Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя систематической работы по развитию навыков связной речи. В предлагаемой работе описаны приемы и виды работ по развитию связной речи учащихся, применяемые на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
г.Тимашевск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Культура
устного и письменного ответа,
сочинения – миниатюры в системе работы
по развитию речи учащихся
на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы
Э.И.Бахмутовой,
учителя русского языка и
литературы
высшей квалификационной
категории
2012 г.
Нужно приложить немало сил,
чтобы сделать ребят думающими,
чтобы научить их логическому мышлению,
научить выражать свои мысли.
В.А.Сухомлинский
Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи, человек усваивает, приобретает знания и передает их. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя систематической работы по развитию навыков связной речи, только в этом случае можно надеяться на положительные результаты.
Существуют различные виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Это и словарная работа, и различные виды пересказов (сжатый, выборочный, художественный, от другого лица), сочинения на свободные, литературные темы. Эти вопросы довольно широко освещены в методической литературе, большое внимание им уделяется и на уроках русского языка и литературы в современной школе. Тем не менее не всегда система этой работы позволяет сформировать хорошие речеведческие умения и навыки учащихся.
Цель данной работы состоит в том, чтобы попытаться описать приемы и виды работ, которые автор применяет на своих уроках русского языка и литературы.
К теме «Культура устного и письменного ответа, сочинения- миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы» я пришла после того, как столкнулась в процессе работы с беспомощными монологами учащихся выпускных классов. Многие школьники не могли связно изложить свои мысли в устной и письменной форме.
В их ответах отсутствовала логика, содержание оказывалось вымученным, сухим набором неудачно переработанных чужих мыслей. В результате высказывания учащихся были лишены образности, выразительности, страдали от отсутствия личностного отношения к поднимаемым проблемам.
Настоятельно встала передо мной проблема решения этих вопросов. Выпускники 11- х классов, отвечая на вопросы анкеты, предложенной в конце учебного года, подсказали некоторые направления моей предстоящей работы, а также дали конкретные рекомендации моим будущим ученикам- пятиклассникам.
Вот некоторые из напутственных слов пятиклассникам, приступающим к изучению литературы.
«Я бы пожелала пятиклассникам того, что, к сожалению, сама поняла только в 11 классе. Без любви к литературе, без систематического чтения книг у Вас не будет развито чувство уважения к самим себе. Литература- это не просто урок чтения, как это обычно бывает в начальных классах, это урок, на котором нужно думать, размышлять, говорить о том, что тебя взволновало при чтении книг». (Середа Ольга)
«Для того чтобы вам легче было учиться в старших классах, обязательно читайте как можно больше. При чтении старайтесь делать заметки карандашом, отмечайте понравившиеся места». (Чуйко Марина)
«Учитесь с 5-го класса писать самостоятельно сочинения, анализировать произведения». (Матусевич Дмитрий)
«Читайте все произведения программы, учитесь делать выводы». (Дыкань Владимир)
«Возможно, читая произведения русской классики, ты лучше поймешь себя, поймешь, для чего ты появился на свет. Будь любознательным, и ты проживешь свою жизнь интересно. Дерзай. И пусть тебе сопутствует удача!» (Цуканова Оксана)
«Ребята не теряйте своей непосредственности, будите свою фантазию и воспринимайте мир широко открытыми глазами и чистым сердцем. Любите читать, интересуйтесь все, что вас окружает, смелее высказывайте то, что вас волнует. Счастливой учебы» (Гаврилюк Маргарита)
«Хочу посоветовать тебе читать вдумчиво, анализируя описываемые события и поступки героев. Сначала это будет трудно, но со временем станет очень увлекательным занятием. Умение постигать суть явлений тебе очень поможет в жизни» ( Протопопова Надежда)
Выпускники с позиции уже взрослого человека высказали свои пожелания пятиклассникам, только входящим в мир литературы. Они правильно почувствовали, что умение передать словами чувства, мысли, эмоции, умение убеждать, доказывать возможно лишь тогда, когда произведение прочитано, пережито. Только после этого появиться страстный отклик на художественный текст.
А для того чтобы высказаться, необходимо совершенствовать свою речь. Начинать же восхождение к речевому идеалу нужно как можно раньше.
На уроках литературы я стремлюсь к тому, чтобы дети осваивали то, что пригодится в жизни каждому из них, умение передать полученные знания, поддержать беседу, пересказать к случаю историю или создать свой рассказ, написать письмо, словом, развивать речевые навыки, коммуникативные умения.
В этом, несомненно, помогает и программа по литературе под редакцией А.Г.Кутузова, принципиальным отличием которой от параллельно действующей программы Т.Ф. Курдюмовой является то, что в основе новой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Одной из основных задач литературного образования является формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью. Реализуется эта задача на уроках русского языка и литературы при овладении формами и жанрами устной и письменной речи, накапливанием лексического запаса. В программу литературного образования введена рубрика «Творческая мастерская», материалы которой раскрывают «секреты» писательского мастерства и помогают формированию литературно- художественных умений. Это так называемый творческий опыт учащихся как письменный, так и устный.
На своих уроках придаю важное значение формированию связной речи учащихся, начиная с 5-го класса, постепенно усложняю эту работу.
В своей практике с учащимися стараюсь использовать две разновидности устной речи: монолог и диалог, хотя не исключаю возможности применения на уроках и полилога (обмена высказываниями). Именно эти виды речи позволяют мне и ребятам организовать на уроке ситуацию речевого общения, так важную на уроках литературы. Каждый из видов речи имеет место на определенных этапах урока. Так монолог очень хорошо использовать при разборе, проверке домашнего задания, закреплении текста.
Применяю различные виды монологического высказывания учащихся. Например, дети с 5 класса с удовольствием готовят сообщения по биографическому материалу: П.П Ершова, Г.Х Андерсена, Л.Кэрролл. Индивидуальные задания помогают учащимся реализовать их познавательные интересы, формируют учебную мотивацию. Учащиеся получают удовольствие от того, что приготовленный ими материал, хорошая его подача помогают расширить кругозор одноклассников. Чтобы учащиеся при подготовке «не утонули» в обилии материал, использую короткие памятки:
- даты жизни и смерти;
- основные произведения;
- история создания произведения;
- интересные моменты биографии писателя.
Другим видом монологического высказывания, которые применяем на уроках, является рассказ ученика от имени героя художественного произведения. Этот вид высказывания дает возможность реализовать учащимся свои актерские способности. Чтобы рассказ от другого лица получился удачным, необходимо вжиться в роль этого героя. Для этого требуется предварительное неоднократное вдумчивое чтение текста, определение партитуры чувств, которые испытывает герой, способности перевоплотиться в определенный образ, умение говорить языком героя, правильно интонировать. Такой вид работы с первого раза удается далеко не каждому. Зато попробовав свои силы однажды и достигнув успеха, учащиеся с удовольствием продолжают совершенствоваться не только на уроке, но и во внеклассной жизни. Учащимся понравилось такое перевоплощение на уроках по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Они пробовали свои творческие возможности, вживаясь в роли Маши Троекуровой, Дубровского, одной из горничных, слуг Троекурова. После нескольких «дебютов» проводили рецензирование. Ребята – зрители очень активно высказывались, кто из учащихся сумел убедительней сыграть свою роль, оценивали достоинства и недостатки «игры» каждого актера. «Актеры» тоже оценивают свою работу, очень часто бывают самокритичны. На таких уроках не бывает равнодушных, все принимают активное участие в общем обсуждении.
Для меня эти уроки ценны тем, что они помогают развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их потенциальных возможностей. Готовясь к такому высказыванию, ученик тщательно продумывает свой монолог, внимательно присматривается к образному слову писателя, что способствует развитию языкового чутья, обогащению лексического запаса учащегося. В итоге обычный урок литературы превращается в своеобразный спектакль, где солируют дети, а учитель выполняет роль зрителя, консультанта.
Следующий вид устного высказывания, который часто применяем на уроках, - диалог. Используем его при фронтальном опросе, обсуждении устных ответов.
Очень важно уметь сочетать монологическую и диалогическую формы речи. При монологе необходимо умение поддерживать внимание слушателей, а при диалоге- умение слышать ответы друг друга, быстро реагировать на них.
При подготовке монологических высказываний учащиеся должны соблюсти ряд требований, чтобы их ответ соответствовал эталонным требованиям. (См. приложение 1)
Устная речь отмечается своей живостью, раскованностью, эмоциональностью. Если учащиеся добились этих качеств речи в устной форме, то им легче выражать свои мысли на бумаге.
Создание письменных творческих работ – процесс сложный, но очень интересный. На уроках литературы к созданию письменных работ мы приступаем и на коммуникативной фазе, но чаще на посткоммуникативной, когда литературное произведение уже прочитано, прочувствовано учащимися, дети могут всказать свои суждения по главным вопросам.
Работу по формированию связного текста начинали с создания сказки по предложенному началу, затем сочиняли собственную сказку по всем законам жанра. Не сразу эта работа у всех получалась, дети испытывали затруднения и в придумывании сюжета, выборе героев, их приключений. Но внимательная работа с текстами народной и литературной сказок помогла учащимся освоить этот жанр литературного творчества.
С каждым новым творческим заданием усложнялись условия работы. Отдельные учащиеся не справились с созданием своего оригинального произведения. В этом случае приходилось использовать дифференцированные задания, рассчитанные на разный уровень творческих способностей детей.
Кроме создания собственных произведений в разных жанрах, учащиеся выполняют задания, требующие аналитических умений. Одним из таких видов работы является отзыв о прочитанных произведениях. Написанные работы учащихся позволяют судить о степени их постижения литературного текста, их умения интерпретировать отдельные фрагменты, умении связно, логично излагать свои мысли на данную тему. (См. приложение 2)
Для того чтобы ребята имели возможность систематически совершенствовать свои речевые умения и навыки, работа по развитию речи ведется и на уроках русского языка. Как известно, программа по русскому языку отводит время на специальные уроки развития речи, где учащиеся создают устные и письменные сочинения различных жанров. Этим урокам предшествует подготовительная работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с основными речеведческими понятиями: тема, основная мысль текста и т.п.
Уделяется внимание изучению типов речи, стилей языка. Все это необходимо, и составляет систему работы по развитию речи учащихся, распланированную по классам.
Однако, я считаю, что всего этого недостаточно для того, чтобы ученик, узнавший о предстоящей творческой работе, с легкостью выполнил это требование. В своей практике я часто наблюдала, как учащиеся, даже самые начитанные, испытывали страх перед чистым листом бумаги, своеобразный психологический барьер, мешающий ученику изложить свои мысли и суждения по определенной теме.
Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности, но вместе с тем представляет огромный труд для ученика. Что же должен сделать учитель, чтобы процесс создания ученических сочинений был менее болезненным.
Предстоящая работа должна вызывать у детей интерес, и учитель должен считаться с желанием учащихся, предлагать им интересующие темы. Надо, как говорила М.А.Рыбникова, «ловить текущие впечатления, само собой входящие в жизнь, или ненамеренно их организовывать». Отсутствие интереса к теме может сделать ученические работы малоинтересными, серыми, похожими друг на друга. Важным является и то, что предполагаемая работа должна быть посильна каждому учащемуся, поэтому нужно учитывать возрастные особенности учащихся.
Чтобы научить детей писать большие сочинения, я считаю, что прежде всего необходимо чаще практиковать небольшие творческие работы по разным темам. В своей практике я применяю различные сочинения- миниатюры, способствующие развитию творческого воображения, повышению речевой культуры, формированию внимательного и бережного отношения к окружающему миру. Решаются эти задачи на обычных рабочих уроках русского языка.
Включение в уроки сочинений малой формы предполагает не только развитие связной речи, но и способствует тому, что обычные уроки русского языка получаются более эмоциональными, коммуникативно- направленными. Посоветовавшись с учениками, я включаю в уроки следующие рубрики:
- свободное сочинительство- пиши, что хочешь;
- мой дневник- пиши о том, что сейчас вспомнишь, что тебя интересует;
- мини- тексты по опорным словам;
- сочинение «продолжи начатое»;
- сочинения- этюд с натуры («У природы нет плохой погоды»);
- сочинения- пожелания «Что тебе подарить, человек мой дорогой»
На мой взгляд, эти виды мини- творческих работ являются хорошим тренингом, активизирующим началом урока, итогом определенной работы в зависимости от замысла учителя. Творческие работы малой формы можно отнести и к ситуативным упражнениям, цель которых в определенные сжатые сроки (15-20 минут) создать свою миниатюру по заданной теме, подчеркнуть в своей работе то или иное настроение, выразить свое отношение к поднятой проблеме, описать красоту уголка природы. В отличие от обычных сочинений, сочинения – миниатюры посильны всем учащимся.
Дети 5-7 классов находятся в той счастливой поре «наивного реализма», когда еще не утрачена способность удивляться и восторгаться, их душам свойственна открытость и эмоциональность чувств; ребята с удовольствием фантазируют и мечтают. Вот эти ценные качества я и стремлюсь сохранить и по мере своих возможностей развивать новые качества вдумчивого читателя, способного откликнуться на происходящее вокруг.
Опишем подробнее методику работы над каждой из указанных ранее рубрик.
Первая рубрика «Свободное сочинительство» не столько создание творческой работы, сколько подготовка учащихся к серьезному творчеству. Это приглашение к диалогу, сотрудничеству в области изящной словесности. Каждый ученик имеет возможность погрузиться в атмосферу писательского труда. Порой бывает сложно определиться с темой. Но жизнь детей так интересна и удивительна, что всегда находится тема для работы. (См. приложение 3)
Рубрика «Мой дневник» нацеливает на создание миниатюр личного характера. Впервые вводя эту рубрику, я рассказала детям, что многие известные писатели и поэты вели свои дневниковые записи. В дневники заносились интересные мысли, яркие впечатления, меткие выражения.
Впоследствии эти записи включались писателями в художественные произведения. Такой разговор настраивает учащихся на серьезный лад. Дети прежде чем поведать о своих впечатлениях, выверяют, достаточно ли хорошо они сформулировали свои мысли. (См. приложение 4)
Следующий вид мини- сочинений – это сочинение по опорным словам. Все учителя на своих уроках иногда сталкиваются с тем, что дети плохо запоминают слова- исключения из правил. Вот тогда им на помощь приходит метод последовательных ассоциаций. Нужно попытаться увидеть своеобразные ассоциативные связи и даже там, где их казалось бы, не существует. Дети собирают из таких слов небольшой текст. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет. Есть творчество. Ученики составляют рассказ, который сам по себе может быть интересен. Эффективность такого приема запоминания подчеркивается и психологами. Ну а мы же «убиваем двух зайцев». Аналогичную работу мы проводим и со словарными словами после того, как выясним их значение, познакомимся с их этимологией. (См. приложение 5)
Миниатюра «Продолжи начатое» предусматривает создание связного текста по данному началу. В заданном фрагменте (одном- двух предложениях) учащиеся должны определить тему, почувствовать настроение, решить, в каком стиле следует продолжить работу. Получаются разные варианты текстов, поскольку у каждого ученика свое видение будущей работы, отличающиеся от других детей творческие способности, которые и предопределяют конечный результат. Ученик ищет свой путь воплощения мысли в словесную форму. Работа создает атмосферу творческого соревнования. (См. приложе-
ние 6)
Сочинение –миниатюру «У природы нет плохой погоды» мы посвящаем всем временам года. Само название рубрики говорит о важности любых изменений в мире природы. Эти миниатюры обычно получаются самыми лиричными, эмоциональными. Работая над этой рубрикой, учащиеся стараются овладеть образным видением мира, стремятся передать тончайшие оттенки в красоте природы. Они всматриваются, вслушиваются в жизнь природы, и в результате появляются замечательные миниатюры. Для учителя – это прекрасная возможность увидеть своих учеников в новом качестве, рассмотреть в них не только школьников, справившихся с творческой работой, но и лириков, умеющих передать на бумаге малейшие изменения окружающей природы, тонко чувствующих красоту, чутко реагирующих на происходящее вокруг нас. (См. приложение 7)
Творческие миниатюры «Что тебе подарить, человек мой дорогой?» мы адресуем близким людям. Дети с удовольствием пишут поздравления своим друзьям, родным накануне праздников. Этот вид работы считаю важным, так как в наш прагматичный век мы очень редко пишем письма, часто ограничиваемся телефонными звонками и телеграммами, и эпистолярный жанр все больше уходит в прошлое. А ведь так приятно получить письмо или поздравительную открытку со словами сочувствия, теплыми пожеланиями или искренними поздравлениями. Слова, сказанные от всего сердца, согревают душу, вселяют радость. Вот и ищут мои ученики неизбитые слова, напряженно думают, как лучше сказать, чтобы донести свою любовь родным, поделиться радостью с близкими людьми.
Начав эту работу в 5 классе во время изучения темы «Письмо», мы продолжаем эту тему и в последующие годы обучения. Находит место этот вид работы и на уроках литературы, учащиеся пишут письма, но необычные, а от одного сказочного героя к другому, из сказки в сказку летит письмо искать необычный адресат. (См. приложение 8)
Когда мы устаем от изучения сложного материала, в качестве литературной разминки используем сочинения «Цепочки ассоциаций». По сигналу учителя три команды (3 ряда) пишут в верхней части длинного листка любое слово – существительное и быстро передают листок соседу. Затем каждый читает полученное слово и пишет ниже, под записанным уже словом товарища, пришедшее в голову слово, на которое натолкнуло прочитанное, оставляет открытым свое слово и передает дальше. Так повторяется до тех пор, пока на листочке не появится цепочка из нескольких слов. Под общий хохот читается эта цепочка слов, и учащиеся получают задание- составить со словами мини- текст. Работа строится на том, что цепочки составляются в режиме свободных ассоциаций. Интересно прослеживать, какие метафорические ходы лежат в основе ассоциаций. Ассоциативные цепочки могут быть своеобразным психологическим портретом участников- составителей и показать их уровень владения речевыми навыками. Усложнить эту работу можно, попросив ребят включать в свой текст слова из изучаемого материала (например, существительные с различными орфограммами, причастия ).
Кроме вышеперечисленных мини - творческих работ на уроках часто используем благодатный материал- стихи русских поэтов о природе родной земли, репродукции известных художников, рисунки учащихся из своего класса.
Учащиеся выразительно читают стихи, находят изобразительные средства, использованные в тексте, затем создают свои небольшие интерпретации поэтического текста, сами пытаются сочинять стихи. Работают увлеченно, радуются, если созданная ими работа получит хороший отзыв у одноклассников.
Описанные выше виды работ применяем на уроках русского языка и литературы с 5 класса. Проходит время, учащиеся становятся взрослее, и вместе с этим наблюдается позитивная динамика в их речевом развитии. Устные и письменные работы отличаются самостоятельностью суждений, в них присутствует авторское начало. В устной речи учащиеся охотно делятся своими мыслями, способны поддерживать беседу, при необходимости отстоять свою точку зрения, убедить собеседника или опровергнуть его утверждения. После чтения художественного произведения умеют интерпретировать прочитанный текст, создать небольшой отзыв о книге. Хочется отметить, что есть еще нерешенные проблемы. Не все жанры сочинений учащиеся успешно освоили, поэтому предстоит еще долгая и систематическая работа по развитию речи уже на новом этапе развития читателя – подростка.
Приложение 1
Памятка 1
Как рассказать о герое.
- Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою.
- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
- Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их.
- Подбери к ним заголовки.
- Посмотри еще раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.
- Расскажите о герое, пользуясь планом.
Памятка 2
Как ответить на вопросы.
- Прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.
- Перечитать текст, отмечая те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.
- Еще раз прочитать текст и найти ответы на все вопросы (пометив их карандашом в тексте).
- Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.
Приложение 2
Отзывы об ирландской саге «Угон быка из Куалнге»
по опорным вопросам:
- Каким перед нами предстает славный Кухулин?
- Почему Кухулин вышел на бой с Фердиадом, ведь они были названными братьями?
- Как в саге мотивированы поступки героя?
- Какими художественными средствами создается образ в ирландской саге?
- Как ведут себя Кухулин и Фердиад перед боем?
- Сопоставьте средства, с помощью которых создается художественный образ в ирландской саге и русской былине. Отметьте черты сходства и различия.
Произведение «Угон быка из Куалнге» понравилось мне с первых строк. Особенно заинтересовал меня герой саги Кухулин.
Я представляю его высоким, стройным мужчиной, облаченным в золотые доспехи. Это мужественный человек, который умеет не только воевать, но здраво мыслить. Он любил родину и только поэтому поднимал меч для битвы, славный герой уладов смело защищал свою землю. В этой саге Кухулин вынужден биться со своим названным братом Фердиадом. Он этого не хотел. Зная, что победить будет сложно, Кухулин пытался разрешить дело миром, но прельщенный подарками королевы соперник настаивал на бое, в котором и был побежден.
Я думаю во всем виновата зависть и тщеславие королевы, из- за которой пролилась кровь и была разрушена дружба двух великих людей. (Андрей Головко)
Многие ирландские саги прославляли подвиги великого и могучего героя Кухулина и его верного друга Фердиада. Но всегда ли названные братья были вместе, всегда ли поддерживали друг друга в трудных ситуациях, всегда ли были верны своему народу?
Из- за нелепой прихоти королевы Медб Фердиад должен был сразиться с лучшим другом. Для Кухулина эта дружба дорога, но ведь на него надеялись очень многие. Так воины боролись, а после вместе отдыхали. Но Фердиад, околдованный друидами, продолжал сражаться и скоро погиб от руки лучшего друга. Оправдана ли эта потеря, смогла ли королева заполучить быка? Нет. И все оставшиеся дни Кухулин оплакивал своего лучшего друга. (Мария Банникова)
Главным героем ирландских саг является молодой, отважный, справедливый Кухулин. У него есть лучший друг и товарищ Фердиад. Что же заставило их выйти на смертный бой друг с другом? Кухулин защищал свой народ уладов, а Фердиад был подкуплен коварной королевой Медб. Кроме того на Фердиада было послано три болезни, из – за которых через девять дней герой должен был умереть, если не вышел бы на бой с Кухулином. Из –за этого они и вступают в бой. Оба героя были вынуждены это сделать.
«Не хотел бы я встретиться с другом в битве»- так говорит Кухулин перед боем, а Фердиад вспоминает: «Жестоко пронзает копье Кухулина…грозен и меч его, в бою нет ему равных». Фердиад говорит о доблести Кухулина, признает, что герой уладов сильнее. Кухулин – «молодой лев».
Для того чтобы показать могущество и силу Кухулина, используется гипербола. «В боевой колеснице мчится к броду через реку Маток славный Фердиад, а навстречу ему несется с криком победоносный Кухулин, колесница его подобна грому, кони молниям, мощный голос доходит до далеких гор».
Главный герой ирландских саг – доблестный воин Кухулин. Он предстает перед нами отважным защитником Родины.
Кухулин вышел на бой с Фердиадом, своим названным братом потому, что Фердиад предал Родину, поддался обещаниям королевы и был околдован ею. Кухулин не знал об этом и пытался сохранить жизнь другу.
В саге мотивированы поступки героя тем, что Кухулин не мог оставить Родину без защитника. Ему пришлось сражаться и победить ради своего народа даже ценой жизни названного брата.
В ирландской саге образ создается в основном поступками героя, но еще присутствует и гиперболизация, как в былинах. Она придает размах и силу произведению. Вот например: «В боевой колеснице мчится к броду через реку Маток славный Фердиад, навстречу ему несется с криком победоносный Кухулин, колесница его подобна грому, кони – молниям, мощный голос доходит до самых гор»
Воины до самого последнего момента не хотят драться, но у них нет другого выхода, и названные братья сходятся в поединке.
Перед боем и в промежутках между схватками Кухулин и Фердиад ведут себя как друзья. Но на предложение о мире со стороны Кухулина от Фердиада следует отказ.
Мне кажется, что доблесть Кухулина подчеркивается именно в тот момент, когда после победы он оплакивает Фердиада как друг. Значит Кухулин не только мужественный человек, но и верный товарищ.
Ирландская сага похожа на русскую былину, во- первых, своими героями-везде они сильные, доблестные, ловкие и мудрые. Во – вторых, мотивами поединков героев, положительные герои везде защищают свою Родину, а отрицательные, в основном, исполняют чьи- то прихоти. (Ольга Косенко)
Приложение 3
Летом на море
Недавно мы всей семьей были на море. Погода была прекрасная. Ярко светило солнце. Тихи ветерок ласкал лицо. Море было спокойное.
Я с подругой собирала на берегу ракушки. Потом из них мы делали удивительные фигурки людей, зверей.
Я видела много интересного: маленькие косяки рыбок, белых чаек, красивых бабочек. Вечером, сидя на скамейке, мы наблюдали, как заходит за горизонт солнце, это было очень красиво. Небо становилось розовым, голубоватым, ярко- красным.
Вот так я провела день на море. (Олеся Краснобородкина)
Привет! Меня зовут Вика. Я хочу рассказать, как я с моими друзьями провела выходной день. Эту субботу я буду вспоминать часто.
Нас было семь человек. Мы поехали на реку. Там мы купались, загорали, играли в мяч. Мальчики в это время удили рыбу. Среди нас был наш четвероногий друг Тотошка. Время пролетело незаметно, очень грустно было покидать это замечательное место. (Виктория Последова)
Приложение 4
Мой дневник
Каждое утро в нашей жизни единственное. Особенно это ощущаешь весной, когда каждый день природа дарит что- то новое.
Рано утром, посмотрев в окно, я была поражена увиденной картиной: многочисленные маленькие бриллиантики сверкали, переливались на солнце всякими цветами радуги. Это было роса. Небо было ярко- голубого цвета, без единого облачка. В воздухе чувствовался аромат распустившихся цветов. Птицы своими звонкими голосами приветствовали весеннее утро. Это был замечательный день. Моя душа радовалась. Действительно, май – лучший месяц в году. ( Мария Банникова)
Приложение 5
Мини- сочинение по опорным словам.
Взошло солнце и желтые ромашки распустили свои шелковые лепестки. Вместе с солнцем поднялся садовник. Он полил растения и заметил еще один маленький росточек.
Тихо в саду. В кустах крыжовника и черной смородины слышно только жужжание пчел. (Мария Банникова)
Футбольная команда 5 «А» класса в полном сборе. До начала матча остается две- три минуты, а вратаря все нет и нет. «Что же с ним случилось? –недоумевает защита. «Сорвать решающий матч! Как это можно!»- негодует капитан. «Ненавижу я таких!»- открыто заявляет нападающий. «А может быть, вратарь заболел. Ему вчера нездоровилось», - пытается защитить своего друга запасной игрок. (Ольга Косенко)
Школьная линейка.
В нашей школе переобуваются в сменную обувь, но некоторые ученики этого не делают. Кое- кто даже не утруждает себя вымыть ее от грязи. Несколько человек постоянно опаздывают на первый урок. Кто- то пытается игнорировать замечания дежурных на перемене. Некоторые школьники рисуют на партах.
В этот раз не были названы фамилии нарушителей, но каждый должен сделать для себя соответствующие выводы. ( Маргарита Костенкова)
Приложение 6
Миниатюра «Продолжи начатое»
Утро выдалось пасмурным… Небо было затянуто серыми тучами. Моросил небольшой дождик, ветер качал деревья. Солнца не было видно. Но вскоре дождь перестал, и кое- где из- за туч стали проглядывать робкие лучи солнца. (Анастасия Розенко)
Утро выдалось пасмурным…Я проснулась рано. За окном темные тучи надвигались на наш поселок. Сильный ветер качал деревья. Начинался мелкий моросящий дождик.
Осень вступала в свои права. (Виктория Последова)
Приложение 7
Миниатюра «У природы нет плохой погоды…»
Ее Величество Осень.
Наступила золотая осень. Ярко- желтая листва падает с деревьев и, кружась, опускается на траву. Осень нарядила деревья в яркие сарафаны. Аромат калины заполнил лес. (Мария Банникова)
Наступила золотая осень. Листья осыпаются с деревьев и не успев упасть на землю, подхватываются легким ветерком. Опавшие листья устилают ее величеству осени золотой ковер.
Осень- веселое время года! (Роман Соколовский)
Наступила осень. Закружились разноцветные листья. Кажется, как будто королева Осень пригласила своих подданных на бал. (Виктория Последова)
Приложение 7
Волшебница Зима
О чем подумала Зима 1 февраля?
Однажды Зима, сидя в своем уютном кресле, решила посмотреть в магическое зеркало. И что же она увидела?
Деревья на улице стоят раздетые и ждут, когда же Зима оденет их в новые одежды. На дорогах слякоть. Зима подумала: «Как же долго я спала. За два месяца не выпало ни одной снежинки. Я должна все исправить!» И тогда, взмахнув своей волшебной палочкой, она одела деревья и кусты в белые наряды и накинула на землю пушистое снежное покрывало.
Так исправив свою ошибку, зима подарила людям радость. (Андрей Головко)
А вокруг белым- бело:
Снегом поле замело,
А деревья, как невесты,
Напевают тихо песню. (Виктория Завгородняя, Олеся Краснобородкина, Виктория Последова и 5 «А» класс)
Приложение 7
Красавица Весна.
В воздухе пахнет весной.
А за окнами уже весна. Птички чему- то радуются и поют лучше, чем прежде. На деревьях набухли почки, они готовы раскрыться и показать свои маленькие клейкие листочки. Солнце взошло очень рано и осветило серые стены домов и молоденькую травку, проклюнувшуюся сквозь сухую прошлогоднюю листву. Все эти признаки весны вызывают чувство радости, которое переполняет душу. (Андрей Головко)
Деревьям холодно.
Наступил март. Первые деньки этого прекрасного весеннего месяца были и вправду по- весеннему теплыми и солнечными. Но неожиданно зимний холод все испортил. До него было так хорошо! Все деревья проснулись. Тополь повесил на свои ветки нежные сережки, абрикосы выпустили бледно- розовые цветочки, а ивушки распустили свои зеленые веточки. И вот злая старуха Зима вернулась, осыпала мокрым снегом все живое. Как же теперь быть, ведь деревьям холодно? (Ольга Косенко)
Приложение 8
«Что тебе подарить, человек мой дорогой?»
Новый год, Новый год!
Что он нам преподнесет?
Может, новый поворот судьбы?
Может, звездные мечты?
Может быть, прощенье?
Может быть, благословенье?
А может, просто Новый год
Много смеха принесет. (Олеся Краснобородкина)
С 8 Марта я поздравляю!
Много радости и счастья пожелаю.
Побольше веселых забот,
Побольше приятных хлопот,
Побольше улыбок,
Побольше везенья
И, конечно, хорошего настроенья! (Олеся Краснобородкина)
Приложение 8
Письмо от императора к Хансу Кристиану Андерсену.
Здравствуйте, дорогой Андерсен!
Пишет Вам император из сказки «Соловей». Я хотел поблагодарить Вас за то, что вы сделали меня персонажем этой сказки. Мне очень понравилось быть одним из главных героев сказки. Я теперь с Вашей помощью прославился. Правда, получился не очень добрым персонажем этой сказки, но в конце ее я с Вашей помощью понял: «Хорошо не то, что блестит, а то, что приносит людям радость».
Дорогой сказочник, желаю Вам отличного здоровья и прошу сделать меня еще не однажды персонажем Ваших сказок.
Спасибо Вам за все. Я думаю, что Вы прочитаете это письмо. До свиданья. Император Китайский. (Андрей Головко)
Письмо из Сказочного леса
от Бабы- Яги и Лешего
Коту Ученому в страну Лукоморье.
Здравствуй, Кот Ученый! Пишут тебе Баба- Яга и Леший. На наш Сказочный лес напал Соловей – Разбойник. От его страшного свиста все тропинки к сказкам перепутались. Буратино оказался у зловещего замка Кощея Бессмертного, Черепаха Тортилла отдала Золотой Ключик Красной Шапочке, а Илья Муромец оказывает помощь больной бабушке. Никто не знает, что делать, куда идти, у кого спросить совета. У Соловья служит Змей Горыныч. Он следит за тем, чтобы никто не смог помочь героям сказок. У нас последняя надежда на тебя. Ты ученый, мудрый, все знаешь. Мы просим тебя помочь нам.
Низко кланяемся тебе. Баба – Яга и Леший. (Денис Коваленко)