Коммуникативный аспект культуры речи. Работа с текстом. Подготовка к блоку С ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Ознакомить учащихся на уроке с  содержанием текста В. М. Пескова, сформировать умение работать с текстом для выполнения части  С  ЕГЭ;  развить логическое и творческое мышление, совершенствовать исследовательские навыки и коммуникативную компетентность;совершенствовать умения  корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения , показать путь к успеху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_10_klass.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 10 классе

«Коммуникативный аспект культуры речи. Работа с текстом.

Подготовка к блоку С ЭГЭ»

Дата проведения: 2014 год.

Цели урока:

Образовательная:  ознакомление с  содержанием текста В. М. Пескова,  методикой  работы с текстом  для  подготовки   учащихся к выполнению части  С  ЕГЭ;

Развивающая: развитие логического и творческого мышления, письменной речи, исследовательских навыков, коммуникативной компетентности;

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения  корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения , показать путь к успеху.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – практикум с использование средств современных информационных технологий

Оборудование:

         Оформление доски: портрет В. В. Пескова;  рабочие материалы для сочинения.

         Эпиграф: «Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г. 

«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по  летам их изящное, но простое невысокопарное».

Технические средства: Компьютер, проектор.

На партах: рабочие материалы для сочинения.

Этапы урока

  1. Организационный момент. Целеполагание (2мин)
  2. Этап актуализации знаний (3мин)
  • Обобщение теоретических сведений.
  • Требования к написанию сочинения.
  1. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности (20 мин)
  • Коммуникативный  аспект речи
  1. Практическая работа с текстом по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (13 мин).
  2. Этап обобщения и систематизации учебного материала (1 мин)
  3. Рефлексия: итоги работы, домашнее задание (1 мин)

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- коллективнаяная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа

Прогнозируемый  результат

План урока предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе урока, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу урока учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.

                                                       

Ход урока

  1. Организационный момент. Целеполагание

 Сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части С  ЕГЭ.

Обратите внимание на эпиграф урока. Это  выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла задача: «написать сочинение правильное, ясное и по  летам их изящное, но простое невысокопарное».

Подобная задача стоит и перед вами, уважаемые будущие выпускники!

Чтобы хорошо написать сочинение и получить хороший результат,  вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте,  еще раз уточним!  (Прочитать задание к части С ЕГЭ)

  1. Этап актуализации изученного материала

Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.

Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.

Критерии речевого оформления сочинения

  • Смысловая цельность
  • Связность
  • Логичность
  • Коммуникативный замысел
  • Точность выражения мысли
  • Разнообразие грамматических форм
  • Средства выразительности
  • Богатство словаря

  1. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности

Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.

Нормативный аспект – это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент – это речевой этикет, которому мы учимся с детства.

А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества речи  помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.

Каковы же эти качества?

Точность речи:

  • Знание предмета
  • Логика мышления
  • Умение выбрать слово

Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.

Чистота речи

  • Отсутствие лишних слов 
  • Отсутствие слов-паразитов 
  • Отсутствие слов-сорняков 

·                 Богатство и разнообразие речи

А наш язык богат:

  • Многозначными словами 
  • Синонимами 
  • Экспрессивными словами 
  • Фразеологизмами

Выразительность речи

Чтобы добиться выразительности речи, нужны условия:

  • Самостоятельность мышления 
  • Интерес к тому, о чём пишешь 
  • Знание выразительных возможностей языка 
  • Знание свойств языковых стилей 
  • Тренировка речевых навыков 
  • Умение контролировать свою речь 
  • Психологическая целевая установка на выразительность речи

Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.

  • Художественные средства
  • Стилистические фигуры
  • Фразеологические выражения,
  • Пословицы, поговорки, крылатые слова

  1. Практическая работа с текстом

1 этап.  Чтение текста.  Учитель читает текст.  

Задание: определить тему текста.

2 этап. Планирование групповой работы:

Задание: выполнить поставленные задачи.

3 этап. Исследование текста

Задание: сформулировать проблему.

Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова, определяем тип и стиль речи. Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле.

- Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.

В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!».  (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово.  (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

А вот в финале: (26) И все-таки в  начале всего стоит  Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры,  важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована.

Задания группам учащихся:

1 группа.    Что дает человеку любовь к природе?

                                Об этой проблеме размышляет автор статьи.

2 группа.    Текст  Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения  чувства природы?

Задание: прокомментировать проблему

Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!».  (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово.  (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

 (6) Лев Толстой говорил:  «Счастье  – это быть с природой,  видеть ее, говорить  с ней».  (7) Если  это так, то как  же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое?  (8) Чувство природы врожденное.  (9) И есть оно у каждого человека.  (10) Но чувство это спит.  (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный  учебник?  (13) Вряд  ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец,  мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона  «Животные-герои».  (18)  Я считаю ее своим  «будильником».

Получаем следующий комментарий:

            1 группа: В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радость  жизни» становится почти осязаемой?  Ответ на этот вопрос автор находит в словах  Л. Толстого: «Счастье – это  быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

           2 группа: Автор  говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой  «будильник».

Определяем позицию автора.

Рекомендуем перечитать поставленный вопрос: 

1 группа: Что дает человеку любовь к природе, найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция.

2 группа: Что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

Чаще всего наиболее четко позиция автора сформулирована в последнем абзаце.

(26) И все-таки в  начале всего стоит  Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры,  важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

У нас получилось

1 группа:

В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит , издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой  «отсчета всех ценностей жизни».

2 группа:

Автор  говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой  «будильник».

4. Выражаем свою позицию.

Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна совпадать с ответом на этот вопрос! Соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами.

1 группа:

Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку  силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

2 группа:

В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»

5. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.

Попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры , подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.

1 группа.

1 аргумент. Природа была источником вдохновения для многих  поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.

2 аргумент.  Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому , пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.

2 группа.

1 аргумент.  Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник  не только  сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.

2 аргумент. Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой. 

6. Подводим итог - пишем заключение.

Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

1 группа.

Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того , чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».

2 группа.

Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.

Перечитаем получившийся текст.

Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста.

По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему!

Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали.

Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.

  1. Этап обобщения и систематизации учебного материала. 

Итоговая творческая работа. Синквейн (коллективная работа)

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Итак, сегодня на уроке мы вспомнили основные понятия раздела «Коммуникативный аспект культуры речи. Текст»»,  отрабатывали методику написания сочинения по исходному тексту по разным проблемам, получились 2 совершенно разных текста. Другая проблема - это уже другие комментарии, другая позиция, аргументы.  И в результате – другой текст.

  1. Рефлексия: итоги работы

Домашнее задание: написать сочинение по исходному тексту, используя рабочие материалы, собранные на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.      ...

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...

Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...

Основные аспекты культуры речи

Разработка учебного занятия в 10 классе поможет...

Методическое пособие «Нормативный аспект культуры речи»

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс ...