Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хасанова Резеда Гиздулловна

Конкурсная работа. Сценарий урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnauka 

Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-.

Предметы гуманитарного цикла (русский язык).

Хасанова Резеда Гиздулловна.

Учитель русского языка и литературы.

МБОУ Шуганкинская ООШ.

Цели:

  • Научить учащихся отличать дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
  • Развитие орфографической зоркости и навыков исследовательской деятельности;
  • Воспитание интереса к изучению русского языка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснительный диктант. Беседа.

Пароход, птицефабрика, диван-кровать, пешеход, языковед, луноход, пчеловод, летчик-испытатель, путешествовать, овощехранилище, школа-интернат, скатерть-самобранка.

— По какому принципу подобраны данные слова? (По способу образования. Это сложные слова, состоящие из двух корней.)

— Каким способом образованы эти слова? (Сложением.)

— Как пишутся сложные слова? (Слитно или через дефис.)

— Что такое дефис? Определение читаем по Словарю С.И. Ожегова. (Дефис — короткая черточка, употребляется как знак переноса, как соединительная черта между частями слова.)

— О том, когда дефис появился в русском языке, расскажет один из учеников.

— Дефис часто путают с тире. Что такое тире, прочитаем в словаре С.И. Ожегова. (Тире — знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.)

— Написание слов через дефис (через черточку) называется полуслитным. Проблема слитного, полуслитного и раздельного написания — одна из сложнейших в русской орфографии.

3. Работа над лексическим значением слова пол.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания сложных слов с пол- и полу-.

На доске записаны слова и словосочетания. Прочитайте их.

1) Сильный пол.

2) Паркетный пол.

3) Пол фруктового сада. Пол-яблока. Полушубок.

— Назовите лексическое значение слова пол. Если сомневаетесь, обратитесь к Словарю С. И. Ожегова. (Пол. 1. Каждый из двух физиологических противоположных разрядов организмов. (Мужчина и женщина.) 2. Нижнее покрытие, настил в доме, помещении. 3. Половина — одна из двух равных частей, вместе составляющих целое. Половина чего-либо.)

— В первых двух значениях вы легко справитесь с правописанием; сложности возникают, когда появляются слова с пол- в значении «половина». С такими словами мы будем сегодня работать на уроке.

Итак, тема сегодняшнего урока — «Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-» (http://www.myshared.ru/slide/288230/ Слайд 1).  Запишите тему в тетрадь. (Слайд 2)

4. Работа с презентацией.

— Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 3). Обратите внимание на написание слов первого столбика. Что общего между написанием этих слов? (Вторая часть этих слов начинается с буквы  л). Попробуйте сформулировать правило сами. (Если слово начинается с буквы л, то слова с пол- пишутся через дефис).

А что общего между словами из второго столбца? (Вторая часть этих слов начинается на гласную.) Правильно, ребята. Кто хочет сформулировать правило правописания таких слов?(Если слово начинается на гласную, то слова с пол- тоже пишутся через дефис).

Посмотрим на слова третьего столбика. Что объединяет их? (Все слова начинаются с заглавной буквы.) Давайте попробуем сказать правило. (если слово начинается с заглавной буквы, то слова с пол- также пишутся через дефис).

А похожи ли по написанию слова нижнего столбика? (Да, они все пишутся с пол- слитно.) А что общего между ними? (Вторая часть этих слов  не  начинается на л, не начинается на гласную и с заглавной буквы). Соответственно, что следует из этого? (Остальные слова с пол- пишутся слитно).

Молодцы, ребята. А сейчас посмотрим на правописание слов с корнем полу- (Слайд 4).Какие у вас есть предположения по поводу правописания? (Все слова с корнем полу- пишутся слитно).

А теперь, ребята, кто-нибудь , используя изученный материал, расскажите все правило написания слов с корнями пол- и полу-. (После корня пол- дефис ставится в следующих случаях:

  1. перед прописными буквами;
  2. перед согласной л
  3. перед гласными.

В остальных случаях слова с пол- и полу- пишутся слитно.

5. Закрепление орфограммы.

— А теперь закрепим тему и выполним в тетрадях тренировочное упражнение (Слайд 5).

6. (Немой диктант.)

Показываем школьные предметы: карандаш, альбом, ручку, тетрадь, книгу, линейку, учебник, пенал и т.д. Ученики записывают слова с пол-, полу-: полкарандаша, пол-альбома и т.д.

— Послушайте стихотворение Андрея Усачева «Что такое половина?».

Что такое половина?

Это сразу не поймешь:

Половина брюк — штанина,

Половина ножниц — нож,

Месяц мы считать должны

Половиною луны...

Полубокс, полуботинки,

Полдень есть, и полночь есть.

 Если взять арбуз на рынке,

Пол-арбуза можно съесть.

Съесть легко полбулки хлеба,

Видеть радугу в полнеба И надеть полупальто...

Но подумал я: «А странно,

Что такое полстакана?

И полвазы — это что?»

Я поставил опыт сразу:

Взял и грохнул об пол вазу...

Ваза тут же — пополам!

А за вазой два стакана

Разлетелись по углам...

Но, услышав в кухне грохот,

 Прекратила мама опыт:

— Это что за тарарам? — И сказала мама строго:

— Полпосуды — это хлам!

Пока папа не пришел,

Подмети весь этот пол!

— Запишите вторую строфу стихотворного текста. Объясните орфограмму. (Стихотворение дано на экране)

6. Физкультминутка.

— А сейчас проведем физкультминутку. Внимательно слушайте слова. Если слово пишется слитно — вы встаете, через дефис — остаетесь сидеть.

Полдома, пол-арбуза, пол-утра, полгорода, полусапожки, пол-листа, полушубок, полреки, пол-Москвы и т.д.

7. Исследовательская работа.

— Итак, правило вы узнали, но, возможно, у вас возникли вопросы: зачем нам дефисное написание слов? Не проще ли все слова с пол-, полу- писать одинаково — слитно или раздельно? Зачем усложнять и без того непростую орфографию русского языка? Чтобы выяснить это, проведем небольшую исследовательскую работу.

1) Прочитайте предложенные слова. В чем разница? Что общего? Сделайте вывод.

полшарика                                                                пол-Шарика

полправды                                                                пол-« Правды»

Если ученики сами не смогут сделать вывод, задаем вспомогательные вопросы.

— Как звучат слова: одинаково или по-разному? (Одинаково).

— Каково лексическое значение этих слов? (1-е слово – существительное нарицательное, обозначающее круглый предмет, например воздушный шар;

2-е слово – имя собственное, например кличка собаки).

— Что помогает нам понять значение этих слов? (Заглавная буква. Большую букву в середине слова по законам русской орфографии писать нельзя. А если напишем слово раздельно, то значение части пол- будет другим. Поэтому слово пол-Шарика написано через дефис).

2) Прочитайте предложенные слова. Сравните. В чем разница? Что общего? Сделайте вывод.

полочка        пол-очка

половина                                       пол-овина

поливы         пол-ивы

В ы в о д: Зрительно отделяя части  сложного слова, дефис помогает правильно прочитать слова (сделать нужную паузу), обозначить имена собственные, избежать разноречия и понять лексическое значение слова.

8. Дополнительное задание (если останется время).(  Слайд 6, 7)

9. Домашнее задание.

— Выучите правило, составьте словарный диктант (15-16 слов с пол-, полу-). Постарайтесь придумать такие слова, которые не использовались на уроке.

10. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...

Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи.

Презентация содержит  материал по теме "Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи" и может быть использована при подготовке к ЕГЭ....

Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.

Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...

6 класс Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Презентация по теме:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных". 6 класс...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...

Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...