Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

     Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с ОВЗ ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotova_doc._2.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Котова Елена Геннадиевна

(МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ВВЕДЕНИЕ

2

II.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.  Рабочая программа  по предмету «Русский язык»  для 5 класса (адаптированная образовательная программа  основного  общего образования для детей с ОВЗ)

6

1.

Теоретические аспекты

7

1.1

Пояснительная записка

7

1.2

Основные цели обучения в 5-ом классе

10

1.3

Формы организации образовательного процесса

11

1.4

Технологии, используемые для организации учебного процесса (варианты)

11

1.5

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного курса

12

1.6

Учебно-тематический план

13

2.

Практические аспекты

14

2.1

Календарно-тематическое планирование

14

III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

40

IV

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

41


I. ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность АОП для детей с ОВЗ

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с ОВЗ ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП общего образования обучающихся с ОВЗ определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно правовую базу АООП ОО обучающихся с ОВЗ составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99 ФЗ, от 23.07.2013 N 203 ФЗ),

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно методические документы Минобрнауки Российской Феде рации и другие нормативно правовые акты в области образования, Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

Устав образовательной организации.

АООП общего образования обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты Основной задачей основного образования детей с ограниченными возможностями здоровья становится развитие их жизненной компетенции, а знакомству с базовыми академическими знаниями отводится очень скромное место. В результате изучения всех предметов основной школы получит дальнейшее развитие жизненная компетенция воспитанников, поскольку только с помощью целенаправленного коррекционного обучения эти дети могут научиться жить в социуме и избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме они смогут освоить и академические знания, по разработанным для них специальным программам с помощью специальных методик и специально разработанных учебников, поддерживающие социализацию. В ходе образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается, что возможности учеников даже одного класса, как правило, могут сильно различаться. Вследствие того, что обучение детей, не способных освоить образовательную программу, не может быть формальным, в АООП ОО индивидуализируется тот объем знаний, который предлагается ученикам. Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. В процессе освоения адаптированной образовательной программы, получат дальнейшее развитие элементарные личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия воспитанников, составляющие психолого-педагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их возможностям, навыки по различным профилям труда.

3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

   В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта полного общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.

        Особенностями системы оценки для учащегося являются:

* комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

* использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

*   оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

*   оценка динамики образовательных достижений обучающегося;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

* использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

* уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представление их;

* использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

* использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Согласовано                                                                                                      Утверждаю

на педсовете                                                                        директор МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»

от 28.08.2014 г.  № 1                                                                                         А.Г.Елизарова

                                                                                                                                  28.08.2014 г

Рабочая программа

по предмету:

«Русский язык»

(адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с ОВЗ)

 5  класс

2014- 2015 учебный год

 

                                                             Котова Елена Геннадиевна,

                                                                учитель  русского языка и литературы

г. Астрахань, 2014 г.

1.Теоретические аспекты

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса разработана на основе следующих документов:

  • Федерального компонента стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2004 г.
  • Программы основного общего образования по русскому языку. Русский язык. 5-9 кл. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011.(Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

Программа разработана с учетом:

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  • годового учебного календарного графика на 2014/2015 учебный год;
  • основной образовательной программы Учреждения;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)

Программа обеспечена учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». М.: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская; методическим пособием: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. /  Г. А. Богданова. – СПб., 2004

 Программа рассчитана  на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю) в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку, из них 36ч. отведено на развитие речи. Программа построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. В связи с этим в рабочей программе внесены изменения, связанные со структурной перестановкой порядка изучения тем в разделе Повторение пройденного в 1-4 классах, а также в связи с порядком следования материала в учебнике русского языка для 5 класса.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

1.2. Основные цели обучения в 5-ом классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.  

Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Система оценивания  в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

1.3 Формы организации образовательного процесса

  • уроки-практические работы;
  • уроки-«Погружения»;
  • уроки-деловые игры;
  • уроки-соревнования;
  • уроки-консультации;
  • компьютерные уроки;
  • уроки, которые ведут

    учащиеся;

  • уроки-зачеты;
  • уроки-конкурсы;
  • уроки-диспуты;
  • уроки-игры;

1.4 Технологии, используемые для организации учебного процесса (варианты):

  • технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;
  • технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили и др.;
  • технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.), что позволяет педагогу развивать познавательные и творческие способности учащихся;
  • технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), что позволяет учителю развивать умственные способности учащихся через возможность выбора индивидуального темпа обучения;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (С. Уолтер, Ч. Темпл и др.);
  • технология ТРИЗ (А. Гин);
  • метод проектов (И.Чечель);
  • кейс-метод (Гарвардский университет);
  • ИКТ и др.

1.5 Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного курса

Учащиеся должны знать:

  • определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
  • обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;
  • пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

ПО ОРФОГРАФИИ.

  • Находить в словах изученные орфограммы,  находить орфографические ошибки и исправлять их;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

ПО ПУНКТУАЦИИ.

  • Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
  • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  • Определять тему и основную мысль текста, его стиль;
  • подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
  • составлять простой план исходного и собственного текста;
  • писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также  описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом);
  • правильно в смысловом и стилистическом отношении  использовать языковые средства в текстах разного содержания;
  • грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

1.6. Учебно-тематический план

Количество часов:

всего-204; в неделю-6ч.

контрольные работы – 10ч.

развитие речи – 36ч.

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Развитие

речи

Контрольные

работы

Сочинения

Изложения

1.

Общие сведения о языке.

2

1

-

-

-

2.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

17

3

1

-

1

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

7

2

1

1

4.

Фонетика. Орфоэпия.

Графика и орфография. Культура речи.

15

3

1

-

1

5.

Лексика. Культура речи.

8

2

-

1

1

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

4

1

-

2

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

69

14

4

3

4

8.

Повторение и систематизация

изученного.

6

2

1

2

-

9.

Итого:

204ч

168

36

10

8

11

2. Практические аспекты

2.1 Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Цели урока

Повторение

Развитие речи

Коррекционная работа

Педагогические меры

Педагогические

средства

Введение (2ч+1ч Р.р)

1

2

Язык - важнейшее средство общения.

Знакомство с учебником, его структурой; дать представление о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний.

Части речи, тема текста.

Чтение и анализ пословиц.

Зрительная и слуховая память.

Упражнения на

запоминание.

3

РР Стили речи.

Первоначальное понятие о стилях речи.

Работа с текстами.

Речевой этикет.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

Повторение пройденного в 1-4 классах (17ч+3ч Р.Р.)

4

Части слова.

Повторение состава  слова, тренировочные упражнения по разбору слов.

Части слова.

Озаглавить текст

Развивать внимание, мышление (операции: классификация) путём выполнения специального упражнения.

Упражнение.

Заполнить таблицу.

5

Орфограмма. Место орфограмм в словах.

Обучение  видеть орфограмму, правильно (графически) выделять орфограмму.

Орфограммы № 1,2.

Составить словосочетания из предложенных слов.

Развивать внимание, мышление (операции: классификация) путём выполнения специального упражнения.

Упражнение.

Заполнить таблицу.

     6.

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слов.

7

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корнях слов.

Обучение  правильно (графически) выделять орфограмму.

Разбор слова по составу, орфограмму. № 3.

Пересказать текст.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упр.

Выписать слова

с орфограммами.

8

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.

Обучение пользоваться правилом, подбирать проверочное слово.

Повторение орфограмм №1-7.

Составить предложение

 с новыми словами.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

по смыслу.

9

Правописание букв и, у, а после шипящих.

Навык написания гласных после шипящих, навык пользования орфографическим словарем.

Орфограммы № 3,4.

Чтение стихов, анализ текста.

Развивать внимание, мышление (операции: классификация) путём выполнения специального упражнения.

Упражнение.

Заполнить таблицу.

10

Разделительные

 ь и ъ.

Обучение  различать условия выбора ъ и ь на письме.

Орфограмма № 1.

Составить предложен.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Развитие орфографической. зоркости

Упражнение

«Найди ошибку».

11

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Различение приставки и предлога.

Орфограммы №1-3.

Составление предложений.

Упражнения

учебника,

выборочный

 диктант.

12

РР. Текст.

Тема текста.

Понятие текста , признаки текста, виды текстов.

Признаки текста.

Работа с текстами.

Деление текста на части.

Развитие внимания.

Дыхательная

гимнастика.

14

Анализ диктанта.

Работа над ошибками.

Работа над допущенными ошибками.

Орфограммы №1-7, словарные слова.

Проговаривание слов.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

 с орфограммами.

15

Самостоятельные и служебные части речи.

Группы частей речи, различение самостоятельных частей речи.

      Орфограммы №1-3.

Проговаривание терминов.

Работа с учебником, упражнения.

Игра «Я рассказываю,

ты слушаешь».

16

Глагол: лицо, время, число, род

(в прошедшем времени)

Буква ь во 2-м лице глаголов ед. числа.

Повторение признаков глагола как части речи, личные окончания глагола, правописание глаголов во 2 лице единственного числа.

Признаки глагола: лицо, время, число, род.

Работа над дикцией.

Развивать внимание, мышление (операции: классификация) путём выполнения специального упражнения.

Распределительный

диктант.

17

РР. Обучающее изложение «Хитрый заяц»  (от 3 лица).

РР. Обучающее изложение «Хитрый заяц» (от 3 лица).

Деление текста на абзацы.

Работа с текстом.

Составление простого плана.

Деление текста на части.

Развитие внимания.

Работа  по

алгоритму.

18

Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения.

Повторение признаков глагола как части речи, личные окончания глагола. Правописание глаголов 1и 2 спряжения. Различение условий выбора личных окончаний глаголов.

Признаки глагола.

Спряжение глагола.

Проговаривание.

Проговаривание,  «хоровое пение».

Развивать внимание

Работа с учебником, упражнения на развитие мышления и внимания.

Работа

 по алгоритму.

Упражнение

«Найди ошибку».

19

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Раздельное написание НЕ с глаголами.

Повторение условий выбора верного написания глагола.

Различение условий выбора личных окончаний глаголов.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.

Признаки глагола.

Спряжение глагола.

Проговаривание

Проговаривание,  «хоровое пение».

Развивать внимание

Работа с учебником, упражнения на развитие мышления и внимания.

Работа по алгоритму.

Упражнение

«Найди ошибку».

20

Имя существительное: три склонения, род, число, падеж.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.

Повторение признаков существительного, знакомство с  условиями выбора гласных в падежных окончаниях существительных.

Главные члены предложения.

Работа над выразительным чтением.

Развитие внимания.

Дыхательная

Гимнастика.

21

Буква ь на конце существительных после шипящих.

Изучить условия написания буквы ь на конце существительных после шипящих.

Склонение существительных.

Проговаривание терминов.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение.

«Найди ошибку».

22

Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Развивать умение находить прилагательные в тексте, определять его морфологические признаки, употребление в речи.

Орфограмма № 1.

Составление предложения с описанием предмета.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение.

«Найди ошибку».

23

Местоимения 1,2 и 3-го лица.

Наречие (ознакомление).

Развивать умение выделять в предложениях местоимения, формирование навыков раздельного. написания личных местоимений с предлогами и  местоимений 3 лица.

Орфограмма № 3.

Упражнение № 112, составление рассказа.

Развитие внимания.

Дыхательная

Гимнастика.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29+7 р.р.)

24

Синтаксис. Основные синтаксические понятия (единицы).

Пунктуация как раздел науки о языке.

Понятия: Синтаксис. Основные синтаксические единицы.

Пунктуация.

Разделительные ь и ъ

Подлежащее и сказуемое.

Составление предложений из слов.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение.

«Найди ошибку».

25

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Формировать умение выделять словосочетания из предложения.

Безударные окончания глагола.

Составление предложений.

Выделить из текста словосочетание.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

 с орфограммами.

26

Синтаксический разбор словосочетания.

Научить  порядку разбора словосочетания.

Орфограмма № 1.

Составление словосочетаний из  исходных слов.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической  игры.

Игра «Снежный ком».

27

Р.Р. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

Работа над развитием речи учащихся.

Пересказ и озаглавливание текста.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при  работе с текстом. в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

по смыслу.

28

Предложение. Простое предложение.

Знать основные признаки предложения. Отличать предложение от словосочетания.

Правописание согласных в корнях слов.

Составление предложений.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение

«Найди ошибку».

29

Виды  предложений по цели высказывания.

Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Орфограммы в глаголах.

Составить разные по цели высказывания предложения на определенную тему.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

по смыслу.

30

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Умение интонационно правильно произносить восклицательные  и невосклицательные предложения.

И, у, а после шипящих.

Выразительное чтение предложений с нужной интонацией.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

31

Знаки препинания:  завершения(в конце предложения),выделения, разделения

(повторение).

Формировать умение правильно расставлять знаки препинания.

Разбор словосочетания.

Пересказ текста.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение

«Найди ошибку».

32

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Закрепить умение выделять грамматическую основу предложения.

Спряжение глаголов.

Составление предложений.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

 предложение

 по смыслу.

33

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Развивать умение находить сказуемое, знать способы выражения сказуемого

Научить видеть условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Род существительных.

Падежные окончания существительных и прилагательных.

Работа над монологической .речью

Составить и записать предложение по данным схемам.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

 с орфограммами.

34

Нераспространенные

и распространенные предложения (с двумя главными членами)

Научить отличать нераспространенное от распространенного предложения, умение распространять предложения

Виды предложений по цели высказывания.

Развитие монологической речи.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения

Распределительный

диктант.

35

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Сформировать умение находить дополнение в предложении, разграничивать дополнение  и подлежащее.

Непроизносимые согласные в корнях слов.

Составить и записать предложение по данным схемам.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение.

«Найди ошибку».

36

Определение.

Способы выражения определений, находить определение в предложениях употребляющих его в речи.

Орфограмма № 1.

Найти в тексте определение.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

 по смыслу.

37

Обстоятельство.

Способы выражения обстоятельств, умение находить обстоятельство в предложениях употребляющих их в речи.

Разделительные ь, ъ.

Определение стиля текста.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

38

Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и.

Формирование умения находить однородные члены в предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении.

Знаки разделения.

Вырази

тельное чтение предложений с однородными членами.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

39

40

Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

Навык постановки запятой между однородными членами предложения.

Правописание сочетаний  чк-чн.

Составление предложений с однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.

Развивать внимание и орфографическую зоркость через выполнение специального упражнения.

Упражнение.

«Найди ошибку».

41

42

РР Основная мысль текста.

РР. Сочинение-рассказ по картине

Ф.П.Решетникова «Опять двойка» .

Формирование знания об основной мысли текста, способах ее раскрытия, формирование умения редактировать текст повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли.

Чтение текста, определение его темы, стиля.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

43

44

Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

Формирование умения интонационной правильно произносить предложения с обобщающим словом, находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных  членах  и обобщающих словах.

Второстепенные члены предложения.

Составление предложения по схеме.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Игра «Снежный ком».

45

46

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Формировать умение находить обращения в предложениях, употребление обращений в речи, отличать обращения от подлежащих.

Однородные члены предложения.

Составление предложения с обращениями.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

47

Синтаксический  и пунктуационный разбор простого предложения.

Навык синтаксического разбора простого предложения, знание порядка разбора.

Виды предложений по интонации.

Пересказать текст.

Выразительное чтение.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

 по смыслу.

Разбор предложений.

48

РР Письмо как одна из разновидностей текста

Обучение использованию обращений в письменной речи .

Формирование навыков написания писем.

Обращение

Выразительное чтение.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упр.

Выписать слова

с орфограммами.

49

Обобщение изученного о простом предложении.

Проверка знаний по теме (правильно писать слова с изученными орфограммами, определять слова как части речи, выполнять разбор слова по схеме).

Повторение материала о простом предложении.

Озаглавливание текста.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

по смыслу.

50

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения.

Закрепить умение находить грамм. основы в сложном предложении.

Орфограмма  № 1.

Выразительное чтение стихотворения.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать слова

 с орфограммами.

51

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами.

Закрепить умение выделять грамматические основы простых предложений в сложном , ставить знаки препинания, составить предложение по указанным схемам; разграничивать простые предложения в сложном, составить схему

Синтаксический  разбор  простого предложения.  

Составить план текста.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при  работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

 предложение

по смыслу.

52

53

РР Обучающее сжатое изложение повествовательного характера.

Умение сжато пересказать текст повествования, характеристика

Правописание приставок.

Пересказ текста, озаглавить текст, составить план.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

предложение

по смыслу.

54

Синтаксический разбор сложного предложения.

Развивать навык синтаксического разбора сложного предложения.

Синонимы.

Определить тему, главную мысль текста.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения.

Выписать слова

с орфограммами.

55

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Научить находить прямую речь в предложении, в тексте найти предложение с прямой речью, составить схемы с прямой речью.

Формировать умение правильно оформить диалог на письме.

Существительные 3 склонения.

Грамматическая основа предложения.

Обращение.

Составить предложение с прямой речью.

Составить диалог на определенную тему.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при  работе с текстом.

Дополнить

 предложение

по смыслу.

56

Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Обобщение и систематизация изученного, подготовка к контрольной работе

Синтаксический  разбор  сложного предложения.

Творческое задание (вставить подходящие по смыслу вводные слова).

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера.

Дополнить

 предложение

по смыслу.

57

58

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ контрольных работ. Работа над ошибками

Проверка знаний учащихся по изученной теме; ликвидация пробелов в ЗУНах.

Развивать память, внимание.

59

РР Этикетные диалоги (упражнения 248,249).

Ввести понятие «этикетного диалога».

Диалог.

Монологическая речь.

Диалоги.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнений.

Выписать слова

с орфограммами.

                                      Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.

                               Культура речи (15+3 Р.Р.)

60

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка

Закрепить навыки отличия звука от буквы, умение графически обозначить звуки.

Главные предложения

Письменный ответ на вопрос

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

Предложение

 по смыслу

61

Звуки речи; гласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.

Формировать умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника.

Орф. № 1

Проговаривание

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать слова

 с орфограммами

62

Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

Классификация согласных звуков; различие твердых и мягких согласных; обозначения мягких согласных при фонетической записи слова.

Орф. № 4

Определить основную мысль текста

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

63

Звонкие и глухие согласные.

Развивать умение на слух различать звонкие и глухие согласные.

Орф. № 2

Пересказ, чтение наизусть стихотв.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать слова

 с орфограммами

64

Сонорные согласные.

Умение выделять сонорные согласные

Синтаксический разбор предложений.

Выразительной чтение стихотв.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный

ком»

65

Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Отработка навыка различения позиционных чередов. согласных в словах.

непроизносимые согласные

Комментированное письмо

Снятие напряжения

Дыхательная

гимнастика

66

25

РР Типы текстов. Повествование

Формирование умения определять тип речи, находить в тексте фрагменты повествования; формирование навыка редактирования текста.

Глаголы с безударными личными окончаниями

Редактирование текста (чтение анализ, нахождение композиц-х элементов,

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

 с орфограммами

67

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит.

Формирование умения правильно называть буквы алфавита; умение пользоваться алфавитом

Согласные звуки

Работа со словарями

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

 с орфограммами

68

Р.Р. Описание  предмета, отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания

Формирование умения определять ведущий тип речи, находить фрагменты описания; формирование навыка редактирования текста

Этапы работы над сочинением

Работа с текстом

Работа по развитию устной и письменной речи

Редактирование текста

69

Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Отработка навыка правильного написания строчных и прописных букв

Графика

Алфавит

Комментированное письмо

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

 «Снежный ком»

70

Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения согласных.

Умение произносить гласные и согласные перед гласным е;

умение выбирать орф. для обозначения мягкости согласных на письме

Употребление ь в разных частях речи

Составить и записать предложения со словом скучно, качнуться, нарочно, отличный, скворечник, молочный и др.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать слова

с орфограммами

71

Звуковое значение букв

е, е, ю, я.

Умение называть звуки обозн. буквами е, е, ю, я.

разделительный ь, ъ

Творческая работа

Снятие напряжения

Дыхательная

гимнастика

72

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари

Навык фонетического разбора слова.

Характеристика согласных звуков

Работа с орфоэпическим словарём

Корригирование и развитие памяти, внимания

Игра

«Снежный ком»

73

Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари

Умение находить справки о произношении слов в разл. словарях  (в т.ч. и орфоэпическом).

Виды разборов

Объяснить пословицу

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом

Дополнить

предложение

 по смыслу

74

Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография».

Систематизировать знания о фонетике

Повторение материала по теме

Дополнить предложение (устно), письмо по памяти.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать слова

с орфограммами

75-76

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Фонетика.  Орфоэпия. Графика и орфография».

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Проверка знаний, полученных при изучении темы; ликвидация пробелов в знаниях

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

 по смыслу

77

РР Обучение подробному изложению текста повествовательного характера с элементами описания.

Умение составить простой план, составить текст из отдельных предложений.

Словесное рисование

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

 «Снежный ком»

                                                                        Лексика. Культура речи (8+2 р.р.)

78

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Формировать умение различать лексическое и грамматическое значение слов, умение употреблять слова в свойственном им значении, умение пользоваться толковым словарем.

Безударные гласные в корне слова (провер.).

По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом, отгадать загадки.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать слова

с орфограммами

79

Многозначные и однозначные слова.

Умение определять, в каком лексическом значении употребляется многозн. слово.

Приставки на-з, -с.

Работа с толковым словарем

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

 по смыслу

80

Прямое и переносное значение слов

Умение различать прямое и переносное значение слова, употребление в речи слова в переносном значении, находить и определять роль олицетворения.

О-е после шипящих в корне слова

Составить словосочетание со словами звезда, холодный, хрупкий, (в прямом и перен. значениях)

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

с орфограммами

81

РР Обучение созданию текста на основе исходного(подробное изложение), членение его на части

Работа по развитию речи

Тема текста

Работа над пересказом текста

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упр.

Выписать

слова

с орфограммами

82

Омонимы

Формирование навыка опознания омонимов и умении употребления омонимов в речи.

Стили речи

Составить предложение с данными словами (омонимами)

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

83

Синонимы

Формирование навыка определения общего лексического значения синонимов.

Предложения с прямой речью.

Чтение и анализ синонимических рядов

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

с орфограммами

84

Антонимы. Толковые словари.

Формирование навыка находить антонимы в предложении; умение пользоваться толковым словарем, сл. антонимов, подбирать антонимы к словам

Тип текста

синонимы

Однокоренные слова, определения типа и стиля текста.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

 «Снежный ком»

85

Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика».

Систематизация знаний по теме «Лексика»

Метафора

Олицетворение

Устное описание картины

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

с орфограммами

86

Зачет по теме «Лексика».

Проверка знаний по теме «Лексика»

Члены предложений

Подобрать антонимы

Снятие напряжения

Дыхательная

 гимнастика

87

РР Обучение описанию изображенного

на картине с использованием необходимых языковых средств.

Развивать навык использования синонимов в речи (при описании изображенного на картине).

Устное описание картины, словесное рисование

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

с орфограммами

Морфемика. Орфография. Культура речи. (22+4 р.р.)

88

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая  часть слов.

Формирование умения отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

Приставки на-, з, с.

Чтение и анализ стих.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры

Игра

 «Снежный ком»

89

Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Корень слова.

Формирование умения правильно выделять корень слова и подбирать однокоренные слова относящиеся к разным частям речи.

Составить предложение (простое), подобрать однокоренные слова.

Корригировать и развивать внимание и орфографическую зоркость путём выполнения упражнения

Выписать

слова

с орфограммами

90

Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

Формирование умения выделять в слове окончание, основу, умение отличать слова с нулевым окончанием и слова не имеющего окончания.

Разбор по членам предл.

Пересказ текста, опред. его темы и осн. мысли.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра «Снежный ком»

91

Суффикс.  Назначение суффикса в слове.

Формировать умение употреблять слова с разными суффиксами, формирование умения правильно выделять ^

Определить части речи.

Восстановить авторский текст (басня А.И. Крылова)

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

92

Приставка. Назначение приставки в слове.

Развивать умение употреблять слова с разными приставками, умение правильно выделять приставку.

Морфемы

Составить предложение с глаголами, подобрать антонимы.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

93

РР Рассуждение в повествовании, его структура и разновидности.

Рассуждение на свободную тему

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

94

Чередование гласных и согласных в слове.

Формирование навыков выразительного чтения и пересказа лингвистического текста и составление собственных высказываний.

Согласные и гласные в корнях слов

Подобрать однокоренные слова с черед.согласных.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

95

Беглые гласные. Варианты морфем.

Закрепление навыка определения осн. типов чередований; формирование умения различать варианты морфем.

Чтение и анализ текста

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

96

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Формирование умения производить морфем.р-р слова; умение пользоваться морф. словарями.

Лексическое значение слова.

Творческая работа. (написать несколько предложений на тему «Однажды я опоздал»)

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

97

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках.

Формирование навыка правильного написания приставок на основе графико-морфологического анализа слова.

Синонимы, лексическое значение слова

Прочитать выразительно текст, определить тему.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

 «Снежный ком»

98

99

Буквы з и сна конце приставок

Формирование навыков правильного написания приставок на основе морфологического анализа слова.

Склонение сущ., орф. № 1, 3

Составить и записать словосочетание и предложение.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

100-101

РР Обучающее подробное изложение-рассуждение.

Пересказ текста, определение его темы и осн. мысли.

Снятие напряжения

Дыхательная

гимнастика

103

104

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -рос- и -раст-

Формирование навыков опознания корней –рос-,   -раст-.

Спряжение глаголов.

Составить мини текст на тему «Поход в лес» по опорным словам.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

105

106

Буквы е и о после шипящих в корне

Формирование навыков грамотного письма

грамматическая основа

Написать небольшой текст на тему «Осенний дождь».

Снятие напряжения

Дыхательная

гимнастика

107-108

Буквы ы и и после ц

Формирование навыков структурного анализа слова при выборе написания этой орфограммы.

Приставки з-, на-, с-.

Творческая работа (написание рассказ-миниатюра на тему «Цирк приехал»)

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

109

110

Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика. Орфография».

Повторение и систематизация знаний по морфемике и орфографии/, подготовка к контрольной работе, формирование навыков объяс. зависимости написания слова от его значения и строения.

Орф. № 1

Правописание

Неизмен. приставок

Собрать и записать известные пословицы и поговорки.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

111-112

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Проверка знаний полученных при изучении темы «Морфемика», ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

113

РР Обучение устному рассуждению на грамматическую тему : «Почему слово «печь»-имя существительное?»

Развитие умений и навыков учащихся

Оформление прямой речи и диалога

Диалогическая и монологическая речь

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

Морфология. Орфография. Культура речи.      Самостоятельные и служебные части речи.(1)

114

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Формирование умения распознавать слово как часть речи, осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

словосочетание, разбор его.

Составить словосочетания из слов

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

 «Снежный ком»

   Имя существительное.(20ч+4рр)

115

Имя существительное как часть речи. Повторение изученного об имени существительном в 1-4 кл.

Позн. со знач. и морфол. призн. сущ. как части речи, ум.сост. рассказ об им. сущ. в форме науч. описан.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Выделить главное в тексте

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

116

Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить существительное в текстах и опред. их морфол. признаков.

Простейший анализ словоупотребления

Пересказ текста

Снятие напряжения

Дыхательная

гимнастика

117-118

РР Доказательства и объяснения в рассуждении.

Формирование умения доказать принадлежность слова к имени существительное в форме рассуждения; умение находить существительное в тексте и опред. их морфол. значение.

синтаксический разбор предложения, идея текста.

Работа с текстом; подбор однородных слов, озаглавить текст.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

119

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение)

Формирование умения распознавать одушевленное и неодушевленное сущ-е.

Сложное пр.

Олицетворение

Работа с текстом

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

120

Существительные собственные и нарицательные.

Формирование навыков распознавать существительные собственные и нарицательные.

Антонимы

Диалог

Добавить к им. нарицательным подходящие им собственные сост. предложения.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упр. на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

121

Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.

Продолжение формирования умения распознавать существительные собственные и нарицательные.

З и с на конце приставок

Заполнить таблицу своими примерами.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

122

Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками

Формирование умения выделять собственные названия кавычками

Однородные члены предложения

Чтение и анализ текста о Московском Кремле, определить стиль, тип речи, обосновать свое мнение.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

123

Род существительных

Формирование навыков определять род сущ. и согласовывать с существительными глаголы в прошедшем времени.

 Ь после шипящих у сущ. 3 скл.

Работа с текстом, словарем, составление словосочетания (прил.+сущ.)

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

124

Морфологический разбор слов

Формирование навыков производить устный и письменный разбор существительного

одушевленное и неодушевленное имя сущ-е, синт р-р предложения, стиль текста

Работа с текстом, письменный ответ на вопрос по тексту, подбор синонимов.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры

Игра

«Снежный ком»

125

Три склонения имен существительных.

Формирование навыков находить начальную форму и опред. склонение существительных

олицетворения, предложения с прямой речью

Составить словосочетание гл+сущ. в пр. п.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

 предложение

по смыслу

126

Изменения существительных по падежам и числам

Формирование навыков определять падеж сущ. и умение находить и исправлять ошибки в определении падежей.

Спряжение глаголов, безударные личные, оконч. глаголы.

Объяснение пословиц, письмо по памяти.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

 орфограммы.

127

Р.Р. Доказательства и объяснении в рассуждении

Формирование умения включ. элементы рассуждения в повествование и кратко излагать предлож. текст.

Тезис, доказательства,

основная мысль.

Чтение и анализ притчи Е.А. Пермяка, опред. стиля и типов текста, нахождение элем. рассуждения.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

128

Существительные,  имеющие форму только единственного лица.

Формирование умения находить существительное, имеющее только одну форму един. числа и соотносить их с опред. лексич. группой.

Распространенное предложение

Подобрать синонимы к слову «оживленно», составить словосочетание.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

129

Существительные, имеющие форму только множественного числа

Формирование умения находить сущ., имеющие только форму мн.ч. и с определ. лексической группой.

Оформление диалога, члены предложения.

Сост. небольшой диалог

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

130

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Формирование умения правильно писать слова с изученной орфогр. и графич. обозначать условия выбора верного написания.

О-е после шипящих в корне слова

Составить предложение с данными словами, работа с текстом; тип текста.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

 предложение

по смыслу

131

132

Склонение существительных на –ия, -ий, -ие.

Отработка навыка правильно писать гласные и в безудар.  пад. оконч. сущ. на –ия, -ие, -ий.

разделительный ъ и ь

Написать сочинение-миниатюру, сост. предлож.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

133

134

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Формирование знания  о правопис. гласных «е» и «и» в пад. сущ. в ед. ч., Формирование знания о порядке  рассужд. для примен. правил.

Орф. № 1

Объяснение пословиц, определение стиля текста

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

135

РР Обучающее изложение с изменением лица.

Формирование умения изложения исходного текста с изменением лица

Прямая речь

Подбор синонимов; определение основной мысли текста; озаглавить текст, пересказ текста; устное изложение.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра

«Снежный ком»

136

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Коррекция знаний учащихся, Формирование умения объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

З и с на конце приставок, морфемный разбор, морфологический разбор сущест.

Рассказ на лингвистическую тему

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

 предложение

по смыслу

137-138

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» Анализ работ.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть

орфограммы.

Имя прилагательное (12ч+4 рр)

139

Имя прилагательное как часть речи

Формирование умения рассказ.о прил. в форме ум. опред. морфол. приз. прил. и употреб. прил. в речи.

Лексическое значение слова, синонимы

Однородные члены предл.

Работа с текстом, подобрать к существительным прилагательные.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить

предложение

по смыслу

140

Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Продолжение формирование умения определить  морфол. приз.прил. и употреб. прил. в речи.

О-е после шипящих в корне слова, в окончании.

Придумать предложение по схеме, определить тип речи, тему текста, основную мысль.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра «Снежный ком»

141-142

Полные и краткие прилагательные.

Формирование навыка различать полную и краткую формы имени прилагательного.

Переносное значение слова.

Работа с текстом.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

143-144

РР Описание животного. Структура текста данного жанра

(упр. 587)

Формирование знания об использовании образно-выразительных ср-в в художественном описании; обучение написанию подробного изложения повествовательного характера.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Эпитеты

Найти эпитеты, определить тему текста, стиль, типы речи; работа по предотвр. речевых ошибок.

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

145

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Формирование навыка написания букв в оконченных прилагательных.

род, падеж, склонение сущ-х.

Работа с текстом (определить тему, основную мысль, стиль, тип речи).

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

146

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

Формирование умения писать о-е после шипящих в окончаниях прилагательных

Морфемный разбор слова

Озаглавить текст, составить предложения с данными прилагательными.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра «Снежный ком»

147

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

синтаксический разбор предложения, предложения с прямой речью.

Составить словосочетания, предложения.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

148

Морфологический разбор имени прилагательное.

Познакомиться с порядком морфологического разбора имени прилагательного

Приставки на-, з-, с-, предл. по цели высказывания

Употр. слова в прямом и переносном значении; выразительное чтение текста; озаглавить текст.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

149

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- по родам и числам.

Формирование умения определения морфологических признаков полных и кратких прилагательных

морфологический разбор прилагательного

Определить стиль текста

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

150

Обобщение изученного материала об имени прилагательном.

Формирование навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения

Нулевые окончания, фонетический разбор слова.

Запис. 2 пр. ,в которых бы имеющ. прил. играли разную синт. Роль; работа с поэтич. текстом.

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра «Снежный ком»

151

152

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

153

РР Обучение написанию сочинения- описания животного на основе личных впечатлении

Формирование умения описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле

Типы речи, стили речи

Написание сочинения по картине

Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком»

Игра «Снежный ком»

154

РР Обучающее сочинение- описание животного на основе личных впечатлении

Формирование умения составлять собственный текст описание животного на основе личных впечатлений

Предложение с однородными членами, сложные предложения

Составление плана сочинения

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

Глагол (36ч+6 р.р.)

155-156

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Формирование умения рассказать о глаголе в форме научного описания и умение обосновывать принадлежащие слова к глаголу; умение определять морфологические признаки гл., употр. их в речи.

Многозначные слова

Выразит. чтение текста, подобрать подходящие по смыслу глаголы.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

157-158-

Правописание не с глаголами.

Формирование умения писать и произносить глаголы с частицей не, умение графически обозначить условия изучен. орф.

Антоним

Тема текста

Подобрать антонимы, составить словосочетания, предл.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

159

РР Понятие о рассказе, об  особенностях его структуры и стиля.

Формирование умения составлять устно высказывать по данному началу и сост.  рассказ по сюжетным картинкам

Предл с прямой речью, композиция рассказа

Написание рассказа-миниатюры.

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

160-161

Неопределенная форма глагола(инфинитив)

Формирование умения употребления ь после ч в неопределенной форме глагола и умение правильно писать  безудар. Суфф. Гл. в неопр. Форме.

Разбор словосочетания, второстепенные члены предложения.

Работа над формами слов

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

162-163

Правописание –ться и –чь (-чься) в неопределенной форме

(повторение)

Формирование умения писать и произносить глаголы с –ться; - тся.

Типы текста

Объяснить смысл пословицы, выразительное чтение текста

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

164-165

Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола.

Формирование умения испол. приемы распоз. видов гл. по вопросам, по значению, форм. навыка определ. видовые пары.

непроизносимые согласные. Синт. р-р пр.

Работа с пословицами, определить стиль текста, составление текста с данными словами.

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

166

167

168

Правописание чередующихся гласных е, и в корнях глаголов -  бер, -бир,    -дер, -дир, -мер, -мир, -пер –пир, -тер, -тир, -стел, -стил.

Формирование умения различ. корни с черед. и корни с безударн. гласными, проверяемые ударениями; форм-е умения правильно писать слова с этими корнями

чередующиеся гласные в корне слова (раст, рос, ращ, лаг, лож.) орф №1

Составление предложений со словами, в которых есть изученные корни

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

169

Р.Р Невыдуманный рассказ о себе

Развитие устной и письменной речи

 учащихся

Особенности написания текста рассказа

Развитие монологической речи

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

170

Р.Р Написание рассказа на тему «Как я однажды…»

Развитие устной и письменной речи

 учащихся

 Композиция сочинения

Развитие логики построения рассказа

Речевые компетенции

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

171-172

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ, работа над ошибками

Проверка знаний, умений и навыков учащихся

Повторение материала по изученному разделу

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

173

Время глагола

Формирование умения определять время глаголов

 Морфологические признаки глагола

Работа с текстом

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

174

175

Прошедшее время

Формирование умения определять время глаголов

Разбор глагола

Работа с текстом

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

176

177

Настоящее время

Формирование умения определять время глаголов

Виды глагола

Работа с терминами

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

178

179

Будущее время

Формирование знаний об образовании форм будущего времени и умение образовывать формы будущего времени и употребление их в речи.

Предложения с обращениями

Работа с текстом

Проговаривание

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

180

181

183

Спряжение глаголов

Формирование знания о спряжении глаголов и умение определять личные окончания глаголов; формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам.

Ь после шипящих на конце глаголов

Рассказ на лингвистическую тему

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

184

185

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

Диалог. Виды глаголов.

Работа с текстом

Проговаривание

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

186

Р.Р. обучение сжатому изложению текста с изменением лица рассказчика

Формирование умения производить сжатое изложение текста с изменением лица рассказчика.

Лицо глаголов.

Составление текста на основе исходного

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

187

Морфологический разбор глагола

Формирование умения производить устный и письменный разбор глаголов

Признаки глаголов

Работа с текстом

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

188-189

Мягкий знак после шипящих в гл. 2 л. Ед. ч.

Формирование умения находить изучаемую орфограмму в слове.

Употребление ь в разных частях речи

Работа с текстом

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

190

Употребление времен

Формирование умения употребл. формы постоянного и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого.

Время, лицо, спряжение глаголов.

Объяснение смысла пословиц

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

191

192

Повторение изученного о глаголе

Систематизация сведения о глаголе и орфограммах в глаголах.

Синтаксический разбор

Работа с загадками, составление предложений. Изменение форм ы слова

Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

193-194

Контрольная работа по теме «Глагол». Анализ контрольной работы

Проверка степени сформированности ЗУН

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

195

Р.р  Обучение составлению рассказа по сюжетном картинкам

Формирование умения составлять рассказ на основе изображенного.

Основная мысль рассказа, тема текста

Беседа по вопросам, написание рассказа

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

196

Р.р.  Написание рассказа по сюжетном картинкам

Развитие письменной речи учащихся

Основная мысль рассказа, тема текста

Работа с сюжетными картинками

Развитие внимания и орфографической зоркости с использ. упражнения на нахожд. орфограмм.

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

Повторение и систематизация   пройденного в 5 классе(6ч+2р.р.)

197

Разделы науки о языке

Формирование умения рассказывать о назначении русского языка, разделах науки о языке и единицах русского  языка в форме научного описания.

Разбор предложения по членам.

Морфема.

Продолжить рассказ

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

198  199

Р.Р. обучающее сочинение по личным впечатлениям «Однажды в детстве»

Формирование умения составлять собственный текст.

Типы речи.

Написание сочинения

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

200

Орфограммы в приставках и корнях слов

Формирование умения группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставках и корнях) и графически их обозначать.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Составление слов из разных морфем

Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом в группах сменного характера

Дополнить предложение по смыслу

201

Орфограммы в окончаниях

Формирование умения группировать слова с изученными орфограммами

непроизносимая согласная в корне слова.

Образование новых слов

Развитие внимания и орфографической зоркости

Упражнение.

Подчеркнуть орфограммы.

202

204

Употребление ъ и  ь Раздельное написание.

Формирование умения группировать слова с этими орфограммами.

Приставки на-, з-, с-, сложные предлож. склон сущ.

Работа с текстом

Снятие напряжения

Дыхательная гимнастика

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с ОВЗ по учебному предмету «Русский язык» содержит: планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования; систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования; учебный план; программу формирования базовых учебных действий; программы учебных предметов; программу нравственного развития; программы коррекционной работы; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

          Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09, регистрационный номер № 17785;

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;

3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции О правах инвалидов»;

4.  «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года. 
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
6. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) 
7. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
9.  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
10. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

11. Постановление от 12 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»;

12. Закон Российской федерации «Об образовании»  от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009) ;

13. Программы основного общего образования по русскому языку. Русский язык. 5-9 кл. 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011..(Авторы программы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский).

14. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

15. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.