Программа спецкурса "Русская речь" для учащихся 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Морозова Елена Николаевна

Данная программа составлена с опорой на учебник Е.И. Никитиной "Русская речь" 5 класс, рассчитана на 34 часа. Занятия на уроках спецкурса предполагают решение следующих задач:

  • дать учащимся представление о богатстве и выразительности языка, о тексте, о типах и стилях речи;
  • обеспечить усвоение норм культуры речи;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи.

Предполагается 2 вида деятельности учащихся:

  • получение теоретических сведений и правил;
  • отработка умений и навыков, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_russkaya_rech_v_5_kl.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Программа спецкурса

«Русская речь»

для учащихся 5 классов

Составитель:

Морозова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Вопрос изучения  русской речи сегодня, на наш взгляд, очень актуален. Это объясняется тем, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль занятий, которые способствуют формированию у учащихся умения общаться, трудно переоценить.

Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию. Будут меняться программы, представления о задачах изучения русского языка и литературы, но развитие связной речи учащихся останется одним из приоритетных направлений лингвистической науки, так как в нём видят ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.

В этих условиях  прежде всего в школах должны преподаваться предметы, которые были бы способны

поправить положение дел. По

мнению разработчиков курса, именно спецкурс «Русская речь» и является одной из таких учебных дисциплин.Он               способствует формированию навыков грамотного использования ресурсов русского языка, развитию речи

учащихся, обогащению их активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи. Таким образом, данный спецкурс призван решать одну из важнейших проблем современного общества – проблему общения.

               Кроме этого, изучение тем, предложенных содержанием курса, поможет учащимся  при подготовке к ГИА и ЕГЭ. В обеих формах государственной аттестации  есть задания, которые содержат вопросы, связанные с текстом (и тема текста, и основная мысль текста, и стили, и типы речи и т.д.). Поэтому так важно, чтобы подобные вопросы изучались не столько теоретически, сколько практически. Такое изучение предполагает «Русская речь».

.

                                                     

Программа данного спецкурса составлена с опорой на учебник Е.И.Никитиной «Русская речь» 5 класс.

       Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательной школе состоят в следующем: формирование

у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о русском языке в урочное время умений и навыков полноценного и грамотного использования ресурсов русского языка.

       Расширению и углублению названных умений и навыков призваны способствовать занятия на уроках спецкурса «Русская речь».

       Эти цели обусловили следующие задачи:

  • дать учащимся представление о богатстве и выразительности языка, о тексте, о типах и стилях речи;
  • обеспечить усвоение норм культуры речи;

          развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи.

       Программой предусмотрено 35 часа занятий (1 раз в неделю). Предполагается 2 вида деятельности учащихся:

  • получение теоретических сведений и правил;
  • отработка умений и навыков, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

       Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Грамотному использованию речевого богатства призвана служить работа со словарями.

       Определены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:

  • о теме текста,
  • о плане простом и сложном,
  • об особенностях строения текста и лексических средствах связи предложений в тексте,
  • о наличии различных стилей речи,
  • об особенностях разговорного, научного и художественного стиля,
  • о типах речи: повествовании, описании, рассуждении.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тему текста, основную мысль и отличать их,
  • составлять простой и сложный план,
  • уметь находить лексические средства связи предложений в тексте,
  • различать три типа речи: повествование, описание, рассуждение,
  • отличать разговорный, научный и художественный стили речи по их языковым особенностям.

  Содержание программы

Речь . 4 часа

Устная и письменная формы речи. Монолог, диалог. Правила беседы.

Текст. 11 часов

 Текст. Тема текста. Широкая и узкая темы текста. Идея, основная мысль текста. Смысловые части текста; план. Связь предложений в тексте. Выразительные средства устной речи.

Стили речи. 4 часа

 Разговорный и книжные стили речи. Научный стиль, художественный стиль.

 Типы речи. 10 часов

 Повествование, описание, рассуждение. Построение рассказа. Описание предмета, описание животного. Рассуждение и его построение.

 Текст. Повторение. 5 часов

 Словари. Словарная статья. Способы толкования лексического значения слова. Синонимы и антонимы. Фразеологические обороты. Лексические средства связи предложений в тексте.

                                         

  1. Тематическое планирование спецкурса «Русская речь»

     

Календарно - тематическое планирование занятий

Тема раздела, тема занятия

Кол-во часов

Цели занятия

Форма деятельности учащихся

Дата

1

Для чего людям нужна речь?

1

Показать учащимся, для чего людям нужна речь

Слушание учителя, ответы на вопросы

2

Как различают формы речи?

1

Учить различать формы речи: устную и письменную; учить называть их отличительные особенности

Практическая работа, ответы на вопросы

3

Что такое диалог и монолог?

1

Познакомить с тем, что речь бывает монологической и диалогической; учить называть  их отличительные особенности

Практическая работа, ответы на вопросы, составление диалога и монолога

4

Как вести беседу?

1

Познакомить с правилами хорошей беседы; учить вести беседу с другом

Практическая работа, ответы на вопросы, составление диалога

5

Текст.

Повторение изученного в 4 классе

1

Повторить особенности текста: тему, основную мысль, заглавие, наличие предложений, связанных по смыслу и грамматически, наличие абзацев

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

6

Что такое текст?

1

Говорить об особенностях текста: теме, основной мысли, заглавии, наличии предложений, связанных по смыслу и грамматически, наличии абзацев

Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом

7-8

Что значит писать и говорить на тему?

2

Учить составлять письменные и устные тексты на определённую тему

Практическая работа, ответы на вопросы, составление  письменных и устных текстов на определённую тему

9-10

Главное в тексте – идея, основная мысль

2

Учить определять идею, основную мысль текста; учить развивать основную мысль, заданную в тексте

Практическая работа с текстами

11-12

Для чего нужен план?

2

Познакомить с особенностями изложения текста по плану; учить составлять план и рассказывать по нему

Практическая работа с текстами, составление плана текста

13-14

Как связать предложения в тексте?

2

Познакомить со способами связи предложений в тексте; учить определять способ связи предложений

Практическая работа с текстами

15-16

Учитесь выразительно читать

2

Заострить внимание на  необходимости выразительного чтения текста для лучшего его понимания; учить читать текст выразительно

Выразительное чтение текстов

17

Стили речи

Разговорный стиль. Когда и где используют разговорный стиль?

1

Познакомить с особенностями речи в зависимости от ситуации общения; говорить о стилях речи; учить правильной речи в разговорном стиле

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

18

Книжные стили. Знакомьтесь: научный стиль

1

Говорить об особенностях речи в зависимости от ситуации общения; говорить о стилях речи; познакомить с особенностями научного стиля

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

19-20

Художественный стиль

2

Говорить  об особенностях речи в зависимости от ситуации общения; говорить о стилях речи; познакомить с особенностями художественного стиля

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

21

Типы речи. Как различают типы речи?

1

Познакомить учащихся с типами речи; учить различать типы речи

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

22

Повествование. Повествовать – значит рассказывать

1

Познакомить с особенностями повествования; учить строить текст-повествование

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

23-24

Описание. Как описать предмет?

2

Познакомить с особенностями описания; учить строить текст- описание

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

25-26

Как описать животное?

2

Говорить об особенностях описания; учить строить текст- описание животного

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

27-28

Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать

2

Познакомить с особенностями рассуждения; учить строить текст-рассуждение

Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом

29

Текст. Расширяйте свой словарный запас! Наш помощник – толковый словарь

1

Познакомить с различными видами словарей; учить работать с толковым словарём

Работа со словарями

30

Для чего нужны синонимы и антонимы?

1

Расширять словарный запас учащихся синонимами и антонимами; учить их использовать в речи

Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом

31

Почему мы так говорим?

1

Говорить об особенностях использования фразеологических оборотов в речи; учить понимать фразеологизмы и использовать их в речи

Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом

32-33

Лексические средства связи предложений в тексте

2

Познакомить с лексическими средствами связи предложений в тексте; учить определять средства связи предложений в тексте

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

34

 Повторение особенностей текста

1

Повторить изученное о тексте

Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа

Литература для учителя.

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5 кл. общеобразоват.  

                      учреждений / М.: Дрофа, 2012 г.

                              2. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи 4-11 классов. – М.: Волгоград:   Панорама, 2006

                       3. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта,   Наука.1998.

                         4. Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрукина В.М., Сазонова Г.М., Гурьянова Л.Б. Уроки развития речи. Методическое пособие  для учителей-словесников по программе «Речь». 5 класс. – Пенза, 1995.

                        5. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей- словесников. – Санкт-Петербург: Паритет, 2001.

Образовательные электронные ресурсы:

Культура письменной речи. http://www.gramma.ru 

            Кабинет русского языка и литературы      http://ruslit.ioso.ru 

           

            Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Литература для учащихся.

  1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1994
  2. Лапатухин М.С.  Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997
  3. Львов М.Р. Школьный  словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1989
  4. Одинцов В.В. . Школьный  словарь иностранных слов.  – М.: Просвещение, 1999
  5. Тандит И.В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. – М.: Педагогическая литература, 2008.
  6. Хайт А., Левенбук А. Весёлая грамматика «Радионяни». – М.: Росмэн, 1997

Образовательные электронные ресурсы:

         Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Тесты по русскому языку http://likb spb.ru/tests/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...