Календарно- тематическое планирование по родному (русскому ) языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Левина Юлия Валентиновна

Рабочая программа по родному русскому языку на основе методических рекомендация и учебника "Слово" Л.Г. Саяховой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayakhova_5_klass.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел III. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

ЯЗЫК И РЕЧЬ  

4

2

-

2

СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ. Фонетика и орфоэпия

11

3

1

3

СТРОЕНИЕ СЛОВА. Состав слова и словообразование

10

3

1

4

СЛОВО НАПИСАННОЕ. Орфография

11

2

1

5

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. Лексика

8

1

6

СЛОВО В СЛОВОСОЧЕТАНИИ, ПРЕДЛОЖЕНИИ, ТЕКСТЕ. Синтаксис

10

1

1

7

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

1

1

-

Всего     66 часов

53

13

в том числе 4

Раздел V.  Календарно – тематическое планирование

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во

часов

 Элементы содержание

Примечание

По плану

Факт.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

 1

3.09

Роль языка в жизни человека и общества.

1

Понятие об основных функциях языка как средства познания, общения.

М/П- история, обществознание, литература

 2

4.09

Лингвистике наука о языке. Основные разделы лингвистики. Единицы языка и речи.

1

Язык и речь. Уровни и единицы языка. Знакомство с предметом изучения каждого уровня языка: фонетикой, морфемикой, лексикой, фразеологией , грамматикой.

М/п география,КБ,литература

 3

10.09

Речь – язык в действии. Пись-менная и устная речь. Диало-гическая и монологическая речь

1

Различие устной и письменной речи, их функций и жанровых особенностей. Типы диалогических единств.

М/п история, искусство

Концепт «письмо»

 4

11.09

Р.р. Язык в зеркале пословиц. В.И.Даль – собиратель пословиц и поговорок русского языка.

1

Развитие речи. Составление плана устного высказывания, подбор лексических средств, пунктуационное оформление текста. Знакомство с деятельностью В.И. Даля. Подготовка к написанию сочинения

М/п  история, литература

Э

5

17.09

Р.р. Язык в зеркале пословиц. В.И.Даль – собиратель пословиц и поговорок русского языка.

1

Написание сочинения.

Э

6

18.09

Слово – ключевая единица языка и речи. Концепты «речь», «слово»

1

Работа над усвоением основных единиц языка и речи – слова и текста.

7.

24.09

Р.р. Речевой этикет. Диалоги этикетного характера. Концепт «благодарность»

1

Русский речевой этикет, этимология этикетных терминов.

М/п культура речи, унт

СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ

Фонетика и орфоэпия

8

25.09

Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи.

1

Звуки речи, их отличие от других звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Фонетика как раздел науки лингвистики о звуках речи.

М/п природоведение, литература, изо

9

1.10

Образование и произношение звуков. Гласные и согласные звуки, их функции в речи.

1

Ударные и безударные слоги. Открытые и закрытые слоги. Ритмика русского слова.   Работа над правильным восприятием и артикуляцией звуков.

10

2.10

Гласные звуки. Сильная и слабая позиция для гласных звуков. Концепты  «звук»,»голос»

1

Гласные звуки. Сильная и слабая позиция для гласных звуков. Различение в сильной позиции (под ударением) шести гласных звуков (о, а, и, у, э, ы). Позиционное чередование гласных.

11

15.10

Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие.

1

Понятие о фонеме. Согласные звуки в слове. Артикуляционные признаки согласных звуков. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, их смыслоразличительная роль (пруд и прут, банка и банька). Пары согласных по звонкости-глухости. Непарные звонкие (м, л, н, р) и глухие (х, ц, ч, щ). Сильная и слабая позиция для звонких и глухих согласных. Пары согласных по мягкости-твердости. Непарные мягкие (ч, щ) и твердые (ж, ш) согласные. Средства обозначения мягкости согласных (ь и буквы я, ю, е, ё, и).  

12

16.10

Сильная и слабая позиция для звонких и глухих согласных.

1

13

22.10

Р.р. Разговор по телефону. Концепт « разговор»

1

Работа над диалогической речью

М/п Культура речи, история.

Э

14

23.10

Чередование гласных и согласных при образовании слов и форм слова.

1

Чередование гласных и согласных при образовании слов и форм слов (ухо – уши, расти – вырос, касаться - коснуться).

15

29.10

Орфоэпия как раздел лингвис-тики. Основные орфоэпические нормы русского языка.

1

Орфоэпия – правила литературного произношения. Произношение ударных и безударных гласных. Произношение слов со стечением согласных. Произношение окончаний –ого, -его у прилагательных, произношение –ться, -тся у глаголов.  

М/п история

16

30.10

Словесное и логическое ударение.

1

Произношение ударных и безударных гласных. Логическое ударение как средство точности и выразительности речи.

17

5.11

Р.р. Конкурс выразительного чтения стихов.

1

Работа над выразительностью устного слова.

Э, М/п (искусство, музыка, риторика)

18

6.11

Транскрипция. Фонетический анализ слова.

1

Понятие о транскрипции. Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическим словарем. Выразительные возможности фонетики.

19

12.11

Выразительные возможности фонетики. Звукопись как поэтическое средство. Рифма и ритм в стихах.

1

Звукопись как поэтическое средство. Рифма и ритм в стихах.

20

13.11

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и орфоэпия».

1

21

19.11

Работа над ошибками.

Р.р. Кирилл и Мефодий – первые русские просветители. Азбука.

1

История русского алфавита.

М/п  история

Строение слова

 Состав слова и словообразование

22

20.11

Морфемика как раздел лингвистики. Производные и непроизводные слова. Морфема – значимая часть слова.

1

Морфемное строение слова. Морфемы как значимые части слова. Корень (корневая морфема), приставка, суффикс (некорневые морфемы).  Слова производные и непроизводные. Производящая основа.

23

3.12

Основа слова и окончание. Концепт «луна»

1

Основа слова и окончание. Отражение лексического зна-чения слова в основе, грамматического значения в окон-чании. Окончание как способ образования форм слов и средство связи слов в словосочетаниях и предложениях. Формы одного и того же слова и слова одного и того же корня (однокоренные слова) с разным лексическим значением.

М/п астрономия,физика, природоведение

24

4.12

Корень. Однокоренные слова. Словообразовательное гнездо. Концепт «корень»

1

Формы одного и того же слова и слова одного и того же корня (однокоренные слова) с разным лексическим значением. Словообразовательное гнездо.  

М/п риторика, , музыка

25

10.12

Р.р. Создание концепта слова «Вода».

1

Развитие речи.

М/п этимология

26

11.12

Правописание корней с прове-ряемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными и согласными.

1

Морфологический принцип орфографии (сохранение од-нообразия написания морфем). Правописание корней: с непроверяемыми гласными и согласными, с чередованием гласных и согласных, с проверяемыми безударными глас-ными и со звонкими согласными. Правописание суффиксов.  

27

17.12

Приставки и их правописание. Предлог и приставка. Концепт «песня»

1

Приставка и предлог. Одинаковые по звучанию приставки и предлоги. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок: а) единообразное написание приставок независимо от произношения; б) приставок на з-с в зависимости от их произношения, о-а в этих приставках в зависимости от ударения; в) приставок пре- и при- в зависимости от их значения.

М/п музыка, кБ,

Э

28

18.12

Суффиксы. Многообразие суффиксов.

1

Суффиксы. Суффиксы имен существительных со значением лица по роду занятий (-чик, -щик, -ник, -тель), со значением лиц женского пола (-к-, -ниц-, -ц-), со значением ласкательно-уменьшительным ( - ок, -ек, -ик, -очек), со значением детенышей (-онок, -енок). Основные суффиксы глаголов и имен.

М/п УНТ

Э

29

24.12

Р.р. Подробное изложение

1

 Словообразовательная цепочка. Морфологические способы словообразования: приставочный, суффиксаль-ный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, словосложение, сокращение основ. Чередование гласных и согласных при образовании слов.  

30

25.12

Правописание слов с пол-, полу-сложных слов с соединительной гласной О, Е.

1

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительной гласной –о- или -е-, их правописание. Сложные слова без соединительной гласной и с пол-, полу- Их правописание. Сложносокращенные слова. Их произношение, написание и употребление в речи (согласование по роду основного слова).

31

31.12

  Основные способы образования слов в русском языке. Сложносокращенные слова    Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Развитие речи.

32

14.01

. Основные способы образования слов в русском языке. Сложносокращенные слова    Концепт «цветок»

1

Разбор слов по составу (морфемный анализ). Словообразовательный анализ слова. Отражение языковой картины мира в словообразовательной системе языка.

33

15.01

Контрольная работа №2 по теме «Состав слова и словообразование».

1

34

21.01

Работа над ошибками.

Р.р. Словари русского языка: словообразовательный, орфографический, этимологический.

1

Знакомство со «Школьным словообразовательным словарем» А.Н. Тихонова.

М/п этнография

СЛОВО НАПИСАННОЕ

Орфография

35

22.01

Орфография. Принципы русской орфографии. Орфографическое правило. Орфограмма.

1

Орфография как система правил передачи звучащей речи на письме. Зеркальные слова (точное соответствие произношения и написания). Понятие об орфограмме как ошибкоопасном месте при написании слова. Фонематический принцип русской орфографии и обусловленный им морфологический принцип. Понятие о фонеме как ряде позиционно чередующихся звуков. Фонема в сильной и слабой позиции. Основной закон русской орфографии: написание по сильной позиции.

36

28.01

Правописание безударных гласных. Концепты «пословица», «сказка»

1

Проверяемые и непроверяемые написания. Проверочные слова. Правило правописания безударных гласных.  

М/п УНТ, история, литература

37

29.01

 Правописание чередующихся гласных в корне.

1

Проверяемые и непроверяемые написания. Проверочные слова. Правило правописания безударных гласных.  

38

4.02

Правописание гласных после шипящих и Ц.Концепт «друг»

1

Правописание гласных после шипящих и ц (жи, ши, ча, ща и др.).

39

5,02

Правописание Ы-И после Ц.

1

Правописание и-ы после приставок на согласный.

40

11.02

Р.р. Подготовка к сочинению повествовательного характера.  

1

Д/з. Написать сочинение

41

12.02

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных. Концепт «праздник»

1

Метод ассоциативных полей и микроязыков в овладении орфографией.

Произношение и написание стечения согласных.

М/п  история

Э

42

18.02

Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь для обозначения грамматической формы слова.

1

Правописание мягкого знака в грамматических формах слов, ь и ъ в разделительной функции.

43

19.02

Р.р. Письмо любимому сказочному герою. Концепт «честь»

1

Развитие речи.

АК (честь и достоинство гражданина)

44

4.03

Правописание приставок на –з, -с. Концепт «сердце»

1

Правописание приставок на –з, -с.

45

5.03

Правописание приставок пре- и при-.

1

Правописание приставок на –з, -с.

46

11.03

Контрольная работа №3 по теме «Орфография».

1

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Лексика

47

12.03

Работа над ошибками.

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Слово как знак предмета, понятия.

1

Понятие о лексике как системе. Основные ее признаки: обширность, изменчивость, открытость, многообразие связей слов.  Словарное богатство русского языка.  Лексическое значение слова. Слово как знак предмета, понятия. Конкретное и абстрактное  значение слова, оценочный момент в значении слова (эмоционально-экспрессивные слова: кораблик, солнышко, швырнуть, ляпнуть), значимость слова (по отношению к другим словам), свободное и несвободное значение слова  (белый снег – белое золото).    Грамматическое значение слова. Выражение грамматических значений слов в окончаниях, суффиксах, приставках.    

48

18.03

Р.р. Создание концепта «слово»

1

49

19.03

Однозначные и многозначные слова. Концепт «дорога»

1

Слова однозначные и многозначные.

50

25.03

Прямое и переносное значение. Образное значение слов. Концепт «словарь»

1

Прямое и переносное значение слов.  Переносное значение как основа изобразительно-выразительных средств.

М/п история

51

26.03

Синонимы.

1

Связь слов по значению: синонимы, антонимы, лексико-семантические группы (глаголы речи, мысли, говорения и т.д.), тематические группы слов ( «Театр», «Природа», «Спорт»).

М/п история

52

1.04

Антонимы.

1

Связь слов по значению: синонимы, антонимы, лексико-семантические группы (глаголы речи, мысли, говорения и т.д.), тематические группы слов ( «Театр», «Природа», «Спорт»).

М/п история

АК( дружба и предательстве,деле и безделье)

53

2.04

Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы.

1

Омонимы, разные их виды: полные омонимы (ключ – источник и ключ – для замка), омофоны (спеши - спиши), омографы (заМок - замоК), омоформы (стекло – существительное и стекло – глагол прошедшего времени).

М/п история, география

Э

54

9.04

Паронимы.

1

 Паронимы (поступок - проступок).

М/п история, биология,

Э

55

15.04

Повторение изученного по теме «Лексика».Концепт «береза»

1

Учебные словари синонимов, антонимов, тематические словари, русско-башкирский иллюстрированный словарь. Составление списков слов, обозначающих вещи, предметы, понятия, свойственные только русской культуре, только башкирской культуре (биоэквивалентная лексика). Слова с национально-культурным компонентом значения.

Э

СЛОВО В СЛОВОСОЧЕТАНИИ, ПРЕДЛОЖЕНИИ, ТЕКСТЕ

Синтаксис

56

16.04

Синтаксис как раздел грамматики. Синтаксические единицы.

1

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий способы сочетания слов и законы построения словосочетаний и предложений. Словоформа, словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.   Порядок слов в предложении.

АК (тексты о добром имени человека, о его патриотизме, отношении к своему делу, о добросовестности)

57

22.04

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Типы словосочетаний. Связь слов в словосочетании.

1

Слово и словосочетание как номинативные единицы языка, их общие и отличительные признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы словосочетаний по главному слову (именные и глагольные). Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Словосочетания с определительным, объектным и обстоятельственным значениями.

М/п география, природоведение

Э

58

23.04

Предложение. Отличие словосочетаний от предложений.

1

Предложение. Отличие предложения от слов и словосочетаний.  

Э (текст Боброва о малой родине)

59

29.04

Предложения простые и сложные.

1

Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но; что, чтобы, потому что, когда, как и союзным словом который.

Э ( стих-ие ИгбаеваА. «КУРАЙ»

60

30.04

Р.р. Заочная экскурсия по родному городу.

РР

Развитие устной  и письменной речи. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Любимый уголок родного края»

Д/з написать сочинение по теме «Любимый уголок родного края»

61

6.05

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

1

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Восклицательные предложения. Интонация различных типов предложений. Смысловая и эмоциональная интонация. Логическое ударение. Членение предложений на синтагмы. Синтагматическое и фразовое ударение (интонация точки).

62

7.05

Слово как член предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения.

1

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения.

63

13.05

Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Концепт «Край»

1

Слово как член предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения.

Э

создание концепта «край»

64

14.05

Предложения с однородными членами, обращениями, знаки препинания в них.

1

Предложения с обращениями и однородными членами. Знаки препинания в них.

65

20.05

Контрольная работа №4 по теме «Синтаксис».

1

66

21.05

Работа над ошибками.

Слово в тексте. Средства создания связности и целостности текста.

1

Слово в тексте как средство сознания целостности и связанности текста.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

67

27.05

Р.р. Создание концепта слова «Лето».

1

68

28.05

Что я узнал о слове в 5 классе Дискуссия.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на основе Программы по русскому языку авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. ФГОС

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку для 5 класса составлено  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)

Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...