Конспект урока развития речи :Подготовка к творческой работе о деревянном зодчестве в Кижах(для учащихся 6 классов)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Старикова Ирина Яковлевна

В разработке использован материал о деревянном зодчестве в Кижах.Целью занятия является подготовка к написанию творческой работы.А также:

-развитие творческих способностей при работе с дополнительным материалом;

- развитие творческих навыков к письменным работам;

- формирование навыков систематизации рабочих материалов;

- развитие умений частично-поисковой деятельности;

- формирование орфографической зоркости при исследовании текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

  Урок развития речи.   Подготовка к творческой работе основе впечатлений о деревянном зодчестве в Кижах.

Учитель: Старикова Ирина Яковлевна

Цели урока:

Обучающие:

- обогащать учащихся знанием фактического материала;

- способствовать формированию навыков правописания суффиксов прилагательных, не с прилагательными;

- подготовить к творческой работе;

- обеспечить использование материала на уроках литературы, истории, МХК.

Развивающие:

- развитие творческих способностей при работе с дополнительным материалом;

- развитие творческих навыков к письменным работам;

- формирование навыков систематизации рабочих материалов;

- развитие умений частично-поисковой деятельности;

- формирование орфографической зоркости при исследовании текстов.

Воспитательные:

- воспитание патриотизма, через постижение исторического прошлого, через русскую национальную культуру;

- выработка потребности общения с произведениями искусства;

- приобщение к культурным памятникам в Кижах

                                                                                                   

                                                                                                                 

                                                                                                                       

                                                                                                                          Красота душу лечит.

                                                                                                                                       (С.Никитин)

1. Мотивация к учебной деятельности.

 Дорогие дети! Целью нашего занятия станет  подготовка к  написание творческой работы о деревянном зодчестве в Кижах, об одном из замечательных  творений  рук человеческих…

«Красы небывалой виденье»,- так назвал В.Рождественский остров на Онеге – озере.

 Ребята, запишите в тетради это высказывание.

 Как вы считаете: что такое красота? Какие чувства вызывает у людей понятие красоты?

 Дети, у Н. Рыленкова есть замечательные строки:

                                   Здесь медленны реки,

                                   Туманны озёра, и всё

                                   Ускользает от беглого взора,

                                   Здесь мало увидеть,

                                   Здесь надо всмотреться,

                                   Чтоб ясной любовью

                                   Наполнилось сердце.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

В этом стихотворении нам встретилось словосочетание беглый взор. Объясним, как мы понимаем эти слова.

Все ли способны воспринять красоту?

Красоту понять может лишь тот, кто хочет в неё всмотреться, лишь тот, в ком живёт чувство прекрасного, кто знает и любит культуру родного народа. М.Горький говорил, что «человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Поэтому жили и живут на нашей земле люди, которые оставляют для мира свои замечательные творения.

 Как вы считаете, вечна ли красота? Как воздействует прекрасное на человека?

Запись высказывания, приведённого на доске.

     Итак, Русский Север. Край сильных и мужественных людей, охотников и рыбаков, лесорубов и плотников. Онежское озеро. Деревянное зодчество в Кижах.

Кто из вас знает, что называется зодчеством?

Проведём лексическую работу. Зодчество - это искусство строительства зданий, архитектура. А народное деревянное зодчество Севера, словно прекраснейшая сказка русского искусства.

Из истории. Кижи…Слово  короткое и какое – то странное, загадочное, нерусское.…Когда – то  в далёкие языческие времена карелы называли так место для игр, игрище – кижат. «Остров игрищ». Позднее на месте острова было крупное для того времени поселение – Кижский погост. Здесь сосредоточивалась вся духовная, хозяйственная и политическая жизнь округа:  происходили народные сходы, ярмарки, церковные и иные празднества. Сейчас Кижи - безлесный остров с маленькой деревушкой, один из 1650 островов Онежского озера. Озеро широкое, привольное, в непогоду хмурое, будто свинцовое, а в ясные дни сверкающее под лучами солнца, по-северному неяркого и потому особенно ласкового и желанного.

Подъезжаем к Кижам, и вдруг на горизонте, словно с озёрного дна, поднимаются силуэты каких – то невиданных построек.                                                                            

3. Выявление места и причины затруднения

Работа с текстом.  Проверим вашу орфографическую зоркость.

Доска: Тихое-тихое утро. Огромные церкви т…ржественно и вел…чаво царят над  з…ркальной гладью озера. Разметали в ст…р…ны свои крылья стрельчатые «бочки» - словно кокошники русских кр…савиц. Невиданные постройки кажут(ся) нам чудесной сказкой.

Проведём лексическую работу: «Бочка» - одна из форм кровли старинных деревянных зданий.

 Ребята, как вы понимаете слово кокошник?        

 Индивидуальная работа по карточкам.

   Работа со словарём: Кокошник – старинный, преимущественно севернорусский, женский головной убор в  виде разукрашенного щитка надо лбом.                                                        

 К слову чудесный подберите слова, близкие по значению. / дивный, волшебный, сказочный, фантастический, восхитительный, поразительный)

      Показ слайдов  с изображением Кижей.

Какими словами мы можем  выразить радость от встречи с  увиденным? / восторг,   восхищение, упоение/.

Мы увидели сказочное великолепие  Кижского  ансамбля, центром которого были две церкви, колокольня и ограда. Познание церквей доставляет громадное, ни с чем не сравнимое  наслаждение.

Можем ли мы смотреть беглым взором на такую архитектуру?

(Ответ учащегося: Мы должны  внимательно рассматривать архитектурные памятники).

     В горделивых и величавых храмах, в избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, русские крестьяне выражали своё представление о прекрасном. «Архитектура – та же летопись мира; она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания»,- писал Н.В.Гоголь. В этих памятниках – частица славы наших предков, гордиться которой, по словам Пушкина, «не только можно, но и должно».

 Выразительное чтение стихотворения  учащимся. Р. Рождественский «Погост в Кижах».

Вопросы  классу: Что такое погост? (обращаемся к словарю)

Чем он был в древности и чем стал сейчас?

        Погост в Кижах

Онего сердито, и волны свежи,

Но солнце из сини туманной

Прорвалось – и встали в сиянье Кижи

Узором резьбы деревянной.

На острове плоском, где дышат

                                                сквозь сон

Лишь травы одни да каменья,

Как сказка возникло из давних времён

                                           Красы небывалой виденье … и т.д.

Вопрос: Почему « виденье»?

4. Целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения.

-О чём это стихотворение? Какую картину рисует поэт?

 -Что такое узор? Почему деревянная резьба это узор?

- Найдите в тексте прилагательные и объясните их написание.

 -Что же нам известно о Преображенской церкви?  

              Индивидуальное сообщение     учащегося     о  Преображенской церкви.                                        

Образ Преображенской церкви – величественный гимн русскому народу в  честь его исторических побед в Северной войне.

   Кто же строил Преображенский храм?

     О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

     Красивое, поэтическое сказание, но это только легенда – символ неповторимой красоты и свидетельство высочайшего мастерства, которым народ отметил творение своего гениального сына. Умело использовав всё лучшее, зодчие Преображенской церкви создали нечто такое, чего действительно «не было, нет и не будет».

  Купола, купола…Двадцать два. «Несравненной сказкой куполов» назвал Преображенскую церковь Игорь Грабарь, выдающийся русский художник и учёный академик.

  В северные белые ночи светятся купола загадочным фосфорическим светом. Они буквально ошеломляют.

  Порою, особенно при восходе солнца или на его закате, кажется, что церковь не создание рук человеческих, а дивный цветок, выросший в суровом северном крае. «Красы небывалой виденье», - так назвал эти края В.Рождественский.

   Верхняя глава будто врезается в самое небо и венчает всю эту грандиозную 37 метровую пирамиду. Образ многоглавия воплощает идею сплоченности большой и единой народной общины. Преображенская церковь как широкая, привольная песня, что льётся из глубины сердца, как радостный гимн во славу человека, могущества его рук и разума. В ней живёт дух народного творчества со свойственной ему любовью к нарядности, щедрому изобилию форм. В церкви есть что-то от терем-теремков, и в то же время от неё веет богатырской, былинной эпичностью, простотой крестьянских построек. Ведь недаром в народе говорят, что «где просто – тут ангелов со сто, где мудрёно – тут нет ни одного».

    К Преображенской церкви как нельзя более точно подходит известное сравнение архитектуры с застывшей музыкой.  

    Высоко взметнулась Преображенская церковь, и её видно за много вёрст от Кижей. Она  то возникает на глади озера, открыто, как на ладони, то появляется в кружеве редеющего леса. Она царит здесь повсюду и всем своим обликом постоянно напоминает о величии человеческого труда.

       Дерево! Древний извечный материал русского народного зодчества, которым так умело, владели наши предки. Невозможно представить себе кижские церкви, сделанными из другого материала. А как вы думаете, какие инструменты использовали?

Индивидуальный ответ (2 докладчик). Топор, долото и сверло – вот и все немудрёные инструменты, с помощью которых возвели мастера эту исполинскую громаду. И этим же долотом да топором плели тончайшее кружево орнамента простые мужики. Работа требовала от плотника громадного терпения, мастерства, исключительно точного глаза и твёрдой руки. Нужно подогнать брёвна друг к другу так, чтобы всё было притесано плотно без щелей. Гвозди были просто не нужны: без них сруб прочнее, устойчивее, долговечнее.

Вопрос классу: где применялись гвозди? (только в куполах)

Показ иллюстрации.

Вопрос классу: Что такое лемех?

 Лемех – вид деревянной черепицы, которой покрывали главы или барабаны.

Лемехом выкладывали внахлёст купола, а для этого их топором круглили по форме главы или барабана. И так тридцать тысяч раз.

Вопрос:  Каким лемехом покрыты главки Преображенской церкви? (городчатым)

   Преображенская церковь с двадцатью двумя главами, словно изваяна резцом великого мастера из одного куска дерева. Надо было обладать незаурядным талантом, чтобы соединить все части такого грандиозного сооружения, от которого уже нельзя ничего отнять и к которому нельзя ничего прибавить. Вот уже более двух столетий стоит Преображенская церковь. Ни северные снега, ни частые дожди, ни колючие онежские ветры не смогли сокрушить это удивительное создание рук человеческих.

 15–19 августа 2014 года в музее-заповеднике «Кижи» проходил фестиваль «Преображение», посвященный празднованию 300-летия шедевра деревянного зодчества Преображенской церкви кижского погоста. Звон колоколов стали неотъемлемой частью неповторимой атмосферы этого дивного острова. А в давние временена  в заонежских деревнях колокольный звон был слышен отовсюду — задорным многоголосием одновременно звучали звонницы, радуя слух, перекликаясь друг с другом и создавая особую музыкальную партитуру Заонежья.

Вопрос учителя. Что может стать рядом с фантастическим  многоглавием  Преображенской? Можно ли соперничать с ним, стремиться превзойти его?

Индивидуальный ответ (докладчик 3). Ответ дали строители Покровской церкви в Кижах, законченной постройкой в 1764 году, т.е. на 50 лет позднее Преображенской церкви.

   Покровская церковь органично дополнила ансамбль Кижского погоста. Она совсем иная, чем Преображенская, её называют «младшей сестрой», или «царевной».

   Девять глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – лёгкую, женственно – изящную: словно русская красавица в шитом жемчугом уборе. Глядя на церковь, мы словно слышим звенящую, жизнерадостную мелодию Покровскую церковь очень украшает декоративный пояс, который вносит в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности. Такие нарядные пояса являются особенностью именно прионежской школы русского народного зодчества.

Слово учителя. Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни. (построена в 1874 году)

Звонят, гудят колокола. Большие – размеренно, низко, поменьше – часто, весело, с задорным перезвоном. А в давние временена  в заонежских деревнях колокольный звон был слышен отовсюду — задорным многоголосием одновременно звучали звонницы,  перекликаясь друг с другом и создавая особую музыкальную партитуру.

 Иногда величаво, торжественно, иногда скорбно и печально. А порой призывно, тревожно, взволнованно. Купола Покровской церкви перекликаются с пышным  многоглавием  Преображения. А между ними – лаконичный, даже суховатый силуэт колокольни.

 От этого разительного контраста колокольня становится как бы ещё строже и суровее, а очертания церквей – ещё более живописными и нарядными.

Ансамбль Кижского погоста – явление выдающееся и исключительное во всей истории русской и мировой архитектуры. Ансамбль создавался более чем 150 лет. Идут годы, но не тускнеет красота кижских церквей. Архитектурный ансамбль  Кижского  погоста входит в список Всемирного наследия Юнеско.

Что такое Юнеско? (Организация объединенных наций  по вопросам образования .науки и культуры)

     Сформулируем значение Кижского погоста. Собственно, только сейчас, в наши дни кижским церквам – этому бессмертному творению русских зодчих – возвращено их истинное назначение: утверждать величие и могущество человека, славу родного народа, отстоявшего свою свободу и независимость, его замечательную одарённость и незыблемую веру в конечное торжество правды и красоты.

      Говоря о работе талантливых зодчих, хочется вспомнить строки Н. Рыленкова:

                                                 Коль помянуть кого хотим

                                                 Мы не добром,

                                                 Честим его дела: топорная работа

                                                 Но есть в Кижах собор.

                                                 Он срублен

                                                 Топором,

                                                 И меркнет перед ним

                                                 Любая позолота.

                             

    Вы согласны с мнением поэта?

    Ребята! В этом стихотворении нам встретилось словосочетание топорная работа.

 Как вы понимаете эти слова? (ответ:  грубая, неуклюжая     работа.)

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (задание по разным уровням)

Группа учащихся «мастера» составляют предложения о Кижах.

Группа «исследователи» размышляют, почему плотников в старину называли «рубленниками»

Группа «архитекторы » работают со значением выражения «зодчий своего счастья».

Группа «зодчие» думают над вопросом: что общее у слов «зодчий» и «здание»?

         Подведение итогов творческих заданий.

                                                       Но сегодня,

                                                        как и вчера,-

                                                        на плечах

                                                        эту землю держат

                                                        и несут на себе

                                                        мастера.

                                                           (Р. Рождественский)

                     

6. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы увидели замечательные создания настоящих, но, к сожалению, неизвестных творцов.

Встреча с  настоящим искусством пробуждает в человеке радость, восторг, восхищение. Удалось ли вам испытать такую радость от встречи с шедеврами русского зодчества?

Подберем однокоренные слова к слову творец /творчество, творческий, творить/. Теперь же нам самим предстоит написать творческую работу о Кижах.

Домашнее задание: сочинение о деревянном зодчестве в Кижах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"

Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8  классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...