Доклад "Разные виды диктантов на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему

Даются понятия разых видов диктантов на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznye_vidy_diktantov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской области

кадетская школа – интернат «Кадетский корпус»

имени Дмитрия Михайловича Пожарского

в ЗАТО г. Радужный

  Доклад  на заседании МО.

                Разные   виды  диктантов на уроках русского языка.

                                        

                                Подготовила учитель русского языка и литературы:

                                Матвеева В.Г.

        

Закрепление нового материала на уроках русского языка должно основываться на:

  1. упражнениях учебника;
  2. написание разных видов диктантов.

Рекомендуется проводить следующие виды диктантов: предупредительный, самодиктанты, творческие, выборочные, графические. С последующей самопроверкой, последующим синтаксическим и пунктуационным разбором, диктанты-молчанки, занимательные, свободные.

  1. Графические диктанты.

Схемы предложений, из которых состоит текст диктанта, вычерчиваются на доске в произвольном порядке. Воспринимая предложение на слух, ученики определяют, какой схеме оно соответствует. Диктуя предложение для записи, учитель по схеме поясняет его структуру.

2.Зрительный диктант (письмо по памяти).

Диктант по знакомому тексту, с которым дети знакомились ранее: строки из стихотворения, заучиваемого наизусть. Даётся задание, например: подчеркнуть грамматические основы в сложном предложении. Начертить схему сложного предложения.

3.Самодиктант.

Тот, кто хорошо запомнил предложение. Диктует всему классу, причём одновременно графически изображает части диктуемого предложения на доске. Дополнительные задания, например: подчеркнуть обращения во всех предложениях с прямой речью.

 4. Творческий диктант.

Задания всевозможные: по данному началу составить предложения по схемам 1. схема (о и о ), 2. схема 1 (…), и 2(…). ; заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными:

  Небо без звёзд – беззвёздное и т.д.

5. Выборочный диктант

 Проводится так же, как и выборочное списывание, но текст упражнения дети воспринимают не зрительно, а на слух.

6. Диктант-молчанка.

 Учитель показывает изображения предмета, а ученики пишут его название.

7. Занимательные диктанты с грамматико-орфографическим заданием: указать суффиксы существительных, объяснить правописание безударных падежных окончаний существительных.

 Стихотворение-шутка И.Демьянова.

   Валя на проталинке

   Промочила ----------- (валенки)

   Валенки у Валеньки

    Сохнут на ------------ (завалинке).

 Задание – игра «Подскажи словечко».

8. Словарный диктант с последующим заданием.

Вызванные для ответа ученики пишут диктуемые слова на доске, остальные в тетради.

9. Свободный диктант с использованием картины.

 Свободным диктантом и школьной практике обычно называют такие письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям. А ученики свободно воспроизводят услышанное.

   Обращаясь к упражнениям этого типа, мы исходим из того, что «обучение орфографии должно осуществляться в тесной связи с развитием речи. При написании свободного диктанта правила начинают приобретать особую содержательность: работа ученика перестаёт быть чисто орфографическим упражнением, а становится письменной речью. Свободный диктант помогает развивать речь учащихся, формирует умение грамотно строить предложение. Запомнить и воспроизвести после однократного прочтения можно только такой текст, который представляет собой связное целое и легко членится на части. Лучше всего воспроизводят учащиеся тексты повествовательного характера, хуже описания и рассуждения.

  Педагогический опыт позволяет утверждать, что запомнить содержание свободного диктанта помогает картина – особенно в работе над описанием и рассуждением. Картина сохраняет перед глазами учащихся образы Действительности, адекватные словесному описанию.

 Важным моментом в проведении данного вида диктанта является выбор картины. При отборе картины учитель должен учитывать возрастные особенности уч-ся. Так, пятиклассникам целесообразнее предлагать картины с ярко выраженным сюжетом, ибо в этом возрасте наиболее доступно повествование.

  В 6 классе используются картины более разнообразные по жанрам (бытовые пейзажи, натюрморты, портреты).

 В 7 классе необходимо широко использовать картины всех жанров.

 В работе над свободным диктантом по картине можно наметить следующие этапы:

 - предварительная подготовка учителя к работе;

 - вступительное слово учителя;

 - молчаливое рассматривание картины, самостоятельное зрительное её восприятие;

- краткая беседа с целью выяснения эстетического впечатления от картины;

 чтение текста свободного диктанта;

- анализ содержания картины и текста;

- речевая подготовка и языковой анализ текста;

- орфографическая и пунктуационная подготовка;

- подбор заголовка, разбивка текста на части;

- чтение и запись диктанта по абзацам.

Покажем, как провести свободный диктант по картине А.А. Пластова «Летом» при закреплении темы «Имя прилагательное».

  Говорим учащимся, что сегодня они будут писать свободный диктант по картине известного художника

А.А. Платонова «Летом». Напоминаем им об особенностях данного упражнения, затем рассматриваем картину.

 Друг Платонова В.А. Дедюхин,- рассказывает учитель,- вспоминает о том, что ему однажды пришлось познакомиться в Прислонихе (деревня, в которой жил художник) с бабушкой Шарымовой. У неё в комнате он увидел портрет старушки в тёмном платке и синей кофте. Хозяйка рассказала, что кроме этого портрета, она «срисована» ещё в 2-ух картинах.

  Об истории создания одного из них пойдёт речь нашего диктанта.

  «Ранним утром, когда лучи солнца не высушили ночную росу, мы с Катей взяли посуду и пошли в лес. Лето было влажное тёплое. Грибов и ягод удалось много.

 Пластовский Барсик за нами увязался.

   Лес встретил нас звонким песнями, запахом лесных цветов, богатым урожаем грибов и ягод. Мы набрали полную корзину молодых груздей, ведро упругих рыжиков и боровиков. Катя нашла полянку с душистой земляникой и наполнила ею кувшин.

  Летняя жара заставила нас искать место для отдыха.

   Мы увидели зелёную лужайку. Она была вся в цветах.

  Под раскидистыми ветвями берёз синели нежные колокольчики. Рядом цвели белые ромашки с крупными лепестками.

  Я легла в густую траву и задремала. Катя неторпливо обрывала с веток в кружку сочные ягоды малины. Рядом прикорнул уставший Барсик. А в лесу тишь, как бывает в жаркий летний день, когда даже птицы умолкают. Вот здесь и увидел нас Пластов. Он полюбовался хорошим урожаем, а потом пошёл дальше. Мы остались отдыхать». (По В.А. Дедюхину).

Прослушав текст, учащиеся осмысливают его, сравнивая с содержанием картины.

Затем проводиться работа по анализу содержания текста и картины.

Ставятся вопросы:

-какие прилагательные использует автор, чтобы создать яркую картину солнечного дня?

В целях предупреждения орфографических ошибок на доске необходимо выписать слова  с непроверяемыми орфограммами: корзина, боровичок, ромашки, прикорнул, малина.

После этого текст читается по абзацам.

Орфографическая и пунктуационная подготовка проводилась накануне диктанта.

Свободный диктант по картине обогащает и углубляет  знания учащихся  об окружающей действительности, воспитывает их эстетический вкус.

 

               Найдите дополнения, определите, какими они являются.

Собирая золотистую пыльцу вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчёлы. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Корни разросшихся зелёных ив защищают от размыва вешней водою устроенные людьми плотины. Из гибких прутьев умелые люди плетут корзины. А из лёгкой древесины некогда гнули расписные красивые дуги.

  Сделайте синтаксический разбор первого предложения, поставьте запятые.

          Найдите определения, укажите их вид. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

 У лесного оврага в тени берёз цветут ландыши и земляника. Щёлкает в зелёных кустах соловей. В вершинах развесистых дубков воркуют горлинки. Тихо журчит на дне овражка прозрачный лесной ручей. Колышутся над водой тонкие камышинки. Здесь в листве слушал я пение соловья и тихое журчание ручья собирал под дубками ландыши.

       В тексте найдите обстоятельства, определите их виды.

При желании много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется тяжёлый глухарь. Всю зиму глухари кормятся на молодых соснах жёсткой хвоей. Возятся под снегом лесные мыши. Спят под корнями деревьев ежи. Бегают по деревьям гоняясь за белками злые куницы. Стайка красногрудых весёлых клестов роняя снег с приятным свистом расселась на покрытых смолистыми шишками ветвях ели.

 Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.

   

Найдите дополнения, определите, какими они являются. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

   Собирая золотистую пыльцу вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчёлы. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Корни разросшихся зелёных ив защищают от размыва вешней водою устроенные людьми плотины. Из гибких прутьев умелые люди плетут корзины. А из лёгкой древесины некогда гнули расписные красивые дуги.

 

 

            Распределение страниц в журнале

               1 час – 2 страницы

               2 ч.    – 3 стр.

               3 ч.   -   5 стр.

               4 ч.   -   6 стр.  

                5 ч.  -   8 стр.

                6 ч.  -   9 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рефлексии на уроках русского языка и литературы

В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах...

Формы и виды опроса на уроках русского языка.

Формы и виды опроса на уроках русского языка.  Подготовилаучитель русского языка и литературыАнисимова Татьяна Николаевна...

Виды разборов на уроке русского языка

Материал составлен в помощь учащимся 5-11 классов при изучении русского языка и выполнении различных видов разборов...

Виды чтения на уроках русского языка

Как правило, выделяются три вида чтения: просмотровое, ознакомительное и изучающее.     Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содер­жании текста,...

Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка

В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...