Тренировочные задания к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

2 варианта заданий ОГЭ по русскому языку с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл огэ русский язык33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

      (1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

      (6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

       (11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать

друга?

       (14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – потерять друга, отказаться от одного ради другого.

      (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась

Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. (21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я,

конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь

должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

(По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969 гг.) – детская

писательница. Самыми известными её произведениями стали повести

«Динка», «Динка прощается с детством».

Ответами к заданиям 2– 15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: ««Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

2) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде

с Хохолком.

3) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с

Хохолком.

4) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было

невозможно.


3

В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4

Из предложений 14–17 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

5

Из предложений 2–7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

6

Из предложений 1–5 выпишите  слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой  на Н, пишется НН».

13

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными  сочинительной связью.

 Конечно,(1)много мелких выкручиваний, (2) много детского вранья лежит на совести прежней Динки. Но ведь всё это было другое. А Динка росла, (3) и жизнь ставила задачи всё труднее,(4) серьёзнее. Эти задачи требовали смелых решений,(5) но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – потерять друга,(6) отказаться от одного ради другого.

14

Среди предложений 6–11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15

Среди предложений 2–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

7

Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

8

Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

10

Среди предложений 2–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

11

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и,(1) как только

открыла глаза,(2) вспомнила про Андрея,(3) вспомнила,(4) что сегодня,(5) как обычно,(6) приедет он,(7) Хохолок.

12

Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70слов. Сочинение пишите

аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15

         (1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклянной дверцей, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

       (5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

       (8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

       (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание

кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё

помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

      (16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает, а я ему рассказываю.

      (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии

Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а!

(20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился, не примирился с обидой! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

      (22)Вот до чего доводит любовь!

      (23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.

(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание

каков он есть на самом деле.

3

В каком варианте ответа средством выразительности речи является

фразеологизм?

1) (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание

кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) – (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.

3) (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

4) (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец

дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое

внимание, что ему хочется сбежать на край света.

4

Из предложений 15–21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

5

Из предложений 18–24 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

6

Из предложений 3–9 выпишите  слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастия прошедшего времени пишется НН».

7

Замените разговорное слово «диковинная» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

14

Среди предложений 5–11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15

Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с союзной

сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы. (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

       (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре.

(35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила

мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.

Ответами к заданиям 2–15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в семье его восхваляли?»

1) Потому что ему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы оправдать такое отношение родных.

2) Потому что он чувствует себя совершенно недостойным любви родителей и старшей сестры.

3) Потому что он чувствует, что похвалы портят его характер,

делают его эгоистичным, чёрствым.

4) Потому что ему хочется, чтобы его принимали в семье таким,

8

Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13), построенное основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9

Выпишите грамматическую основу предложения 9.

10

Среди предложений 12–17 найдите все предложения с однородными

членами. Напишите номера этих предложений.

11

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

На следующий день,(1) после того как я смазал по физиономии Костику,(2)отец сказал:

– Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(5)

а! Ниже на две головы,(6) а пошёл в наступление,(7) решился!

12

Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

13

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 15.1, 15.2, 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы.

№ задания

ответ

№ задания

ответ

2

3

2

4

3

4

3

4

4

росла

4

сгорит

5

повзрослела

5

восхваляют

6

длинной

6

принесенные

7

ложь, неправда

7

необычная, необыкновенная

8

ржаных колосьев

8

говорит с радостью

9

не будет

9

не ругают

10

2

10

1215или 1512

11

56 или 65

11

34 или43

12

2

12

3

13

35 или 53

13

34 или 43

14

11

14

5

15

7

15

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...

Тренировочные тесты к заданию 7 ЕГЭ по русскому языку

Предлагаю несколько вариантов  тренировочных заданий к заданию 7 на едином государственном экзамене по русскому языку, проверяющем знание синтаксических норм современного языка. В задании нужно с...

Задания 4-7 ЕГЭ русский язык. Тренировочные упражнения.

Репетитор ЕГЭ/русский язык. Тренировочные упражнения в необычной форме....

Тренировочные упражнения для решения задания 6 (ЕГЭ по русскому языку)

Задание 6 часто вызывает трудности, так как знание грамматических форм частей речи  не всегда основательное у детей. Предлагается несколько тренировочных заданий, которые успешно можно прорешать ...

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Подготовка к сочинению части С.

Предлагаемые материалы - разборы текстов ( сочинений заданий С) - помогут понять требования к каждой структурной части сочинения, а комментарий эксперта позволит обратить внимание на те моменты, котор...

Тренировочные упражнения к заданию № 16 ЕГЭ по русскому языку-2019

Презентация содержит примеры тренировочных упражнений для подготовки к заданию № 16 ЕГЭ по русскому языку-2019...

Тренировочные задания №8 ЕГЭ по русскому языку -11 класс

Материал для подготовки к ЕГЭ 11 класс...