Статья "Система подготовки учащихся к выполнению группы В ГИА по русскому языку"
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Герман Ольга Валерьевна

Разбор основных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ГРУППЫ В ГИА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

Актуальность темы.

Цели и этапы работы.

  1. Основная часть.

Структура и виды заданий.

Обзор используемой литературы.

Из опыта работы.

  1. Заключение.


Введение

     С момента появления экзамена государственной итоговой аттестации в новой форме тема подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий стала одной из самых актуальных.

     При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения в двух вариантах и к выполнению тестовой части. При этом специальных часов для такой работы, особенно со слабыми учениками, программой не предусмотрено.

     Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной учителем подготовки учащихся.

     Как известно, в материалах ГИА учитывается структура и типы заданий ЕГЭ ( группа А — задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов; группа В — задания с кратким ответом, который нужно записать словами или цифрами, группа С — задания с развернутым ответом ); соблюдается преемственность в видах проверяемых предметных умений ( проверяются как аналитические языковые, так и коммуникативные умения ) и в компетентностном подходе к их проверке ( то есть проверяются не отдельные умения, а их комплекс ).

     С целью повышения эффективности работы при подготовке учащихся к выполнению заданий ГИА в своей практике стараюсь использовать  следующее:

  • при объяснении теоретических тем, вынесенных в экзаменационную работу, использовать формулировки экзаменационных заданий;
  • вводить комплексные задания на уроке;
  • для «слабых» учащихся предлагать алгоритмы к выполнению заданий;
  • объяснять материал (например, по сжатию текста ) первоначально на простых текстах;
  • вводить уроки анализа типичных ошибок;
  • проводить индивидуальные консультации и факультативные занятия;
  • использовать дифференцированный подход к разным по уровню группам учащихся.

Система работы над заданиями части В ГИА.   

Экзамен по русскому языку в 9 классе — это сосредоточенная,

интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы учащиеся смогут, если обучены вести диалог с текстом. И тогда погружение в течение продолжительного времени не только в содержание, но и в языковые особенности текстов не будет восприниматься как непосильная нагрузка. Напротив, задания с выбором ответов, с краткими ответами будут постепенно готовить их к сочинению-рассуждению: чем чаще они будут перечитывать текст, обращая внимание на отдельные слова, словосочетания, предложения, на изобразительно- выразительные средства, на орфографию и пунктуацию, тем успешнее справятся с самым сложным заданием — творческим.

        Подготовка к выполнению тестовых заданий — отдельный разговор. Сами тесты для 9 класса (части А и В) предлагаются в большом количестве в книжных магазинах, Интернете. Задача учителя — отобрать из всего этого многообразия то, что по содержанию наиболее приближено к экзаменационному варианту. Чаще всего этому наиболее соответствуют тренировочные тестовые варианты, предложенные ФИПИ. Сборники И.П. Цыбулько ГИА 2012 (от 5 до 30 вариантов ). «Типовые тестовые задания». ГИА.Русский язык. Автор Г.Т. Егораева. Учебное пособие О.В.Загоровской «Русский язык: ГИА 2012. Изложения. Сочинения.» и др.

       Девять заданий части В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

       Рассмотрим некоторые из них:

В1. Ориентирует на выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Чаще всего это вопросы, ориентированные на стилистическую принадлежность слов.

В2. Данное задание проверяет умение определять вид словосочетания и заменять словосочетания, построенные на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

Задания В3 и В6 проверяют знания о грамматической  основе предложения ( подлежащее, способы его выражения, сказуемое и его основные типы ).

В4 и В5. Работа над простым осложненным предложением (с однородными членами, вводными словами и предложениями, сравнительными оборотами, обособленными членами предложений ).

В7, В8, В9. Работа над сложными предложениями ( сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными сложными, сложными предложениями с разными видами связи ).

       Так как задания части В ГИА основаны почти все на материале синтаксиса, а этот раздел языка школьники изучают поэтапно с 5 класса, то постепенная подготовка к итоговой  аттестации за курс основной школы может проходить не только в 9 классе, а начинаться значительно раньше. С этой целью также могут отбираться упражнения из разных пособий по подготовке к ГИА.

       Важнейший этап подготовки к экзамену в 9 классе — это работа с текстом, которая позволяет провести анализ языковых явлений, опознавание определенных синтаксических конструкций ( однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов ), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Параллельно с этим на каждом уроке проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя различные задания, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные правила синтаксиса, что требуется при выполнении части В ГИА.

       Готовясь к уроку, подбирая дидактический материал к заданиям части В, ставлю перед собой ряд вопросов, например: Что включает в себя это задание? Что необходимо знать и уметь ученику при выполнении этого задания? Какие навыки и умения оно проверяет?

       Так, В2 предполагает знание классификации способов  подчинительной связи в словосочетании, которая основана на том, какой частью речи выражено главное слово. Ученики с интересом работают над заменой словосочетания на синонимичное:

  • Замените словосочетание «в доме родителей»,построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. ( в родительском доме )
  • Замените словосочетание «увлеченно работать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. (работать с увлечением )

       В В3 и В6 необходимо вычленить грамматическую основу или основы предложения. При этом повторяется изученный ранее материал о подлежащем и сказуемом. Дети часто забывают способы выражения главных членов предложения. Например:

  • Бородатый оглянулся. ( подлежащее выражено прилагательным в роли существительного )
  • Сидящий поднял голову. (подлежащее выражено причастием в функции существительного )
  • Брат с сестрой вернулись порознь. (подлежащее выражено синтаксически связанным словосочетанием )
  • Хочу я с небом примириться. (сказуемое составное глагольное: вспомогательное слово + инфинитив )
  • Варя была с заплаканными глазами. (сказуемое составное именное: глагол-связка+ именная часть, выраженная неделимым сочетанием)

       Задание В5 . Учащимся нужно помнить группы вводных слов по их значению (выражение уверенности, неуверенности, чувства радости, огорчения, удивления, источника мысли, порядка изложения мыслей и т.д. ), правила обособления вводных слов и предложений, обращений.

       Задания В7, В8, В9-это программа 9 -го класса. Детям предлагаются различные виды учебной деятельности, направленные на отработку навыка грамотного написания сложного предложения, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе. Например, объяснить знаки препинания в СПП:

  • Деревня,(1) где скучал Евгений,(2) была прелестный уголок.
  • Пока свободою горим,(1)

Пока сердца для чести живы,(2)

Мой друг,(3) Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

  • И долго буду тем любезен я народу,(1)

Что чувства добрые я лирой пробуждал,(2)

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

  • Я помню твой восход,(1) знакомое светило,(2)

Над мирною страной,(3) где все для сердца мило...

  • Я жить хочу,(1) чтоб мыслить и страдать.

       Виды подчинения придаточных-одна из сложных тем. Работа в группах на уроках позволяет закрепить изученный материал, активизировать творческие способности учащихся, проверить знания.

Примеры предложений для анализа:

  • Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.
  • Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.
  • Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

       После проведения подобной работы (на уроках, во время консультаций, индивидуальных занятий) заполняю таблицу, по которой можно отследить, какие темы тестовых заданий и заданий с кратким ответом усвоены учащимися хорошо, а над которыми следует еще потрудиться во время все тех же уроков, консультаций.

       Одной из форм работы в данном направлении считаю также создание собственных тестов. Эти тестовые задания, небольшие по объему (10 заданий), рассчитаны на часть урока и помогают закрепить и проверить изученные темы, а также приучить школьника к такому виду работы, как тест.

       Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля, которые позволяют учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

       Таким образом, все виды учебной деятельности учащихся, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, помогают девятиклассникам успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки, то есть решить комплексную задачу- развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

Заключение

Подготовка к ГИА — процесс специфический. Каждый учитель вырабатывает свою систему, готовя девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), средствами ИКТ, Интернет-ресурсами.Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Убеждена, что подготовка к ГИА- процесс длительный, и начинать работу нужно не с 9-го класса, а гораздо раньше.

Тестирование -это не только эффективный способ проверки знаний. Его воспитательная функция проявляется в неизбежности и периодичности контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

В свою очередь, применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить положительную мотивацию учения, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Перед нами, учителями, стоит сложная задача: настроить учеников на экзамен, подготовить их не только теоретически, практически, но и психологически. Боятся всегда неизвестного. Устранить неизвестное- организовать комплексное повторение, которое в современных условиях возможно сделать эффективным и плодотворным.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача девятиклассниками ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

 «Трудности- это то, что делает жизнь интересной, их преодоление- содержательной».


 ЛИТЕРАТУРА                        

1.О.В.Загоровская,О.В.Григоренко, О.А.Сунцова. Русский язык: ГИА 2012.Изложения.Сочинения:Учебное пособие/ Воронеж:ИПЦ «Научная книга», 2012

2.Е.В.Корчагина. Русский язык:Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Содержательный и языковой анализ текста»:9 кл. -Москва: АСТ; Астрель,2011

3.Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы.-М.: ВАКО,2008

4.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс.-Москва.: ВАКО, 2007

5.Текстовые тренажеры для подготовки к ГИА по русскому языку : пособие для учителей русского языка и литературы / сост. Е.В.Васильева, И.А.Суязова.-Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011

6.ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т.Егораева.- М.: Издательство «Экзамен»

7. «По уши в ГИА». Сайт в Интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное" для подготовки учащихся 10 -11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11  классов к выполнению тестовых заданий по теме "Имя существительное". Он охватывает не только правописание данной части ре...

Тест по теме "Глагол" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Глагол" Он отражает не только правописание глагола и его форм,  но и морфологическ...

Тест по теме "Имя прилагательное" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить не только правописание имен прилагательных, нои морфологические нормы употребления этой части речи, его морфологичесике признаки , способы образования. Таким образом, т...

Элективные курсы « Подготовка учащихся 9 классов к сдаче ГИА по русскому языку»

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пер...

"Использование интернет-ресурсов для подготовки учащихся 9, 11 классов к экзамену по русскому языку."

Обобщение опыта работы при подготовке учащихся 9, 11 классов к экзаменам....

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...