Эссе "Я-учитель"
методическая разработка по русскому языку на тему

Мотивы выбора учительской профессии и собственные подходы педагога к образованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-uchitel_1.docx108.07 КБ

Предварительный просмотр:

         

Эссе     «Я - учитель»

           Как вчера помню 1 сентября 1992 года … Перед глазами образ все такой же доброй, мудрой и всегда улыбающейся  Аваа Билчеевны, моей первой учительницы. Именно она привила во мне любовь к учительству.  Теперь она  передает мне, своей ученице, своих нынешних детей, 5 «б» класс. Мои первые ученики - самые незабываемые! И только спустя  несколько лет понимаешь, что здесь существует какая-то невидимая  связь, связь времён и поколений.

           Конечно, не всё сразу получалось. Но это были годы поисков. Как быстро летит время! А рядом с детьми душа живёт и чувствует себя так, как будто ты сама всё ещё школьница. Хочется петь, играть, танцевать вместе с ними. Можно, конечно,  согласиться, что учитель такой же человек, как все. Но он и не такой, как все. Для него дети, школа и он сам - одно целое, единое. Школа – его второй родной  дом. Открываешь двери школы, и все жизненные неурядицы, невзгоды отталкиваются на второй план. Перед тобой дети, чистые душой и глубоко верящие тебе. А ты должна научить их понимать друг друга, общаться между собой и с другими, принимать окружающий мир и жизнь, а также исповедовать золотые правила нравственности.

        Я уверена, что задача учителя не только в том, как помочь ученику получить знания, но и в том, как научить его верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель сам должен верить в своего подопечного, отдавать ему всю любовь, теплоту сердца, свет души. Верь в себя – и всё получится. Как научить ученика верить в себя? Когда он может чувствовать себя свободно, уверенно? Среди взрослых он маленький участник событий, а в игре - хозяин. Поэтому я стараюсь проводить уроки в игровой форме или использовать элементы  игровых и других новых педагогических  технологий, хотя считаю приемлемыми и традиционные  виды уроков. Игры с их свободным полётом фантазии и в то же время с признанием каких-то правил, ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом обучения и воспитания тех качеств, которые необходимы ученику. Формированию у учащихся понимания различных взглядов на мир, умения чувствовать себя  уверенно в любых жизненных ситуациях, воспитанию толерантности   способствует технология «развития критического мышления». Главное в данной технологии – её приемы. Особенно ценными для учителя-языковеда, я считаю, составление кластеров, синквейнов, решение «верных и неверных утверждений», размышления в «6 разных шляпах, решение тонких и толстых вопросов. А приемы «яркого пятна», действительно, не оставят ни одного ученика равнодушным к уроку. Ведь каждый учитель должен помнить, что урок-продолжение жизни ребёнка во всей ее полноте. А для учителя урок — это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть его систему обучения. Это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

        Для того чтобы урок был интересным и полезным для ребят, нужно найти подходящие формы, методы, с помощью которых можно просто и доступно объяснить сложный материал. Важно создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, основанную на взаимоуважении. А когда  для ученика задания звучат как загадки, а рассказ учителя как путешествие, учиться интересно. Поэтому  долго обдумываешь план урока… А иногда получается и так, что на него и не взглянешь на уроке, потому что урок рождается именно  в самом уроке.

     В условиях современной школы деятельность учителя интересна и разнообразна. Чтобы создать комфортные условия, где приоритетной ценностью современного человека является информация и умение работать с ней, в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому использование новых педагогических технологий, в том числе и ИКТ,  является одним из приоритетов образования. Ведь учитель должен шагать в ногу со временем, а где-то даже и опережая его. 

        Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как научить учиться? Как воспитать ученика, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования, способного применять полученные знания на практике? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить эти проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему, нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Поэтому за последние десятилетия в обществе произошли большие изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими  важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,  выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Первым шагом реализации образовательной политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов, основным результатом которых является  развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Именно включение обучающихся в деятельность является ключевым моментом в организации обучения. А основной задачей учителя становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. Одним из способов организации таких условий является учебная ситуация, когда  дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют или предлагают свое описание. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого своего ученика. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать школьников самих получать знания.

           Как бы ни обновлялись содержание, средства и ценности образования, все же, главная роль принадлежит учителю. От его отношения к делу, к учащимся напрямую зависит будущее наших детей. Из зёрен добра и справедливости выращивает он душу ребёнка. Из кирпичиков знаний складывает его разум. Учитель ведёт ребёнка сквозь годы детства, отрочества и юности. Совершая каждодневный незаметный подвиг, он отдаёт детям свои знания, вкладывает в них частичку своего сердца. В этом и есть предназначение учителя русского языка и литературы, значит, и моё. Ведь уроки литературы- это уроки жизни. Моя задача – воспитывать учащихся богатыми  средствами преподаваемого предмета. Развивать творческое мышление, помочь учащимся подняться на новую ступень речевой культуры. Научить более осознанно и свободно пользоваться богатствами русского языка для передачи своих мыслей и чувств и параллельно  помочь ученикам найти себя в современном обществе. Изучение литературы способствует формированию патриотизма, уважения к духовным и культурным традициям многонационального народа Российской Федерации; помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни. Поэтому роль учителя в современном мире разнообразна: исследователь, воспитатель, навигатор  знаний,   консультант, организатор, руководитель проектов … И в то же время он самый близкий человек детей.         Хочется, чтобы ученики проявляли как можно больше самостоятельности, не шли по проторенным путям, а сами пробовали, ошибались, искали и находили. Ведь истину каждый должен найти сам!

        Счастье учителя – видеть, как под твоим  началом ученик растет, как  воплощаются в нём твои мысли, воля и мечта. Он осуществляет связь времён. Может быть, именно потому Учитель  –  профессия вечная.