Рабочая программа по русскому языку для школ V вида на основе программы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
рабочая программа по русскому языку на тему

Ткачева Мария Юрьевна

Данная рабочая программа разработана для школ V вида (для детей с нарушениями речи). Она отличается от программы общеобразовательной школы тем, что расчитана на 10 классов.Темы по развитию речи вынесены в отдельный предмет "Развитие речи" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.odt29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат № 1 V вида Краснодарского края

                                                                        УТВЕРЖДЕНО:

                                                        Решение педсовета

                                                        протокол от ___________2014 года

                                                        Председатель педсовета

                                                        ________________Т.Е.Пазенкова

Рабочая программа  по русскому языку

составлена учителями русского языка  Ткачевой М.Ю.

Ступень обучения: основное общее образование (5-10 классы)

Программа разработана на основе  программы «Русский язык» авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 12 изд., переработанное, Москва «Просвещение», 2011 г.

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа  по русскому языку для 5-10 классов школы V вида составлена на основе  программы «Русский язык» 5-9 классов, авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, 12 изд., переработанное, Москва, «Просвещение», 2011 г., которая содержит Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Примерную программу по русскому (родному) языку для основной школы.

        Необходимость создания этой программы вызвана тем, что учебный план ГБС(К)ОУ школы-интерната № 1 V вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья продлевает обучение в основной школе на 1 год по сравнению с массовой школой (10 лет).

        Поэтому возникает необходимость перераспределения материала следующим образом: 5-8 классы обучаются по программе общеобразовательной школы (кроме материала по развитию речи), а программный материал 9 класса общеобразовательной школы делится между программами 9-10 классов ГБС(К)ОУ школы-интерната № 1 Vвида. В данной рабочей программе сохраняются все темы и разделы  программы, кроме материала по развитию речи.

        Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.  Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно-богатой, нравственно-ориентированной личности  развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину. Знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средств общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований), овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащихся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения  о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета: развитие их логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работать с книгой, со справочной литературой; совершенствование навыков чтения и т.д.

Место  учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Рабочая программа  построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5,6,7 классах изучается фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8,9,10 классах. Сочинения и изложения остаются в курсе «Русский язык» 10 класса школы V вида.

Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8-10 классах.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5-6 классах, сведения по стилистике  и речеведению в 5,6, 9,10 классах.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Важнейшей направленностью в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма, работа над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Научить учащихся работать со словарями.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе отводятся специальные часы.

Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах).

Практически каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В рабочей программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы.

В конце распределения тем и часов по классам перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное может вносить свои коррективы.

Содержание курса

Содержание, обеспечивающее формирование

коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая  деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное    понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

        Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуаций общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.(Разделы 3, текст и раздел 4 Функциональные разновидности языка вынести в предмет «Развитие речи»)

Содержание, обеспечивающее формирование языковой

и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке.

1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык. Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков.  Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел. 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2.  Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7.  Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения.

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Форфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы, Антонимы, Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические платы лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей  речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание  Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложненном предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее

формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учебники, реализующие рабочую программу:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский.

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский.

4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский.

5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский.

Весь материал по развитию речи, представленный в  программе «Русский язык», переносится в предмет «Развитие речи», который внедрен в учебный план школ V вида. Именно: из содержания курса «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции» вынести раздел 3  «Текст» и раздел 4 «Функциональные разновидности языка».

Распределить часы  программы «Русский язык»  следующим образом:

I. 5 класс

Язык и общение

3

Вспоминаем, повторяем, изучаем

17

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

28

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

14

Лексика. Культура речи

10

Морфемика. Орфография. Культура речи

20

Морфология. Орфография. Культура речи, в том числе:

а) имя существительное

22

б) имя прилагательное

14

в) глагол

30

Повторение и систематизация пройденного материала

12

Итого по рабочей программе

170

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 5 класса

1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических  и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями:

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммами: находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

II. 6 класс

Язык. Речь. Общение

3

Повторение пройденного в 5 классе

10

Лексика. Фразеология. Культура речи

13

Словообразование. Орфография. Культура речи

24

Морфология, орфография, культура речи:

б) имя существительное

22

в) имя прилагательное

22

г) имя числительное

16

д) местоимение

22

е) глагол

28

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи.

10

По рабочей программе  в 6 классе

170 часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 6 класса

1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических  и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученным в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

III. 7 класс

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение изученного в 5-6 классах

12

Морфология. Орфография. Культура речи, в том числе:

а) причастие

25

б) деепричастие

10

в) наречие

28

г) категория состояния

4

д) служебные части речи

1

е) предлог

12

ж) союз

12

з) частица

12

и) междометие

5

Повторение и систематизация пройденного материала

14

Итого по рабочей программе  в 7 классе

136 часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 7 класса

1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических  и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2.К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами:

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

-    знать служебные части речи и их написание;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

IV. 8 класс

По  программе в 8 классе – 136 ч.

Русский язык в современном мире

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

17

Синтаксис. Пунктуация.  Культура речи

13

Простое предложение

10

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

10

Второстепенные члены предложения

8

Односоставные предложения

8

Простое осложненное предложение

2

Однородные члены предложения

10

Обособленные члены предложения

23

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

6

Вводные и вставные конструкции

8

Чужая речь

8

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

12

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 8 класса

К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изучаемых в 8 классе;

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения;

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями) обращениями;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По орфографии. Находить в словах изученные  орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

V. 9 класс

Международное значение русского языка

3

Повторение и систематизация пройденного материала

18

Сложное предложение. Культура речи

15

Сложносочиненные предложения

30

Сложноподчиненные предложения

7

Основные группы сложноподчиненных предложений

45

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

18

Итого по  программе в 9 классе

136

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 9 класса

К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в IX классе слова с непроверяемыми орфограммами.

VI. 10 класс

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5-9 классах

27+6

Бессоюзное сложное предложение

29+6

Сложные предложения с различными видами связи

31+6

Повторение и систематизация изученного в 5-10 классах

24+6

Итого по рабочей программе в 10 классе

136

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 10 класса

.К концу X класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-X классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные  в V-X классах слова с непроверяемыми орфограммами.