Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок является первым в теме "Сложные предложения" в 5 классе. Он помогает реализации задач, стоящих перед учителем в связи с внедрением ФГОС, обучает школьников, играя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка учителя Фроловой Татьяны Вячеславовны

Тема: «Простые и сложные предложения». Заочное путешествие, 5 класс.                        Цель:  - закрепить у учащихся навык определения сложного предложения,                                                                                     -  закрепить у учащихся навык постановки запятой в сложном предложении,                          - формировать умения и навыки  различения сложного предложения с союзом и от простого предложения с однородными членами,  соединёнными этим  союзом,                       - формировать навык  связной  речи  при  ответе  на поставленный  вопрос,                                                                                              5

 Оборудование: 1) таблица с пунктограммой № 4, 2). алгоритм определения простого и сложного предложений, 3). Доска с записью темы урока, текстом из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик», рисунками с изображением сказочных героев Буратино и  черепахи Тортиллы, рисунками с изображением Бабы Яги, учёного кота, лягушки-путешественницы, 4). Учебник, карточки, грамзапись.

                                                        Ход урока:                                                                                                  1. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» ( за несколько минут до начала урока).                        2. Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока. Учитель делает упор на то, что урок необычный, урок-путешествие, класс отправится в гости к сказочным героям. Доска, как все старинныер книги заперта ( доска представлена в виде обложки книги «Волшебная шкатулка»). Чтобы замочек книги отпереть и отправиться в путешествие, нужно проверить , все ли ученики класса готовы к путешествию: повторили ли они словарные слова, знают ли словарные слова, синтаксический разбор простого предложения.                                                                                                     4. Задание для всего класса.                                                                                                                                       Спишите с доски предложение, вставляя пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор.    Ноч…ю ветер злит( ? ) ся и стучит в окно.                                                                                  

 5. Индивидуальные  задания.                                                                                                                                   Карточка № 1. ( задание для сильного ученика ).                                                                                                 Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполните пунктуационный разбор предложения.  Присяду на камень и слушаю иволг…  плач… .

Карточка № 2. ( задание для слабого ученика ).  Спишите слова, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. ( Из ) ре…ка, (на) прав…, н…когда, ( с ) лев…, ( из )д…лека, ( з/с десь.

Карточка № 3. ( задание выполняется в тетради ). Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Уд…ляться  от  берега,  уд…вляться  кр…соте  леса,  сотр…сти  землю,  отн…ситься  заботл…во,  зад…вать  вопросы.

Карточка № 4. ( задание выполняется в тетради ). Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. В последнем словосочетании выделите главное слово.                                                 По…виться в т…мноте,   соед…нить  пров…да,  преод…леть  лень,  просм…треть  вн…мательно,                насл…ждаться  кр…сотой  в…допада.

Итог ответов учащихся.

                                                                            2

6. Знакомство с новыми  словами. Запись в словарь трудных слов. Просека ( сечь ), горизонт, потому что.                                                                                                                                                                 7. Домашнее задание. Выучить правило, стр.92, упр. 223.                                                                                  8. Прочитайте задание упражнения № 223. Найдите простые предложения. Ответьте на вопросы: Как определить простое предложение? Чем простое предложение отличается от сложного? Назовите простые предложения.

9. Слово учителя: Вот теперь, ребята, я вижу, что вы готовы к путешествию. А в этом нам поможет « Волшебная книга».        

10. Звучит музыка В. Ширинского из инсценировки «Приключения Буратино»  С. Богомазовой. И под музыку отпирается «Волшебная книга», может быть, самым активным или лучшим учеником.  Раскрывается доска

11. Чтение текста, написанного на доске.                                                                                                           Ах  ты безмозглый доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они ( про) б…гали мимо пруда, и я слышала их разг…вор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.                    12. Фронтальный опрос по вопросам: 1). Найдите в тексте простые предложения, прочитайте их, докажите, что эти предложения простые. 2). Дайте определение простым предложениям. 3). Выпишите из написанных на доске предложений простые: 1). Я хороший и благоразумный. 2). Что я теперь буду делать? 3). Ой-ой-ой!  4). Как я вернусь к папе Карло?  5). Ай-ай-ай!            4). Выделите грамматические основы.  5). Найдите в тексте сложные предложения, назовите их, выпишите предложение: Они (про)б…гали мимо пруда, и я слышала  их разг…вор. 6). Вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите , что это предложение сложное, составьте к нему схему.                                                                                       13.  Задание для сильных учащихся. Составьте таблицу «Роль союза И в предложении». Заполните её примерами предложений, написанных на карточке. 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. 3. Улетает с цветка тяжёлый шмель, цветок слегка качается. 4. Листья пожухли и шуршат при ветре.                        сложном предложении. Прочитайте о функции запятой в сложном предложении. Назовите союзы, перед которыми в сложном предложении ставится запятая.

15. Слово учителя. Ребята, а нужно ли учить правила пунктуации? Давайте отправимся в гости к жителям Лукоморья и узнаем, что бывает с теми, кто не учит правила.

16. Звучит музыка из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, и появляются сказочные герои.

В сказочном Лукоморье за столом сидит учёный Кот и проверяет тетради. Появляется Баба- Яга ,  Змей Горыныч,   Лягушка-путешественница.                                                                              Баба-Яга,  Змей Горыныч,   Лягушка-путешественница: Здравствуй, учёный Котище!                                 Кот: Здравствуйте, здравствуйте, мрр-мяу, жители Лукоморья!                                                                   Змей Горыныч: Пришли мы узнать, как написали диктант.                                                                                   Кот:  Диктант вы написали не очень хорошо, мрр-мяу. Допустили много ошибок в постановке знаков препинания, потому что не знаете правила пунктуации.                                                                         Баба-Яга: Правила пунктуации, правила пунктуации… Да зачем они нужны эти правила пунктуации? Я всегда полагаюсь на свою интуицию. И пишу всё подряд, пока не устану писать. А

                                                                       3                    

как устану писать, так и ставлю запятую. А если не устану, пишу себе и пишу. А ты, Горыныч, как делаешь?

Змей Горыныч: А я ставлю запятых побольше. Думаю, что лишняя запятая никогда не помешает.            Лягушка-путешественница: Я тоже совсем не ставлю запятые.  Знаки препинания такие маленькие  ( показывает ), если не поставишь, никто и не заметит.                                                                    Кот: Давайте не будем спорить и полагаться на интуицию, а спросим у Школьницы Марины, что бывает с теми, кто не учит правила пунктуации и неправильно ставит знаки препинания.                       Марина: Здравствуйте, друзья. К сожалению, некоторые ребята не учат правила пунктуации и допускают много ошибок. Я выписала из тетрадей учеников предложения и подчеркнула  ошибки. Вот некоторые из них. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. Я подошёл к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос. Ребята не только допускают ошибки на письме, но и при чтении любимых стихотворений. Они не видят запятые, не делают паузы и читают всё подряд. Например: И там я был, и мёд я пил, У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел и кот учённый Свои мне сказки говорил. Одна запятая может нарушить смысл всего предложения и даже решить судьбу человека.                                                                         Лягушка: Верно! Верно! Я недавно вернулась из страны невыученных уроков и видела там ужасное! Я видела своими глазами, как чуть не казнили ученика 5 класса Виктора Перестукина. Баба- Яга:     За что же?                                                                                                                                Лягушка: За невежество, лень и незнание родного языка ему был  вынесен приговор. Я даже постаралась   прихватить   его  копию. Смотрите! Приговор  по  делу  невежды  Виктора Перестукина. Казнить нельзя  помиловать.                                                                                               Баба-Яга: Ситуация… Жаль мне Виктора    Перестукина.                                                                            Лягушка: И только чудо помогло Виктору Перестукину.                                                                                Змей Горыныч: Какое же?                                                                                                                                  Лягушка: Запятая: Он вспомнил правило и впервые правильно поставил запятую. А ещё обещал выучить все-все  правила.                                                                                                                                     Змей Горыныч: И где же он поставил запятую?                                                                                                Баба-Яга: Эх ты,  бестолковый!  Я и то догадалась: казнить нельзя, запятая, помиловать!                             Кот: Ну, как?  Убедились? Будете учить правила?                                                                                           Змей Горыныч: Конечно, будем.                                                                                                                           Лягушка: Несомненно.                                                                                                                                       Кот: К нам в гости пожаловала  сама Запятая. Давайте поприветствуем её!                                               Запятая: Здравствуйте, друзья! Я очень рада, что Вы  с большим интересом  обсуждали, нужно ли ставить меня в предложении. А вы, ребята, будете со мной дружить? Ведь без меня не обходится ни одна диктовка, ни один рассказ.( Кот подходит к доске и прикрепляет плакат с алгоритмом ).                  Кот: Без правил в языке нам жить нельзя.                                                                                                                Запятая:  А без меня тем более, друзья!                                                                                                               Баба-Яга: На предложение внимательно смотри.                                                                                              Змей Горыныч: Сколько основ, считай, определи.                                                                                               Кот: Но если вдруг основа лишь одна,                                                                                                                    Простое предложение у нас, друзья.                                                                                                                     Лягушка: И на концовку предложения смотри и нужный знак в конце определи.                                      Кот: А если две иль три основы счёл, то предложенье сложное нашёл.                                                             Лягушка: На интонацию вниманье обостри, союзы ты смотри, не пропусти. В смысл предложения

                                                                          4

скорей вникай и место запятой определяй!                                                                                                         Запятая: Меня ты не поставишь зря, коль место мне определишь тогда.                                                             Все: И без ошибок будем мы писать, И запятые там, где  надо, расставлять.  И знаки препинания мы не забудем, нет!   «В них наше счастье!» -   так сказал поэт.                                                                (Жители Лукоморья уходят)                                                                                                                                       17. Запятая остаётся и раздаёт задания учащимся.

Первое задание. Исправьте ошибку в предложениях: 1). Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2). Я подошёл к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Карточки. Задание: исправьте работу Пети Ошибкина.                                                                                  1 вариант. По дну речушки, которая бежала по камням задом наперед, двигался рак.                                2 вариант. В лесу, куда мы часто ходили, за грибами росли высокие берёзы.    

Второе задание. Найдите и выпишите сложное предложение. Начертите схему этого предложения.                                                                                                                                                     1). Но светлый терем не отрада                                                                                                                        Когда не видим друга в нём.         

2). Людмила где твоя светлица?  

3). Их важно чашники  носили                                                                                                                            И низко кланялись гостям.

Третье задание. Найдите ошибку в стихотворном тексте и исправьте её. Прочитайте отрывок выразительно.    И там я был, и мёд я пил, / У моря видел дуб зелёный, / Под ним сидел и кот учёный, / Cвои мне сказки говорил.  

18. Выполните тест.                                                                                                                                                  1 вариант. Найдите простые предложения.                                                                                                      1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.                                                                                                 2. Иван – Царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.                                                                        3. Я всегда просыпаюсь часа в два ночи и до зари встречаю рассвет.                                                                   2 вариант. Найдите сложные предложения.                                                                                                      1. Ветер крепчал и на востоке появились громады туч.                                                                              2. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.                                                                                      3. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена.                    

 Обобщение.  Вопросы: 1. Назовите тему урока. 2. Чему вы научились на этом уроке? 3.Расскажите, что нужно делать, чтобы определить сложное предложение. 4. Какова роль запятой в сложном предложении? 5. Какова роль союза и в простом и сложном предложениях?

6.

                                                                            5

 

6. Выразите своё отношение к уроку при помощи соответствующей картинки: грустной или радостной.

Итоги урока.

     

                                             



Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка учителя Фроловой Татьяны Вячеславовны

Тема: «Простые и сложные предложения». Заочное путешествие, 5 класс.                        Цель:  - закрепить у учащихся навык определения сложного предложения,                                                                                     -  закрепить у учащихся навык постановки запятой в сложном предложении,                          - формировать умения и навыки  различения сложного предложения с союзом и от простого предложения с однородными членами,  соединёнными этим  союзом,                       - формировать навык  связной  речи  при  ответе  на поставленный  вопрос,                                                                                              5

 Оборудование: 1) таблица с пунктограммой № 4, 2). алгоритм определения простого и сложного предложений, 3). Доска с записью темы урока, текстом из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик», рисунками с изображением сказочных героев Буратино и  черепахи Тортиллы, рисунками с изображением Бабы Яги, учёного кота, лягушки-путешественницы, 4). Учебник, карточки, грамзапись.

                                                        Ход урока:                                                                                                  1. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» ( за несколько минут до начала урока).                        2. Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока. Учитель делает упор на то, что урок необычный, урок-путешествие, класс отправится в гости к сказочным героям. Доска, как все старинныер книги заперта ( доска представлена в виде обложки книги «Волшебная шкатулка»). Чтобы замочек книги отпереть и отправиться в путешествие, нужно проверить , все ли ученики класса готовы к путешествию: повторили ли они словарные слова, знают ли словарные слова, синтаксический разбор простого предложения.                                                                                                     4. Задание для всего класса.                                                                                                                                       Спишите с доски предложение, вставляя пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор.    Ноч…ю ветер злит( ? ) ся и стучит в окно.                                                                                  

 5. Индивидуальные  задания.                                                                                                                                   Карточка № 1. ( задание для сильного ученика ).                                                                                                 Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполните пунктуационный разбор предложения.  Присяду на камень и слушаю иволг…  плач… .

Карточка № 2. ( задание для слабого ученика ).  Спишите слова, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. ( Из ) ре…ка, (на) прав…, н…когда, ( с ) лев…, ( из )д…лека, ( з/с десь.

Карточка № 3. ( задание выполняется в тетради ). Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Уд…ляться  от  берега,  уд…вляться  кр…соте  леса,  сотр…сти  землю,  отн…ситься  заботл…во,  зад…вать  вопросы.

Карточка № 4. ( задание выполняется в тетради ). Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. В последнем словосочетании выделите главное слово.                                                 По…виться в т…мноте,   соед…нить  пров…да,  преод…леть  лень,  просм…треть  вн…мательно,                насл…ждаться  кр…сотой  в…допада.

Итог ответов учащихся.

                                                                            2

6. Знакомство с новыми  словами. Запись в словарь трудных слов. Просека ( сечь ), горизонт, потому что.                                                                                                                                                                 7. Домашнее задание. Выучить правило, стр.92, упр. 223.                                                                                  8. Прочитайте задание упражнения № 223. Найдите простые предложения. Ответьте на вопросы: Как определить простое предложение? Чем простое предложение отличается от сложного? Назовите простые предложения.

9. Слово учителя: Вот теперь, ребята, я вижу, что вы готовы к путешествию. А в этом нам поможет « Волшебная книга».        

10. Звучит музыка В. Ширинского из инсценировки «Приключения Буратино»  С. Богомазовой. И под музыку отпирается «Волшебная книга», может быть, самым активным или лучшим учеником.  Раскрывается доска

11. Чтение текста, написанного на доске.                                                                                                           Ах  ты безмозглый доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они ( про) б…гали мимо пруда, и я слышала их разг…вор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.                    12. Фронтальный опрос по вопросам: 1). Найдите в тексте простые предложения, прочитайте их, докажите, что эти предложения простые. 2). Дайте определение простым предложениям. 3). Выпишите из написанных на доске предложений простые: 1). Я хороший и благоразумный. 2). Что я теперь буду делать? 3). Ой-ой-ой!  4). Как я вернусь к папе Карло?  5). Ай-ай-ай!            4). Выделите грамматические основы.  5). Найдите в тексте сложные предложения, назовите их, выпишите предложение: Они (про)б…гали мимо пруда, и я слышала  их разг…вор. 6). Вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите , что это предложение сложное, составьте к нему схему.                                                                                       13.  Задание для сильных учащихся. Составьте таблицу «Роль союза И в предложении». Заполните её примерами предложений, написанных на карточке. 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. 3. Улетает с цветка тяжёлый шмель, цветок слегка качается. 4. Листья пожухли и шуршат при ветре.                        сложном предложении. Прочитайте о функции запятой в сложном предложении. Назовите союзы, перед которыми в сложном предложении ставится запятая.

15. Слово учителя. Ребята, а нужно ли учить правила пунктуации? Давайте отправимся в гости к жителям Лукоморья и узнаем, что бывает с теми, кто не учит правила.

16. Звучит музыка из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, и появляются сказочные герои.

В сказочном Лукоморье за столом сидит учёный Кот и проверяет тетради. Появляется Баба- Яга ,  Змей Горыныч,   Лягушка-путешественница.                                                                              Баба-Яга,  Змей Горыныч,   Лягушка-путешественница: Здравствуй, учёный Котище!                                 Кот: Здравствуйте, здравствуйте, мрр-мяу, жители Лукоморья!                                                                   Змей Горыныч: Пришли мы узнать, как написали диктант.                                                                                   Кот:  Диктант вы написали не очень хорошо, мрр-мяу. Допустили много ошибок в постановке знаков препинания, потому что не знаете правила пунктуации.                                                                         Баба-Яга: Правила пунктуации, правила пунктуации… Да зачем они нужны эти правила пунктуации? Я всегда полагаюсь на свою интуицию. И пишу всё подряд, пока не устану писать. А

                                                                       3                    

как устану писать, так и ставлю запятую. А если не устану, пишу себе и пишу. А ты, Горыныч, как делаешь?

Змей Горыныч: А я ставлю запятых побольше. Думаю, что лишняя запятая никогда не помешает.            Лягушка-путешественница: Я тоже совсем не ставлю запятые.  Знаки препинания такие маленькие  ( показывает ), если не поставишь, никто и не заметит.                                                                    Кот: Давайте не будем спорить и полагаться на интуицию, а спросим у Школьницы Марины, что бывает с теми, кто не учит правила пунктуации и неправильно ставит знаки препинания.                       Марина: Здравствуйте, друзья. К сожалению, некоторые ребята не учат правила пунктуации и допускают много ошибок. Я выписала из тетрадей учеников предложения и подчеркнула  ошибки. Вот некоторые из них. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. Я подошёл к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос. Ребята не только допускают ошибки на письме, но и при чтении любимых стихотворений. Они не видят запятые, не делают паузы и читают всё подряд. Например: И там я был, и мёд я пил, У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел и кот учённый Свои мне сказки говорил. Одна запятая может нарушить смысл всего предложения и даже решить судьбу человека.                                                                         Лягушка: Верно! Верно! Я недавно вернулась из страны невыученных уроков и видела там ужасное! Я видела своими глазами, как чуть не казнили ученика 5 класса Виктора Перестукина. Баба- Яга:     За что же?                                                                                                                                Лягушка: За невежество, лень и незнание родного языка ему был  вынесен приговор. Я даже постаралась   прихватить   его  копию. Смотрите! Приговор  по  делу  невежды  Виктора Перестукина. Казнить нельзя  помиловать.                                                                                               Баба-Яга: Ситуация… Жаль мне Виктора    Перестукина.                                                                            Лягушка: И только чудо помогло Виктору Перестукину.                                                                                Змей Горыныч: Какое же?                                                                                                                                  Лягушка: Запятая: Он вспомнил правило и впервые правильно поставил запятую. А ещё обещал выучить все-все  правила.                                                                                                                                     Змей Горыныч: И где же он поставил запятую?                                                                                                Баба-Яга: Эх ты,  бестолковый!  Я и то догадалась: казнить нельзя, запятая, помиловать!                             Кот: Ну, как?  Убедились? Будете учить правила?                                                                                           Змей Горыныч: Конечно, будем.                                                                                                                           Лягушка: Несомненно.                                                                                                                                       Кот: К нам в гости пожаловала  сама Запятая. Давайте поприветствуем её!                                               Запятая: Здравствуйте, друзья! Я очень рада, что Вы  с большим интересом  обсуждали, нужно ли ставить меня в предложении. А вы, ребята, будете со мной дружить? Ведь без меня не обходится ни одна диктовка, ни один рассказ.( Кот подходит к доске и прикрепляет плакат с алгоритмом ).                  Кот: Без правил в языке нам жить нельзя.                                                                                                                Запятая:  А без меня тем более, друзья!                                                                                                               Баба-Яга: На предложение внимательно смотри.                                                                                              Змей Горыныч: Сколько основ, считай, определи.                                                                                               Кот: Но если вдруг основа лишь одна,                                                                                                                    Простое предложение у нас, друзья.                                                                                                                     Лягушка: И на концовку предложения смотри и нужный знак в конце определи.                                      Кот: А если две иль три основы счёл, то предложенье сложное нашёл.                                                             Лягушка: На интонацию вниманье обостри, союзы ты смотри, не пропусти. В смысл предложения

                                                                          4

скорей вникай и место запятой определяй!                                                                                                         Запятая: Меня ты не поставишь зря, коль место мне определишь тогда.                                                             Все: И без ошибок будем мы писать, И запятые там, где  надо, расставлять.  И знаки препинания мы не забудем, нет!   «В них наше счастье!» -   так сказал поэт.                                                                (Жители Лукоморья уходят)                                                                                                                                       17. Запятая остаётся и раздаёт задания учащимся.

Первое задание. Исправьте ошибку в предложениях: 1). Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2). Я подошёл к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.

Карточки. Задание: исправьте работу Пети Ошибкина.                                                                                  1 вариант. По дну речушки, которая бежала по камням задом наперед, двигался рак.                                2 вариант. В лесу, куда мы часто ходили, за грибами росли высокие берёзы.    

Второе задание. Найдите и выпишите сложное предложение. Начертите схему этого предложения.                                                                                                                                                     1). Но светлый терем не отрада                                                                                                                        Когда не видим друга в нём.         

2). Людмила где твоя светлица?  

3). Их важно чашники  носили                                                                                                                            И низко кланялись гостям.

Третье задание. Найдите ошибку в стихотворном тексте и исправьте её. Прочитайте отрывок выразительно.    И там я был, и мёд я пил, / У моря видел дуб зелёный, / Под ним сидел и кот учёный, / Cвои мне сказки говорил.  

18. Выполните тест.                                                                                                                                                  1 вариант. Найдите простые предложения.                                                                                                      1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.                                                                                                 2. Иван – Царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.                                                                        3. Я всегда просыпаюсь часа в два ночи и до зари встречаю рассвет.                                                                   2 вариант. Найдите сложные предложения.                                                                                                      1. Ветер крепчал и на востоке появились громады туч.                                                                              2. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.                                                                                      3. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена.                    

 Обобщение.  Вопросы: 1. Назовите тему урока. 2. Чему вы научились на этом уроке? 3.Расскажите, что нужно делать, чтобы определить сложное предложение. 4. Какова роль запятой в сложном предложении? 5. Какова роль союза и в простом и сложном предложениях?

6.

                                                                            5

 

6. Выразите своё отношение к уроку при помощи соответствующей картинки: грустной или радостной.

Итоги урока.

     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Проверочная работа по русскому языку 5 класс по теме "Простое предложение"

Проверка знаний учащихся по постановке знаков препинания при однородных членах, обращении...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация по русскому языку 7 класс "Запятая перед союзами в сложном предложении"

Презентация "Запятая перед союзами в сложном предложении" может использоваться на уроке русского языка в 7 классе...

Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс

Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс...