употребление деепричастных оборотов в речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

подобран рразнообразный материал для проведения урока на данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В РЕЧИ.

Цель:    1) формирование навыка разграничения основного и добавочного

        действия;

        2) конструирование предложений с использованием деепричастных

        оборотов для обозначения добавочного действия;

        3) конструирование предложений с синонимической заменой;

        4) преодоление ошибок в употреблении деепричастий;

        5) расширение словарного запаса школьников за счёт включения

        в речь деепричастий.

Оборудование: 1) раздаточный материал;

         2) тексты художественных произведений.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя .

- Чтение стихотворения П. Чеснокова:

Загадку эту отгадать совсем не сложно!

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:

Я по значению похоже на глагол!

  • Скажите, о какой же части речи мы с вами сегодня будем говорить?

(О деепричастии)

- Верно, конечно же, о деепричастии.( Таким образом учитель вводит тему урока)

  1. Беседа с классом.
  • Напомните, как и когда появился термин «деепричастие».

Термин «деепричастие» введён М. Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Значение термина можно объяснить как «причастность к действию».

  • Дайте определение деепричастию как части речи.

Деепричастие – часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым. (По учебнику В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы, М.: Просвещение, 1993)

  • А что такое деепричастный оборот?

Деепричастие с зависимыми от него словами.

  • Вы уже знаете кое-что о деепричастном обороте. Вы можете даже узнавать его в лицо. И для вас не тайна, что не только деепричастный оборот, но и одиночное деепричастие выделяется запятыми. Но сегодня я решила вас удивить. В книге В. Ивановой «Занимательно о русском языке» прочитала о коварстве деепричастного оборота и хочу, чтобы и вы это услышали. ( Выразительно читает заранее подготовленный ученик, текст лежит на каждой парте). 

Коварство деепричастного оборота.

Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят… Он не понимал, почему они смеются.

  • Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?

Олег молчал.

  • Кто сидел у окна? – начинает помогать ему Лилия Ивановна.
  • Я, - с недоумением отвечает Олег.
  • Кто влетел в окно? – продолжает Лилия Ивановна.
  • Воробей, - уже смелее отвечает Олег.
  • Ребята, кто же сумеет объяснить Олегу его ошибку?

Как всегда вызвался Толя. Он сказал: « У тебя глагол и деепричастие имеют разные действующие лица, а ведь деепричастие обозначает добавочное действие, сопровождающее действие основного глагола, поэтому у него не может быть самостоятельного действующего лица».

  • Молодец, Толя, логично! – похвалила Лилия Ивановна.
  • А как же сказать правильно мою фразу? – не сдавался Олег.
  • Я могу исправить, - сказала Таня. – Нужно её переделать в сложное предложение: Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей. 

  1. Слово учителя.
  • Не случайно мы прочитали эту сказку. Сформулируйте более точно тему нашего урока.

Употребление деепричастных оборотов в речи.

  • Запишите тему урока.
  1. Работа по теме.
  • Посмотрите на доску. Здесь записаны предложения. Проанализируйте и сделайте вывод, где и почему допущены ошибки.

  1. Он не думал, что совершает подвиг. Закрывая своим телом амбразуру.

( Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол – сказуемое, обозначающий основное действие, поэтому вторая часть предложением не является: в нём нет основы, деепричастие сказуемым быть не может).

  1. Скрестив руки и улыбаясь, зрачки Малюты, казалось, сжимались и расширялись.

( Деепричастие обозначает действие того же лица или предмета, что и сказуемое. Получается: зрачки сжимались и расширялись, они же скрестили руки, они же улыбались).

Вывод ( учитель вместе с учащимися делает вывод): когда конструируешь деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее).

  • Перед вами лежит карточка № 333, нам необходимо доказать, что деепричастные обороты употреблены неверно, исправить и записать в исправленном виде.

  1. Придя в лес, солнце село.
  2. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.
  3. Не успев моргнуть глазом, налетела туча.
  4. Вернувшись на стройку, было ещё темно.
  5. Улетая из города, температура была под ноль.
  6. Не каждого, покупая траву в аптеке, посещала мысль о том, как трудно её собирать.
  7. Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии.
  8. Учителя должны работать в содружестве с семьёй. Заглядывая в прошлое и мечтая о школе будущего.
  9. Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям.

(Учащиеся исправляют предложения и под руководством учителя записывают в исправленном виде).

 

  • А теперь обратимся к рассказу А.П. Чехова «Жалобная книга», выразительно прочитаем его. ( Текст рассказа у каждого ученика)

 

Жалобная книга.

Лежит она, эта книга, в специально построенной для неё конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

 «Милостивый государь! Проба пера?!»

 Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

 «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я – морда твоя».

 «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

 «Кто писал, не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

 «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо, а также и насчёт жандарма Клятвина который меня грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает моё поведение. Конторщик Самолучшев».

 «Никандров социалист!»

 «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка…(зачёркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущён до глубины души следующим… (зачёркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачёркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

 «В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

 «Я знаю кто это писал. Это писал М.Д.».

 «Господа! Тельцовский шулер!»

 «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай, жандарм!»

 «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Д ьякон Духов».

 «Лопай, что дают»…

 «Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

 «Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

 «Добродетелью украшайтесь».

 «Катенька, я вас люблю безумно!»

 «Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

 «Хоть ты и седьмой, а дурак».

1884

  • Найдите место, где автор неправильно употребляет деепричастный оборот.

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».

  • С какой целью, по-вашему, писатель неправильно употребляет деепричастный оборот?

В произведении Чехова комический эффект создаётся неправильным употреблением деепричастного оборота.

  • Работа с доской. На доске написано высказывание Чарльза Диккенса.

Один из героев Чарльза Диккенса отличался своеобразным юмором. Вот образец его высказывания: «Сначала дело, потом удовольствие!» - так сказал Ричард 3,убив дядю и принимаясь за племянников. В русском переводе юмор передаётся так: добавочное действие, выраженное деепричастием, оказывается важнее основного, что и даёт всему высказыванию неожиданный поворот. Попробуйте продолжить в том же духе! Глагол сказать замените синонимами.

  1. «Молодым везде у нас дорога!» - (сказал) Волк,…
  2. «Люблю козлика!» - (сказала) бабушка,…
  3. «Ни дня без строчки!» - (сказала) тётя Варя,…
  4. «Будет хлеб, будет и песня!» - (сказал) артист,…
  5. «Возьмём языка!» - (сказали) разведчики,…

(Ученики самостоятельно выполняют задание, а потом проверяют вместе с учителем).

  • Работа в группах – редактирование сочинения.

(класс делится на 6 групп, каждой группе предлагается текст сочинения, задание: найти и исправить все ошибки, записать в исправленном виде. Впоследствии работа проверяется под руководством учителя)

Сочинение

Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоём в виде озера. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав её и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно.

 

  1. Работа с текстом стихотворения Р. Саути «Воды Лодора».

А сейчас я вам прочту стихотворение Р. Саути «Воды Лодора». У вас на партах оно тоже есть.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?

При помощи деепричастий автор передаёт дополнительные действия падающей воды.

  • Какие звуки использует автор?

Дрожащие, свистящие, шипящие. Этот приём называется аллитерацией. Поэт передаёт звуки воды.

  • Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?

Количество слогов в строке, расположение слов в тексте – всё это напоминает срывающийся с высоты, всё более нарастающий поток воды.

Вывод: проанализировав данное произведение, мы приходим к выводу, что деепричастие имеет большое значение в речи человека.

  1. Подведение итогов урока.
  • Почему при употреблении предложений с деепричастными оборотами встречается очень много ошибок?
  • Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок?
  • Какова роль деепричастий в речи?
  1. Перед вами отрывок из сочинения «Первый раз в первый класс!». Прочитайте его.

«Первый раз в первый класс!»

Я прекрасно помню тот день, когда я впервые пришла в школу. Когда я проснулась утром, я сразу спросила: «Мама, уже 1 сентября? Уже можно в школу»? И мы пошли. Когда мы вошли в школьный двор, то сразу оказались в весёлой пёстрой толпе таких же «первоклашек» с букетами, как и я. Когда я увидела это море цветов, я сразу подумала, что школа – это что-то очень красивое. Мы подошли к учительнице с плакатом «1-А» в руках. Когда я увидела, какое у неё доброе лицо, я ещё больше захотела учиться.

  • Понравилось ли вам это сочинение?

Предполагаемый ответ: не понравилось.

  • Почему?

Автор сочинения использовал одни и те же синтаксические конструкции.

  • Использование однотипных синтаксических конструкции – речевая ошибка, которая называется синтаксическая бедность. Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.

Дома вы попробуете отредактировать данное сочинение, включив деепричастные обороты.

  1. Домашнее задание.

Отредактировать сочинение, включив деепричастные обороты.

 

Литература

  1. Т.Я. Служевская. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург: Тускарора, 1994
  2. Б.Н. Головин. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988
  3. С.Н. Цейтлин. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
  4. Г.В. Александрова. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург, Тригон, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Ошибки в употреблении деепричастного оборота

Презентация к уроку по теме: "Употребление деепричастного оборота"...

Причастные и деепричастные обороты в речи.

Причастия и деепричастия имеют книжную стилистическую окраску и употребляются преимущественно в стилях книжно-письменной речи.Именно этому и был посвящён урок...

Тема: Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи 

Презентация - одна из возможностей использовать богатый, интересный материал, пробуждает любовь к учению. При работе над темой "Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи" необходима....

Употребление деепричастного оборота

Данный материал содержит информацию о правилах употребления деепричастного и причастного оборотов, а также упражнения повторительного характера, связанные с орфоэпическими нормами, нормами управления ...

Нормы употребления деепричастных оборотов.

В презентации представлены  нормы употребения дееричастных оборотов. Материал поможет повторить тему, подготовиться к ЕГЭ....

Презентация по теме "Ошибки в употреблении деепричастного оборота", 7 класс

Презентация по теме "Ошибки в употреблении деепричастного оборота", 7 класс...