олимпиада
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему

Самолетова Ольга Ивановна

Олимпиадные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_dlya_678_kl_2012.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Олимпиадные задания для 6 класса

Максимальный балл: 51,5

1. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:

разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.

0,5 балла за каждый правильный ответ (всего 3,5 б.)

2.Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же  они называются?        

Мыльня —                          Всеградник —

Ветродуй -                        Представщик -

Самодвйг -                        Ошейник -

Звонознание -                        Скоропись -

Единопродавство -        Любомудр –

0,5 балла за каждый правильный ответ (всего 5 б.)

3.Какое слово «лишнее»? Почему?

Женитьба, свадьба, косьба, молотьба

 (всего 3 б.: 1б. за ответ + 2б. за комментарий )

4. Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку. Объясните свой выбор.

А.  Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.

Б.   Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.

В.  Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.

Г.   Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.

(всего 3 балла: 1б. за ответ + 2 балла за комментарий)

5. Расставьте ударения в словах:

Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.

0,5 балла за каждый правильный ответ (всего 4 б.)

6.  Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение?  Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

Всего 4 балла

7. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

Штаны, сени, носилки, иваси.

1 балл.

8. В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь,  который  помог бы ей их назвать?

Комментарий  - 1 балл.

Свой вариант наименования – 1 балл.

Название словаря – 1 балл.

Итого максимум 3 балла.

9. Комплексный анализ текста:

Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.    Максимум 15 баллов

Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

10. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре заметки в газету на тему: «Книга». Максимум 10 баллов


Олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса

1.В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
2. . Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца

3 Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

4 Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек,
otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как будет по-турецки: двадцать островов? люди?

5. Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?

6. Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фразеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

7.Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.  Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?

8 Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?

9 Перед  вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

10.В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

 Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

 


Олимпиадные задания по русскому языку для 8 класса

1. Почему местоимения его, её, могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой? 
2. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи: 1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь ? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь ?

 3 Объясните значение устаревших слов): ЕНДОВА, БУРЛАК, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ТУГА, ВИРШИ, РАМЕНА. Объясните значение иностранных слов):  МЕНТАЛИТЕТ, КАБАЛА, КАНОНАДА, ПРИВИЛЕГИЯ.

4.. Объясните значение следующих фразеологизмов:

недремлющее око

дворянское гнездо

5. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

6. Прочитайте отрывок из сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Какое слово в нем может быть заменено цифрой? Какой частью речи оно является? Какие слова вне этого отрывка могут относиться к другой части речи? Какой частью речи они являются в этом тексте?

 Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: „А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?“ Они спрашивают: „Ему уже двенадцать лет? Сколько у  него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?“ И после этого воображают, что узнали человека. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться.

7. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный  (палец), покупец, затужить (пояс).

8. Однажды один учёный шёл домой и случайно услышал разговор двух школьников. Один сказал: «Гляди, Ушаков идёт!» Другой удивился: «Ты что? Ушаков — это словарь».  Прав ли второй школьник, назвав словарь фамилией человека? О каком словаре идёт речь?

9. Изменится ли синтаксический состав предложения Глухой, дремучий лес при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

10.Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово,

Химки, Руза, Шатура, Архангельск.


Ответы

Ответы для олимпиады по русскому языку 6 класс

1. [ж] [ш] [ж] [ш] [ш] [ж] [ш]
Разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом. 
2. Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же
они называются?        

Мыльня — (баня).        Всеградник — (космополит).

Ветродуй - (вентилятор).        Представщик - (актер).

Самодвйг - (автомат).        Ошейник - (галстук).

Звонознание - (акустика).        Скоропись - (стенография).

Единопродавство - (монополия).        Любомудр - (философ).

3. Свадьба

4. В

5. Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим

6. Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу».
В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом.
В современном языке выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

7. Иваси – несклоняемое существительное

8. Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.

Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.

9. Комплексный анализ текста:

Тема - лесной ручей.

Идея – лесной ручей-душа леса

Стиль – художественный

Тип – повествование и описание

Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри  

               мчатся

               сравнение: будто сжимает мускулы;

               эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба

Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает

Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.

10. Оценивается

качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.


Ответы на олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса

1. А) Слова, где произносится  [ЧН ] - античный, библиотечный.

Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимальное количество – 4,5 

2. Десница - правая рука, виктория - победа, ланиты - щёки, политес - этикет, вежливость,  ветрило - парус,  шуйца - левая рука.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимальное количество – 3,5 

3 Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните:  дверной глазок.

«Околица» образовано от слова «около»,  родственного древнерусскому слову коло-круг.

Глагол «окинуть» образован  от слова «кинуть» с помощью приставки О.

Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos  означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).

«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».

За каждый правильный ответ – 0,5 балла + 0,5 балла за аргумент, максимальное количество –  5 баллов

4. Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki - два , otuz - двадцать) предшествует существительному,  также легко выделяется суффикс множ. числа – lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного.

Поэтому ответ: otuz ada,   adamlar

За каждый правильный ответ – 1 балл + 2 балла за аргумент, максимальное количество –  6 баллов

5. Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом  расчищали земли от растительности, при этом сжигали  деревья. Сожжённое место называли  палом, а обожженные колья – палки. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожжённые) колья.

1 балл за ответ, 3 балла за аргумент, максимальное количество – 4 балла

6.Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

Количество баллов.

Исправление ошибки – 1 балл.

Толкование фразеологизма – 1 балл.

Итого максимум – 8 баллов.

7. Одноклассники отметили, что Саша  не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи. . Количество баллов.

До 2 баллов.

8. В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

Количество баллов.

Один ответ – 1 балл. Итого максимум 2 балла.

9 подлеж.    обст.      сказуем.           о б с т о я т е л ь с т в о

Кусодка нырво подзикала,  мызянаясь отпакать мылюту.

Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме  единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)

нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)

по - дзик – а – л – (а) – глагол  1 спряжения в форме изъявительного наклонения,   прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)

мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)

мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).

Количество баллов.

Синтаксический разбор предложения – до 2 баллов.

Морфологический разбор слова: один признак – 0, 5 балла. Всего 8 баллов.

Морфемный разбор слова: одна морфема – 0,5 балла. Всего 9 баллов.

Пунктуация – 0,5 балла.

Итого максимум 19,5 балла.

10.Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.

Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург,  очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и  вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.

Количество баллов.

Орфограмма – 0,1 балл. Всего 1,2 балла.

Пунктограмма – 0,1 балл. Всего 0,4 балла.

Пересказ – до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку.

Итого максимум 11,6 балла.

Максимальное количество баллов – 62,1


Ответы на олимпиадные задания по русскому языку для 8 класса

1 Местоимение его (р., в.п. <он), её (р., в. п. < она) и их (р., в. п. <они) могут являться формами косвенных падежей личных (лично-указательных) местоимений, а также могут выступать в роли притяжательных: его (чья?) книга; её (чья?) книга. И в этой роли они синонимичны местоимению свой. За правильный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий. Всего количество баллов – 3

2. Устаревшее значение слова «рухлядь» - домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь - меха; серебряная рухлядь - изделия из серебра. Современное значение слова - ненужные домашние вещи, старье.  Всего количество баллов – 3

3. ЕНДОВА –  старинная русская посуда для вина в виде широкой чаши с носиком или рыльцем, , ЛАНИТЫ — щёки, ДЕСНИЦА — правая рука, ТУГА — печаль, ВИРШИ — стихи, РАМЕНА — плечи.. МЕНТАЛИТЕТ – образ, способ мышления и мировосприятия, присущие отдельной личности, социальной группе, народу. КАБАЛА – (от араб. кабала - расписка в получении чего-либо, обязательство) - тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин "К." появился на рубеже XIV-XV вв. К. назывались также юридические акты.

КАНОНАДА – пушечная пальба. ПРИВИЛЕГИЯ - преимущество, исключительное право. 1 балл за правильный ответ. Общее количество баллов - 10

4. Недремлющее око - бдительный, неусыпный надзор, наблюдение.
Дворянское гнездо - уклад жизни, где живут большой семьей, соблюдая традиции.

Количество баллов – 2 балла

5.Возможны два варианта ответа.

Бесценный – нет суффикса -енн.

Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.

 Количество баллов.

1 балл.

2 балла в случае указания обоих вариантов.

6.Сколько 

2.  Вопросительное местоимение.

3.  Взрослые, самое главное – имена существительные  в тексте; имена прилагательные.

В случае  указания на слова стоит (безличный // личный глагол), что (союз // местоимение), и (союз // частица), после (предлог // наречие) каждый ответ оценивается тремя баллами.

 Количество баллов:4 балла

Сколько  - 1 балл.

Вопросительное местоимение –  1 балл.

Каждое слово – 0,5 балла. Всего 1 балл.

Указание на часть речи – 0,5 балла. Всего 1 балл.

7.Копатка – лопатка; от копать при помощи суффикса -тк-.

Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса –еныш-.

Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся. Грозительный  (палец) – указательный, тот, которым грозят; от грозить при помощи суффикса -тельн-

Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса -ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; от тугой или туго при помощи суффикса -и- и приставки за-.

Количество баллов.

Значение слова – 0,5 балла.

Производящее слово – 0,5 балла.

Словообразовательные морфемы – до 1 балла.

Итого максимум 12 баллов.

8.Второй школьник, называя словарь Ушаковым, использовал метонимический перенос наименования с автора на его произведение. Ср. У тебя Пушкин есть? = У тебя книга Пушкина есть? (До 2 баллов) Он имел в виду «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова – первый советский толковый словарь, первый том которого был издан в 1935, а последний в 1940 году. (До 2 баллов)

Количество баллов.

До 4 баллов.

9. Синтаксический  строй предложения изменится: предложение

Глухой, дремучий лес - односоставное назывное, осложненное однородными согласованными определениями -  превратится в предложение Лес глухой, дремучий – двусоставное, осложненное однородными составными именными сказуемыми.

Количество баллов.

До 4 баллов в зависимости от полноты характеристики каждого варианта предложения.

10. Балашиха - балашихинцы,  Видное - видновцы, Дубна - дубнинцы, Зарайск - зарайцы и зарайчане, Клин - клинчане и клиняне, Луховицы - луховичане, Подольск - подольчане, Люберцы - люберчане, Реутово - реутовцы, Химки - химкинцы, Руза - ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

0,5 баллов за каждый правильный ответ, всего -  6,5

Максимальное количество баллов – 50,5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

"От олимпиады к олимпиаде"

Экскурсия расскажет об Олимпийских Играх, познакомит с легендами древних греков, символикой Игр...