Рабочая программа по предмету "Русский язык". 8 класс (вспомогательная школа)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 1. и учебника Галунчиковой Н. Г., Якубовской Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_8g-ispr1.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

V-VI вида Костромской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_________(С. С. Смирнова)

ФИО

Протокол № ___ от

«___» ________20___г.

Рабочая программа

по предмету

«Русский язык»

для 8 г класса

Разработала педагог Кудрявцева Ю. В.

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 1. и учебника Галунчиковой Н. Г., Якубовской Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.

Программа рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю). При разработке программы учитывались специфичность контингента класса, а также диагнозы учащихся.

Русский язык в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса русского языка 8 класса. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи предмета:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они затрудняются определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.  

Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Коммуникативно – речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно – развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

Коммуникативно – речевой подход к обучению языка не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал  на практике.

В 8 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.

Части речи (имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол) изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников со сложной структурой дефекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 6 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 8 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг  (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся уже сформированы, хотя внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место в 8 классе.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ  в 8 классе – диктанты, изложения, сочинения.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.


Учебно – тематическое планирование

уроков русского языка в 8 классе

(136 ч., включая занятия по развитию речи)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Функции русского языка в современном мире.

1

I

Повторение.

10 (8+2)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Простое и сложное предложение.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без них.

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Развитие речи. Сочинение по иллюстрации (в связи с прочитанным произведением).

Развитие речи. Деловые бумаги. Объяснительная записка.

Диагностическая работа.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» и работа над ошибками.

II

Состав слова

14 (12+2)

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Разбор слова по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

Приставка и предлог. Отличие приставки от предлога.

Развитие речи. Сочинение по серии картинок.

Сложные слова.

Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Состав слова».

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

Анализ контрольного диктанта по теме «Состав слова» и работа над ошибками.

Развитие речи. Деловые бумаги. Автобиография.

III

Части речи

74 (57 + 17)

26

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения.  Их дифференциация в предложении.

1

Имя существительное

18 (14+4)

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

Основные грамматические категории имени существительного.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Правописание существительных единственного числа с шипящей на конце.

Склонение имен существительных в единственном числе.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картие Б. Кустодиева «Масленица».

Развитие речи. Сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица».

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Существительные с шипящей на конце.

Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце.

Развитие речи. Сочинение по данному плану «Лес».

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Несклоняемые имена существительные.

Развитие речи. Сжатое изложение «М. В. Ломоносов».

Урок – практикум по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» и работа над ошибками.

Имя прилагательное

17 (13+4)

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

Основные грамматические признаки имена прилагательного.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Развитие речи. Подробное изложение «Дятел».

Притяжательные прилагательные.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода на –ий, -ье.

Склонение прилагательных женского рода на –ья.

Контрольный диктант за I полугодие.

Анализ контрольного диктанта за I полугодие и его анализ.

Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.

Развитие речи. Подробное изложение «Волки».

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» и работа над ошибками.

Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря».

Развитие речи. Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря».

Личные местоимения

10 (9+1)

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

Местоимение. Значение личных местоимений.

Лицо и число местоимений.

Местоимения 3-го лица единственного числа.

Склонение местоимений.

Правописание личных местоимений.

Правописание местоимений с предлогами.

Повторение изученного материала по теме «Личные местоимения».

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение» и его анализ.

Развитие речи. Сочинение по данному плану «Находка».

Глагол

28 (20+8)

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

Глагол. Значение глагола. Основные признаки глагола.

Неопределённая форма глагола.

Правописание шипящих на конце слова.

Изменение глаголов по временам.

Прошедшее время глагола. Род и число.

Развитие речи. Сочинение на тему «Как я однажды пообедал».

Правописание не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

Развитие речи. Сжатое изложение «Газета и журнал».

Глаголы 3-го лица. Глаголы на –ться и –тся.

Развитие речи. Сочинение о своём дне рождения.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).

Глаголы I и II спряжения.

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Развитие речи. Подробное изложение «Расписная деревянная ложка».

Различие глаголов I и II  спряжения.

Закрепление темы «Правописание окончаний глаголов».

Морфологический разбор глагола.

Правописание безударных личных окончаний в глаголах 3-го лица.

Развитие речи. Открытое письмо.

Способы проверки безударных окончаний.

Развитие речи. Подробное изложение «Жучка».

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» и работа над ошибками.

Развитие речи. Сочинение по данному плану.  «Случай на рыбалке».

Развитие речи. Деловые бумаги. Анкета.

IV

Предложение

20 (15+5)

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Главные и второстепенные члены предложения.

Развитие речи. Подробное изложение «Дом древних людей».

Простое предложение с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах.

Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения.

Развитие речи. Подробное изложение «Сказка».

Обращение.

Знаки препинания  при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Подробное изложение «Прививка от укуса».

Сложные предложения.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Повторение изученного по теме «Предложение».

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Анализ контрольного диктанта по теме «Предложение» и работа над ошибками.

Развитие речи. Сжатое изложение «Вечный свет подвига».

Развитие речи. Деловые бумаги. Объявление.

V

Повторение

17 (14 + 3)

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

Правописание приставок.

Правописание гласных и согласных букв в корне слова.

Правописание окончаний различных частей речи.

Простое предложение.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Контрольный диктант за год.

Анализ контрольного диктанта за год и работа над ошибками.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

Сложное предложение с союзами когда, где, чтобы, потому что и союзным словом который.

Развитие речи. Контрольное изложение «Мать и сын».

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в конце года».

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в конце года» и работа над ошибками.

Развитие речи. Сбор материала к сочинению «Кем я хочу быть и почему?»

Развитие речи. Сочинение «Кем я хочу быть и почему?»

Резервный урок.

Итого

136 (107+29)


Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса.

        В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен знать:

        - части речи;

        - наиболее распространённые правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать части речи;
  • строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
  • писать изложение и сочинение;
  • исправлять текст с помощью учителя;
  • оформлять деловые бумаги;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём.


Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006.