Фонетический КВН в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Жиленкова Любовь Сергеевна

В игровой форме состязания команд ребята повторят тему "Фонетика", проявят сообразительность и творческий подход  и закрепят полученные знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фонетический КВН в 5 классе44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Жиленкова Л.С.

Конспект внеклассного мероприятия  по русскому языку

Неделя гуманитарных наук «ЯЗЫК МОЙ, ДАВАЙ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ!»

Эпиграф: «Римский император Карл 5 говорил, что на французском языке с друзьями можно говорить, на немецком – с неприятелем, на итальянском – с женским полом говорить прилично, но если бы он знал русский язык, то, конечно, нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость».

                                                                                                       М.В.Ломоносов.

Участники: учащиеся 5-х классов-6 классов

Форма проведения: КВН.

Тема: «Фонетический КВН».

Команды состоят из 5 участников. Предлагается выбрать капитанов команд, придумать название и эмблему командам. Зрители могут участвовать в конкурсе.

РАЗМИНКА. Продолжите пословицу:

Не спеши языком -.. , сам пропадай -.. , с кем поведешься -.. , труд человека кормит –

 глаза страшатся -.. , будешь много знать - , по одежке встречают - , не сиди сложа руки - , любишь кататься - , грамоте учиться - , семь раз отмерь - , ученье свет - , голод не тетка - .

СПОР ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ (См. Заним. Грамматика, с.16)

                              «Кто важнее?»

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

- Мы, конечно, важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!

- Ну, это мы еще посмотрим! – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

- А вот и получится! Например, М!

- Разве только одно м, больше ничего!

- И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог!

- Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

-О..е..и..а, - пролепетали гласные и смущенно умолкли.

- Вот видите! А если мы скажем фнтк, так всякий догадается, что это фонетика.

- Ну, хорошо. А вот вы попробуйте произнести без нас такие слова, как яма, ухо, окно, елка и сотни других.

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и умолкли.

      А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Ответьте на вопрос:

Что было написано на плакате до того, как ветер унес все согласные буквы?

(Д)О(Б)(Р)О  (П)О(Ж)А(Л)О(В)А(Т)Ь !

                                                     З А Д А Н И Я :

1. За одну минуту образуйте возможно большее количество слов, где звуков больше, чем букв.

2.Как превратить слова АЙ, НО, УМЕЙ в местоимения?

3. Как произносятся звуки на месте выделенных букв:

    СЧастье, пЯтак, кафЕ, скуЧНо, Язык, вьЮга, леГче, спрятаТЬСЯ, вЕсна, яиЧНица?

Ведущий: А мы открываем новую страницу нашего фонетического праздника. Не все, наверное, знают, откуда пришли к нам буквы русского алфавита. Как возникла азбука?

Сказитель. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Существовали «юс большой» и «юс малый», которые к 9 веку были утрачены. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Двумя буквами – «зело» и «земля» - обозначался звук з. Для звука и тоже было две буквы -    и и. Со временем утратились гласные звуки ь  и  ъ, однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука ф, который отсутствовал в исконно русских словах, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.А знаете ли вы какие-либо буквы славянской азбуки? (аз, буки, веди и т.д.)

 4. Хорошо ли вы знаете современный русский алфавит? Кто быстрее напишет по одному слову на каждую букву алфавита?

5.Игра «Фонетические прятки». Ищем Й (йот). В каких словах он прячется?

Майский день, дружная семья, съемка на пленку.

Веселые люди, мальчик Юра, развешать белье.

Люблю ездить, играй в мячик, красное яблоко.

6.Найдите ошибки в фонетической трпнскрипции:

КАПЛИ СОКА СТЕКАЛИ С БЕРЕЗ  КАПЛИ СОКА СТИКАЛИ З БЕРОЗ

7. Запишите в виде фонетической транскрипции:

МНЕ СЕГОДНЯ ГРУСТНО   МНЭ СИВОДНА ГРУСНА  

8. Подчеркните слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

Дуэт, театр, боец, струя, мой, какао, каемка, шпион, союз, оазис, белый.

9. Конкурс «Лестница». Кто из вас быстрее поднимется по этой лестнице?

                                                  ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

                                          СОНОРНЫЕ           СОГЛАСНЫЕ

                                   НЕПАРНЫЕ      ГЛУХИЕ      СОГЛАСНЫЕ

                        НЕПАРНЫЕ            ТВЕРДЫЕ               СОГЛАСНЫЕ

10. Задача-шутка командам:

«Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значения одинаковые. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.

КОНКУРС КАПИТАНОВ. Разгадайте шарады.

Ведущая: Есть еще одна разновидность загадок – шарады. В шарадах загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово.

                                1.Мой первый слог – китайский напиток.

                                   Второй – название буквы,

                                   А целое – птица.      ( Чай – ка)

                               2.Из писка птиц мой первый слог возьмите,

                                  Второй – с оленьей головы.

                                  Откройте печь и там найдите

                                   То, что не раз едали вы.        ( Пи – рог)

                               3.Мой первый слог  - на дереве.

                                  Второй мой слог – союз.

                                  А в целом я – материя

                                  И на костюм гожусь.     (Сук – но)

 

Ведущий: А знаете ли вы, что такое метаграмма? Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово. Давайте разгадаем несколько таких загадок.

1.Меня вы в сказке отыщите,                               2.Когда я с Т, на мне плывут.

                                                                                   Когда я с Д, меня сорвут.  (плот – плод)  Я в сказке Пушкина герой.                                  

Но Л на Н лишь замените –                                4.Со звуком С я не вкусна,

  Сибирской стану я рекой.                                     Но в пище каждому нужна.

лисей – Енисей)                                                   С М берегись меня, не то

                                                                                  Я съем и платье, и пальто. (соль – моль)

3.С К я в школе на стене,                                     5.С П – на дереве весною,

   Горы, реки есть на мне,                                        С Т – писать кончаешь мною.    

   С П, от вас не утаю,                                              С Б – я тара в магазине.

   Тоже в школе я стою.                                           С К – в болотистой низине.

 (карта – парта)                                                         (почка – точка – бочка – кочка)

6.Со звуком Л  - найдете под землей,

   (я, как известно, каменный и бурый)

   А с Л  - я в комнате любой,

   В геометрической фигуре.

Заключительное задание – творческое. Придумать сказку-малышку по теме «В стране звуков и букв». Продолжительность работы – 5 мин. ( В это время проходит игра со зрителями, а жюри подводит итоги предыдущих заданий) Звучит музыка.

                                               

                                 Игра со зрителями. (шуточные вопросы).

1.Что находится посередине ЗЕМЛИ?

2.Что мы говорим в начале УРОКА?

3.Что у ЗАЙЦА позади, а у ЦАПЛИ впереди?

4.В каком слове сорок гласных?

5.В каких словах по сто согласных?

6.За каким звуком спрятано просторное, большое помещение?    (за – л)

7.В каком слове семь йотированных гласных?

8.Я – в озерах и реках, но в воде меня нет,

   Я в арбузах и грушах, а в яблоках – нет.

9.В названиях каких столярных документов есть только гласные О?

10.Какие два местоимения мешают транспорту?   (я – мы)

Вступительное слово. Послушайте, что говорил о важности гласных и согласных звуков поэт С.Я.Маршак:            Дыхание свободно в каждой гласной,

                                           В согласных – прерывается на миг.

                                           И только тот гармонии достиг,

                                           Кому чередованье их подвластно.

                                  Звучат в согласных серебро и медь,

                                  А гласные даны тебе для пенья.

                                  И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

                                  Иль даже продышать стихотворенье.

Подведение итогов. Награждение команд и лучших зрителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал для фонетической разминки 2 класс

Данный материал  содержит карточки для фонетической разминки на уроках английского языка во 2 классе. Каждая карточка содержит определённую букву или буквосочетание и соответствующее ему вид чтен...

Фонетическая зарядка .Начальные классы.

Данный материал помогает   подготовиться  к фонетической зарядке в начальных классах....

Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...

Фонетический конкурс 3 класс

Сценарий фонетического конкурса для учащихся 3 классов...

Фонетическая зарядка 5 класс

Стихи, рифмовки, пословицы, скороговорки. 5 класс. В презентациях....

Фонетическая зарядка 6 класс

Стихи, рифмовки, поговорки, скороговорки. 6 класс. Презентации....

фонетическая разминка 5 класс

Фонетическая зарядка для отработки звука [t] представлена мною в виде рецепта по приготовлению борща. Будет очень интересно!!!...