Урок "Фразеологизмы"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Урок "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frazeologizmy.doc111.5 КБ
Файл frazeologizmy2_chasa.pptx74.93 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_k_uroku.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гибатова Рима Самигулловна, учитель русского языка и литературы.

Тема: «Фразеологизмы и их употребление».

Тип урока: повторение изученного ранее материала.

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (карточки), мультимедиа.

Учебник, по которому работает учитель: «Русский язык. 10-11 классы» / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. - М.: ООО «ГИД «Русское слово - PC», 2010г. - 464 с.

Дополнительная литература: 

1.Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»/авт-сост. Л.А. Тропкина. –Волгоград: Учитель, 2007. – 98с.

2.Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику В.В. Бабайцевой /авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157с.

3. Поурочные разработки по русскому языку. 10–11 классы. К учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. Авт.-сост.: Будникова Н.Н. ,Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г.- Москва: Вако, 2010. – 288с.

4. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний. Автор: Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. Издательство: Дрофа, 2007 г.

5. http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/

Интенциональная часть конспекта урока

Цель урока: углубить и систематизировать знания учеников о фразеологизмах.

Задачи урока:        

Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о фразеологизмах;
  • совершенствовать умения учащихся выделять фразеологизмы в тексте;
  • совершенствовать умения учащихся подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы;
  • совершенствовать умения учащихся уместно употреблять фразеологические единицы в речи.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление (составление таблицы – конспекта, распределительный диктант),
  • развивать произвольное внимание (через активизацию слушания);
  • качественное активное детальное слушание, чему способствует выразительное чтение учителя, при котором ребята должны выбрать нужные слова.

развивать связную устную речь при устном ответе.

 Воспитательные:

  • формировать уважение к собеседнику при его устном ответе.
  • формировать любовь к родному языку через работу с подбором синонимов к фразеологическим  единицам (ученики открывают многогранность русского языка).

Хронометраж урока (2 ч.):

  1. Организационный этап –  1мин.
  2. Повторение –5мин.
  3. Объяснение нового материала –25мин.
  4. Закрепление изученного материала – 50.
  5. Комментирование домашнего задания – 2 мин.
  6. Этап повторения изученного материала -  5 мин.
  7. Итог урока  - 2 мин.

Методическое обоснование

Данный урок является заключительным в разделе «Лексика» в 10 классе и нацелен на углубление и систематизацию знаний учащихся по теме «Фразеологизмы и их употребление». Рассчитан урок на 2 часа, поэтому постепенное усвоение материала и большой объем практической работы (задание на отличие фразеологизмов и свободных словосочетаний, объяснение лексического значения фразеологизмов с помощью словарей, распределительный диктант, объяснение значения фразеологизмов посредством подбора синонимов, выяснение происхождения фразеологизмов с помощью словарей, исправление ошибок в употреблении фразеологизмов и т.д.).

Большая часть сведений уже известна школьникам из предыдущих классов, на этом уроке они повторят изученное ранее. Поэтому учитель в качестве методов объяснения материала предпочел использовать репродуктивную беседу, проблемную беседу и другие методы, направленные на обмен информацией, оценку её качества педагогом, а не «одностороннее» учебно-речевое взаимодействие.

В результате урока должны актуализировать в памяти уже имеющиеся знания, закрепить их, а также пополнить свой лексический запас за счет привлечения большого объема языкового материала.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. момент

Приветственное слово. Здравствуйте, ребята. К сегодняшнему уроку вам нужно было повторить следующие темы: многозначные и однозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, лексика с  т.з. сферы употребления. Сейчас мы напишем тест, за который я выставлю отметки в журнал. Но для начала повторим некоторые сведения.

Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание.

Повторение

изученного материала

Устный фронтальный опрос. На какие группы можно разделить слова с точки зрения сферы их употребления?

Дайте определение группе слов с огр. сферой употребления.

На какие группы делится пласт лексики с ограниченной сферой употребления?

Хорошо ребята, сейчас приготовьте листочки, пишем тест. Тест.

Ответ ученика: на две группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления.

Ответ ученика: лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением. Подобные слова используются преимущественно в устной ненормированной речи.

Ответ ученика: Ответ ученика: диалектизмы, профессионализмы, термины, арго.

Решение тестов.

На слайдах тестовые задания

Изучение нового материала

Ведущее слово. Тема сегодняшнего урока «Фразеологизмы и их употребление». Этой темой мы будем заниматься 2 урока. Обратите внимание на эпиграф к уроку, как вы понимаете слова Валерия Брюсова? Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

(«Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

(В. Брюсов. «Сонет к форме»)

Верно ребята. Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату тему урока.

Репродуктивная беседа: Ребята, давайте вспомним:

  1. Какое сочетание слов называется фразеологизмом? Как по-другому называется фразеологизмы? Приведите примеры фр-в.
  2. Что изучает фразеология? К какому словарю нам обратиться, чтобы посмотреть значение фразеологизма, происхождение?
  3. Для чего служат фразеологизмы в речи?
  4. Какие отличительные признаки фразеологизмов вы знаете?

Хорошо, ребята, молодцы. Запишите определения, которые вы видите на слайде: фразеологизмами (фразеологические единицы), или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. Например: валять дурака, сломя голову, дать зелёный свет. Ф.Е. – важное средство выразительности речи, они делают речь более экспрессивной, яркой, живой. Например, если мы сравним два предложения: 1. Он сегодня весь день ничего не делал 2. Сегодня он весь день пинал комаров.  – то увидим, что второе предложение помимо информации передаёт и оценку, и интенсивность действия.

Совокупность ФЕ составляет фразеологию языка. Фразеологией называется также раздел науки о языке, который изучает ФЕ.

Для того, чтобы посмотреть значение фразеологизма, его происхождение и правила употребления, необходимо обратиться к фразеологическим словарям, словарям крылатых выражений.

Репродуктивная беседа. Ребята, сейчас нам нужно вспомнить признаки ф.е. Обратимся к примеру: играть первую скрипку. Что оно означает?

Так, первый взгляд на фразеологизм позволяет нам вывести его первый признак: соотнесенность с определенным понятием: тяжелое положение. Запишите первый признак. Второй признак: каждый раз, когда мы хотим сказать о человеке, который играет ведущую роль в каком-либо деле, мы не придумываем каждый раз новое определение этого понятия, мы употребляем уже готовый фразеологизм «играть первую скрипку», извлекая его из памяти в готовом виде. Этот признак называется воспроизводимостью фразеологизма.

В-третьих, попробуйте разбить фразеологизм на части. Возьмем, к примеру, первую часть играть первую. Можем ли мы так сказать о человеке, который играет ведущую роль? Нет, то же самое мы можем сказать о второй части. Из этого следует третий признак фразеологического оборота – невыводимость значения фразеологического оборота из значения составляющих его слов, или, по-другому, идиоматичность. И, в-четвертых, у фразеологизмов часто есть «брат-близнец» в других языках, только звучат они несколько иначе. Это говорит о том, что фразеологизмы имеют национальный характер.  Запишите подобный пример: синонимом к слову никогда в русском языке является фразеолог. Оборот «когда рак на горе свиснет», в англисском – «когда луна превратится в зеленый сыр», в немецком – «когда собаки залают хвостами», в болгарском – «когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается», в киргизском – «когда хвост верблюда коснется земли».

Также, ребята, вам нужно знать, что ф.е. соотносятся с определёнными частями речи.

Кто не понял? У кого есть вопросы?

Скажите, а по какому принципу мы соотносим ф.е. с ч.р.?

Ответ ученика: эти слова отражают сущность фразеологизмов, их свойство извлекаться из памяти в готовом виде, с определенным, неизменным составом компонентов.

Ответ ученика: 1. Фразеологизмом называется устойчивое словосочетание. Фразеологизмы называют еще фразеологическими оборотами и идиомами.

2.Наверное, фразеология – это наука о фразеологизмах. К фразеологическому словарю.

3.Фразеологизмы украшают нашу речь, разнообразят ее и т.д.

4 В предложении ф.е. являются одним членом предложения.

Ответ ученика: Так говорят, когда человек играет ведущую роль в каком-либо деле.

Записи в тетрадях:

Признаки фразеологизмов

  1. Соотнесенность с определенным понятием;
  2. Воспроизводимость;
  3. Идиоматичность;
  4. Национальный характер;
  5. Соотнесённость с частями речи.

С какой ч.р. соотносится

Пример

Существительное

Горе луковое, злачное место, казанская сирота, сумма переметная, яблоко раздора.

прилагательное

Крепок задним умом, лёгок на помине, от земли не видать.

Глагол

Валять дурака, вывести на чистую воду, лезть на рожон, накалять атмосферу, с жиру беситься.

Наречия

Благим матом, вверх тормашками, кот наплакал, лицом к лицу, сломя голову.

На слайде эпиграф.

На слайде определение ф.е.

На слайде признаки ф.е.

Таблица.

Закрепление изученного материала

Ведущее слово, инструктирующее слово. Выполним упражнение. Я буду диктовать словосочетания и предложения, вам необходимо распределить все слова на два столбика. В первый запишите свободные словосочетания, во второй – фразеологизмы. В столбике с ф.е. указывает с какой частью речи соотносится.  Будьте внимательны, проверять будем вместе.

Языковой материал:  хорошо писать, спустя рукава, белая ворона, удельный вес, гашеная известь, белая известь, бить тревогу, бить ногой, бить баклуши, уйти и дома, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели, в три кармана, первая скрипка, первая перчатка, первая победа, отвечать головой, рыдать навзрыд, прямой угол, щекотливое дело.

Ведущее слово, инструктирующее слово. Следующее упражнение сложнее. Вам нужно прочитать предложения, найти фразеологизмы и подчеркнуть их как члены предложения. Также вам нужно объяснить значения ф.е. На выполнение задания  - 10 минут.

Языковой материал:  1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

Проверяем.

Следующее, что мы должны вспомнить –

типы фразеологизмов по степени семантической слитности.

Сообщающее слово.

Фразеологическое сращение, или идиома— это семантически неделимый оборот, значение которого совершенно не выводимо из значений составляющих его компонентов. Например, «содом и гоморра» — суматоха, шум.

Фразеологическое единство — это устойчивый оборот, в котором тем не менее отчётливо сохраняются признаки семантической раздельности компонентов. Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово такой фразы имеет свое значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл. Обычно фразеологизмы такого типа являются тропами с метафорическим значением (например, «гранит науки», «плыть по течению», «закинуть удочку»).

Подобно идиомам, фразеологические единства семантически неделимы, их грамматические формы и синтаксический строй строго определены. Замена слова в составе фразеологического единства, в том числе и подстановка синонима, ведёт к разрушению метафоры (например, «гранит науки»  «базальт науки») или изменению экспрессивного смысла: «попасться на удочку» и «попасть в сети» являются фразеологическими синонимами, но выражают различные оттенки экспрессии. Однако, в отличие от идиом, единства мотивированы реалиями современного языка и могут допускать в речи вставку других слов между своими частями: например, «довести (себя, его, кого-либо) до белого каления», «лить воду на мельницу (чего-либо или кого-либо)» и «лить воду (свою, чужую и т.п.) на мельницу».

Фразеологическое сочетание - это устойчивый оборот, в состав которого входят слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным, несвободным (употребляемым лишь в данном сочетании). Фразеологические сочетания являются устойчивыми оборотами, однако их целостное значение следует из значений составляющих их отдельных слов.

В отличие от фразеологических сращений и единств, сочетания семантически делимы — их состав допускает ограниченную синонимическую подстановку или замену отдельных слов, при этом один из членов фразеологического сочетания оказывается постоянным, другие же — переменными: так, например, в словосочетаниях «сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения» слово «сгорать» является постоянным членом с фразеологически связанным значением.

Ведущее слово, инструктирующее слово. Выполним ещё одно задание. Вам необходимо составить предложения со следующими ф.е., также нужно подписать, с какой ч.р. соотноситься и к какому типу относится. Первым 5м я поставлю отметки.

Языковой материал: прописать ижицу, подливать масло в огонь, перемывать косточки, набрать в рот воды, между небом и землей, белая ворона, сливки общества.

Итак, ребята, на этом уроке мы вспомнили с вами, какие сочетания слов называются фразеологизмами, записали некоторые их особенности и выполнили ряд заданий. Сейчас идите отдыхать на перемену, на следующем уроке продолжим нашу работу.

Распределительный диктант.

Запись в тетрадях:

1 столбик: спустя рукава, белая ворона бить тревогу, бить баклуши, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели, первая скрипка, отвечать головой, рыдать навзрыд, щекотливое дело, первая перчатка.

2 столбик: хорошо писать, белая известь, бить ногой, уйти из дома, в три кармана, , первая победа, рыдать навзрыд, удельный вес, гашеная известь,  прямой угол.

Запись в тетрадях: 1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем (не лёгок на подъем). 7. Да ведь я, Самсон Силыч, не лыком шит (не лыком шит), сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

Записи в тетрадях:

Типы фразеологизмов

Сращения

Некоторые, иногда все компоненты непонятны.

Точить лясы

Бить баклуши

Козёл отпущения

Единства

Смысл ф.е. может быть понятен при осмыслении его состава.

Висеть на волоске

Делать из мухи слона

Настроить лыжи

Сочетания

Одно из слов может употребляться свободно, а другое только связно.

Закадычный друг

Щекотливый вопрос

Заклятый враг

Запись в тетрадях:  1. Прописать ижицу (сращение, гл)подливать масло в огонь(гл. единство), перемывать косточки (гл. сращение), набрать в рот воды (гл. единство), между небом и землей (нар, единство), белая ворона (сущ.единство), сливки общества (сущ., сочетание).

Раздать карточки

На слайде таблица

2 урок

Закрепление

изученного материала

Домашнее

задание

Сообщающее слово учителя с элементами репродуктивной беседы. Ребята, для полного представления о фразеологизмах, нам необходимо вспомнить источники происхождения фразеологизмов. Напомню вам, что фразеологические обороты различны по своему происхождению. В частности, много фразеолог. оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, такие фразеологизмы, как попасть в тон, играть первую скрипку пришли из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки –из речи столяров и т.д.

Другими источниками фразеологизмов являются факты русской истории, например кричать во всю ивановскую (предполагают, что в основе этого фраз-ма лежит громкое чтение царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле). Легенды и факты античной истории также считаются источниками фраз. Оборотов, например: прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни и т.п. (1. Согласно легенде, сын Нептуна, прозванный Прокрустом, ловил прохожих и клал их на ложе, вытягивая тех, кто был короче ложа, и обрубая ноги тем, у кого они были длиннее ложа. 2. Согласно легенде, Геркулес, подведя реку, за одну ночь вычистил конюшни царя Авгия, не убиравшиеся до этого 30 лет). Также часть ф-в пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха; библейский миф гласит, что жители Древнего Вавилона захотели построить башню (столп) до неба; разгневанный бог смешал их языки, люди перестали понимать друг друга и не могли продолжать стройку).К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, ученых, общественных деятелей, например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.); Не в коня корм (пог.); А ларчик просто открывался (Крылов. «Ларчик»), Что день грядущий мне готовит?(Пушкин. «Евгений Онегин»).

Кто не понял?

Ведущее слово, инструктирующее слово. Выполним упражнение. Ваша задача - определить значение и происхождение предложенных фразеологизмов.

Языковой материал: Содом и Гоморра. Как Мамай прошел. 3. Ахиллесова пята. 4. Камень преткновения. 5. Демьянова уха. 6. Не в своей тарелке. 7. Бить баклуши. 8. Рыцарь печального образа 9. Рыльце в пуху. 10. Разрубать гордиев узел.

Проверяем. Молодцы, хорошо.

Продолжаем работать.


Ведущее слово, инструктирующее слово. В повседневной речи люди нередко совершают различные ошибки в употреблении фразеологизмов. Это и мешает коммуникации, и свидетельствует о недостаточном уровне развития культуры речи, поэтому надо быть очень осторожным при употреблении фразеологизмов и не лениться лишний раз заглянуть в словарь. Предлагаю вам самим разобраться с некоторыми ошибками. Разберем несколько примеров. Вот послушайте, найдите и исправьте ошибку в употреблении ФЕ.

Языковой материал:

  1. Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. 2. Ему воскуряли дифирамбы. 3. Мы идем в ногу со своим временем. 4. Решение задачи привело в тупик. 5. Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. 6. Затея лопнула, как карточный домик. 7. Он работал, опустив рукава.

Ведущее слово, инструктирующее слово. Ребята, чтобы вы лучше разобрались с этой темой, выполним ещё одно упражнение, которое позволить проверить,  насколько хорошо вам известны фразеологизмы, как часто вы их используете.

Вам необходимо подобрать синонимы к фразеологическим оборотам, предложенным в задании.

Языковой материал: на скорую руку, куда глаза глядят, спустя рукава, хоть шаром покати, на чем свет стоит, рукой подать, семь пятниц на неделе, повесить нос, дать дуба, постоять за себя, курить фимиам.

Комментирование домашнего задания.

На четверг.

  1. Прочитать теретич. Статью стр 48 – 49.,
  2. Выполнить упр. 80, где вам нужно определить тип ф.е., 85, ф.е. нужно распределить по стилистическому признаку.

Записи в тетрадях:   источники происхождения ф.е.

  1. Из речи представителей различных профессий (играть первую скрипку, без сучка без задоринки, попасть в тон, разделать под орех).
  2. Факты русской истории (кричать во всю ивановскую, в сорочке родился, из огня да в полымя).
  3. Легенды и факты античной истории  и др. языков (прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни, Нить Ариадны, с высоты птичьего полёта, о вкусах не спорят).
  4. 4. Библия (вавилонское столпотворение).
  5. Пословицы поговорки, выражения писателей, учёных и др. ( А ларчик просто открывался; Что день грядущий мне готовит).

Ответ ученика:

  1. Содом и Гоморра (библ.) – 1)крайний беспорядок, суматоха, неразбериха, сильный шум и гам; 2)разврат, пьянство и т.д., царящие где-либо.
  2. Как Мамай прошел (ист.) - полнейший беспорядок, разгром, страшное опустошение где-либо.
  3. Ахиллесова пята (античн.) – наиболее уязвимое место у кого-либо.
  4. Камень преткновения (библ.) - помеха, затруднение, на которое наталкивается кто-либо в каком-либо деле, занятии.
  5. Демьянова уха (крылат. выр.) – что-либо назойливо предлагаемое, навязываемое кому-либо в неумеренном количестве.
  6. Не в своей тарелке (заимств. из франц.) – 1. Не в обычном для себя состоянии, когда чувствуешь себя не так, как всегда; 2) стесненно, неудобно, неловко чувствовать себя.
  7. Бить баклуши (ист.) – праздно проводить время, бездельничать.
  8. Рыцарь печального образа (крылат. выр.) – наивный, бесплодный мечтатель.
  9. Рыльце в пуху (крылат выр.) – кто-либо причастен к неблаговидному поступку, действию, событию.
  10. Разрубать гордиев узел (античн.) – разрешать сложный, запутанный вопрос, трудную задачу, какие-либо затруднения смело, решительно, сразу.

Ответ ученика: Сизифов труд – это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах. 2. Смешаны части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы. 3. Нарушение целостности фразеологизма: вставка в фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой». 4. Нарушение воспроизводимости фразеологизма «зашло в тупик». 5. Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш. 6. Смешение двух фразеологических : «разлететься как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь». 7. Нарушение целостности фразеологизма «работать спустя рукава

Запись в тетради: На скорую руку – быстро, наспех, поспешно, кое-как; куда глаза глядят – куда угодно, без определенного направления, куда попало; спустя рукава - небрежно, кое-как, как попало; хоть шаром покати – нет ничего, совершенно пусто; на чем свет стоит – очень сильно, с крайней степенью негодования; рукой подать – близко, недалеко; семь пятниц на неделе (о человеке) – капризный, непостоянный, изменчивый; повесить нос – расстроиться, разочароваться, приуныть; дать дуба – умереть, испустить дух, лечь в гроб, окончить дни свои, отдать богу душу, оправиться к праотцам, протянуть ноги, уйти в иной мир и т.д.; постоять за себя – защититься, оказать сопротивление, постоять головою, дать отпор; курить фимиам – восхвалять, превозносить, петь дифирамбы.

Обобщение изученного мат.

Итог урока

Оценочное слово, репродуктивная беседа. Ребята,какое словосочетание называется фразеологизмом? Что изучает фразеология? К какому словарю нам обратиться, чтобы посмотреть значение фразеологизма, происхождение? Для чего служат фразеологизмы в речи? Какие отличительные признаки фразеологизмов вы знаете? Назовите источники фразеологизмов.

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо работали. Отметки я поставлю…..

Всего доброго.

Ответ ученика: Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать, засучив рукава (работать усердно, броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег) и т.д.

Совокупность ФЕ составляет фразеологию языка. Фразеологией называется также раздел науки о языке, который изучает ФЕ.

Для того, чтобы посмотреть значение фразеологизма, его происхождение и правила употребления, необходимо обратиться к фразеологическим словарям, словарям крылатых выражений и т.п.

Основными признаками фразеологизмов являются: соотнесенность с определенным понятием, воспроизводимость, идиоматичность, национальный характер.

Источниками фразеологизмов могут выступать: речь представителей различных профессий, факты русской истории, факты античной истории, Библия, научная и художественная литература, речь известных общественных деятелей, артистов и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест Раздел лексика.

Слайд 2

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»? а) мировоззрение б) наука в) кругозор г) мнение

Слайд 3

2. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия — противоположность чему-либо г) привилегия — преимущественные права, льготы

Слайд 4

3. Какое из указанных слов является многозначным? а) тополь б) фонетика в) классификация г) сладкий

Слайд 5

4. В каком варианте синонимы к заимствованным словам подобраны неправильно? а) авангардный — передовой б) ресурсы — запасы в) имитация — подражание г) декрет — запрет

Слайд 6

5. В каком варианте пары слов не являются синонимами? а) деликатный — тактичный б) вульгарный — корыстный в) чуткий — отзывчивый г) гуманный — человечный

Слайд 7

6. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время

Слайд 8

7. Какое из слов является устаревшим? а) священник б) кочевник в) нигилист г) бражник

Слайд 9

8. Какое из слов является диалектным? а) солнце б) ратник в) зеленя г) меломан

Слайд 10

9. В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова? а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом. б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине. в) Этот вопрос вне нашей компетенции. г) Современные массмедиа перегружены рекламой.

Слайд 11

10.Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме? а) придерживаться точки зрения б) вынести приговор в) оказать покровительство г) играть большое значение.

Слайд 12

Фразеологизмы и их употребление.

Слайд 13

« Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов. «Сонет к форме»)

Слайд 14

Фразеологизмами ( фразеологическими единицами), или фразеологическими оборотами , называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. Например : валять дурака, сломя голову, дать зелёный свет

Слайд 15

Признаки фразеологизмов 1.Соотнесенность с определенным понятием; 2.Воспроизводимость ; 3.Идиоматичность ; 4.Национальный характер; 5.Соотнесённость с частями речи.

Слайд 16

Соотнесённость ф.е. с ч.р. С какой ч.р. соотносится. Пример Существительное Горе луковое, злачное место, казанская сирота, сумма переметная, яблоко раздора. Прилагательное Крепок задним умом, лёгок на помине, от земли не видать. Глагол Валять дурака, вывести на чистую воду, лезть на рожон, накалять атмосферу, с жиру беситься. Наречие Благим матом, вверх тормашками, кот наплакал, лицом к лицу, сломя голову.

Слайд 17

Типы фразеологизмов Сращения Некоторые, иногда все компоненты непонятны. Точить лясы Бить баклуши Козёл отпущения Единства Смысл ф.е. может быть понятен при осмыслении его состава. Висеть на волоске Делать из мухи слона Настроить лыжи Сочетания Одно из слов может употребляться свободно, а другое только связно. Закадычный друг Щекотливый вопрос Заклятый враг

Слайд 18

Прописать ижицу, подливать масло в огонь, перемывать косточки, набрать в рот воды, между небом и землей, белая ворона, сливки общества . Задание: составить предложения,подписать , с какой ч.р. соотноситься и к какому типу ф.е. относится.

Слайд 19

1. Соддом и Гоморра. 2. Как Мамай прошел. 3. Ахиллесова пята. 4. Камень преткновения. 5. Демьянова уха. 6. Не в своей тарелке. 7. Бить баклуши. 8. Рыцарь печального образа 9. Рыльце в пуху. 10. Разрубать гордиев узел. Задание : определить значение и происхождение предложенных фразеологизмов.

Слайд 20

На скорую руку, куда глаза глядят, спустя рукава, хоть шаром покати, на чем свет стоит, рукой подать, семь пятниц на неделе, повесить нос, дать дуба, постоять за себя, курить фимиам. Задание: подобрать синонимы к фразеологическим оборотам

Слайд 21

Домашнее задание на четверг. 1. Прочитать теретич . статью стр 48 – 49., 2. Выполнить упр. 80, где вам нужно определить тип ф.е., 85, ф.е. нужно распределить по стилистическому признаку.



Предварительный просмотр:

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я, Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.

1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.