Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Контрольная работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 10 классов общеобразовательных учреждений по основным темам программы за 1 полугодие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kimy_10_klass_1_polugodie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

                                                                                           

                                                                                                  

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 10 КЛАСС, 1 ПОЛУГОДИЕ

                                     

Подготовил: учитель русского языка

                                                                                    и  литературы Кузнецова

                                                                                    Светлана Валентиновна

Пояснительная записка

  1. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений по основным темам программы за первое полугодие.
  2. Задания составлены на основе обязательного минимума содержания образования по русскому языку, федерального компонента государственного стандарта общего образования и учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» ( авторы А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова).
  3. Тестовые задания обеспечивают объективность и простоту проверки ответов обучающихся и позволяют выявить пробелы в знаниях по той или иной теме.
  4. В контрольные измерительные материалы включены задания по следующим разделам:
  • Фонетика;
  • Орфоэпия;
  • Лексика;
  • Состав и словообразование;
  • Орфография.
  1. Работа рассчитана на 45 минут и включает 20 заданий в форме тестов.
  2. Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. В конце тестового задания приводятся примерные нормы отметок.  

ВАРИАНТ №1

  1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) просвещение;   б) обидеть;   в) рейтинг;   г) семена.

  1. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова:

а) аген…ство:   б) блес…нуть;   в) запас…ливый;

г) сверс…ник;   д) рес…ницы;   е) ужас…ный.

  1. Укажите слова с двойными согласными в корне слова:

а) ал…юминий;   б) мож…евельник;   в) ак…устика;

г) актрис…а;        д) эф…ект;                е) дес…ерт.

 

  1. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:

а) жир;     б) шоссе;      в) плащ;

г) цех;      д) вопрос;    е) съезд.

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                               а)       б)       в)       г)       д)

пил…щик              ь        -         ь        -         ь

пон…чик               -         ь        -         ь        -

мощ…ный             ь         -        -         ь        -

январ…ский          -         ь        -         -         ь

тон…ше                 ь         -        ь         -         -

  1. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

а) прибыл;     б) удобнее;      в) позвонит;

г) создана;     д) начал;          е) мельком.

  1. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:

а) гараж;         б) записка;          в) выставка;

г) лепешка;     д) сделать;          е) молотьба.

  1. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.   (А.С.Пушкин)

а) эпитет;     б) олицетворение;     в) метафора.

  1. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

  1.  Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев)

Б. Где стол был яств, там гроб стоит.  (Г. Державин)

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем…

                                                                                                       (М. Лермонтов)

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.   (А. Чехов)

Д. О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин)

  1.  Укажите предложение, в котором есть диалектизмы:

А. Настал день, назначенный для судного поединка. (А.К.Толстой)

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы. (М.Шолохов)

В. В Москву переведен через мое содейство. (А.Грибоедов)

Г. Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А.Пушкин)

  1.  Выберите однокоренные слова:

а) горчица;     б) горка;      в) горнист;      г) гордый;     д) горе;

е) горянка;     ж) гореть;    з) городить;    и) гораздо.

  1.  В каком слове нет суффикса  -ец- ?

а) глупец;   б) скворец;   в) перец;   г) выходец.

  1. В каком слове нет окончания?

а) воедино;   б) достоинство;   в) геройство;   г) воинство.

15. Укажите способ образования выделенного слова в предложении.

После обеда государь, по русскому обыкновению, пошел отдохнуть. (А.С.Пушкин)

_________________________________________

16. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) ж…смин, аб…туриент, сг…рать;

б) т…лкуют, упр…кают, осв…щаться;

в) акс…ома, в…кторина, инд…вид;

г) ор…гинал, бюлл…тень, заст…лать.

17. В каком ряду НЕ пишется раздельно?

А. Мария, (не)поняв условие задачи, перечитала его еще раз.

Б. Мой проводник оказался (не)разговорчивым человеком.

В. Старик был одет с умышленной (не)брежностью.

Г. В корзине лежит (не)выстиранное белье.

18. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

 а) пр…влекательный, пр…страстный, пр…ломление;

б) во…питание, во…хвалить, и…следовать;

в) и…портить, бе…земельный, во…вышенный;

г) без…нтересный, меж…нститутский, пред…нфарктный.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Худое лицо лейтенанта было спокой(1)о, почти бесстраст(2)о, воспале(3)ые глаза устало прищуре(4)ы. (М.Шолохов)

А) 1,2,3;         Б) 1,2,4;         В) 1,3,4;         Г) 1,2,3,4.    

20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

А. Мы пересекли дорогу (на)искосок и пошли (в)глубь леса.

Б. Пламя вздымается (в)верх, но искры быстро гаснут (на)лету.

В. Завтра в нашем доме, (на)верное, то(же) отключат воду.

Г. Лошадь (во)всю мощь неслась (по)этому полю.

ВАРИАНТ №2

  1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) резкий;   б) семья;   в) праздник;   г) ежик.

  1. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова:

а) ровес…ник:      б) словес…ный;     в) э…скалатор;

г) доблес…ный;   д) безучас…ный;   е) прекрас…ный.

  1. Укажите слова с двойными согласными в корне слова:

а) ап…етит;     б) адрес…;           в) кор…идор;

г) гал…рея;     д) рас…овый;      е) дискус…ия.

 

  1. Найдите слова, в которых есть твердые согласные:

а) жесть;     б) лещ;        в) печники;

г) цель;       д) чаща;    е) белить.

 

  1. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                               а)       б)       в)       г)       д)

вскол…зь              ь        -         ь        -         ь

соч…ный               -         ь        -         ь        -

рез…ня                  ь         -        -         ь        -

тон…чайший         -         ь        -         -         ь

ран…ше                 ь         -        ь         -         -

  1. Укажите слова с ударением на первом слоге:

а) поднятый;     б) начатый;         в) балуясь;

г) прибыла;      д) прибывший;    е) добыча.

  1. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных:

а) просьба;      б) разжечь;        в) отделать;

г) беседка;      д) отрежь;          е) игрушка.

  1. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

О чем ты воешь, ветер…

О чем ты сетуешь безумно?   (Ф.И.Тютчев)

а) эпитет;     б) олицетворение;     в) метафора.

  1. Укажите предложение, в котором синоним к слову легко является стилистическим.

А. Играючи он поднимал двухпудовую гирю.

Б. Несложно справиться с данной задачей.

В. Он безболезненно перенес дальний перелет.

Г. Она свободно владела несколькими языками.

  1.  Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

А. Люблю я пышное природы увяданье… (А.С.Пушкин)

Б. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.  (Поговорка)

В. Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной… (В.Я.Брюсов)

Г. Пришел мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжелая гора.  (В.Смирнов)

Д. Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться.  (А.А.Фет)

  1.  Укажите предложение, в котором есть диалектизмы:

А. Восстань, пророк, и виждь, и внемли… (А.С.Пушкин)

Б. Поговорив, казаки разошлись по куреням.  (Н.В.Гоголь)

В. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.  (А.Пушкин)

Г. Торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам.  (А.К.Толстой)  

  1.  Выберите однокоренные слова:

а) головка;     б) гололед;      в) голень;      г) голубой;     д) голубец;

е) голубь;     ж) голкипер;    з) голосок;    и) голодать.

  1.  В каком слове нет суффикса  -ин- ?

а) зверинец;   б) глубина;   в) заклинание;   г) выбоина.

  1. В каком слове есть окончание?

а) далеко;   б) единство;   в) криво;   г) всецело.

15. Укажите способ образования выделенного слова в предложении.

Скорыми и  неровными шагами ходил Мазепа из угла в угол. (Е.Аладьин)

_________________________________________

16. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) бр…сать, к…пить, оп…здание;

б) б…гряный, тр…нсляция, к…росин;

в) в…личина, т…пография, экз…мпляр;

г) соб…рать, выт…рать, р…сток.

17. В каком ряду НЕ пишется раздельно?

А. Встреча, ничего (не)значащая для меня, все же состоялась .

Б. Нас в этот город заставила переселиться (не)обходимость.

В. (Не)вдалеке синело и билось о скалы море.

Г. В Америке еще долгое время процветала торговля (не)вольниками.

18. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

 а) пр…возмочь, пр…открыть, пр…ютить;

б) бе…численный, ра…пахать, ра…печатать;

в) с…грать, двух…игольный, без…мянный;

г) ни…послать, ра…торгать, ни…вергнуть.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?

Между маяком и радиостанцией проведе(1)а телефо(2)ая линия, и не време(3)ая, а постоя(4)ая. (В.Каверин)

А) 1,2,3,4;         Б) 1,3,4;         В) 2,3,4;         Г) 2,4.    

20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

А. Ученик остался (за)тем, что(бы) получить консультацию.

Б. Я так(же) пришел (за)тем, что вы мне обещали.

В. (От)того дома проселочная дорога круто сворачивает (в)лево.

Г. (В)начале мы будем заниматься (по)этому учебнику.

Ответы

Ответы

№ з.

В.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№1

б

а, г

б, д

в, е

в

в, г

д, е

в

Г

Б, В

Б

б, е

в

а

Суффиксальныйный

б

А

б

Б

Г

№2

в

г, д

а, е

а, г,

в

а, б

г, д

б

А

Б, В

Б

г, е

в

б

Приставочный

а

А

б

В

А

За 24-27 правильных ответов – «5»; 19-23 – «4»; 13-18 – «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...