Главные вкладки

    Презентация к уроку русского языка в 5 кл. по теме "Прямое и переносное значение слова"
    презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

    Винник Эрика Анатольевна

    Презентация к уроку русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.pptx1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Двадцать шестое ноября Классная работа

    Слайд 2

    По толкованию слова определите слово и запишите его в начальной форме . 1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется ________________ 2. Словарный состав языка называется _____________ 3. То, что обозначает слово, называется ___________ 4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется _______________________ 5. Слово, имеющее два и более значений, называется _______ 6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется_________________

    Слайд 3

    Сердце матери- неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже) Мамина любовь- это сад, в котором всегда светит солнце и время года всегда весна. (О. Бальзак)

    Слайд 4

    Золотая мама У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: - Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: - Ведь золото – металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди!

    Слайд 5

    Золотой – 1. Цвета золота, блестяще – желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора 3.перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой

    Слайд 6

    Тема урока: «Прямое и переносное значение слова»

    Слайд 7

    Дорогие ребята! Сегодня на уроке перед вами стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда — в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки.

    Слайд 8

    Значение слова

    Слайд 9

    Значение слова прямое (прямо указывает на предмет, действие, явление) переносное (переносит прямое значение на другой предмет)

    Слайд 10

    Когда мы переносим названия с одного предмета (признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов, то новые значения слов мы называем переносными . Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ . Железный характер — это характер твёрдый, как железо.

    Слайд 11

    Использование слов с переносным значением в художественной литературе Перенос названия с одного предмета, явления или действия на другой умело используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения. Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя.

    Слайд 12

    Выразительные средства языка Метафора – перенос названия с одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства (греч. « metaphora » - «перенос») Бело, безжизненно кругом, Земля и небо – все одето Каким-то тусклым серебром . А. Фет.

    Слайд 13

    Эпитет - (греч. epítheton , буквально — приложенное), художественное определение. Сны золотые, шёлковые ресницы

    Слайд 14

    Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет или понятие. Отшумит и умчится любая беда. Как весенней порою грохочущий гром. Если с нами она, если рядом всегда, Человек, на котором держится дом

    Слайд 15

    Проверь себя: 1. Ослепительная красавица, черное сердце; 2.тяжелый характер; 3. девушка холодна, горячее сердце; 4. золотой сыночек; 5. любовь повлекла.

    Слайд 16

    Продолжите фразу: Слово имеет …… и …. значение Перенос названия происходит, если…. Заполните анкеты, продолжив фразу : Сегодня я узнал(а), … Я задумался(ась) о том, что … У меня особенно получилось… Я не понял(а), почему… Оцените свою работу, продолжив фразу: На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) Я думаю, что мог бы работать …. За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

    Слайд 17

    Домашнее задание 1. Придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением. 2. Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть переносное значение слова, подписать предложение с этим словом. Можно использовать иллюстрации из детских книг

    Слайд 19

    Источники изображений http://88.198.21.149/images/photoframes/2010/6/02/17/55/fHqAH94qdQVhyzKEF.jpg http://sch2016.edusite.ru/images/01.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс.

    Презентация к уроку русского языка. Тема: Понятие о причастии: общее грамматическое значение. 7 класс....

    Урок по русскому языку в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

    Урок по русскому языку в 5-м классе "Прямое и переноснгое значение слова"...

    презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

    Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Морфемика. Окончание слова. Основа"

    Урок русского языка в 5 классе по программе и учебнику Е.А.Быстровой. В начале урока - орфоэпическая разминка, состоящая из 2 этапов: знакомство с новыми словами и угадывание по лексическому значению ...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Лексическое значение слова...

    Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

    Данный  урок представлен в виде технологической карты. Это урок открытия новых знаний, на котором обучающиеся работают с различными видами тексов, учатся преобразовывать информацию ( текст в схем...