Рабочая программа по подготовке к олимпиадам
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Шарафутдинова Рулия Абулкасимовна

Работу по подготовке одарённых детей к олимпиадам необходимо начинать  уже с 5 класса. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность , ясность изложения , богатство словарного запаса- залог успеха не только в школе ,  но и в жизни. Цель занятий лингвистического кружка -углубить знания учащихся по всем разделам языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_podgotovka_k_olimpiade.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по русскому языку

«Подготовка к олимпиадам

Пояснительная записка

Программа кружка рассчитана на 35 часов.

Кружок «Подготовка к олимпиаде» – это еще одна возможность приблизить учеников к предмету, пополнить их знания по русскому языку и литературе. Занятия по подготовке к олимпиаде позволяют школьникам почувствовать собственную значимость, ощутить свою роль в жизни школы.  Программа  при его полной реализации даст возможность способным ученикам приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, умение использовать навыки логического и абстрактного мышления, способность обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.

Вопросы и задания олимпиад не выходят за рамки школьной программы, но  сформулированы так, чтобы учащиеся применили знания и продемонстрировали практические умения, владение  способами деятельности в нетиповой ситуации.

Основной целью данного кружка является подготовка учащихся к олимпиаде.

Задачи кружка:

1.      Пробудить интерес к предмету.

2.      Повысить функциональную грамотность учащихся.

3.      Развивать творческие способности детей.

4.      Учить общению в разновозрастном коллективе.

5.     Подготовка к олимпиаде.

Главные принципы, на которых строятся занятия, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к олимпиаде. На занятиях используются:

• Лекции учителя с различными видами заданий;

• Составление обобщающих таблиц и схем;

• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

• Самостоятельный отбор материала

• Работа в группах;

• Проведение деловых игр и практикумов;

• Написание сочинений.

В результате занятий кружка учащиеся должны уметь:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

- самостоятельно работать со словарями, подбирать материал;

-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

Календарно-тематическое планирование

 

№ зан.

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Формы и методы работы

Примечание

П.

Ф.

1-2

Орфоэпические нормы русского языка (произношение согласных звуков, ударение)

2 ч

Вступительное слово учителя. Знакомство с целями и задачами кружка Работа над словесным ударением

3-4

Грамматические нормы русского языка

2 ч

Редактирование

5.

Лексические нормы (употребление слова)

1 ч

Литературное редактирование

6.

Важнейшие орфографические правила. Правописание корней.

Составление опорных схем.  Тренинг, практикум

7.

Правописание приставок.

Тренинг, практикум

8.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Составление алгоритма.

Тренинг, практикум

9.

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

Тренинг, практикум

10.

Правописание суффиксов различных частей речи

Тренинг, практикум

11.

Слитное, раздельное, дефисное написание

Тренинг, практикум

12.

Основные способы словообразования.

Словообразовательный разбор

13.

Лексика и фразеология русского языка

Организация совместной учебной деятельности.

14.

Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте.

Конструирование предложений

15.

Речь. Анализ средств выразительности

Организация совместной учебной деятельности.

16.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

Тренинг, практикум

17.

Средства связи предложений в тексте.

Тренинг, практикум

18.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Стили и функционально-смысловые типы речи.

Литературное редактирование

19.

Морфологические нормы.

Организация совместной учебной деятельности.

20.

Морфологический анализ слова

Тренировочные упражнения

21.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Тренинг, практикум

22.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1 ч

Комментированное письмо. Самостоятельная работа.

23.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

1 ч

Тренировочные упражнения

24.

Осложненное простое предложение.

1 ч

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

25.

Сложное предложение.

1 ч

Конструирование предложений

26.

Синтаксический анализ предложения

1 ч

Тренинг, практикум

27.

Словари русского языка

1 ч

28-29

Морфемные задачи         

2 ч

Практикум

30.

Термины лингвистики

1 ч

Беседа, проблемные задания

31.

Крылатые выражения и пословицы         

1 ч

Организация совместной учебной деятельности.

32.

Русские лингвисты

1 ч

Беседа

33-34

Сочинение-рассуждение

2 ч

Работа над сочинением

35.

Итоговое занятие

1 ч

Письменное изложение впечатлений о работе кружка

Используемый учебно- методический комплекс.

  1. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2008
  2. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
  3. Орг. Олимпиадные задания по русскому языку.
  4. Олимпиадные задания предыдущих лет.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по английскому языку «Englishtogether!» на 2015-2016 учебный год для 8-11 классов.

Данная программа рассматривается, как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой ...

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)...

Рабочая программа по подготовке одаренных детей к олимпиаде по немецкому языку.

    Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны - это форма проверки знаний, так как задания нацелены на про...

Рабочая программа курса "Подготовка к олимпиадам по русскому языку"

Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обуча...

Рабочая программа курсов подготовки к олимпиаде по МХК (Искусству) 9-11 классов

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по МКХ профильного уровня (ФКГОС-2004). Курс МХК, представляемый данной программой, является ориентационн...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ

Индивидуальная  рабочая программа внеурочной деятельности «По подготовке к олимпиаде по биологии» предназначена для учащихся 9 классов для подготовки к олимпиадам по биологии различно...

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний...