Материалы по русскому языку. 9 класс.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Панкратова Елена Викторовна

Данные материалы могут пригодиться при проведении проверочных, тестовых работ, а также при подготовке к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 9 КЛАСС

«ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ ГИА»

Цель: 

Продолжать формировать практические навыки в применении основных приёмов сжатия текста.

Задачи:

1. Формировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, учить воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста;

2. Совершенствовать навыки использования приёмов компрессии текста, закрепить умение определять тему, микротемы, идею текста;

3. Содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;

4. Воспитывать интерес к книге и чтению посредством работы с текстом.

Оборудование:

Мультимедийная аппаратура, аудиозапись  текста ( для работы в классе) и распечатки текстов ( для  работы в классе и выполнения домашнего задания)

1. Фронтальная беседа с учащимися.


    - Сегодня мы будем продолжать готовиться к написанию сжатого изложения . Именно этот вид работы будут первым на экзамене по русскому языку в формате ГИА. На уроках мы писали как подробные, так и сжатые изложения. В чем же отличительные особенности написания подробного и сжатого изложения?

(Учащиеся должны объяснить, что подробное изложение имеет целью  запомнить  и передать текст как можно ближе к исходному тексту, а целью сжатого изложения является передача основной информации при исключении второстепенной, незначащей, то есть при  написании  сжатого изложения требуется умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно)

     - Совершенно верно. Как вы правильно заметили, для написания сжатого изложения необходимы навыки логически мыслить и анализировать текст. Таким образом, сжатое изложение помогает формировать универсальные учебные умения: анализировать информацию, отсеивать второстепенное, понимать логику текста.

2. Презентация

    - Вспомним основные принципы сжатия текста.  (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

(При проведении работы с помощью мультимедийной аппаратуры на экран выводятся слайды презентации, а учитель и учащиеся комментируют их)

1 слайд : Исключение

_      вводных слов;   однородных членов предложения;     повторов; однотипных примеров;     риторических вопросов и восклицаний;     цитат;     деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;     пояснений;    рассуждений;     описаний;

    

2 слайд:  Обобщение или объединение

-    ряда предложений, связанных одной мыслью;     частей предложений;     конкретных, единичных фактов, событий, явлений;     ряда предложений, связанных одной мыслью;     частей предложений;     единичных фактов, событий, явлений.

3 слайд :    Замена

   - однородных членов обобщающим словом;     сложного предложения – простым;     части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;     прямой речи – косвенной;     части текста одним предложением;


    

3.  Работа с текстом

   -  Принципы сжатия текста вы хорошо усвоили. Теперь постараемся применить их на практике при работе с текстом. Прослушайте аудиозапись, сформулируйте и  запишите микротемы.

( На уроке мы уже не повторяем понятие микротемы и принципы ее формулировки, так как учащиеся уже неоднократно работали со сжатием текста и хорошо ориентируются в данном вопросе)

    Прослушивание аудиозаписи текста для сжатого изложения (1 раз)

Вопросы к учащимся после прослушивания текста:

1.  Как можно озаглавить текст?

2. Сколько микротем можно в нем выделить? Назовите их.

( Ответы учащихся)

   -  Сейчас перед вами текст, который мы только что прослушали. Выполните сжатие данного текста и запишите свой вариант.

     А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

     А что значит сильный дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.

     Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространство исторической Руси.

 (По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов

     Прослушиваем несколько вариантов работ учеников, учитель и учащиеся отмечают достоинства и недостатки работы, совместно предлагаются способы исправления ошибок и неточностей.

     - Давайте еще раз обратимся к критериям оценивания сжатого изложения экспертами и сопоставим свою работу с требованиями ГИА.

     ( У учащихся в тетрадях-памятках, которые они ведут  в течение года, есть распечатки  критериев оценивания текстов на ГИА)

Экзаменуемый применил 1 или несколько

приёмов сжатия текста, использовав их

на протяжении всего текста.  – 3 балла

Экзаменуемый применил несколько

приёмов сжатия текста, использовав их

для сжатия 2 микротем текста. – 2 балла

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов cжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста  - 1 балл

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста  - 0баллов

4. Создание  синквейнов

     Заключительный этап урока – написание  и чтение синквейнов. Учащиеся в течение года пишут синквейны  на разные темы, связанные с русским языком, и сжатое изложение – одна из интересных тем для этой работы. Вот пример работы учащегося:

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

ТОЧНОЕ, ЕМКОЕ, ЯСНОЕ.

РАЗВИВАЕТ НАШУ ЛОГИКУ.

МЫСЛЬ.

5. Домашнее задание:

составить план и выполнить сжатие текста.

Текст для выполнения домашнего задания:

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»



Предварительный просмотр:

Зачетная работа по русскому языку

Сложноподчиненное предложение

1. Спишите текст, проставив пропущенные знаки препинания.

     Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

     Хотя любой физик объяснит это явление законами физики, все же блеск камней создает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью что внутри камня откуда льются солнечные лучи нет собственного источника света.

     Сравнительно легко  объяснить происхождение поэтического излучения многих наших слов. Очевидно слово кажется нам поэтическим в том случае когда оно передает понятие наполненное для нас поэтическим содержанием.

     Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует прелесть нашей земли.

     Для всего что существует в природе в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

     Чтобы убедиться в этом чтобы изучить меткий наш словарь у нас есть неиссякаемый источник языка сам народ.

2. Определите предикативные основы предложений, вид придаточных предложений, составьте схемы.

1. Мы с товарищами настолько устали, что не смогли до темноты добраться до привала.

2. Если судить по вашим книгам, вы предпочитаете художественную литературу.

3. Необходимо хорошо учиться, чтобы впоследствии получить желаемую работу.

4. Во время туманов слышно, как мрачно ревут сирены на далеких маяках.

5. Я сделал так, как указал отец.

6. Настало время, когда я понял особую значимость этих слов.

7. Горький запах полыни, который был смешан с ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе.

8. Солнечный луч скупо освещал тот угол, где в пыли висела забытая икона.

3. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

     Мы искали  лесную тропинку , чтобы по ней выйти на обозначенную на карте опушку.

     



Предварительный просмотр:

ПУНКТУАЦИЯ. ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.

1. В деревенском доме было тихо и если бы не слабый свет в окошке можно было подумать что там уже все спят.

2. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

3. Сыро и пахнет сладковатым дымком от тлеющих листьев.

4. Теперь их ожидало самое трудное они должны были понять друг друга.

5. Она ответила что сама уже справилась с задачей и что помощь ей больше не нужна.

6. Чувство долга по мнению автора является необходимым качеством солдата.

7. Куда ветер подует туда и полетит кленовый листок.

8. Нам придется здесь ночевать в такую метель через горы не проедешь сказал Максим Максимыч.

9. Дождь лил ровно и однообразно шумя по траве и деревьям.

10. Говорила она как-то особенно выпевая слова и они легко укреплялись в памяти моей похожие на цветы такие же ласковые сочные яркие.

11. Уже было начало июня когда князь Андрей возвращаясь домой въехал опять в ту березовую рощу в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его.

12. Человек не подобен бабочке-однодневке весело порхающей при солнце не знающей о том что было вчера и что сулит ей завтра.

13. Архитектура это строительное искусство умение проектировать и создавать города жилые дома площади и улицы сады и парки.

14. брат со смехом говорил что ему если в чем-либо повезет то сейчас же в чем-либо другом не повезет так что становилось хуже чем до того как повезло.

15. И для меня воскресли вновь и красота и вдохновенье и жизнь и слезы и любовь.

16. Художник изобразил на картине все что его так поразило алую полоску зари недвижные верхушки деревьев одинокую птицу в небе.

17. Сады красовались на прекрасных горах нависших над Днепром и поднимаясь уступами и расширяясь царствовал в нежных сумерках вечный старый сад.

18. Жителям Земли необходимо знать астероиды орбиты которых близко подходят к орбитам их планеты.

19. На прогулке этот смешной мальчуган то свистит то сшибает палкой сухие листья.

20. Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Онегина.



Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА

1. Составьте и запишите по 1 примеру на разные виды связи слов в словосочетании.

2. Приведите примеры на следующие способы словообразования:

- суффиксальный

- приставочный

-приставочно-суффиксальный

- сложение корней

-сложение целых слов

- сложение основ с одновременным прибавлением суффикса

- нулевая суффиксация

3. Составьте и запишите по 1 примеру следующих предложений:

- односоставное безличное

- односоставное назывное

- двусоставное, осложненное обособленным обстоятельством

- ССП с союзом «да»

- СПП с придаточным определительным

- СПП с придаточным обстоятельственным (времени)

- СПП с придаточным обстоятельственным  ( причины)

- сложное предложение с разными видами связи

4. Приведите примеры фразеологизмов ( не менее 5)

5. Приведите примеры не менее 7 средств выразительности ( лексических и синтаксических)

6. Напишите текст-миниатюру художественного стиля, тип речи – описание.

     Объем текста – не менее 100 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...