Главные вкладки

    "Дорожные знаки и все об имени существительном"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Одинцова Ольга Александровна

    Представлен конспект интегрированного урока-повторения по теме "Имя существительное".Интеграция с изучением ПДД. Прилагается опорная карта для учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_po_pdd_6_klass.zip269.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 12» г.Сыктывкара

    Конспект интегрированного урока русского языка

    ПДД на уроке русского языка в 6 классе

    «Дорожные знаки и все об имени существительном»

    Цель – познакомить со знаками дорожного движения и группами, к которым они относятся; систематизировать знания об имени существительном.

    Задача – воспитание убежденного участника дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.

    1)

    Город, в котором с тобой мы живем,

    Можно по праву сравнить с букварем.

    Вот она, азбука, над мостовой.

    Знаки развешены над головой.

    Азбукой улиц, проспектов, дорог

    Город дает нам все время урок,

    Азбуку города помни всегда,

    Чтобы с тобой не случилась беда.

                 -Сегодня на уроке мы будем изучать азбуку улиц, дорог и вспомним все об имени существительном.

    Тема урока «Дорожные знаки и все об имени существительном»

    2) Работа с текстом (У каждого ученика лежит заранее приготовленный деформированный текст).

    Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте 1 запятую. Произведите разборы.

    Знаки пр…дупреждают в…дителей и п…шеходов2) об опас…ных уч…стках3) пути. Большая ч…сть пр…дупреждающих знаков имеет форму равност…роннего треугольника с красной каймой и белым фоном.

    Если на уч…стках д…роги образует…ся лед поп…дает на них грязь1) или уч…сток только что заасфальтирован, то сц…пление2) колес с д…рогой ум…ньшает…ся – дорога ст…новит…ся сколь…кой.

    - Определите падежи всех существительных в 1 абзаце.

    - Определите склонения всех существительных во 2 абзаце.

    -Произведите разборы существительных (фонетический, разбор слова по составу, морфологический).

    3) -А когда появились первые знаки и где?

    Сообщение ученика «История дорожных знаков».

    Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).

    Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

    Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затесы на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках же дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, ставили часовни.

    Автомобильные дороги сейчас превратились в мощные транспортные магистрали, миллионы водителей отправляются в дальние рейсы, движутся на высоких скоростях. Водитель должен хорошо знать, какая дорога его ожидает впереди, куда она ведет, каково ее состояние, какие опасности его ждут. Опасных мест (крутых поворотов, скользких участков, подъемов и спусков) на дороге может встретиться немало.

    И обо всех этих опасностях водителя надо поставить в известность заранее, чтобы он мог принять необходимые меры, предупреждающие аварии. Для этого служат дорожные знаки.

    Шоферы, велосипедисты, водители других транспортных средств, пешеходы должны хорошо знать дорожные знаки и дополнительные средства информации.

    4) -А теперь отгадаем загадки о знаках и определим, к какой группе каждый из них относится. По мере отгадывания будем записывать из названий знаков все имена существительные в столбик. Существительные записываем в форме именительного падежа единственного числа.

    Знак «Подземный переход» (группа «Информационно-указательные»)

    Это как еще сказать,

    Что я должен указать.

    Ярко-синий и квадратный.

    Правда виден всем, ребята?

    Вот он, белый человек,

    Вот он лестницы пробег!

    Говорю я четко, громко:

    Под землей для вас дорога!

    Так, скажите, почему,

    Люди на меня плюют?!

    Почему все заспешили?

    Лезут под автомобили?

    Может, обо мне забыли?

    Знак «Движение пешеходов запрещено» (группа «Запрещающие») 

    Это точно! Вот оно:

    «Движение запрещено!»

    Я не для автомобилей!

    Чтоб пешеходы не ходили!

    Я красным цветом запрещаю

    И красной линией вещаю:

    «Стой, человек, стой, пешеход!

    Дай как машина задний ход!»

    Такой я видный,

    Сразу ж ясно,

    Что под меня идти опасно!

    Знак «Осторожно, дети!» (группа «Предупреждающие») 

    А я стою, а я молчу,

    Хотя вовсю кричать хочу,

    Что перед каждой школой

    Меня, друзья, найдете вы!

    Своей треугольной формой

    Предупредительно напомню

    Водителям автомобилей,

    Чтоб здесь они притормозили.

    Ведь здесь мальчишки и девчонки

    Бегут толпою на уроки.

    А когда девчонки бегут,

    Я знаю, не до правил тут!

    Как угорелые, спешат!

    Машины шинами шуршат,

    Водители – по тормозам!

    Содом, Гоморра и бедлам!

    Зачем я здесь, не знаю сам!

    Знак «Пешеходный переход»  (группа «Информационно-указательные») 

    Да хватит вам, друзья, брюзжать!

    Вот я всем должен указать,

    Чтоб мимо не бежал народ,

    Что здесь наземный переход.

    Я здесь для всех. И посмотрите,

    Дисциплинированный водитель

    Передо мной не поспешит,

    Убавив скорость, тормозит.

    Пропустит, если вдруг по зебре

    Идут и взрослые, и дети.

    Знак «Велосипедная дорожка» (группа «Предписывающие») 

    На машинах здесь, друзья,

    Ездить никому нельзя,

    Можно ехать, знайте, дети,

    Только на … (?)

    (велосипеде)

    Знак «Пешеходная дорожка» (группа «Предписывающие») 

    А здесь, ребята, не до смеха,

    Ни на чем нельзя здесь ехать,

    Можно только своим ходом,

    Можно только … (?)

    (пешеходам)

    Знак «Пункт медицинской помощи» (группа «Знаки сервиса»)

    Я не мыл в дороге рук,

    Поел фрукты, овощи,

    Заболел и вижу пункт

    … (?)

    (медицинской помощи)

     

    Знак «……………………» (группа «Знаки сервиса»)

    Что мне делать? Как мне быть?

    Нужно срочно позвонить.

    Должен знать и ты, и он

    В том месте … (?)

    (телефон)

    ( Переход, движение, пешеход, дети, дорожка, пункт, помощь, телефон).

    -Найдите и отметьте все существительные одушевленные?

    (Пешеход, дети).

    -Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв?

    (Движение).

    -И наоборот. Слово, в котором букв больше, чем звуков?

    (Помощь).

    -Отметьте существительное, в котором есть уменьшительно- ласкательный суффикс?

    (Дорожка).

    -Найдите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания?

    (Переход).

    -Что общего между словами телефон, телевидение, телескоп, телеграф?

    (У всех них общий корень «теле», что означает «далеко»).

    -И осталось последнее имя существительное «пункт». Это слово происходит от латинского слова «точка». И в нашем уроке пришла пора ставить точку.

    5)- В завершение урока посмотрим серию «Дорожные знаки» из кинофильма «Улица полна неожиданностей».

    6) -Чтобы дома вы закрепили материал сегодняшнего урока, дорисуйте дорожные знаки, подпишите их название и определите группу, к какой они относятся.

    1. Предупреждающие – ТРЕУГОЛЬНЫЕ.

    2. Запрещающие – КРУГЛЫЕ.

    3. Знак особых предписаний.                           4. Информационный знак.

    5. Предписывающие – КРУГЛЫЕ.

    6. Знаки сервиса – ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ.

                   Используемые ресурсы:

    1.   Предметная неделя по Правилам дорожного движения. 5-11 классы.   Л. Б. Поддубная Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.
    2. Учебный фильм «Улица полна неожиданностей» (6 частей).
    3. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Е.А.Воронова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    4. http://www.gazu.ru/znaki/?page=7

                5)        http://www.ustltd.com/img/katalog/33/62_3.gif

                6)        http://www.ustltd.com/img/katalog/31/10_4.gif

                7)        http://voldorznak.ru/images/pic1.gif

                8)        http://adrive.by/img/rr/signs/5_16_1.png 

                9)        http://xczone.ru/wp-content/uploads/2010/05/untitled-1.jpg

               10)       http://www.docload.ru/Basesdoc/7/7508/x200.jpg

               11)       http://www.liderauto-spb.ru/upload/tinymce/Dorojnye_znaki/Bolnica.gif

               12)       http://www.liderauto-spb.ru/upload/tinymce/Dorojnye_znaki/Telefon.gif

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».

    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей.Данный материал подготовлен для проведения общего мероприятия с учащимися.Имеется презентация, конспект и самоанализ....

    Мягкий знак в именах существительных после шипящих.

    Презентация на тему "Мягкий знак в именах существительных после шипящих". Материал содержит имена существительные мужчкого и женского рода с шипящим на конце. материал рекомендован учителям начальных ...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

    Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

    разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

    В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

    Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

    Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....