Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Практикум. Подготовка к ОГЭ"
    элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

    Гримберг Анастасия Андреевна

    Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2,  подготовке к выполнению заданий части А и В.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Рыжковская средняя общеобразовательная школа»

    Крутинского муниципального района Омской области

    Согласованно:

    заместитель директора

    МБОУ «Рыжковской СОШ»

    __________________ Зоммер Л.П.

    «____»______________2014г.

    Утверждаю:

    директор МБОУ «Рыжковской СОШ»

    ____________________ Сугоняк С.А.

    «____»________________2014г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ЭЛЕКТОВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    «ПРАКТИКУМ. ПОДГОТОВКА К ОГЭ»

    (для учащихся 8 класса)

    Составитель:

    Гимберг Анастасия Андреевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Рыжковской СОШ»

    Рыжково – 2014

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2,  подготовке к выполнению заданий части А и В.

    Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.

    Цель изучения курса:

    • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
    • овладение основными нормами русского литературного языка;
    • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
    • умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

    Задачи изучения элективного курса:

    • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
    • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
    • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

    Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

    Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

    • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
    • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
    • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
    • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
    • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
    • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
    • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
    • редактирование собственного текста;        
    • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
    • соблюдение в практике письма основных норм языка;
    • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

    В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в  9 классе.  

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

    В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

    Курс рассчитан на 18 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.    

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Тема 1.  Построение сжатого изложения (4 часа)

    Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

    Обучающиеся должны знать:

    • основные правила работы с текстом.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
    • адекватно воспринимать авторский замысел;
    • вычленять главное в информации;
    • сокращать текст различными способами;
    • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
    • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

    Контроль знаний: построение сжатого изложения.

    Тема 2. Средства выразительности речи (0,5 чача)

    Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные средства выразительности.

    Обучающиеся должны уметь:

    • различать средства выразительности;
    • находить в тексте средства выразительности;
    • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

    Тема 3. Стилистика русского языка (0,5 часа)

    Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

    Обучающиеся должны знать:

    • основные сведения по стилистике русского языка.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
    • работать со стилистическими синонимами.

    Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

    Тема 4.  Нормы русской орфографии (2 часа)

    Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

             Обучающиеся должны знать:

    • орфографические правила.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

    Тема 5. Морфемика и словообразование (1 час)

    Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.

    Обучающиеся должны знать:

    • виды морфем;
    • морфемный и словообразовательный анализы слова.

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения.

    Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы (1 часа)

    Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

    Обучающиеся должны знать:

    • синтаксические и пунктуационные нормы.  

    Обучающиеся должны уметь:

    • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

    Тема 8. Построение сочинения-рассуждения (4 часа)

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

    Обучающиеся должны знать:

    • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

    Обучающиеся должны уметь:

    • подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
    • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

    Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Вид работы

    Домашнее задание

    Дата

    1

    Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

    1

    Лекция учителя

    2

    Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.

    Содержательные и языковые способы сокращения текста.

    2

    Лекция учителя, практические задания

    Сотавить план текста.

    Выполнить творческое задание

    3

    Сжатое изложение. Редактирование изложения.

    2

    Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов.

    Закончить редактирование изложения

    4

    Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.

    1

    Лекция учителя, практические задания

    Повторить правила орфографии

    5

    Нормы русской орфографии.

    2

    Работа с обобщающими таблицами, проверочная работа в формате тестирования

    Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора

    6

    Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

    1

    Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

    Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов

    7

    Словосочетание. Предложение.

    Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

    1

    Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

    Подготовиться к проверочному тестированию

    8

    Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

    Работа над допущенными ошибками

    2

    Тестовое задание, беседа

    Выполнить тестирование

    9

    Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением.

    2

    Слово учителя, работа с текстами.

    Подготовиться к написанию сочинения

    10

    Построение сочинения-рассуждения.

    Редактирование сочинения

    2

    Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

    Закончить редактирование сочинения

    11

    Итоговая диагностика.

    1

    Тестирование

    Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку»

    12

    Анализ итоговой диагностики.

    Подведение итогов курса

    1

    Обобщающая беседа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

    Рабочая программа Элективного курса  «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"

    Программа  составлена  на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

    Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

    Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

    Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"

    Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...

    Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.

    P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...