь из носу

г) хоть караул кричи –                з) как в воду канул

8. Найдите антонимичные фразеологизмы:

а) душа в душу –                       д) вставлять палки в колёса

б) засучив рукава –                   е) кривить душой

в) играть на руку –                 ж) как кошка с собакой

г) положа руку на сердце –     з) через пень колоду

9. В каком предложении вместо слова ОПАСНЫЙ нужно употребить слово ОПАСЛИВЫЙ?

А. Спуск по скользким обрывам был тяжелее и опаснее подъёма.

Б. В пути нас ожидали опасные приключения.

В. Олег стал опасным: слова лишнего не скажет.

Г. Солдат с успехом выполнил это опасное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Контрольная работа по разделу "Лексика и фразеология", 5 кл.

4 варианта контрольной работы, проведённой по завершению раздела "Лексика и фразеология" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" для 6 класса

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" для 6 класса в формате ГИА. Напечатать можно книжечкой....

контрольная работа по лексике и фразеологии

Контрольная работа по лексике и фразеологии. 6 класс по программе Баранова, Ладыженской....

Тематическая контрольная работа "Текст. Лексика и фразеология"

Демоверсия тематической контрольной работы "Текст. Лексика и фразеология" системы СтатГрад...

Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология".

Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология" в 6 классе....