В помощь ученикам
материал по русскому языку на тему

Лощева Валентина Александровна

Предварительный просмотр:

http://sharam.ucoz.ru/_si/0/s67565962.jpgРубить нос или не рубить?

А знаете ли вы, что на самом деле означает известное крылатое выражение «зарубить на носу»? Мы привыкли воспринимать его как фразеологизм и не особо задумываемся о значении, но если на минуточку представить себе, что на своем собственном носу нужно что-то рубить, становится немного неприятно. На самом деле наш нос тут совсем не при чем. Слово «нос» в Древней Руси означало не только орган дыхания, но и памятные дощечки, которые люди носили с собой и делали на них зарубки, насечки – чтобы не забыть о том или ином важном деле. Вот так слово и выражение осталось, а прежний понятный всем смысл утрачен.

http://sharam.ucoz.ru/_si/0/s46398081.jpgИнтересное слово "школа"

А знаете ли вы, что слово «школа» происходит от греческого scole – досуг, праздность, отдых. Что же за удивительная метаморфоза произошла с этим словом, что оно стало означать учебные заведения, которые являются буквально главной работой школьников? Все началось в Древней Греции, где в I веке до н.э. в общественных местах стали строить полукруглые скамьи для отдыха, на которых люди могли посидеть, поговорить по душам. Постепенно эти скамьи облюбовали ораторы, у них появились постоянные слушатели, а ранее предназначенные для праздного отдыха скамейки стали местом напряженных дискуссий. Когда такие встречи «учителя» и «учеников» стали постоянными, назрела необходимость создания постоянно действующих учебных заведений со своими помещениями. Как дань традиции заведения эти назвали «схолами».

Интересное слово "трагедия"

А знаете ли вы, что слово «трагедия» буквально означает «козлиная песня» или «песня в честь козла». Слово это появилось в античности и изначально было связано с религиозными ритуалами в честь бога Диониса и вечных его спутников – жизнерадостных божеств плодородия – Сатиров. Сатиры обладали торсом, головой и руками человека, а задняя часть туловища им досталась от козлов.  Праздники в честь этих козлоногих существ всегда были радостными и веселыми – еще бы, ведь от них (то есть от плодородия) зависела жизнь людей. Греки устраивали шествия и распевали в честь сатиров песни, которые назывались tragodia – те самые песни в честь козла.

Интересное слово "жалюзи"

А знаете ли вы, что слово «жалюзи», пришедшее в русский язык в начале XIX века из французского, происходит от слова «jalousie», что в переводе означает «зависть», «ревность». Такое странное на первый взгляд смещение значения связано, по-видимому с тем обстоятельством, что жалюзи позволяют заинтересованному лицу делать наблюдения, оставаясь невидимым с улицы или со двора.

Русские поэты и писатели придумали много новых слов: вещество (Ломоносов), промышленность (Карамзин), головотяпство (Салтыков-Щедрин), стушеваться(Достоевский), бездарь (Северянин), изнемождённый, лётчик (Хлебников).

В дореволюционных гимназиях, услышав ответы нерадивых учеников, учителя нередко горестно восклицали по-гречески: «Морос» (что в переводе означало «глупость»). Так находчивые гимназисты придумали словечко «сморозить».

Почему слово парашют пишется через "Ю" ведь слышится и говорится через "У"?

Это слова не русского происхождения. Они не подчиняются русской грамматике.

В соответствии с русской грамматикой после шипящих (ж, ш, ч, щ) всегда пишутся а, и, у (но не я, ы, ю): жила, шик, чаша, чаща, шут.

Но остались исключения: жюри, брошюра, парашют. Эти слова к нам пришли из французского языка: jury, brochure, parachute. Они появились примерно в начале XIX века. Поскольку это не русские слова, поначалу в русском письме их писали просто латинскими буквами. А затем при замене латинских букв на русские, "u" заменили на "ю" (на французском в этих словах звук "ю"). Кто и когда это сделал - история умалчивает. Любопытно, что французское слово "abat-jour" у нас пишется "абажур". Видимо, поскольку оно пришло в русский язык раньше (XVII век). Тоже и со словом "ажур" (a jour).

Следует заметить, что в иностранных именах собственных также после шипящих может писаться "ю". Например: Сен-ЖюстЖюль Верн.

Более поздние заимствованные из французского языка слова также пишутся (как слышатся) через "ю": амбушюр (embouchure - раструб, способ сложения губ при игре на некоторых духовых инструментах, а также мундштук), жюльен (julienne - нарезка тонкой соломкой, иногда пишут "жульен", но это не правильно), монтежю (montejus - пневматический насос), фишю (fichu - платок из легкой ткани). Есть заимствованные из немецкого:шютте (грибковая болезнь хвойных растений, ударение на 1-м слоге); шведского: шюцкор(охранный корпус, военизированная организация в Финляндии). Есть также одно устаревшее русское грубоватое словечко: пшют (пошляк, хлыщ).

P.S. В составных словах, аббревиатурах допускаются произвольные сочетания букв. Например, нацюмор (национальный юмор), жанрЖЮФ (женская юмористическая фантастика).

P.P.S. Специалисты-филологи лет 5 назад готовили реформу, в соответствии с которой предлагалось писать "парашут", "жури", "брошура". Но видимо привычное написание стало таким родным, и "у" стало резать глаз, что общественность встретила эти предложения в штыки.



Предварительный просмотр:

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий

1.Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый,надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чудатехники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистамирублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимисяджазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу болеекрасивую.

Повествуетчитателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинствовозражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы ивеселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила игордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрытапроваливающимсяснегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей,которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что яне согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучитвновь.



Предварительный просмотр:

Какой самый сложный язык для изучения?
Наиболее сложными для изучения языками являются арабский, испанский, японский и корейский.Русский, финский и хинди являются средней сложности.Французский и итальянский — одни из самых простых.

Морфемика


— В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой 
ко- — закоулок.

— Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).

— Единственные слова в русском языке с тремя буквами 
«е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-)и змееед.

— Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

— В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками 
и-, — итог и итого иа- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов и и а.

Грамматика


Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова на букву 
«а» не начинаются.

Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы «а», — заимствованные. Существительных русского происхождения на «а» в современной речи очень мало — это слова азбука, аз и авось.

Большинство слов с буквой "Ф” в русском языке - заимствованные. 
Пушкин гордился тем, что в "Сказке о царе Салтане” было всего лишь 
одно слово с буквой "ф” - флот.

Самые длинные слова

 • Слово «соответственно» является одновременно самым длинным предлогом и самым длинным союзом

• Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться

• Самое длинное прилагательное с дефисом -сельскохозяйственно-машиностроительный

• Самые длинные существительные с дефисом - корчеватель-бульдозер-погрузчик и одушевлённость-неодушевлённость

• Самое длинное существительное без дефиса – водогрязеторфопарафинолечение

• Самое длинное прилагательное без дефиса – электрофотополупроводниковый

 

• Самое длинное слово состоит из 1913 букв (это название химического соединения). Книга рекордов Гиннеса считает самым длинным русским словом «рентгеноэлектрокардиографический». Между его первой и последней буквами, набранными десятым кеглем, около 9 сантиметров.

• Самое длинное название растения – Скрытоколокольчик (одноголовый).

• Самая длинная аббревиатура в России состоит из 55 символов. НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОЙМОНТ. 
Расшифровывается как: «Hаучно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР»

• Самым длинным названием учреждения в нашей стране долгое время было: «Кафедра гигиены, эпидемиологии, медицинской полиции, медицинской статистики, учения об эпизодических болезнях и ветеринарной полиции». Сейчас кафедра расформирована, название изменено.

10 фактов о русском языке

Я русский бы выучил только за то,
Что толком его не знает никто

 

 

  1. Русский язык является родным для 170 миллионов человек, вторым языком — для 114 миллионов. Общее число носителей — около 300 миллионов.
  2. Русский язык входит в пятерку самых переводимых языков мира.
  3. Русский язык — самый распространенный из славянских языков и самый многочисленный язык Европы (как географически, так и по числу носителей языка как родного).
  4. Русский — международный космический язык: его изучение является обязательным для космонавтов, отправляющихся на Международную космическую станцию.
  5. Русский — один из рабочих языков ООН.
  6. Русский язык имел еще два названия помимо современного: российский и великорусский.
  7. Русский язык послужил основой для многих смешанных и производных языков.
  8. Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы «а», — заимствованные.
  9. Почти все слова русского языка с буквой «ф» также являются заимствованными.
  10. Многие слова, которыми мы часто употребляем в речи, выдумали писатели.

 



Предварительный просмотр:

 Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1)     в исключениях из правил;

2)     в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)     в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4)     в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);

6)     в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7)     в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

 

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

 

 Когда ошибка не должна влиять на оценку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: ОРФОГРАФИЯ

-   В переносе слов.

-     Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

           Прописная / строчная буквы

-         В названиях, связанных с религией:М(м)асленицаР(р)ождествоБ(б)ог.

-         При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

-         В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

- На правила, которые не включены в школьную программу (например,    правило   слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написаниенапропалую, врассыпную).

ПУНКТУАЦИЯ

-         Тире в неполном предложении.

-         Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.

-         Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.

-         Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.

-         В передаче авторской пунктуации.

В работе выпускника  могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»). 
Ошибки фактические (фоновые)

 -  приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

 

Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания 



Предварительный просмотр:

 Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Не различение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности(вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.



Предварительный просмотр:

1. В русском языке, как шутят лингвисты, много всяких «омо-».

Это омонимы, омографы, омофоны, омоформы…

Именно эти единицы языка очень часто используются для выразительности газетных заголовков, для создания языковой игры.

Приведите 3-4 примера заголовков, в которых основным средством выразительности является омонимия в разных её проявлениях.

ОТВЕТ Примеры: «Связь без брака» (о мобильной связи), «Я в Москве. Плачỳ и плачу», «МИГ. Это жизнь! За него и держись» (о самолёте) и т.п.

 

2. Кто первоначально (19 в.) именовался словомжурналист? Как это значение связано со значением слова журнал?

ОТВЕТ В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля журналист  - чиновник присутственного места, ведущий журналы.

 

3. Являются ли приведённые ниже слова генетически (этимологически) родственными?

Семь – семья

Полотенце – платье

Нерв – невролог

Беда – победа

Счастье – участь

Холодец – колодец

Партия – парти (пати)

Включить – олинклюзив

Среда – сердце

ОТВЕТ Родственными являются слова в парах:

Нерв – невролог (латинское nervus восходит к греч. neuron ‘нерв, мускул, жила’)

Беда – победа (победа образовано в старославянском языке от глагола убедити, родственного общеславянскому беда ‘нужда’)

Счастье – участь (оба слова образованы от слова частьсчастье буквально «хорошая часть»)

Холодец – колодец (оба слова восходят к прил.холодный)

Включить – олинклюзив (глагол включитьобразован приставочным способом от глагола ключити‘запирать, закрывать (засовом), замыкать’. Корень глагола имеет индоевропейское происхождение. См. лат. clausum ‘запор, засов замок’, clausula ‘заключение’,claudere ‘запирать, закрывать, замыкать’. К латинскому глаголу восходят глаголы европейских языков – французского, английского (to include) и др.

Среда – сердце (родственное слово - середина)

Ответ составлен по материалам «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского и др. и статьи Н.М. Шанского «Ключ к слову эксклюзивный».

 

4. Слово бизнес, начиная с 90-х гг. 20 века, становится в русском дискурсе одним из ключевых слов. Однако у этого существительного по-прежнему нет однокоренного прилагательного, хотя другие иноязычные слова довольно быстро его образуют, например: компьютер – компьютерный, интернет – интернетовский, биеннале – биеннальский, спамер – спамерский, файл – файловый и т.д.

Как вы объясните такую задержку в образовании прилагательного от слова бизнес?

ОТВЕТ Возможно, функцию прилагательного выполняет само существительное в позиции перед другим именем существительным (бизнес-встреча, бизнес-проект и т.п.).

 

5. В СМИ появились такие выражения:высокоэтажные и низкоэтажные дома, низкоэтажное строительство, высокоэтажные работы, низкоэтажная застройка, низкоэтажный объект.

Удачны ли эти прилагательные? Аргументируйте свой ответ. Какие слова вы бы предложили в качестве замены? Почему?

ОТВЕТ Нельзя считать эти прилагательные удачными, поскольку их структура (низкий + этаж, высокий + этаж) формирует значения, связанные с высотой самого этажа, а не здания, хотя, судя по контекстам, речь идёт о высоте именно здания, т.е. о количестве этажей. Следовало бы предпочесть прилагательные многоэтажные или высотные, малоэтажные.

 

6. В последнее время вдруг зазвучало ранее не существовавшее в русском языке слово мужчинка. Немужичок, не мужичонка, а мужчинка. Предположите причину появления этого слова. Какой смысловой оттенок оно выражает?

ОТВЕТ Очевидно, недостаток настоящей мужественности в современных мужчинах сделал актуальным уничижительное слово мужчинка.

 

7. Назовите все способы, которыми можно разрушить в речи фразеологизм (устойчивое словосочетание). Проиллюстрируйте каждый способ примером.

Какой из способов чаще всего, по вашим наблюдениям, используется в текстах СМИ?

ОТВЕТ Основные способы разрушения (обыгрывания) фразеологизма:

- замена одного из компонентов другим словом («Пустырь раздора» - ср. яблоко раздора)

- расширение состава фразеологизма («Хоть шаром бильярдным покати»)

- сокращение фразеологизма («Вилами писано» - ср. вилами по воде писано)

Частотны первые два способа.

 

8. В русской культуре пуризм (отрицательное отношение к заимствованию) имеет давнюю традицию. Обычно, говоря о крайнем проявлении пуризма, вспоминают адмирала Шишкова, который предлагал вместо слова фонтан говорить водомёт, вместокалоши – мокроступы, вместо кий – шаротык и т.п.

Ниже приведены замены к заимствованным словам, которые в своё время предлагались другими пуристами, в том числе современными.

Назовите в каждой паре заимствованное слово, которое пытались заменить пуристы.

  счётчик –  …

дальновид – …

единословие – …

летокруг –  …

ловкосилие – …

погодье – …

тождесловы – …

себятник – …

наручень – …

дичекрад – …

нелюбовь – …

ОТВЕТ счётчик –  компьютер

дальновид – телевизор

единословие – монолог

летокруг – аэродром

ловкосилие – гимнастика

погодье – климат

тождесловы – синонимы

себятник – эгоист

наручень – браслет

дичекрад – браконьер

нелюбовь – антагонизм

  9. Иногда одну и ту же фразу можно закончить двояко: либо антитезой, либо парадоксом.

Например: Хочешь мира – избегай войны (или:не воюй). Это антитеза.

Хочешь мира – готовься к войне. Это парадокс.

Придумайте свой подобный пример. В каком случае фраза будет более выразительной?

 

10. Придумайте небольшую пародию на современную русскую речь (до 10 предложений).

 

11. Есть ли производные слова от неологизмовФейсбук и Твиттер? Ср., например, у слова блогер:блогерствоблоговый.

ОТВЕТ Есть: фейсбуковскийтвиттеряне и  др.

 

12. Исходя из содержания стихотворения М. Кулаковой, сформулируйте, в чём же состоит знание о непозволительности сквернословия.

Каково происхождение слова сквернословие?

  ОТВЕТ Сквернословие образовано сложением двух слов: скверна и слово.

Слово скверна ‘грязный, гнусный, мерзкий’ общеславянское; оно имеет родственников и в других славянских языках.

Корень этого слова восходит к греческому skōr‘грязь, кал’ (ср. также др.-сканд. skarn ‘навоз’).

13. Концерт «Бисы Сахаровских фестивалей». В этом названии слово «бисы» звучит неожиданно. Почему? Приведите пример подобного образования существительного в русском языке.

ОТВЕТ Междометие бис использовано как имя существительное (одушевлённое).

Подобный пример: Места для випов.

 

14. Творческое задание. Продолжите стихотворение Б. Ахмадулиной ещё одним четверостишием:

 

Словно дрожь между сердцем и сердцем,

Есть меж словом и словом игра.

Дело лишь за бесхитростным средством

Обвести её вязью пера.

– Быть словам женихом и невестой! –

Это я говорю и смеюсь.

Как священник в глуши деревенской,

Я венчаю их тайный союз!

 

            15. «Мне повезло, мне посчастливилось, мне показалось, мне тяжело…». Можно ли эти обороты заменить так, чтобы личное местоимение 1-го лица стояло в них в сильной позиции – «я»? Как вы думаете, какая особенность «русского характера», «загадочной русской души» скрывается за подобными оборотами, являющимися особенностью русской речи?

ОТВЕТ Замена без потери смысла невозможна.

Что касается формы «мне», которая предпочтительнее «я», трактовать эту особенность можно по-разному. Самая распространённая трактовка: «мне» вместо «я» свидетельствует о том, что русским не присущ ярко выраженный, как, например, у европейца, индивидуализм.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь ученику

В помощь ученику..  Памятка:       Анализ  стихотворного текста. Памятка: Интерпретация поэтического текста....

В помощь ученику 7 класса.

В помощь ученику 7 класса записаны изучаемые формулы физики, единицы измерения изучаемых физических величин, необходимые для работы формулы геометрии, сведения из курса алгебры для работы с числами в ...

В помощь ученику

Данный материал поможет ученику подготовиться к уроку,подготовить практическую работу....

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику)

Теория литературы ( черты классицизма на  на примере поэзии М.В.Ломоносова)...

Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.

практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....

Тренажёр на действия с десятичными дробями в помощь ученикам и их родителям

Данный материал рассчитан для родителей и учащихся с целью успешного овладения темой "Десятичные дроби".Данный тренажёр рассчитан на изучение данной темы в 5-6 классах, а так же для трениров...