"Индивидуальная технологическая карта как метод развития самостоятельности и ответственности"
статья (русский язык, 6 класс) на тему

Серова Татьяна Михайловна

В данной статье показан способ введения такого метода как технологическя карта. Даны подробные образцы заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_tekhnologicheskaya_karta.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальная технологическая карта как метод развития самостоятельности и ответственности»

«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться

 дальше без помощи учителя»

Элберт Грин Хаббард

Сейчас перед современной школой стоит множество задач. Необходимо не только передать ребятам основы различных наук, но и воспитать цельную личность, которая будет владеть нравственными понятиями и ценностями, иметь собственную точку зрения и уметь ее отстоять. Но как же всего этого добиться?

В настоящее время школы оснащены необходимой техникой, школьные фонды ежегодно пополняются, районные библиотеки предлагают различные образовательные и воспитательные программы. Все сделано для того,  чтобы у учащихся была большая степень мотивированности. Почему же тогда в век таких технологий мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью, неначитанностью детей? Ответ очень простой – отсутствие навыка самостоятельной работы и ответственности за свое обучение.

У каждого учителя есть свои методы и способы для решения данного вопроса. По новым образовательным стандартам детям предоставляется большая свобода в познавательной деятельности. Учитель является лишь проводником к добыче знаний. Но как не ошибиться с выбором методов, что пойдет на пользу ребятам, а что во вред? От каждого действия, а порой и от слова может измениться взгляд человека на мир, на всю последующую жизнь. Проработав в школе несколько лет, пообщавшись с детьми разного возраста, я пришла к выводу, что детям порой самим не нравится чрезмерная опека со стороны родителей и учителей. Поэтому в среднем и старшем звене необходимо как можно больше предоставлять возможностей ребенку самостоятельно решать те или иные проблемы. Так как нередко в конце обучения мы слышим: «Почему было так мало практических заданий?»,  «Где же были мои обязанности по классу?», «Почему я так мало отвечал у доски?», «Я вырос и не могу сам найти словарную статью»,  «А что, есть словообразовательный словарь?», «Как самостоятельно сделать сопоставительную таблицу?»

Для развития у учащихся самостоятельной работы, ответственности за свои оценки, умения распределять свое рабочее время предлагаю рассмотреть индивидуальную технологическую карту. Данную работу необходимо вводить с 5 класса. Первое время учащимся будет очень тяжело привыкнуть к новой форме контроля, поэтому учителя и родители должны приложить максимум усилий, чтобы им в этом помочь. Зато к концу обучения учащийся точно будет знать, что он сделал, как он это сделал, будет уметь распределять время для внеклассной деятельности и подготовки к поступлению в вузы. Родителям не надо будет постоянно спрашивать учителей и самих детей об успеваемости.

Особенности технологической карты:

Несмотря на необычный вид контроля, данная работа позволяет ознакомиться со всеми темами и заданиями заранее. Учащийся может сам выбрать, сколько времени ему необходимо для прохождения той или иной темы, родители смогут проконтролировать степень освоения каждого из разделов. Для неуспевающих учеников – это отличный источник для получения дополнительных баллов.

Основные виды работ:

  • Творческие работы
  • Словарные, выборочные и распределительные диктанты
  • Анализ предложений
  • Тесты
  • Зачетная система
  • Контрольные работы и т.д.

Технологическая карта

Основные работы за 1 триместр

Задание

Оценка

  1. Сделать проект - модель «языка» (до 01.10.)

  1. Сделать морфологический разбор 10 слов (см. приложение № 1; работу выполнить на двойных листках в линеечку)

  1. Сделать синтаксический и пунктуационный разбор предложений (работа выполняется в тетради «Изучаем предложение»), (см. приложение № 2; работу выполнить на двойных листках в линеечку)

  1. Зачет по теме «Термины»  (см. приложение № 3), (сдать до 20.10.)

  1. Выборочный диктант (с предварительным согласованием), (см. приложение № 4; работу выполнить на двойных листках в линеечку):

№1

А)

Б)

В)

№ 2

  1. Кроссворд по теме «Раз – рас» (см. приложение № 5)

Кроссворд по теме «Имя существительное» (см. приложение № 6)

  1. Составить кроссворд по теме «Глагол»

  1. Словарный диктант (по тетрадям):

№1

№4

№2

№5

№3

№6

Словарный диктант по пособиям:

№1

№2

№3

№4

  1. Контрольное списывание

  1. Тест

№1

№4

№2

№5

№3

№6

  1. Контрольная работа

№ 1

№2

№3

  1. Зачетная работа (сдать до 15.11.)

Дополнительные задания:

  1. Составить диктанты по темам: «Корни с чередованием»

                                                «Приставки Пре-, При-»

                                                «Личные окончание глаголов»

  1. Морфологический разбор 10 слов (см. приложение № 7; работу выполнить на двойных листках в линеечку)

  1. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений (работа выполняется в тетради «Изучаем предложение»), (см. приложение № 8; работу выполнить на двойных листках в линеечку.)

  1. Составить кроссворд по теме «Глагол»

  1. Тест

№ 1

№2

№3

  1. Выборочный диктант (с предварительным согласованием), (см. приложение № 9; работу выполнить на двойных листках в линеечку):

№1

№2

№3

  1. Дополнительные упражнения:

№1

№2

№3

№4

Приложение

Основные работы

Приложение №1: сделать морфологический разбор подчеркнутых слов

Все это наполняло спокойные просторы степи неумолчным и тревожным шумом. Сядь немедленно. С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. Сижу.

Приложение №2: выполнить синтаксический и пунктуационный разбор предложений (знаки препинания расставить самостоятельно):

Пунктуационный разбор:

  1. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них частым и печальным дождем.
  2. Маячат впереди далекие горы да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы.
  3. В Красном море плавает небольшая рыбка которую называют ступней Моисея.
  4. Дорога бежит извивается пропадает в кудрявых березовых рощах исчезает в заросших ольшаником глубоких оврагах и рвах темнеет весенними промоинами краснеет размытой глиной.
  5. Ученые долго не понимали почему многие из индейских племен всегда покидают дома за несколько недель до наводнений и укрываются в местности которая не затапливается.
  6. Когда малыши начинают вылупляться мать забирает одного детеныша в пасть и отправляет его в специальную сумку на дне нижней челюсти.
  7. Только что взошло солнце; косые его лучи отражались в окнах домов и весь город горел яркими красками сиял золотом.
  8. Лидия Владимировна принесите пожалуйста стакан воды.
  9. О чем ты думаешь казак?
  10. Множатся твои весна желанные приметы.
  11. Гусь известно птица важная.

Синтаксический разбор:

  1. Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.
  2. Голова болела но сознание было ясное отчетливое.
  3. Сухой треск ракетниц и в небе вспыхивает два зеленых огонька.

Приложение № 3: грамматика, синтаксис, морфология, фонетика, фонема, морфемика, морфема, словообразование, морфология, орфография, пунктуация, орфоэпия, лингвистика, лексика, лексикология, фразеология, историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектные слова, профессионализмы (специальные слова), заимствованные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Приложение № 4: распределите слова в зависимости от правила

Работа №1: час близ…тся, когда выраст…шь, ветер полощ…т рубаху, обоз гон…т, в лесу слыш…т, вдруг вспыхн…т, печка топ…тся, жар…тся что-нибудь, трубопровод пересеч…т дорогу, друг выруч…т тебя, тростник колыш…тся на ветру, быстро выполн…м задание, ты наполн…шь ведро, ты стел…шь скатерть, лиса пряч…тся в норе, ты загора..шь на солнце, флаг колебл…тся на ветру, ручеек теч…т по оврагу.

Работа № 2:

А): выд…рать, соб…рут, бл…стательный, ум…рать, зап…рать, расст…лить, отм…реть, проб…раться, соч…тание, рассч…тывать на помощь, произвести расч…т, зап…реть, обн…мать друга, ст…лить ковер, ст…рать написанное, отбл…ск, обсч…таться, оп…реться, соч..тать, уст…лать, подж…гание, отч…тать, подст…лить, разб…рать.

Б): прик..снуться, прик…саться, распол…житься, заг…р, зар…сль, оз…рять, р…весник, выск…чить, з…ренька, ур…вень, уг…релый, р…стить, р…сток, отр…сль, взр…стать, Р…стов, р…стение, подск…чить, дол…жить, вл..жение, обм..кнуть в воду, плащ пром…кает, выр..вненный асфальт, прир..внять величины, г…реть, покл…н, к…сательная, тв…рение, предл…гать, предл…жить, обм..кнуть вареник в сметану, скл..ниться над ручьем.

В): коробч..нка, трещ…тка, ч..рный, ж..лудь, деш..вый, боч…нок, толч..ные орехи, горош…к, обнаж…нный, уч..ба, ш…рох, обж…ра, ч…рточка, чуж…й, собач…нка, расч…ска, прич…ска, прыж…к, ш…пот, печ..нка, маж..р, чеч..тка, харч…, капюш…н, защ..лка, ж…нглер, беч…вка, пш…нная каша, короткая ч…лка, суч…к, ш…в, ноч…вка, стаж..р, ретуш…р, ш…рстка, перч…ный.

Дополнительные работы

Приложение № 7: сделать морфологический разбор подчеркнутых слов

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Человек быстро осознает свои ошибки. Напишу завтра.

Приложение №8: выполнить синтаксический и пунктуационный разбор предложений (знаки препинания расставить самостоятельно):

  1. Над нами чистое и удивительно прозрачное небо какое бывает после первого снегопада.
  2. Эта плоская рыбешка примечательна тем что ей не страшны хищные акулы которыми кишат здешние воды.
  3. Солнце светит весело и ярко; пухлые белые чуть золотистые облака плывут по синему летнему небу.
  4. Дальние озера по слухам настоящая лесная глухомань.
  5. Но тут я вышел на поляну и что-то отвлекло мое внимание что-то удивило меня.
  6. Тут росли фруктовые деревья черешни яблони груши дикий каштан серебристая маслина.
  7. Все влечет веселит мои взоры золотая пчела на цветке разноцветные бабочек крылья и прыжки воробья на песке.
  8. Иди Алиса пора делать уроки.
  9. Бабушка нужно ему помочь.
  10. Добро пожаловать скворцы!
  11. Скворец птица трудовая, смекалистая.
  12. Шиповник это дикая роза.

Приложение № 9: распределите слова в зависимости от правила

Работа №1: зар..сль, выр..щенный, прил..гаться, пол..жение, р..сточек, проб..раться, зап..реть, уб..рать, зам..реть, заг..реть, притв..риться, з..ря, з..ренька, выб..рать, к..сательная, прик..снуться, разг..раться, заг..рать.

Работа №2: сверч..к, крюч..к, ореш..к, шалаш..к, языч..к, кирпич..к, чулоч..к, пастуш..к, бараш..к, человеч..к, стиш..к, дружоч..к, куст..к, кузнеч..к, комоч..к, ковш..к.

Работа №3: в тетрадк.., об участник.., здание гостиниц.., ждать в вестибюл.., просить о помощ.., летать на дирижабл.., на лекци.., в планетари.., в дельфинари.., при склонени.., в отличном настроени.., хранить в бутылк.. .

Дидактический материал:

Задание №1: вставьте пропущенные буквы; укажите спряжение глагола.

Не числом бор..тся, а умением. Степного коня на конюшне не удерж..шь. А Васька слуш..т, да ест. Правда глаза кол..т. Как постел..шь, так и высп..шься. От бессонницы трудом леч..тся.

Задание №2: выпишите сначала предложения с переходными, а затем с непереходными глаголами.

Сквозь туман кремнистый путь лежит. От работы пила раскалилась добела. Море ловит стрелы молний и с своей пучине гасит. Белые ручки чужие труды любят. Напишешь пером, не вырубишь топором. Без букв и грамматики не учатся и математике. Рыбак рыбака видит издалека. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Задание №3: спишите, укажите непостоянные признаки выделенных глаголов:

Я земной шар чуть не весь обошел. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветром вдаль. Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков, и в сердцах будут жить 28 самых храбрых твоих сынов. Шумел сурово Брянский лес, спускались синие туманы.

Задание №4: подберите или придумайте предложения, в которых есть глаголы:

  1. Сов. вида, перех., 1 спр.
  2. Несов. вида, неперх., 2 спр.
  3. Сов. вида, перех., 2 спр.
  4. Несов. вида, неперех., 1 спр.

Задание №5: подберите или придумайте свои примеры, в которых глаголы характеризуются следующими признаками:

  1. Несов. вид
  1. Сов.вид
  1. Несов.вид

1 спр.

1 спр.

2 спр.

Неперех.

Неперех.

Перех.

Изъявит. накл.

Усл.накл.

Повел.накл.

Ед.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Наст.вр.

М.р.

2 л.

3 л.

сказуемое

сказуемое

сказуемое

Задание №6: выпишите в одну колонку глаголы с ударными личными окончаниями, а в другую – глаголы с безударными личными окончаниями:

Образец: строить – строишь; идти – идешь.

Видеть, спасти, учить, услышать, бросить, реять, удержать, грохотать, шагать, чистить, блестеть, скользить, везти, служить, расти, гореть, рассмотреть, погасить, связать, изложить, селить, расклеить, стареть, ездить, глядеть, ползти, мыслить, решать, сиять, сверкать, наблюдать.

Задание №7: предупредительный диктант: объяснить окончания глаголов.

Над страной весенний ветер ве..т. Крутится, верт..тся шар голубой, крутится, верт..тся над головой. Колыш..тся даль голубая, не видно нигде берегов. Волны пен..тся, мачты крен..тся, ветер гон..т облака. Пусть новый день обгон..т день вчерашний своим веселым, радостным трудом. Водолазы ищ..т клады! – только кладов мне не надо, я за то, чтоб в синем море не тонули корабли. А волны и стонут, и плач..т, и плещ.т о борт корабля. И смотр..т на сынов своих Россия, как будто лишь вчера окончен бой. Проход..т победители седые, победа остается молодой. Родина слыщ..т, Родина зна..т, где в облаках ее сын пролетает. Любимый город в синей дымке та..т. После боя сердце прос..т музыки вдвойне. Речка движ..тся и не движ..тся, вся из лунного серебра. Песня слыш..тся и не слыш..тся в эти тихие вечера. Белая метелица за окошком стел..тся. Снег раста..т, метели откруж..тся, голубые ручьи отзвен..т, и нагрян..т весна в город мужества, в город мужества, мой Ленинград. А где-то там вдали курлыч..т журавли, они о родине заснеженной курлыч..т. На заре туман колыш..тся, едва заметная бежит тропинка.

Задание №8:  объясните написание:

Не..здоровится мне, не..пришел вовремя, не..выглядел смешным, не..хотелось расставаться, не..осталось и следа.

Паутинок еще не..было, но все в природе как бы застыло в мудрой задумчивости. Комары еще не..родились, и вечерний воздух не..стонал от их тонкого звона. Отец стал сильно не..домогать. Новых друзей наживай, а старых не..забывай. Змея скользнула меж камней, но страх не..сжал души моей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционно- технологические карты, как средство организации самостоятельной работы учащихся

В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно- технологическая карта, которая играет важную роль в производственном обучении....

Технологическая карта урока "Метод координат", 5 класс

Технологическая карта урока информатики "Метод координат", 5 класс (ФГОС)УМК Л.Л. Босова...

Технологическая карта урока"Метод координат"

Тема урока 2Метод координат" 5 класс...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...

«Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»

laquo;Проблемно-поисковые методы развития самостоятельного мышления обучающихся»...