Из опыта работы. Урок в 6 классе по теме: "Качественные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Корепанова Таисия Николаевна

На уроке дети в лёгкой игровой форме знакомятся с новым материалом, закрепляют ранее изученное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvennye_prilagatelnye.docx24.13 КБ
Файл kachestvennye_prilagatelnye.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные»

Цели урока:

• дать понятие о разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

• формировать умение находить в текстах качественные прилагательные;

• воспитывать любовь к искусству слова.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Мы продолжаем изучать имена прилагательные, которые украшают нашу речь, делают ее богаче, ярче и образней, помогают описать предмет, зримо его представить. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлых уроках? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

2. Опрос

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени. Каким членом предложения они являются?

В это время 2 ученика на доске образуют все возможные степени сравнения от слов

громкий

прекрасный

холодный

звонкий

красивый

плавный

3.Разминка

- Вспомните, что такое антонимы?

Антонимы – это слова одной части речи с прямо противоположным лексическим значением: добрый — злой, правда — ложь, говорить — молчать…

Задание: подобрать антонимы в стихотворение, определить какой частью речи выражены, если это прилагательные, то в какой форме они употреблены.

В подземном царстве Ра (бог света у древних египтян) встречает огромного змея Апопа, с которым ведёт страшный бой. Ра побеждает, и боги поют ему славу. В песне богов пропущены антонимы, а вы попробуйте вставить. (слайд 4)

Силён Ра - …враг!

Высок Ра – …враг!

Жив Ра – …враг!

Велик Ра – …враг!

Сыт Ра – …враг!

Напоён Ра – …враг!

Вознёсся Ра – …враг!

Существует  Ра - … Апоп!

- Везде ли просто было определить антонимы? Что у вас получилось со словами напоён, вознёсся, существует? Сравните свои варианты с ответами. (слайд 5)

- Какой частью речи выражены антонимы, в какой форме?

4. Объяснение нового материала. Работа по таблице (Приложение 1) (слайд 6)

Качественные

Относительные

Притяжательные

высокий

деревянный

лисий

низкий

вчерашний

мамин

белый

сельский

отцов

красивый

детский

комариный

- Можно ли сразу сказать к какой группе относится то или иное прилагательное? 

- Затрудняетесь ответить, давайте проведём исследование, опираясь на ранее полученные  знания. (слайд 7)

- Попробуйте поставить прилагательные в краткую форму, образовать от них степени сравнения. С какой группой прилагательных получилось?

- Эти прилагательные называются качественными, они обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей  степени.

Давайте ещё поэкспериментируем с этими прилагательными, опираясь на таблицу (Приложение 2)

Обратите внимание! (слайд 8)

1. Не все прилагательные обозначают признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени, а, значит, не все являются качественными.

        2. Не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного.

5. Физкультминутка. (слайд 9)

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

6.Закрепление

- Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное + существительное (главное слово)» и письменно объясните правописание окончаний имен прилагательных. Назовите откуда эти отрывки, кто автор.

(слайд 10-11)

Гости в путь, а князь Гвидон

С берега душой печальной

Провожает бег их дальний;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» -

Говорит она ему.

(слайд 12-13)

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги…

Какие слова непонятны?

Душегрейка – женская тёплая кофта, обычно без рукавов со сборками по талии. (устар.)

Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми серебряными нитями.

Кичка – старинный праздничный убор замужней женщины.

(слайд 14-15)

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Посмотрите на предложение «Царь женился на другой», слово «другой» какой частью речи здесь является, поставьте вопрос. (существительное)

В русском языке часто происходит такой процесс, как переход из одной части речи в другую.

- Назовите автора и название сказок.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Скажите, в названиях сказок есть качественные прилагательные, запишите их.

Разберите по составу слова высока, ломлива, прекрасной.

7. Творческое задание.

- Вставьте в текст качественные прилагательные. (Приложение 3)

Сентиментальная леди.

_________________ леди, прогуливаясь с _______________ человеком  по лесу , остановилась у ______________  дерева.

- _________________ вяз, - проговорила она, подойдя совсем близко к ________________ великану, - что бы ты сказал мне, если ты умел говорить?

- Наверное, он сказал бы: «Прошу прощения, но я дуб», - заметил её спутник.

- Проверьте  себя. (слайд 16)

8. Рефлексия.

-  Понравился урок?

- Что нового узнали?

- Что такое качественные прилагательные?

9. Домашнее задание. (слайд 17)

§ 50, упр. 292 или придумать сказку.

Литература: 

  1. M.T.  Баранов, Т.А.  Ладыженская, Л.А.  Тростенцова и др. Русский язык: Учебник для 6-го класса. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Творческая  работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. 5-11 классы. Авторы- составители Н.М. Сулицкая, Н.Ю. Кадашникова, Г.А. Чибисова, Н.Т. Азарова, Л.Р. Ефремова. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.
  3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: «Азбуковник», 2002.
  4. А.С. Пушкин. «Сказки» - М.: «Эксмо», 2005.
  5. Интернет-ресурсы:

http://schoool-15.ucoz.ru/index/fizkultminutki/0-28

http://yandex.ru/images/#!/images/search?text

http://yandex.ru/images/#!/images/search?img_url

http://masterotvetov.com/drugoe-kompjutery-i-po/page/437/

http://anglyaz.ru/soobschestvo/userprofile/Nadezhda%20Ivanovna.html

http://zavadskayalv.ucoz.ru/blog/

http://seo-place.ru/law/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные» Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ5 г.Белореченска Корепанова Таисия Николаевна

Слайд 2

Цели урока: • дать понятие о разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными; • формировать умение находить в текстах качественные прилагательные; • воспитывать любовь к искусству слова.

Слайд 4

Подобрать антонимы в стихотворение Силён Ра - …враг! Высок Ра – …враг! Жив Ра – …враг! Велик Ра – …враг! Сыт Ра – …враг! Напоён Ра – …враг! Вознёсся Ра – …враг! Существует Ра - … Апоп !

Слайд 5

Проверь Силён Ра – слаб враг! Высок Ра – низок враг! Жив Ра – мёртв враг! Велик Ра – мал враг! Сыт Ра – голоден враг! Напоён Ра – жаждет враг! Вознёсся Ра – пал враг! Существует Ра – нет тебя , Апоп !

Слайд 6

Разряды прилагательных Качественные Относительные Притяжательные высокий деревянный лисий низкий вчерашний мамин белый сельский отцов красивый детский комариный

Слайд 7

Качественные прилагательные Сочетаются с НАРЕЧИЯМИ Очень красивый ОБРАЗУЮТ Сложные прилагательные Красивый-красивый Степени сравнения Более красивый Слова с приставкой НЕ Некрасивый Краткие прилагательные Красив

Слайд 8

Обратите внимание! 1. Не все прилагательные обозначают признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени, а, значит, не все являются качественными. 2. Не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного.

Слайд 9

Физкультминутка. Раз – на цыпочки подняться. Надо всем, друзья, размяться. 2 – нагнулись до земли И не раз, раза три. 3 – руками помахали. Наши рученьки устали. На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки. 5 – присели раза два. 6 – за парты нам пора.

Слайд 10

Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное + существительное» Гости в путь, а князь Гвидон С берега душой печальной Провожает бег их дальний; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» - Говорит она ему.

Слайд 12

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Перед нею усердные слуги…

Слайд 14

Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива , Своенравна и ревнива.

Слайд 16

Сентиментальная леди. Сентиментальная леди, прогуливаясь с молодым человеком по лесу , остановилась у большого дерева. - Прекрасный вяз, - проговорила она, подойдя совсем близко к могучему великану, - что бы ты сказал мне, если ты умел говорить? - Наверное, он сказал бы: «Прошу прощения, но я дуб», - заметил её спутник.

Слайд 17

Домашнее задание. § 50, упр. 292 или придумать сказку.

Слайд 18

Спасибо за урок!!!

Слайд 19

Литература: Литература: M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова и др. Русский язык: Учебник для 6-го класса. - М.: Просвещение, 2008. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. 5-11 классы. Авторы- составители Н.М. Сулицкая , Н.Ю. Кадашникова , Г.А. Чибисова, Н.Т. Азарова, Л.Р. Ефремова. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2009. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: «Азбуковник», 2002. А.С. Пушкин. «Сказки» - М.: « Эксмо », 2005. Интернет-ресурсы: http://schoool-15.ucoz.ru/index/fizkultminutki/0-28 http://yandex.ru/images/#!/images/search?text http://yandex.ru/images/#!/images/search?img_url http://masterotvetov.com/drugoe-kompjutery-i-po/page/437/ http://anglyaz.ru/soobschestvo/userprofile/Nadezhda%20Ivanovna.html http://zavadskayalv.ucoz.ru/blog/ http://seo-place.ru/law/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Контрольная работа для 6 класса по теме "Имя прилагательное"

Контрольная работа для 6 класса по теме "Имя прилагательное" (тест)...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Качественные прилагательные"

     Второй урок в изучении разрядов имён прилагательных. На уроке изучаются признаки качественных прилагательных, отрабатываются умения находить эти прилагательные в текстах, оп...

Блочно-модульное обучение: из опыта работы. Урок математики. 11 класс. Иррациональные уравнения

Одним из основных целей математического образования является формирование у учащихся умения решать задачи, развитие логики и интуиции.Учебное время, отводимое на изучение математики, можно условно раз...

Проверочная работа для 5 класса "Степени сравнения имен прилагательных" Unit 5 УМК "Английский язык", 5 класс, Комарова Ю.А. и др.

Обобщение по теме "Сравнения прилагательных", УМК "Английский язык", 5 класс, Комарова Ю.А. и др. выполнено в форме проверочной работы. Весь изучаемый лексический и грамматический ...