"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 

Цели урока:

Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

2Раздаточные листы с индивидуальным заданием;

3. Тест для каждого учащегося.

4. Грамзапись Свиридов «Тройка»

5. Картины зимнего леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 1392

имени Д.В.Рябинкина

 

Тема урока «Части речи. Повторение изученного в начальной школе»  

                                       ( для учащихся 5 класса)

        

                                                                                                     Учитель русского языка и                  

        литературы

        Малиновская

                                                                              Светлана Владимировна

        

г. Москва, поселение Десеновское, пос. Ватутинки

2013г.

Тема урока: «Части речи» (повторение изученного в начальной школе)

Цели урока:

Обобщить известную информацию об изученных частях речи.

Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

3. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:  

1. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

2Раздаточные листы с индивидуальным заданием;

3. Тест для каждого учащегося.

4. Грамзапись Свиридов «Тройка»

5. Картины зимнего леса.

        Ход урока.

- Ребята, сегодня мы начинаем наш необычный урок.

- Взгляните на доску, всмотритесь, послушайте и скажите, о чем будет наш урок.

(Звучит тихая музыка, и на экране появляются картины зимнего леса)

Учитель

Темный ельник снегами, как мохом,

Опушили седые морозы,

В блёстках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись березы,

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

        И.Бунин

(О зиме, о лесе)

- Да, это зима. Красавица, волшебница, чародейка.

- Пробралась зимушка в лесную чащу…

- Давайте прочитаем, что там произошло.

Доска    Замело все тропинки метелями,

              И сосулькой звенит тишина.

- Какие зимние слова вам встретились?

- А как вы понимаете «сосулькой звенит тишина»?

- Назовите слова, написание которых можно проверить.

(Замело, метель – мёл; тропинки – тропки; тишина – тихо)

- Прочитаем выразительно. Повторите про себя. Взгляните ещё раз. Запишите по памяти.

Проверка (1 ученик читает)

- Что вы написали по памяти? (предложение)

- Из чего состоит предложение?  (из слов)

- Слова – это части речи.

- Какие части речи вы знаете?

- Из предложения, записанного по памяти, назовите знакомые части речи.

- Каким членом предложения являются имена существительные, имена прилагательные и глаголы?

Вывод

Самостоятельные части речи

1. Можно задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

3. Имеют лексическое значение.

- Посмотрите на доску

Доска    Лес, в, бахроме, заснул, снежной.

- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?

- Составьте предложение.(В снежной бахроме заснул лес.)

 Словарная работа

Бахрома (лексическое значение, правописание)

- Запишем предложение.

- Разберём предложение по членам и частям речи.( 1 ученик работает у доски)

- Какой частью речи выражено подлежащее?

- Вспомните, что такое имя существительное?

- Назовите постоянные признаки имени существительного.

- Как имя существительное изменяется?

- А сейчас посмотрите на доску и прочитайте слова.

Доска            Закрыто

               Иней        Белые

               Белизна                                            Блестящие        

               Ковры                                              Снежные        

- Какой частью речи они являются?

- Определите число и род имени существительного?

- А какая  часть речи согласуется с именем существительным в числе и роде?  (имя прилагательное)  

- Что называется именем прилагательным?

 - А что значит «согласуется»?

- Согласуйте данные имена существительные с именем прилагательным. (Открыть запись на доске)

- Запишите.

Проверка.

- Определите род и число имени прилагательного. ( Укажем над частями речи)

Проверка.

- Мы продолжаем свой путь по тропинке вглубь уснувшего царства. А поможет нам в этом стихотворение С.Есенина «Пороша».

Найдите его ( раздаточный материал).

Чтение стихотворения.

- Найдите строки, в которых автор описывает зимний лес. ( Заколдован невидимкой)

- Что значит «заколдован»? (Уснул, спит)

- Какие слова помогают увидеть и услышать зимнюю картину? Назовите их.

дремлет

подвязалася

понагнулась

оперлася

- Определите, какой частью речи они являются? (Глагол)

- Что называется глаголом?

 – Как он изменяется?

Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи»

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Откроем учебник и прочитаем выразительно стихотворение О. Высотской «Части речи» (Упр. 68). Какие части речи вы не назвали?

Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

- Сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно. Наблюдая за великолепием зимнего леса, мы вспоминаем все знакомые вам части речи.

Работа с таблицей

Часть речи

Вопрос

Что обозначает

Пример (зимние слова)

Существительное

Кто? Что?

Предмет

Прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

И т.д.

Проверка.

- Мы снова продолжаем свой  путь по снежному царству замков и крепостей. (Картины зимнего леса)

Лес так тих, как будто околдован невидимой силой.

Но…Что это? Послушайте!

Звучит музыка Свиридова «Тройка».

- Как вы думаете. Что могло нарушить тишину леса?

- Промчалась тройка. И снова тишина. Да такая, что кажется слышно, как падают снежинки.

 - А вы ведь тоже слушали снежок, разговаривали с ним.

 - Давайте послушаем, о чем рассказали вам снежинки. ( Проверка домашнего задания)

Чтение сочинений – миниатюр.

- Вам понравилось?

- Видите, какую картину можно создать, если умело пользоваться различными частями речи.

Части речи изучает раздел языкознания, который называется Морфология.

Мы с вами продолжаем прогулку по зимнему лесу. Какая прогулка без игры.  Вот и я вам предлагаю поиграть.

Игра «Снежки».

                     Учитель бросает «снежок» (сделан заранее) ученикам, называет слово, ученики определяют, к какой части речи оно относится.

                     Зимний лес – это сказочный уголок природы.

                     Но ничто не может продолжаться вечно. У любой сказки бывает конец. Наступило время подведения итогов.

                   

                     Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли? 

Домашнее задание.

Нарисовать карту государства «Части речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служебные части речи (повторение пройденного в начальной школе)

Контрольная тестовая работа, направленная на проверку знаний, усвоенных учениками за курс начальной школы....

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...

Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи» (повторение- обобщение знаний начальной школы).

урок предназначен для повторения материала начальной школы "Урок- ярмарка по русскому языку в 5 классе на тему: «Части речи»." , в игровой, доступной для учеников форме. Можно ис...