Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хамидуллина Светлана Валерьевна


Данный материал поможет учителю объяснить ученикам  правило правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o-yo_posle_shipyashchikh_konspekt.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

Цель урока: познакомиться с правилом правописания букв О-Ё после шипящих в корне слова.

Задачи: развивать умение работать с таблицей; воспитывать интерес к богатству русского языка.

Оборудование: учебник русского языка для 5-х классов, таблица.

Ход урока:

I. Орг. момент.

     Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

III. Осмысление нового материала.  

    Ребята, на доске записаны слова. Спишите и вставьте пропущенные буквы (1 человек у доски). (Ёж…к, ч…гун, площ…дь, ж…лтый, ч…щ…, ч…лок, маш…на, ш…лк, ш…в). Как называется данная орфограмма? (Правописание гласных после шипящих).  В каких словах вам не знакома орфограмма? Сегодня мы с вами узнаем, когда после щипящих пишутся гласные о,е в корнях слов. Запишите тему урока.

  Ребята,  под ударением после шипящих иногда пишется не о, как произносится, а ё.   Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих  в корнях слов:

   Ё                                       О 

жёлтый – желтеть       жонглёр - …(-)    

шёлк – шелка             шокировать - …(-)          

чёлка – чело              чопорный - …(-)          

щёлкнуть – щелчок     трущоба - …(-)

    Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,

если к данному слову можно подобрать проверочное слово

с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет и в иностранных словах. Молодцы, ребята. Иностранные слова с данной орфограммой нужно запомнить.  Словарная работа: Обратите внимание на слова: жонглер (цирковой актер, ловко подбрасывающий  предметы), чёлка (прядь волос, спущенная на лоб), чопорный (человек, который неестественно себя держит).

      Прочитаем правило в учебнике нс стр. 95. Ребята, обратите внимание на слова: ожог руки и поджег дом. Какими частями речи являются слова ожог и поджег? Запомните, что в существительных пишется в корне о, а  в глаголах ё. Составьте  предложение с существительным ожог, затем с глаголом ожёг. Запишите два предложения.

IV. Закрепление нового материала.

  1.   Выполним упр. 287. Нужно списать слова,  выделить в них корни и орфограмму.
  2.  К данным проверочным словам подберите проверяемые слова (1 человек у доски):

Решето, шедший, желобок, расчесать, щетина

                                                               

  1. На доске записаны слова. Найдите лишние слова в столбиках (устно):

«е-ё»
Ш…мпол
Ш…лкать
Расч…т
Ч…лка
Обж…ра
Щ…чка
«о»
Ш…рник
Ш…рох
Щ…тка
Реш…тка
Ш…в
Капюш…н

  1. Предупредительный диктант.  Запишите предложения, подчеркните орфограмму «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».

1.На шоссе выбежал черный пес. 2. Петя поджег сухие листья. 3. Девочка собирала желуди. 4. У кошки гладкая шерстка. 5. Шов сделай красной ниткой. 6. На лице остались следы ожога. 7. Я люблю шоколад.

V. Итоги урока:

   С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры.

Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: теоретический материал на стр.95, упр. 290. Разобрать предложение: Желтые ромашки и красные гвоздички цвели в палисаднике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"

Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Разработка урока "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"...