Сочинение на лингвистическую тему "Зачем нужно тире?"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Семёнова Светлана Вениаминовна

Материал предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сочинению ОГЭ, а конкретно, к лингвистической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsii_k_gia.pptx321.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

20.01.2015 Сочинение на лингвистическую тему ресурсы «Зачем нужно тире?» Автор: Семёнова С.В., учитель русского языка

Слайд 2

“Знаки препинания – это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться” К. Г. Паустовский

Слайд 3

тире К концу XVIII века появился ещё один знак препинания – тире Тире восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак: - чёрная полоса чернил, - молчанка, - длинная черта, - горизонтальная черта, - знак пресечения Этот знак впервые стал применять Н.Карамзин

Слайд 4

Шаблон сочинения-рассуждения тезис - доводы - вывод Вступление Введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или текста. Основная часть Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления. Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых положений, приведение примеров из исходного текста. Заключение Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления. Пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Слайд 5

Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом. Возвращение к шаблону к основной части

Слайд 6

Основная часть Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. К шаблону

Слайд 7

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения Также оно может отделять прямую речь от слов автора Тире используется в бессоюзном сложном предложении Кроме того, тире разделяет подлежащее и сказуемое К шаблону Напиши сочинение по тексту

Слайд 8

Если обобщающее слово следует за однородными членами , то перед ним ставится тире , например: Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. (Лермонтов) Ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось. (Пушкин) К шаблону Функции ТИРЕ

Слайд 9

Прямая речь перед словами автора Если прямая речь находится перед словами автора , то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы. «П!» — а.« Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин). «П?» — а. \ «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин). «П..\» — а.«Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь) «П», — а.«Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин). К шаблону Функции ТИРЕ

Слайд 10

Тире в бессоюзном сложном предложении Вы улыбнетесь – мне отрада. (Пушкин) Лес рубят – щепки летят. (Пословица) Слово молвит – соловей поет. (Пословица) К шаблону Функции ТИРЕ

Слайд 11

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях: сущ. И.п. — сущ. И.п. Слово — полководец человечьей силы (В. Маяковский). числ. И.п. — числ. И.п. Значит, девятью сорок — триста шестьдесят, так? (А. Писемский). сущ. И.п. — числ. И.п. числ. И.п. — сущ. И.п. Глубина там с лодки — шесть метров (М. Шолохов). сущ. И.п. — инф. инф. — сущ, И.п. Дело художника — рождать радость (Паустовский). инф. — инф. Учить — ум точить (пословица); — это Задумчивость — это признак душев­ного перелома (К. Паустовский); — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (А. Пушкин). — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (С. Есенин). К шаблону вывод Функции ТИРЕ

Слайд 12

Вывод Итак , тире помогает нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. К шаблону Напиши сочинение по тексту

Слайд 13

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Железникова. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ан­тона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. К шаблону Пример сочинения

Слайд 14

Пример сочинения Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки...». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом. Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Рассмотрим, как в тексте В. Железникова представлены функции тире. В предложении №10 тире отделяет прямую речь от слов автора: «Девчонка вроде меня, — ответила Ленка». В предложении №33 тире разделяет подлежащее и сказуемое: «Девчонка — сестра моего деда». Итак, тире помогает нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным . К шаблону

Слайд 15

http://www.traktat.com/language/book/punkt/znak_05/pr_rech.php http://rus.30nar-s2.edusite.ru/p4aa1.html http://www.traktat.com/language/book/punkt/znak_02/tire_pr.php http://lehrerin.siteedit.ru/page7 http://blogonika.ru/wp-content/uploads/2010/05/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.gif – картинка на слайде 5 http://festival.1september.ru/files/articles/50/5077/507730/image8.jpg- картинка на слайде 5 http://blog.spreadshirt.net/us/files/2009/09/punctsite.jpg - картинка на слайде 5 http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-8219 - фон презентации Использованные ресурсы Начало презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему

Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....

Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....

Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....