Урок русского языка в 5 классе "Личные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года-2015"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семнадцатое февраля Классная работа Личные местоимения

Слайд 2

Заполни таблицу

Слайд 3

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

Слайд 4

Я МЕНЯ МЫ НАМ ОН ЕМУ ОНИ ИХ 1 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Слайд 5

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

Слайд 6

МНЕ МЕНЯ ТЕБЕ ТОБОЙ МЕНЯ МНОЙ 2 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Слайд 7

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

Слайд 8

ОН ОНА ОНО 3 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Слайд 9

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

Слайд 10

ЕМУ К НЕМУ ИМ ПО НИМ ЕЙ ЗА НЕЙ ЕЕ У НЕЕ 4 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Слайд 11

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо. Найди личные местоимения в тексте

Слайд 12

? Скучаю по вам Скучаю по вас

Слайд 13

«Родная, я грущу по ВАС!» – А подписался просто АС А.С. Пушкин

Слайд 14

Я узнал... Я научился ... Я познакомился с… Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Рефлексия

Слайд 15

Домашнее задание Упр. 483, записать текст в отредактированном виде



Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: «Личные местоимения»

Продолжительность учебного занятия: 30 минут

Тип учебного занятия: изучение новой темы

Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы обучения.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения;
  2. Познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи.

Развивающие:

  1. Развить навыки работы с текстом учебника и документа (раздаточный материал);
  2. Развить умение объяснять правила, выделять главное, систематизировать материал;
  3. Формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах.

Воспитывающие:

  1. Воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое.
  2. Воспитание дорожной грамотности.

Оборудование:

  • Информационные карточки;
  • Карта успеваемости ученика;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • Презентор.

Дидактические материалы:

Учебники:

Бунеев Р.Н., и др., Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2кн. Кн. 2. \Под науч.ред.акад. РАО А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2010. – 208с.

Подготовка к уроку

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, УЧЕНИК ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки.

Этап урока

Содержание

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационная часть

Приветствует учащихся.

Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу» У вас на столах лежат квадратики зеленого, желтого и красного цветов.

Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

1 мин

2. Основная часть

Тема урока: «Личные местоимения»

Перед началом урока дает инструктаж: «на столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, цвет которого я назову. Работаете по структурам».У каждого из вас есть лист самооценки, давайте подпишем его, вы сами выставляете себе баллы за то или иное задание, в соответствии с рекомендациями»

А сейчас давайте откроем тетради и запишем число и «Классная работа»

Прежде чем приступить к теме сегодняшнего урока, я хочу загадать вам загадку:

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение мне надо указать.

Ну ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Молодцы! А что такое местоимение? Местоимение делятся на разряды, назовите мне их.

Сегодня мы будем говорить про «отЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Про какие?

Давайте запишем тему сегодняшнего урока «Личные местоимения»

Какие местоимения относятся к личным?

Ссылка на медиаресурс САЙТ «LearnihgApps»

Давайте заполним таблицу,  определим место для каждого местоимения

Ед.число

Мн.число

1 лицо

Я

Мы

2 лицо

Ты

Вы

3 лицо

Он

Она

Оно

Они

СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН»

Молодцы! С этой работой вы справились! А сейчас я хочу, чтобы вы немного поразмышляли и поисследовали. У вас на столах лежат карточки зеленого цвета, подумайте в чем особенность, записанных на них слов

У вас 1 минута, поторопитесь!

А теперь попробуйте сделать вывод: в чем же особенность выделенных слов, поделитесь мнением со своей командой, начинает участник №1. На каждого участника по 30 секунд времени.

Учитель называет номер стола и участника, слушает выводы.

На слайде появляются особенности изменения личных местоимений

Давайте вложим схему в тетрадь

Теоретические знания всегда нужно подкреплять практикой! На доске записан текст, давайте найдем в нем все личные местоимения

 Что-то мне стало скучно. Наверно, я уже по вам скучаю, или по вас скучаю? Ребята, а как правильно говорить? Скучаю по вам или по вас? Грущу, тоскую по вам или по вас?

А в решении нашего спора нам поможет замечательный поэт, писатель, публицист – Пушкин!

Он писал:

«Родная, я грущу по ВАС»,-

А подписался просто АС.

РЕФЛЕКСИЯ

На доске записаны начала предложений, закончите их:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я понял, что могу...
  • Мне понравилось...
  • Я познакомился…
  • Для меня стало новым...
  • Меня удивило...
  • У меня получилось...
  • Я приобрёл...
  • Мне захотелось..

А пока вы думаете, заполните свои листы самооценки

Подведение итогов. Выставление баллов.

Слушают инструкцию

Записывают число в тетрадь .

Дети отгадывают «Местоимение»

Отвечают на вопросы, называют разряды местоимений.

«Про личные»

Слушают учителя, записывают тему урока

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Один ученик выходит в доске и распределяет местоимения в таблице, Остальные записывают в тетради

Берут листочки в руки, выделяют особенности

Обсуждают правило, аргументируют свое мнение.

Ребята отвечают на вопросы.

Вкладывают  в тетрадь

Находят местоимения в тексте

Ученики высказывают свою точку зрения

Слушают, запоминают

Обсуждение

Заполняют листы самооценки

1 минута

1 минута

30 секунд

1 минуты

1 минута

30 секунд

2 минуты

1 минута

2 минуты

2 минуты

1 минута

1 минута

1 минута

2 минуты

1 минута

3. Подведение итогов урока.

Запишите Д/З: упр.483

Чир на выбор учащихся.

Слушают.

Записывают д\з

Повторяют за учителем.

2 минуты

30 секунд

РЕЗЕРВ

На слайде написаны группы слов, надо найти «ЛИШНИЙ»

Устно находят лишнее



Предварительный просмотр:

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

Устный ответ

1 балл, если на уроке отвечали

«Найти особенности изменения местоимений» зеленая карточка

Если правильно нашел особенность -2 балла,

Если допустил неточность– 1 балл,

Если не справился с заданием – 0 баллов

Работа с текстом. Синие карточки

Если правильно нашел местоимения -2 балла,

Если пропустил 1-2 местоимения – 1 балл,

Если не нашел более 2-х местоимений – 0 баллов

Итог урока. Домыслить фразы.  

1 балл, если на уроке отвечали

ИТОГО

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

Если ты набрал меньше баллов, не расстраивайся! В следующий раз у тебя получится!!!

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

Устный ответ

1 балл, если на уроке отвечали

«Найти особенности изменения местоимений» зеленая карточка

Если правильно нашел особенность -2 балла,

Если допустил неточность– 1 балл,

Если не справился с заданием – 0 баллов

Работа с текстом. Синие карточки

Если правильно нашел местоимения -2 балла,

Если пропустил 1-2 местоимения – 1 балл,

Если не нашел более 2-х местоимений – 0 баллов

Итог урока. Домыслить фразы.  

1 балл, если на уроке отвечали

ИТОГО

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

Если ты набрал меньше баллов, не расстраивайся! В следующий раз у тебя получится!!!



Предварительный просмотр:

Найди личные местоимения в тексте

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Найди личные местоимения в тексте

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Найди личные местоимения в тексте

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Найди личные местоимения в тексте

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Найди личные местоимения в тексте

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Найди личные местоимения в тексте

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.  



Предварительный просмотр:

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

Я                МЕНЯ

МЫ         НАМ

ОН                 ЕМУ

ОНИ         ИХ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

Я                МЕНЯ

МЫ         НАМ

ОН                 ЕМУ

ОНИ         ИХ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

МНЕ        МЕНЯ

ТЕБЕ         ТОБОЙ

МЕНЯ         МНОЙ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

МНЕ        МЕНЯ

ТЕБЕ         ТОБОЙ

МЕНЯ         МНОЙ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

ОН

ОНА

ОНО        

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

ОН

ОНА

ОНО        

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

ЕМУ        К НЕМУ

ИМ                 ПО НИМ

ЕЙ           ЗА НЕЙ

ЕЕ           У НЕЕ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются?

ЕМУ        К НЕМУ

ИМ                 ПО НИМ

ЕЙ           ЗА НЕЙ

ЕЕ           У НЕЕ



Предварительный просмотр:

1 особенность склонения

При склонении личных местоимений

иногда меняется все слово, например:

И. п.  - Я

Р. п. - Меня

2 особенность склонения

Иногда в корне происходит чередование, например:

Тебя – тобой

Меня - мне

3 особенность склонения

Местоимение 3-его лица изменяется по родам:

Он

Она

Оно

4 особенность склонения

При присоединении предлогов к местоимениям

3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:

К нему

У неё



Предварительный просмотр:

1 особенность склонения

При склонении личных местоимений

иногда меняется все слово, например:

И. п.  - Я

Р. п. - Меня

1 особенность склонения

При склонении личных местоимений

иногда меняется все слово, например:

И. п.  - Я

Р. п. - Меня

2 особенность склонения

Иногда в корне происходит чередование, например:

Тебя – тобой

Меня - мне

2 особенность склонения

Иногда в корне происходит чередование, например:

Тебя – тобой

Меня - мне

3 особенность склонения

Местоимение 3-его лица изменяется по родам:

Он

Она

Оно

3 особенность склонения

Местоимение 3-его лица изменяется по родам:

Он

Она

Оно

4 особенность склонения

При присоединении предлогов к местоимениям

3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:

К нему

У неё

4 особенность склонения

При присоединении предлогов к местоимениям

3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:

К нему

У неё

1 особенность склонения

При склонении личных местоимений

иногда меняется все слово, например:

И. п.  - Я

Р. п. - Меня

1 особенность склонения

При склонении личных местоимений

иногда меняется все слово, например:

И. п.  - Я

Р. п. - Меня

2 особенность склонения

Иногда в корне происходит чередование, например:

Тебя – тобой

Меня - мне

2 особенность склонения

Иногда в корне происходит чередование, например:

Тебя – тобой

Меня - мне

3 особенность склонения

Местоимение 3-его лица изменяется по родам:

Он

Она

Оно

3 особенность склонения

Местоимение 3-его лица изменяется по родам:

Он

Она

Оно

4 особенность склонения

При присоединении предлогов к местоимениям

3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:

К нему

У неё

4 особенность склонения

При присоединении предлогов к местоимениям

3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:

К нему

У неё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...

Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой

Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...

Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....