Газета "АЗБУКоведы" №4
материал по русскому языку на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta2._tolstoy_biogr.docx85.79 КБ

Предварительный просмотр:

F:\портрет.jpg     Л.Н.Толстой  

   (1828 – 1910)         

Великий  русский  писатель  Л.Н.Толстой  говорил: «Насущная  потребность  русского   народа  есть   народное образование».  «Я  хочу  образования  для  народа  только  для  того, -  писал  он, - чтобы  спасти  тонущих  там Пушкиных,  Ломоносовых …  А  они   кишат  в  каждой школе».  Исходя  из  этих  убеждений,  Л.Н.Толстой  в  1859 году  организовал  в  своём  имении  Ясная  Поляна  школу для  крестьянских  детей,  в  которой  учащиеся  изучали 12 предметов:  чтение,  писание,   каллиграфия,   грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение,  математика,  естественные  науки  и  закон  божий.  А  для  того,   чтобы  учебная  литература  была  близка  к жизни  народа  и  его  потребностям,  Л.Н.Толстой разработал  и  издал  свой  оригинальный  по  содержанию  и  построению  учебник,  «Азбуку»,   который  переиздавался   несколько  раз.

   Он   писал:   « … я   так    уверен,   что  я  памятник  воздвиг  этой  Азбукой».

Муравей     и     голубка.

Муравей  спустился  къ  ручью: захотълъ напиться. Волна  захлеснула  его  и  чуть не потопила. Голубка  несла  вътку;  она  увидала – муравей тонетъ,  и  бросила  ему  вътку   въ   ручей.  Муравей   сълъ   на  вътку  и  спасся.  Потом охотникъ   разставилъ  съть  на  голубку  и   хотълъ захлопнуть.  Муравей  подползъ   къ  охотнику   и укусилъ   его   за   ногу;   охотникъ   охнулъ   и уронилъ   съть.   Голубка   вспорхнула   и   улетъла.

Левъ     и     мышь.

Левъ  спалъ.   Мышь   пробъжала   ему   по  тълу. Онъ  проснулся  и  поймалъ  её.  Мышь  стала отмаливаться;  она  сказала:  пустишь  и  я  тебя помилую“   Левъ   засмъялся,  что  мышь  объщаеть   ему   милость,   и   пустить   её.

Потомъ  охотники  поймали  льва  и  привязали верёвкой  къ дереву.  Мышь  услыхала   львиный ревъ,   прибъжала,   перегрызла   верёвку   и  сказала:   «помнишь,   ты  смъялся,  не  думалъ, чтобы  отъ  меня  пришла  отплата, а   теперь  видишь, -  живётъ   и   отъ   мыши   милость».

Двое   школьников   разговаривают:

  - Только  что  мы  написали контрольную  работу  по анатомии.  Тимур  получил  двойку.

  - За что?

  - За шпаргалку.  Учительница  подловила его, когда он считал у себя рёбра.

Отец разговаривает с сыном, который плохо учится:

  - Что нужно сделать, чтобы ты не получил двойку?

  - Нужно, чтобы учитель меня не вызвал.

  - Доктор. У моего сына косоглазие.

  - Ну-ка,  мальчик, посмотри на меня. Так, понятно.  Это  у  тебя  от   рождения?

  - Нет, доктор, от списывания.

  - Завтра  пусть  придёт  в  школу  твой  дедушка!

  - Вы хотите сказать – отец?

  - Нет,  дедушка.  Я  хочу  показать  ему,  какие ошибки  делает  его  сын  в   твоих  домашних   заданиях.

Почему мы так говорим

   Кричать  во  всю  ивановскую –  предполагают, что в основе фразеологизма лежит легенда о громком чтении царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле.

   Со щитом или на  щите – по свидетельству древнеримского историка Плутарха, эти слова сказала одна из женщин Спарты,  вручая щит сыну, отправлявшемуся на войну.

   Лебединая  песня – по словам древнегреческого баснописца Эзопа, лебеди перед смертью поют.

   Отложить  дело  в  долгий  ящик  –  предполагают, что в основе лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича (XVII в.) в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но они из-за волокиты не рассматривались.

   Сирота казанская – после завоевания Иваном Грозным Казани татарские князья обращались к царю с притворными жалобами, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды.

    Дело  в  шляпе –  возник фразеологизм от обычая метать жребий, который чаще всего клали в шляпу и тянули оттуда. Другая  версия:  в старину все сообщения   доставлялись  гонцами   на  лошадях. Для  безопасности  важные бумаги  зашивали  за подкладку   шляпы   или   шапки.