Сочинение на лингвистическую тему как основной вид работы при подготовке к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5 класс) на тему
Сочинение на лингвистическую тему как основной вид работы при подготовке к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu_kak_osnovnoy_vid_raboty_pri_podgotovke_k_gia.doc | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Введение 2
Основные жанры ученических сочинений 4
Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 7
Этапы работы над сочинением на лингвистическую тему в 5 классе 8
Конспект урока 14
Результаты работы 17
Список литературы и источников 21
Введение.
В общей характеристике программы по русскому языку ФГОС сказано: «Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются… освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты»[1]. В этой связи именно сочинение на лингвистическую тему становится основным заданием на экзамене в 9 классе, поскольку такой вид сочинений предполагает высокий уровень овладения материалом, когда учащийся не только отвлечённо, в теории, знает об устройстве языковой системы, но и на практике, в тексте, рассуждает о функционировании языковых ресурсов. Кроме того, овладение навыками сочинения на лингвистическую тему отвечает и другим требованиям ФГОС: «овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности…»[2]
Однако работу по освоению навыков написания сочинения на лингвистическую тему необходимо проводить, уже начиная с 5 класса. Программа 5 класса по русскому языку предполагает освоение тем, связанных с основными типами речи (повествование, описание, рассуждение), а также обучение основным видам сочинений на базе полученных знаний[3]. Сочинение на лингвистическую тему – один из видов сочинения-рассуждения; кроме того, уже с 5 класса учащиеся изучают материал по разделам – в соответствии с уровнями языковой системы. Поэтому целесообразно анализировать языковые явления того или иного уровня не отвлечённо, а в тексте, тем самым разбирая и суть явления, и его функцию в речи. По сути, ученик получает начальные представления о лингвистическом анализе текста: учится понимать, не только что написано в тексте, но и как это сделано автором.
Таким образом, цель данной работы – осветить вопросы, связанные с обучением пятиклассников новой форме сочинения – на лингвистическую тему. В связи с данной целью были сформулированы следующие задачи: 1) рассмотреть основные виды сочинений (материал 5 класса); 2) определить основные требования к сочинению на лингвистическую тему; 3) показать формы работы для подготовки к сочинению на лингвистическую тему; 4) проанализировать результаты деятельности в 5-х классах общеобразовательной школы.
Материал подготовлен на основе пособия по русскому языку Л.И.Мальцевой, ориентирован на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной школы[4].
Основные жанры ученических сочинений.
Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.
Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.
Сочинение-повествование. «Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[5]. Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д. В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др. Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку. Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы). Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора. Повествование может вестись от первого или от третьего лица. Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
Сочинение-описание. В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания. Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии[6]. Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё. Сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное. Структура описания включает: общее представление о предмете («данное»); описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»); отношение автора к описываемому.
В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.
Сочинение-рассуждение. Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.
В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить. Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод. Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы: различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей; факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников; ссылки на литературу (цитирование); сопоставление фактов; логические умозаключения и т.д. Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.
Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога, ученического сочинения[7].
Существуют следующие виды сочинений-рассуждений:
• рассуждение-ответ на вопрос;
• рассуждение на дискуссионную тему;
• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.
В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.
При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.
Особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Говоря о сочинении-рассуждении, мы имеем в виду прежде всего сочинение по проблемам какого-либо прочитанного текста. Однако современные реалии ставят нас в более узкие рамки – научить школьника писать и рассуждать на темы, связанные с языком вообще и с единицами разных его уровней в частности.
Критерии оценки (а отсюда и особенности) сочинения на лингвистическую тему изложены в демонстрационной версии ГИА по русскому языку 2013 года[8]. Главные требования здесь следующие:
- Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (рассуждение должно проводиться на теоретическом уровне при отсутствии фактических ошибок в понимании тезиса).
- Наличие примеров-аргументов из данного текста и указание на их роль в этом тексте.
- Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
- Композиционная стройность и завершённость работы.
- Соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, норм; фактическая точность письменной речи.
Эти критерии можно использовать и применительно к рассуждениям на лингвистическую тему в 5 классе. Но если в девятом классе задание к сочинению-рассуждению даётся в виде цитаты и ученик самостоятельно формулирует тезис, исходя из цитаты, то на начальном этапе подготовки (5-6 класс) следует формулировать его проще и конкретнее, указывая, о каком языковом явлении идёт речь. Здесь учитываются существующие виды сочинений-рассуждений:
• рассуждение-ответ на вопрос (например: «Какова роль данного языкового явления (или языковой единицы) в тексте (или в речи));
• рассуждение на дискуссионную тему (например: «Нужны ли знаки препинания?»);
• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия («Что такое синонимы и какова их функция?»).
Этапы работы над сочинением на лингвистическую тему в 5 классе.
Рассуждаем мы постоянно, обсуждая какие-либо вопросы дома, в классе, с друзьями, с родителями и т.д. Мимо рассуждения как типа речи не пройдёшь на уроках литературы при анализе текста. На уроках, посвящённых подготовке к лингвистическому сочинению, в начале целесообразно объяснить, что текст можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Содержанием художественного произведения мы в основном занимаемся на уроках литературы, а вот вопросы о языковых средствах в тексте должны стать одними из главных на уроках русского языка.
Работу над сочинением на лингвистическую тему можно разбить на три этапа: 1) подготовительные упражнения; 2) подготовка к сочинению на лингвистическую тему; 3) написание сочинения на лингвистическую тему.
1-й этап. Подготовительные упражнения. Эти упражнения можно выполнять устно или письменно (на усмотрение учителя).
- Хорошей тренировкой навыков рассуждения на лингвистическую тему могут стать ответы, построенные по принципу: «Применяя данное правило, рассуждайте так…». Образец подобных ответов уже дан в учебнике после объяснения какого-либо правила по орфографии. Данное упражнение позволяет закрепить полученные знания по теме и развивает первоначальные навыки рассуждения. Уже здесь даётся основная структура рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Учителю важно следить за тем, чтобы при ответе ученик чётко следовал этой схеме, а также за грамотностью построения предложений.
- Упражнения, в задании которых уже называется языковая единица и надо определить её функцию. Например:
из раздела «Фонетика»: определите, какова роль «Ь» в словах вьюга, вьёшь, соловьиный;
из раздела «Морфемика»: определите, каково значение суффикса
-ист- в словах машин-ист, трактор-ист и плеч-ист-ый, болот-ист-ый;
из раздела «Синтаксис»: определите, какова роль тире в данном предложении, докажите это: «Рябина – небольшое красивое дерево с ажурными листьями».
- Докажите утверждение.
Из раздела «Фонетика»: определите, какими являются согласные звуки в следующих словах бить, миля, люки, пью, мягкими или твёрдыми? Докажите своё утверждение.
Из раздела «Морфология»: какую букву надо вставить в слове ш..рох («Ш..рох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным»)? Своё утверждение докажите.
Важно! Упражнения данного вида могут носить характер рассуждения на дискуссионную тему. Например: Прочитайте текст. Кто, по-вашему, прав: Коля или его одноклассники? Своё мнение обоснуйте.
На доске было написано предложение Все любовались бегом юного спортсмена. Разбирая слово бегом как часть речи Коля назвал его глаголом.
- Неправильно, - сказали ребята.
- Почему? – не соглашался Коля. – Ведь спортсмен – бежал! А бежать – глагол! Обозначает действие[9].
Из раздела «Синтаксис»: определите, каким членом предложения является слово тень в данном предложении, докажите ваше утверждение: «В саду на яблоню сирень отбрасывает тень»; докажите, что одуванчик – имя существительное.
- Какова роль указанной языковой единицы в тексте. Хотелось бы отметить, что именно упражнения последних двух видов являются главными при подготовке к сочинению на лингвистическую тему. Здесь ученик при помощи учителя, конечно же, решает для себя главную задачу, связанную с постижением законов лингвистики, - он учится видеть функцию языковой единицы в тексте, а не абстрактно, в упражнении из учебника.
Задания такого вида можно разделить на две категории: с указанием языковой единицы, которая играет определённую роль в тексте, в этом случае ученик сам определяет только её функцию; и с указанием определённой роли/смысла текста, ученик определяет языковую единицы, при помощи которой автор создаёт ту или иную картину.
Из раздела «Фонетика»: что передаёт поэт при помощи сочетания звуков [гр],[тр],[б], [к]?
Как будто грома грохотанье –
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
А.С.Пушкин.
Из раздела «Морфемика»: прочитайте стихотворение С.Погореловского и определите, какие слова придуманы поэтом и для чего он их использует?
Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И потолще, и потоньше, –
Есть мальчишки-макаронцы,
Есть девчонки-макаронши.
Макаронников-папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха-мамаша
Их в тревоге провожает…
Из раздела «Лексика»: найдите в тесте омонимы. Какую функцию они выполняют в этом стихотворении?
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка – здесь,
А норки – нет!
А.Шибаев.
- С помощью каких языковых средств автор выражает …
Из раздела «Фонетика»: какими звуками передаёт состояние тишины в своём стихотворении поэт?
Тихо. Не может быть тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь тишину чуть колышет,
Сладкие шепчет слова.
В.Мордань.
Из раздела «Лексика»: какие слова помогают поэту нарисовать картину осени? Что особенного можно сказать о таких словах? Своё ответ аргументируйте, приводя примеры из стихотворения.
Цветная вьюга листопада —
Предзимья пышный карнавал.
Октябрь с усталых веток сада
Вчера антоновку сорвал.
Огнями фар перекликаясь,
Пшеницу возят тягачи.
На зимний промысел собрались
Трудолюбивые грачи…
Л.Татьяничева.
Из раздела «Синтаксис»: прочитайте текст; определите с помощью каких средств синтаксиса автор передаёт свои чувства, своё восхищение и радость от приближающейся весны?
Весна
Весна! Весна!
Как ты красива, как щедра ты в моем краю! Идешь по тропинке, и сколько ярких, пестрых цветов с обеих сторон дарят тебе свои поклоны. Какими красками переливаются они под солнечными золотыми лучами!
Чудесные ароматные запахи витают вокруг, и ветер, как шелк, нежно касается лица. Когда ветер играет в зеленом просторе, трава тихо и торжественно качается, мой край становится еще красивее, еще милей.
Весна! Весна!
В который раз я встречаю тебя, весна! Когда ты хозяйка в моем краю, не могу оставаться спокойным. Были бы у меня крылья, тоже летал бы над родной Каракалпакией. Как ласточка, играл бы в синем небе.
Своим трудом, своими делами хочу еще обильней сделать тебя. Бегу, а рядом мчится твой ветер. Смеюсь — мне вторит журчащая вода в арыке[10]. Пою — весь край откликается сотнями песен. Чуешь ли ты сама, о весна, как ты чудесна в моем краю?!
К. Досанов.
Важно! При выполнении упражнений подготовительного характера учитель должен особое внимание уделять структуре ответа ученика, состоящего из трёх обязательных компонентов: тезиса, аргументов-примеров и вывода. Эти упражнения можно выполнять, разбирая любую тему, таким образом, учащийся не только глубже усвоит материал, но и постепенно овладеет навыками логичной, связной речи.
Следующий, 2-й этап – обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему – представлен в виде разработки конспекта урока.
Конспект урока.
Тема урока: «Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Виды предложений по цели высказывания»».
Цели урока:
- расширить знания о сочинении-рассуждении;
- ввести понятие “сочинение-рассуждение на лингвистическую тему”;
- повторить основные сведения о видах предложений по цели высказывания;
- показать систему синтаксических языковых средств, использованных в тексте;
- обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
- содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;
- развивать творческие возможности учащихся;
- научить понимать и ценить красоту русского языка.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Повторение полученных сведений о рассуждении.
Рассуждение – тип речи, в котором даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту. Основной вопрос, на который отвечает рассуждение, - почему?
Схема построения текста-рассуждения:
- Вступление. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
- Аргументы, т.е. доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
- Вывод, т.е. итог, к которому пришёл автор рассуждения.
3. Чтение текста учителем[11].
4. Беседа по тексту:
– пояснение и уточнение его содержания;
– выявление темы и идеи текста;
– объяснение структуры текста (текст относится к типу речи повествование с элементами описания).
5. Беседа по теоретическому материалу.
Учитель: Вспомните 3 вида предложений по цели высказывания.
Уч-ся: Повествовательные, вопросительные, побудительные.
Учитель: Найдите разные виды предложений в тексте.
Уч-ся: 1,2,3 – повествовательные предложения; 8 – вопросительное.
Учитель: А есть ли побудительные?
Уч-ся: Их нет.
- Составление плана сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
1).Тезис: три вида предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
2).Доказательства: примеры предложений из текста с указанием их роли в нём.
3).Вывод.
7. Языковые средства, которые можно использовать в сочинении-рассуждении:
Вводные слова: на мой взгляд, я думаю, мне кажется, во-первых, например, итак, таким образом и т.п.
Союзы: так как, потому что, хотя, если и т.п.
Готовые выражения: докажем это, это можно доказать так (следующим образом), обобщим всё сказанное, таким образом, это объясняется следующим, следовательно и т.п.
8. Работа над сочинением.
Учитель: Какой тезис (мысль) мы выскажем в первой части?
Уч-ся: По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Учитель: Что мы можем сказать о видах предложений по цели высказывания в тексте А.Зимина?
Уч-ся: В тексте А.Зимина мы видим 2 вида предложений: повествовательные и вопросительное (8).
Учитель: О чём рассказывает автор?
Уч-ся: автор повествует нам о начале весны в лесу, например, предложения № 1,2,5,20.
Учитель: О чём спрашивает автор текста?
Уч-ся: О птицах. Вопрос содержится в предложении № 8.
Учитель: Есть ли в тексте побудительные предложения?
Уч-ся: Таких предложений, в которых содержится побуждение, приказ, отсутствуют.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Уч-ся: Потому что цель автора – рассказать о весне, описать картину пробуждения природы.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Уч-ся: Таким образом, мы можем сделать вывод, что в тексте А.Зимина использованы 2 вида предложений по цели высказывания: повествовательные и вопросительное, так как текст является повествованием.
3-й этап. Урок развития речи – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Виды предложений по цели высказывания».
Результаты работы.
В течение текущего 2012-2013 учебного года было проведено 2 урока развития речи – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Результаты работы представлены в таблицах.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Виды предложений по цели высказывания».
Дата проведения: 23 октября 2012 г.
Класс: 5 «А».
Всего в классе: 28 учащихся.
Писали работу: 21 учащийся.
Получили оценки:
«5» - 2
«4» - 8
«3» - 5
«2» - 6
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Виды предложений по цели высказывания».
Дата проведения: 23 октября 2012 г.
Класс: 5 «В».
Всего в классе: 29 учащихся.
Писали работу: 21 учащийся.
Получили оценки:
«5» - 5
«4» - 8
«3» - 4
«2» - 4
Анализ результатов показал, что для учащихся сочинение такого вида – сложная работа, особенно она сложна для слабых учеников, в слабом классе (сравните результаты). Однако при проведении подготовительных упражнений проявляется положительная динамика в усвоении учащимися норм грамотной, логичной, связной речи. Показательны здесь результаты второй работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Морфемы – значимые части слова».
Дата проведения: 5 февраля 2013 г.
Класс: 5 «А».
Всего в классе: 28 учащихся.
Писали работу: 24 учащихся.
Получили оценки:
«5» - 2
«4» - 9
«3» - 10
«2» - 3
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Морфемы – значимые части слова».
Дата проведения: 5 февраля 2013 г.
Класс: 5 «В».
Всего в классе: 29 учащихся.
Писали работу: 22 учащихся.
Получили оценки:
«5» - 5
«4» - 9
«3» - 5
«2» - 3
Список литературы и источников.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2000.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 1999;
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. М.: Просвещание, 1988;
- Мальцева Л.И. Русский язык 5 класс. Тематические тесты по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др./Л.И.Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2012;
- Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл.общеобразоват.учеб.заведений. М.: Просвещение, 1993;
- Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001.
- Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2009;
- Соловьёва Н.Н. Необычное словообразование: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998;
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
- http://do.gendocs.ru/docs/index-2751.html
- http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html
[1] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
[2] Там же.
[3] См.: Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2009.
[4] См.: Мальцева Л.И. Русский язык 5 класс. Тематические тесты по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др./Л.И.Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2012.
[5] http://do.gendocs.ru/docs/index-2751.html
[6] Там же.
[7] См.: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 1999. С.164.
[8] См.: http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html
[9] Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл.общеобразоват.учеб.заведений. М.: Просвещение, 1993. С.59.
[10] Водопроводный канал для орошения полей.
[11] См.: Мальцева Л.И. Русский язык 5 класс. Тематические тесты по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др./Л.И.Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2012. С.40-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)
Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.
Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.
Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.
Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...
Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе
Для повышения качества образования необходимо использовать современные технологии , особенно при подготовке к сдаче ГИА. Одна из современных технологий - кейс-метод - позволяет последоват...
Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....
Проектная работа «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему» (в рамках подготовки ГИА).
Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему...