Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" среднего общего образования (авторы:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Коновалова Галина Анатольевна Ухта

Рабочая программа предмета "РУсский язык" для среднего общего образования. Предназначена для учителей русского языка, работающих  на 3 ступени образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_3_stupen_vlasenkov.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №19»

Согласована                                                                                

на методическом объединении учителей

русского языка и литературы                        

Протокол  № 1  от августа 2013г.                                        

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МОУ «СОШ №19»

   

_____________ В.В.Терешина

 «___» август 2013 г.

Рабочая  программа

учебного предмета

«Русский язык»

                                       

 Уровень среднего  общего образования

 Срок  реализации  2 года

Составлена  на  основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку
  • Программы по русскому языку10-11 класс / авторы  А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М. Просвещение, 2011г.

Составитель:  Коновалова Г.А.

2013г.

                                                   Пояснительная записка

Рабочая  программа учебного предмета «Русский язык»  составлена на основе с Федерального  компонента  государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, 2011г.

       Русский язык  как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Целями  изучения русского языка являются:

  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
  • приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и родной культуры;
  • понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • овладение учащимися основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения, выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально- стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование у учащихся активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение учащимися опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
  • развитие у учащихся языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно - познавательной деятельности в вузе.

Программа  рассчитана на  1 час русского языка в неделю. Срок реализации  программы – 2 года. 1 год обучения ( 10 класс)- 36 часов, 2 год обучения ( 11 класс)-34 часа.

Отличительные особенности данной рабочей программы по сравнению с авторской   обусловлены структурой учебника по русскому языку 11 класса, включением часов по изучению произведений национально- регионального компонента (10 % от общего количества часов) и за счет уроков развития речи. В авторской программе количество часов на развитие речи по отдельным разделам не указано, поэтому учитель вправе самостоятельно распределить их. Содержание рабочей программы полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта по русскому языку и реализуется в полном объеме.

Для реализации учебной программы используется учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс» А. И. Власенкова, А.М. Рыбченковой,

Тематический план.

10 класс (36/ 1 н/ч)

Тема

Количество часов

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

КР

РР

НРК

Общие сведения

2

1

Разделы науки о языке

15

2

4

1

Текст, его строение.

10

1

4

1

Научный стиль речи.

9

2

2

1

Итого:

36

5

10

4

11 класс (34ч/ 1н/ч)

Тема

        

Практические виды занятий (количество контрольных работ, развития речи, НРК)

Количество часов

КР

РР

НРК

Синтаксис и пунктуация

6

1

Публицистический стиль речи

10

2

4

3

Официально- деловой стиль речи

1

Разговорный стиль речи

1

Художественный стиль речи

8

4

1

Повторение

5

2

Общие сведения о языке

3

1

Итого:

34

4

10

4

                                           

                                           

                                                    Содержание учебного материала

                                                                     10 класс

Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в 15-17 вв; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

НРК:

Коми язык как государственный.

Русский язык как система средств разных уровней. Разделы науки о зыке.

      Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова  ( морфемика ) и словообразование. Правописание в разных частях слова. Морфология. Синтаксис.

 Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Лексическая система  русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения  сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика ( профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.

Обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно- выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

Обобщающее повторение синтаксиса.. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью.

Развитие речи:

Наблюдения за лексическими средствами языка в тексте. Письменный ответ на вопрос по тексту.

Некоторые особенности изменения лексики современного русского языка. Письменный ответ.

Контрольное сочинение на свободную тему «Речевая культура человека- зеркало его духовной культуры».

Анализ текста В.И. Чисталева «Земля моя родная». Авторская позиция и способы ее выражения в тексте.

НРК

 Анализ текста В.И. Чисталева «Земля моя родная». Авторская позиция и способы ее выражения в тексте.

КР

по теме :«Разделы науки о языке»

КР

по теме «Разделы науки о языке»

Анализ контрольной работы.

Текст, его строение.

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь. Типы речи. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно- популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Развитие речи

Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя. Письменный ответ на вопрос. Лингвистический анализ текста.

Композиция и язык  драматического произведения. Изложение ( сжатое) с творческим заданием. Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор»- особенности построения. Изложение, задание : «В чем смысл немой сцены?»

Анализ текста с творческим заданием. Аргументация собственной позиции по отношению к выявленной в тексте проблеме.

Написание рецензии (аннотации). Рецензия на подборку стихов современных коми поэтов.

НРК.

Написание рецензии (аннотации). Рецензия на подборку стихов современных коми поэтов.

КР

по теме :«Текст, строение текста.»

                                                         Научный стиль речи.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности ( подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование обучающимися средств научного стиля.

 Развитие речи

 Языковые особенности научного стиля. Анализ текстов научного и научно-популярного стиля. Текст В. Чисталева «Земля моя родная».

 Пунктуационный и стилистический анализ текста. Письменный ответ на вопрос.

НРК

Языковые особенности научного стиля. Анализ текстов научного и научно-популярного стиля. Текст В. Чисталева «Земля моя родная».

Диагностическая контрольная  работа.

Диагностическая контрольная работа.

                                           

                                               

                                                 Содержание учебного материала

                                                                 11 класс

                                                    Синтаксис и пунктуация.

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Развитие речи:

 Сочинение- рассуждение на морально- этическую тему ( по прочитанному тексту К.Г. Паустовского).

                                                 Публицистический стиль.

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Устное выступление, Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Развитие речи:

 Средства эмоциональной выразительности речи в публицистическом стиле. Стилистический анализ текста. Использование публицистики современных коми писателей.

Сочинение в жанре проблемного очерка «Счастье- как я его понимаю?» ( Сочинение на местном материале).

Сочинение в жанре эссе «Красота в природе и в искусстве»( сочинение на местном материале).

Дискуссия на тему : «Патриотизм: знак вопроса». Устное выступление.

НРК

Средства эмоциональной выразительности речи в публицистическом стиле. Стилистический анализ текста. Использование публицистики современных коми писателей.

Сочинение в жанре проблемного очерка «Счастье- как я его понимаю?» ( Сочинение на местном материале).

Сочинение в жанре эссе «Красота в природе и в искусстве»( сочинение на местном материале).

Диагностическая контрольная работа.

Диагностическая контрольная работа.

                                            Официально- деловой стиль речи.

Официально- деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально- делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально- делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

                                                                  Разговорная речь.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетическме, интонационные, лексическме, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сферах общения.

                                        Язык художественной литературы.

Общая характеристика художественного стиля ( языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно- выразительных средств, использование  языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Источники богатства и выразительности речи. Изобразительно- выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ лирического произведения. Анализ художественно- языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Развитие речи:

Сочинение- анализ лирического произведения «Мое восприятие и истолкование стихотворения А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени». Индивидуально- языковой стиль писателя. Лингвистический анализ текста (Блок, Горький, Есенин).

Определение проблемы, аргументация по тексту художественного стиля.

Определение проблемы, аргументация по тексту публицистического стиля.

НРК

Использование изобразительно- выразительных средств в рассказах К. Жакова.

                                                                  Повторение.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфология и орфография. Словообразование и орфография.

Итоговая контрольная работа (предэкзаменационная).

Итоговая контрольная работа ( предэкзаменационная )

                                                        Общие сведения о языке.

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые- русисты.

Развитие речи:

 Выдающиеся ученые- лингвисты. Сообщение по рефератам.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические , орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников; учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной ( на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Нормы оценивания письменных контрольных работ

  1. Рекомендуемые нормы оценивания за диктант

отметка

число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1,1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2,1/3,0/4,3/0,3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9,8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке дополнительного задания рекомендуется пользоваться следующим:

Балл   степень выполнения задания

«5» ученик выполнил все задания верно

«4» ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий

«3» выполнено не менее половины заданий.

«2»выполнено менее половины заданий.

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствлваться следующим:

Балл  количество ошибок

«5»ошибки отсутствуют

«3» 3-4 ошибки

«2» 5 ошибок

«Нормы оценки» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые\ негрубые ошибки и однотипные  / неоднотипные ошибки.

Критерии оценивания орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо «бесшумный»)

Орфографические ошибки бывают

  • на изученные правила
  • на неизученные правила
  • на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки 1 типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки . Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся разного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил ( употребление ь знака регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

  1. в словах-исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
  4. в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
  5. в написании и-ы после приставок;
  6. в написании собственных имен нерусского происхождения;
  7. в случаях трудного различения не и ни.

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, ездят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова- определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный ,взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки- это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск, и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценки работы вцелом.

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

 К негрубым ошибкам относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в БСП);
  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями ССП с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части ССП имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка запятой учеником в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила.;
  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой,-самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ учащихся. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

  1. Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического  материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений и изложений выражаются в количестве фактических (см.1-3 критерий) и логических (см.4-5 критерий) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких- либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложения и сочинения

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность и выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя языка;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства языка являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи- умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбор из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий.

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям, содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенность речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные изобразительные средства. Так, в художественном описании , например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, концеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы-лексические и грамматические (а в устной речи-произносительные)- и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая- за содержание работы и речь, вторая- за грамотность .

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление ,согласно установленным нормам, необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм ( богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Основные критерии оценки за сочинение и изложение

оценка

Содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

Допускаются

2. Фактические ошибки отсутствуют.

1 орфографическая, или

3. Содержание излагается последовательно.

1 пунктуационная, или

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

1 грамматическая ошибки

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения).

Допускаются

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

а также 2 грамматические ошибки

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения.

Допускаются

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

3 орфографические и 5 пунктуационных, или

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

7 пунктуационных при отсутствии орфографических , а также

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

4 грамматические ошибки

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

Допускаются

2. Допущено много фактических неточностей.

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или

3.Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, много случаев неправильного словоупотребления.

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

5. Нарушено стилевое единство текста.

8 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, а также

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

7 грамматических ошибок

Нормы оценивания тестовых работ

«5»- 90-100% выполнения предложенных заданий

«4»-75-89 %

«3»-74-55 %

«2»-менее 55 % предложенных заданий.

                           

                                Список литературы для учащихся

  1. Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 общеобразовательных классов/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

Москва, Просвещение,2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса, 34 часа (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.)

Пояснительная записка, требования к умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование (раздел программы, тип урока, элементы содержания, компетенции)...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·      с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова)

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА основного общего образования «Математические открытия»

Актуальностьсоздания программы факультатива по математике для учащихся 8 классов.Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индив...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс, учебник А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).

Рабоча программа по русскому языку состоит из следующих разделов:-пояснительную записку;-требования к уровню подготовки учащихся;-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основн...