Комментарий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Алыпова Светлана Анатольевна

Написание сочинения-рассуждения ЕГЭ подчинено определенному алгоритму, который полностью отражает все этапы работы. Последовательность этапов учитывается при написании сочинения и его оценивании. Данная работа может быть использована как практикум для подготовки к ЕГЭ, так как представляет материал, позволяющий выпускникам анализировать фрагменты ученических работ по критериям таблицы и совершенствовать умения и навыки при выполнении задания  с развернутым ответом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kommentariy.zip283.53 КБ

Подписи к слайдам:

«Увидеть и понять
автора произведения –
значит увидеть и понять
другое, чужое сознание и
его мир…»

М.М.Бахтин
К3
Отражение позиции автора исходного теста
Баллы
Экзаменуемый верно сформулировал
позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно.
или
Позиция автора исходного текста не сформулирована
0
К4-2.

2 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора) , аргументировал его (прив1л не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненной опыт).
или
привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы».
Сочинение по тексту
С.Михалкова
.

«Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтом могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно.
приведённые аргументы выстроены логично, но они являются аргументами из жизненного опыта. Несмотря на упоминание имени Александра Блока, данный аргумент нельзя считать литературным, поскольку не дана сама ссылка на конкретное произведение автора.
Обратимся к фрагменту
работы учащегося, в которой допущены ошибки в абзацном членении.


1. Если сами люди научатся преодолевать не силу
Тв
, а своё безволие, жить активной жизнь и выбирать в бесконечной телевизионной программе только те вещи, которые действительно им нужны и интересны, тогда телевизор из «серого ящика» превратится в настоящий источник полезной, интересной информации.
2.
Я убедился в справедливости такого суждения, услышав рассказ своего взрослого знакомого
. 3.
Однажды
его маленький сын проводил, как обычно вечер у телевизора, смотря развлекательную передачу.

4.
Тогда
отец открыл форточку, через которую доносились крики гонявших шайбу
мальчишек
.
5.
Они
кричали так громко,
им
было так весело. 6. И сын выключив телевизор, побежал
к ним.
7. Как мне известно, сейчас этот мальчик – юный хоккеист, и в перерывах между тренировками любит включить ТВ, а вдруг там транслируют матч с участием его любимой команды.

В этом фрагменте выпускница в качестве аргумента к тезису, сформированному в предложении 1, приводит рассказ своего знакомого. Этот рассказ является единой смысловой частью, все предложения в которой связаны как по смыслу, так и грамматически (наречия времени «однажды, тогда» обозначают время происходящих действий, речевой повтор местоимения «они, им, к ним» обеспечивают цепную связь предложений». В сочинении эта смысловая часть необоснованно разделена на два абзаца. В работе допущена одна ошибка в абзацном членении, следовательно количество баллов по критерии К5- 1.
К
12
Соблюдение
фактологической
точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
В работе, оценённой по этому критерию в 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале:
-
неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведения и т.п.: «
Гёте – французский
писатель
».,«
Даниил
Гранин написал «Розу мира»)
;
п
риведение фактов, противоречащих действительности, например
:
«
С
толица США
–Нью-Йорк». «Ленский вернулся в своё имени из Англии».

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «
Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией». «Много сил и энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
К 5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членение теста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но

допущена 1 логическая ошибка,
и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членение текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но
допущено более 1 логической ошибки
и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
Грамматические ошибки
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Трудолю
бим
ый
,
надс
мехаться
2
Ошибочное образование формы
Многие чуд
а
техники,
не хватает врем
я
3
Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее,
красивше
4
Ошибочное
образование формы числительного
С
пятистами
рублями
5
Ошибочное
образование формы местоимения
Ихнего

пафоса,
ихи
дети
6
Ошибочное
образование формы глагола
Они
ездиют
,
хочут
,
пиша

о жизни природы
7
Нарушение согласования
Я знаком
с группой ребят, серьёзно увлекающ
имися
джазом
8
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более
красивую.
Повествует

читателей.
9
Нарушение связи между подлежащим
и сказуемым
Большинство
возражали
против такой оценки его творчества.
0 баллов за понимание
проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста».
«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

«Проблема, которую хотел нам показать
С.Михалков
такова: дети в настоящее время не читают книг».

«В своём тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?»
«В этом тексте проблемной является нехватка знаний, интеллекта, способности развивать и стремиться к чему-либо».
«Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, - духовная бедность людей, не читающих книги».

«В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира».
Комментарий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ
(составлен на основе методических рекомендаций по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык /
Цыбулько
И.П (руководитель), Александров В.Н., Васильевых И.П,
Гостева
Ю.Н.,
Дощинский
Р.А., Капинос В.И.,
Пучкова
Д.И., Соколова Н.В.)
«
Сила чувства – красноречие сердца»,
а «убедительность – красноречие ума»,
и «если красноречие ума соединится
с красноречием сердца, то нет почти сил им противостоять».

Кошанский
Н.Ф. Частная риторика. – СПб. 1836
.
Логические (рациональные) аргументы
Факты (представления в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
Законы природы
Определение, задача которого- обобщить, дать представление о предмете как чести более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения).
Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.
Данные экспериментов и экспертиз.
Свидетельства очевидцев.
К4-4.
0 баллов экзаменуемый получает, если «сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,
или
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»),
или
мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.
«Я согласна с автором во многом, хочу заметить, что не все книги имеет смысл читать в детстве. Иногда ум ребёнка не способен понять смысл произведения. Например, когда мне было 6 лет, я читала стихи Есенина и не видела в них ничего, кроме описания природы и людей. Зато, изучив их сегодня, поняла смысл и тайный подтекст лирики поэта».

«Я полностью солидарен с мнение Сергея Михалкова. Мы должны оправдать надежды писателей и поэтов, например, Александра Сергеевича Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не
з
арастёт народная тропа

…Нет, весь я не умру,

Душа в заветной лире

Мой прах переживёт

И тленья избежит…

Я, как и Михалков, верю, что русский народ всегда будет читать произведения великих писателей».


В приведённых выше работах экзаменуемые сформулировали своё мнение о проблеме поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автор, но не привели аргументы

К 6
Точность и выразительность речи
Баллы
Работа экзаменуемого
характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
*
Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
2
Работа
экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли
1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического
строя речи
0
Сочинение по тексту
С.Михалкова
.
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребёнка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»
Иногда учащиеся расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нём фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме. Если при этом указанное выше основное требование выполнено, оценка за понимание
не должна снижаться.
К2-3.
0 баллов по критерию К2 выставляется, когда «сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована
или
п
рокоментирована
без опоры на исходный текст,

или
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
в качестве комментария дан пересказ текста или его фрагмента,
или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного теста».


«Сергей Михалков
утверждает, что молодёжь читает фантастику, детективы
. Ребята, с которыми разговаривал автор в одной из
д
еревень рассуждают о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Классические
произведения из разных эпох
их не интересуют
.

Здесь допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста.

Б. Ошибки в средней части
а) Сближение относительно далёких мыслей в одном предложении 0 логическая ошибка. Например:
Большую, страстную любовью она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать, она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие последовательности в мыслях, бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка. Например:
Из Митрофанушки
Простакова
воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии
Простакова
является отрицательным типом.
Или
В своём произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу
Простакову
, её брата Скотинина и крепостных.
Простакова
– властная и жестокая помещица. Её имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка. Например:
Общее поднятие местности над уровнем моря обуславливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна короткая с быстрым переходом к лету.
Правильный вариант:
общее поднятие местности над уровнем моря обуславливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка.

Дублирование вывода - логическая ошибка. Например:
Итак,
Простакова
горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом,
Простакова
своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие
.
К7-К10. Грамотность
Рекомендации по квалификации ошибок
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя:
на
площаде
, а синим карандашом,
небыл
, кто то,
полапельсина
.
На оценку сочинения распространяется положение о повторяющихся однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее мест из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди ошибок следует выделять
негрубые:
то есть е имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

к негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
7
Нарушение лексической сочетаемости
Автор
увеличивает впечатление
.
Автор
использует

художественные особенности (вместо
средства
)
8
Употребление лишних слов в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передаёт
нам
с помощью художественных приёмов.
Молодой
юноша очень
прекрасный.
9
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом
рассказе рассказывается
о реальных событиях.
10
Неоправданное повторение
слова
Герой
рассказа не задумывался над своим поступком.
Герой
даже не
понимал всей глубины содеянного.
11
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел
в редакцию,
его принял главный редактор.
Когда они поговорили,
писатель отправился в гостиницу.
12
Неудачное употребление местоимений
Длинный текст написал В. Белов.
Он
относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла
картина в
своём
воображении.
Для экспертов, проверяющих работу экзаменуемого, по каждому исходному тексту даётся информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста и позицию автора. Эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника.
Например к тексту С. Михалкова дана следующая информация:
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Роль чтения в детстве – в период становления личности человека. (Какую роль играет чтение в детстве?)
1. Общение с книгой особенно важно в детстве в период
формирования личности.
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?)
2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.
Информация о тексте
К3-2.

0 баллов ставится, если «позиция автора исходного теста экзаменуемым сформулирована неверно,
или
позиция автора исходного текста не сформулирована».
Сочинения по тексту
С.Михалкова
.
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».

«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся всю жизнь».

«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвратится к людям».
В
отдельную
группу логических ошибок следует выделить
композиционно-текстовые
ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявляются в начале, в основной части сочинения и в концовке.
А. Неудачный зачин
.
Текст начинается предложением содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Например:
С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом сами предложения не могут служить началом сочинения. Это логическая ошибка.

Сочинение
по тексту
К.Г.Паустовского
.


1
.
К.Г.Паустовский
в своём тексте пишет о жизни пожилой одинокой старушки.
2. Одинокая старость является темой этого произведения.

3
. В наши дни одинокая старость совсем не радость, это происходит сплошь и рядом, но мы не задумываемся над этой проблемой, пока не столкнёмся с ней лицом к лицу, пока кто-то или что-то не заставит нас увидеть её
. 4. Таких людей, как Катерина Ивановна, забытых и одиноких, тысячи, может быть, сотни тысяч. 5. Каждый день они проходят мимо нас, но мы их не замечаем, в современном мире у человека слишком много проблем и ему нет дела до чужих.
6. Если же посмотреть на эту проблему в другой стороны, то страшно подумать, что такое может случиться со мной, с моими родителями.
7. Мне сложно поставить себя на место Насти. 8. Как можно так обращаться с человеком, подарившим тебе жизнь, любившим тебя просто за то, что ты есть. 9. Для меня родители –это самые близкие люди, с которыми можно поделиться и радостями и горестями, которые всегда поймут и не станут осуждать. 10. Разве я могу бросить их, забыть о них? 11. Конечно нет, не могу, ведь это родные любимые люди. 12. А как бы я относилась к чужим, совершенно посторонним мне старикам? 13. Наверно, хоть и жестоко и постыдно меня бы тяготило их общество, их жалобы, и для успокоения своей совести я старалась бы не думать о них, не встречаться с ними, не замечать их. 14. Многие поступают так же и это плохо.

15. Если мы не видим проблемы, это не значит, что её нет».

В сочинении выпускника при помощи абзацев выделены вступление, основная часть и заключение. Внутри основной части, которая включает в себя три
микротемы
и соответственно три смысловых части, границы которых обозначены предложениями 3,6,12 абзацное членение отсутствует. Количество ошибок в абзацном членении -2.
Речевые ошибки
№ п/п
Вид ошибки
Примеры
1
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были
шокированы
прекрасной игрой актёров.
Мысль развивается
на продолжении
всего текста.
2
Неразличение
оттенков
значения вносимых в слово приставок и суффиксов
Моё отношение к этой проблеме не
поменялось.
Были приняты
эффектные
меря.
3
Неразличение
синонимичных слов
В
конечном
предложении автор применяет градацию.
4
Употребление слов
иной стилевой окраски
Автор обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.
5
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных
слов и фразеологизмов.
Астафьев
то и дело

прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6
Неоправданное употребление
просторечных слов
Таким людям
всегда удаё1тся
объегорить
других.
К2-2.

1 балл по критерию К2 ставится, если «сформированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста».
Сочинение по тексту
С.Михалкова
.

«Автор настаивает на
своевременности познания окружающего мира
. Он упоминает такие произведения как «Том
Сойер
», «
Вий
» Михалков говорит о формировании психологии и мировоззрения в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни».


Неглубокое понимание проблематики проявляется в следующих случаях:
воспринята и прокомментирована только часть проблемы (или проблем) поднятой автором;
Проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно и/или противоречиво, что нельзя судить об их адекватном восприятии.

Однако говорить о том, что проблема исходного текста полностью лишена в сочинении комментария было бы неправильно. Более того, экзаменуемый стремится сделать опору на исходный текст о чём свидетельствуют слова-маркеры: «настаивает», «упоминает», «говорит».
К4-3.

1 балл ставится, если экзаменуемый «выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт».
Сочинение по тексту
С.Михалкова
.
«Я согласна с мнением автора. Прочитав этот текст, я всерьёз задумалась о влиянии книг на ребёнка. В детстве у человека формируется характер, и именно книги
и
грают большую роль в этом процессе. Маленький человек воспринимает всё гораздо ближе к сердцу, чем взрослый, поэтому, как считает Михалков, ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь».

Выразительность речи
создаётся с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения. Каждый функциональный стиль располагает своими средствами выразительности. В художественной речи например, уместны тропы, слова и выражения имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску в переносном значение могут употребляться не только слова, но и грамматические формы и категории: настоящее время глагола в значении прошедшего, сослагательное наклонение в функции повелительного и др.


Речь небогатая
и просто
бедная
отличается ограниченным объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно это короткие однотипные предложения со слабо выраженно связью. Текст как бы рассыпается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. В качестве средства связи предложений в таком тексте чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и тем более оказать воздействие на читателя: выразительные
с
редства языка в ней, как правило, отсутствуют.

Критерии оценивания ответа на задание С1
Баллы
1
Содержание сочинения
К1
Формулировка проблем исходного
текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических
ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной
форме в любой их частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов.
0
К2-1.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если «сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с
о
порой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет».
Сочинение по тексту
С.Михалкова
.

Автор сочинения свободно излагает основные стороны выделенной им проблемы, правильно понимая и композиционно выделяя в ней главное – тревогу автора в связи с тем, что «дети перестают читать хорошие книги».

«Писатель Серей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребёнка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям и автор текста тоже их называет. «Том
Сойер
», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор теста обращает внимание на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчёркивает роль этих книг именно в детстве когда человек ещё в начале своего жизненного пути».
В работе с опорой на текст прокомментированы все основные затронутые писателем аспекты проблемы.
спад интереса к чтению художественной литературы в наше время;
важная роль чтения классики в формировании и развитии личности;
первостепенная роль такого чтения именно в детские годы.

Искажение смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Роль чтения в детстве – в период становления личности человека. (Какую
роль играет чтение в детстве?)
1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности.
2. Проблема влияния книги на судьбу человека (Каким образом книги
влияют на судьбу человека?)
2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение , нравственные принципы человека.
Информация о тексте

«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

«Я полностью согласен с мнение автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно образован».

«Автор считает, что «важно…не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».
Грубые логические ошибки:
сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объёму и по содержанию) понятий в предложении;
В результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.


Ошибки первого типа встречаются чаще.
Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью свежестью страницы привлекают к себе внимание.
Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
Типичными ошибками в абзацном членении являются:
Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
Отсутствие абзацного членение в частях сочинения. Выпускник выделяя части сочинения – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста

Экзаменуемый должен употреблять слово с учетом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов.
Точность речи
зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов или близких по смыслу слов нужный для данной ситуации. Это удаётся сделать ученику, если он не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова.

Точность словоупотребления – самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является
чистота речи
, её
незасорённость
словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию,
даилектизмам
, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.
10
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных
конструкциях
Он написал книгу, которая
эпопея.
Все были рады, счастливы и
веселые
11
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна

любила
и
гордилась
поэтом.
В сочинении я хотел сказать
о значении спорта и почему я его люблю.
12
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст,
возникает такое чувство…
13
Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся
снегом
под ногами
14
Ошибки в построении сложного предложения
Эта
книга

научила меня ценить и уважать друзей,
которую я прочитал еще в детстве
.
Человеку показалось то, что это сон
15
Смешение
прямой и косвенной речи
Автор
сказал,
что я
не согласен с мнением рецензента.
16
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно
17
Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм
Замирает
на мгновение сердце и вдруг
застучит
вновь
Независимо от того, для какой
ч
итательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста… Комментарий – сателлит текста.
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо
.
Большой толковый словарь
русского языка
под ред.
Л.Н.Ушакова
.
Комментарий -1. пояснения; 2. примечания; 3. толкование.
Александрова З.А. Словарь синонимов русского языка: практический справочник.

Задание открытого типа с развёрнутым ответом –
это сочинение на основе предложенного текста.
Задание проверяет
сформированность
у экзаменуемых отдельных
коммуникативных
умений и навыков.
1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

2) комментировать главную проблему исходного текста;

3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

4) выражать и аргументировать собственное мнение;

5) последовательно и логично излагать мысли;

6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.


«В этом рассказе
С.Михалков
рассказывает о том, как он бывал в тех местах, где дед Макар спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда
Мазая
» ни одного четверостишья. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов».
В этом сочинении в качестве комментария к исходному тексту дан простой пересказ фрагмента.

В этом сочинении в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.


«Сергей
М
ихалков пишет в своём рассказе об этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед
Мазай
спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись, и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда
Мазая
» ни одного четверостишья. Я с горечью подумал, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с те, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией остаётся грубой и неотёсанной».

II
. Иллюстративные аргументы – примеры.


В отличие от факта – обобщенно-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму6 его задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
1.
К
онкретный пример

- пример – сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
- литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

2. Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).
III
. Ссылки на авторитет:
- мнение известного уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля и т.п.;
- цитата из авторитетного источника;

- мнение специалиста, эксперта;

- обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

- мнение очевидцев.

Ошибки а абзацном членении встречаются в сочинениях выпускников достаточно часто и связаны с тем, что выпускники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют неправильно.


Членимость
- это одна из основных тестовых категорий (признаков). Средством выражения
членимости
является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики текста видят в абзаце и смысловую и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

В современном русском языке слово «абзац» имеет два основных значения:

Абзац – 1.
Отступ вправо в начале первой строки какой-либо части печатного или рукописного текста, красная строка.

2.
Часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастными выступающими в роли сказуемого;
4) В написании
и

и

ы
после приставок;
5) В трудных случаях различения
не
и
ни

(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ….. Не кто иной, как…; ничто иное не… не что иное, как… и др.).

6
) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности
.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибки
повторяются
в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.


Однотипными
считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще: колют, борются) и фонетические (пирожок, сверчок) особенности данного слова.

Не считаются однотипными
ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).


Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.


Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки
.
К
11
Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
1
допущены этические ошибки (1 и более)
0
При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки –
этическая ошибка
. Так, встречаются работы, в которых фиксируются
высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.


Этическая ошибка
связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение: словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данное речевой ситуации в форме: оскорбление, угроза, грубое требование. Обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго

Этот
текст меня
бесит». «Судя
по тому, что говорит автор, он
маньяк»
и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ...

Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом

Учебно-методические материалыдля подготовки экспертов предметных комиссийпо проверке выполнения заданийс развернутым ответом...

Проект приказа Департамента образования и науки по Смоленской области об утверждении состава территориальных предметных комиссий по проверке развернутых ответов экзаменационных работ

Проект приказа Департамента образования и науки по  Смоленской области об утверждении состава территориальных предметных  комиссий по проверке развернутых ответов экзаменационных работ...

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 года.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (Раздел «Говорение»)

Авторы-составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым отве...

«Подготовка экспертов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по программам среднего общего образования», г. Ханты – Мансийск, 18 февраля 2019 г. – 25 февраля 2019 г., 36 часов.

laquo;Подготовка экспертов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по программам среднего общего образования», г. Ханты &nda...