Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
    "Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)

     

    Цели урока:

    Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

    Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

    Задачи:

    1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

    2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

    3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

    4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование:

    1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

    2Раздаточные листы с индивидуальным заданием;

    3. Тест для каждого учащегося.

    4. Грамзапись Свиридов «Тройка»

    5. Картины зимнего леса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

    средняя общеобразовательная школа

    с углублённым изучением отдельных предметов № 1392

    имени Д.В.Рябинкина

     

    Тема урока «Части речи. Повторение изученного в начальной школе»  

                                           ( для учащихся 5 класса)

            

                                                                                                         Учитель русского языка и                  

            литературы

            Малиновская

                                                                                  Светлана Владимировна

            

    г. Москва, поселение Десеновское, пос. Ватутинки

    2013г.

    Тема урока: «Части речи» (повторение изученного в начальной школе)

    Цели урока:

    Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

    Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

    Задачи:

    1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

    2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

    3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

    4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование:  

    1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

    2Раздаточные листы с индивидуальным заданием;

    3. Тест для каждого учащегося.

    4. Грамзапись Свиридов «Тройка»

    5. Картины зимнего леса.

            Ход урока.

    - Ребята, сегодня мы начинаем наш необычный урок.

    - Взгляните на доску, всмотритесь, послушайте и скажите, о чем будет наш урок.

    (Звучит тихая музыка, и на экране появляются картины зимнего леса)

    Учитель

    Темный ельник снегами, как мохом,

    Опушили седые морозы,

    В блёстках инея, точно в алмазах,

    Задремали, склонившись березы,

    Неподвижно застыли их ветки,

    А меж ними на снежное лоно,

    Точно сквозь серебро кружевное,

    Полный месяц глядит с небосклона.

            И.Бунин

    (О зиме, о лесе)

    - Да, это зима. Красавица, волшебница, чародейка.

    - Пробралась зимушка в лесную чащу…

    - Давайте прочитаем, что там произошло.

    Доска    Замело все тропинки метелями,

                  И сосулькой звенит тишина.

    - Какие зимние слова вам встретились?

    - А как вы понимаете «сосулькой звенит тишина»?

    - Назовите слова, написание которых можно проверить.

    (Замело, метель – мёл; тропинки – тропки; тишина – тихо)

    - Прочитаем выразительно. Повторите про себя. Взгляните ещё раз. Запишите по памяти.

    Проверка (1 ученик читает)

    - Что вы написали по памяти? (предложение)

    - Из чего состоит предложение?  (из слов)

    - Слова – это части речи.

    - Какие части речи вы знаете?

    - Из предложения, записанного по памяти, назовите знакомые части речи.

    - Каким членом предложения являются имена существительные, имена прилагательные и глаголы?

    Вывод

    Самостоятельные части речи

    1. Можно задать вопрос.

    2. Являются членами предложения.

    3. Имеют лексическое значение.

    - Посмотрите на доску

    Доска    Лес, в, бахроме, заснул, снежной.

    - Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?

    - Составьте предложение.(В снежной бахроме заснул лес.)

     Словарная работа

    Бахрома (лексическое значение, правописание)

    - Запишем предложение.

    - Разберём предложение по членам и частям речи.( 1 ученик работает у доски)

    - Какой частью речи выражено подлежащее?

    - Вспомните, что такое имя существительное?

    - Назовите постоянные признаки имени существительного.

    - Как имя существительное изменяется?

    - А сейчас посмотрите на доску и прочитайте слова.

    Доска            Закрыто

                   Иней        Белые

                   Белизна                                            Блестящие        

                   Ковры                                              Снежные        

    - Какой частью речи они являются?

    - Определите число и род имени существительного?

    - А какая  часть речи согласуется с именем существительным в числе и роде?  (имя прилагательное)  

    - Что называется именем прилагательным?

     - А что значит «согласуется»?

    - Согласуйте данные имена существительные с именем прилагательным. (Открыть запись на доске)

    - Запишите.

    Проверка.

    - Определите род и число имени прилагательного. ( Укажем над частями речи)

    Проверка.

    - Мы продолжаем свой путь по тропинке вглубь уснувшего царства. А поможет нам в этом стихотворение С.Есенина «Пороша».

    Найдите его ( раздаточный материал).

    Чтение стихотворения.

    - Найдите строки, в которых автор описывает зимний лес. ( Заколдован невидимкой)

    - Что значит «заколдован»? (Уснул, спит)

    - Какие слова помогают увидеть и услышать зимнюю картину? Назовите их.

    дремлет

    подвязалася

    понагнулась

    оперлася

    - Определите, какой частью речи они являются? (Глагол)

    - Что называется глаголом?

     – Как он изменяется?

    Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи»

    Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

    Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (Упр. 68). Какие части речи вы не назвали?

    Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

    - Сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно. Наблюдая за великолепием зимнего леса, мы вспоминаем все знакомые вам части речи.

    Работа с таблицей

    Часть речи

    Вопрос

    Что обозначает

    Пример (зимние слова)

    Существительное

    Кто? Что?

    Предмет

    Прилагательное

    Какой? Чей?

    Признак предмета

    И т.д.

    Проверка.

    - Мы снова продолжаем свой  путь по снежному царству замков и крепостей. (Картины зимнего леса)

    Лес так тих, как будто околдован невидимой силой.

    Но…Что это? Послушайте!

    Звучит музыка Свиридова «Тройка».

    - Как вы думаете. Что могло нарушить тишину леса?

    - Промчалась тройка. И снова тишина. Да такая, что кажется слышно, как падают снежинки.

     - А вы ведь тоже слушали снежок, разговаривали с ним.

     - Давайте послушаем, о чем рассказали вам снежинки. ( Проверка домашнего задания)

    Чтение сочинений – миниатюр.

    - Вам понравилось?

    - Видите, какую картину можно создать, если умело пользоваться различными частями речи.

    Части речи изучает раздел языкознания, который называется Морфология.

    Мы с вами продолжаем прогулку по зимнему лесу. Какая прогулка без игры.  Вот и я вам предлагаю поиграть.

    Игра «Снежки».

                         Учитель бросает «снежок» (сделан заранее) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.

                         Зимний лес – это сказочный уголок природы.

                         Но ничто не может продолжаться вечно. У любой сказки бывает конец. Наступило время подведения итогов.

                       

                         Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

    - Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли? 

    Домашнее задание.

    Нарисовать карту государства «Части речи».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс

    Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....

    Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс

    Презентация к уроку   "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе".  Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...

    5 класс. "Повторение изученного в начальной школе"контрольные диктанты

    диктанты по теме "Повторение изученного в начальной школе"...

    Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).

    Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....

    Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

    Первый урок в теме "Глагол как часть речи. Обобщение изученного в 5 классе"...

    Служебные части речи (повторение пройденного в начальной школе)

    Контрольная тестовая работа, направленная на проверку знаний, усвоенных учениками за курс начальной школы....

    Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

    Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....