ОГЭ 2015
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Лазарева Ольга Валерьевна

Данный ресурс содержит материал для подготовки к экзаменам в двух вариантах, прилагается аудиозапись изложения о милосердии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_.2015.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  

                                                     

Материалы к экзамену

Вариант 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

               Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

              Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего

           текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

          Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 -14

        (1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

 (2) – Вы позволите здесь присесть?

 (3) – Ночка – то какая славная, - заговорил вдруг незнакомец.

 (4) – Морозно… тихо.  (5)Что за прелесть – русская зима!

  (6) Голос у него был мягкий, ласковый старческий.

 (7)- А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец. (8) Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (9) Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

(10) – Подарочки!.. (11) Подарочки!.. (12) Знакомым ребятишкам подарочки!.. (13) А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают…  (14) А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел… (15) Подарочки!..

      (16) Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (17) Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:

    (18) – Подождите… не волнуйтесь! (19) Расскажите мне всё по порядку и как можно короче.  (20) Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (21) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (22) Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.

   (23) – Едемте! – сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (24) Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (25) Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но … поедемте!

   (26)  Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (27) Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (28) Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (29) Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.

   (30) Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал  изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом..  (31) Немного погодя явился и Мерцалов. (32) На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.              

(33)  Доктор сидел за столом и что- то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (34) Окончив это занятие и изобразив внизу какой- то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

(35) – Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку… давайте через два часа по чайной ложке.

(36) Это вызовет у малютки отхаркивание… (37) Продолжайте согревающий компресс..                    (38) Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (39) Это дельный врач и хороший человек. (40) Я его сейчас же предупрежу. (41)Затем прощайте, господа! (42) Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом.

   (43) Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (44) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.

(45) Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

(46) – Доктор! (47) Доктор, постойте!.. (48) Скажите мне ваше имя, доктор! (49) Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

 (50) И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (51) Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:

(52) – Вот ещё пустяки выдумали!.. (53) Возвращайтесь- ка домой скорей!

 (54) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…

  (55) В тот же вечер Мерцалов узнал фамилию своего нежданного благодетеля. (56) На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

   (57) Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова – того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (58) Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (59) И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:

 (60) – С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (61) Всё переменилось. (62) В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. (63) Просто чудо совершил этот святой человек.

                                                                                                               (По А. Куприну)

Александр Иванович Куприн (1870- 1938)- русский писатель.

        

В каком  предложении  содержится информация, не соответствующая содержанию текста ?

1) Семейство Мерцалова жило в подвале.

              2) Мерцалов был кротким и застенчивым человеком.  

3)Доктор  Пирогов назвал Мерцалову свою фамилию.

4) Гриша Мерцалов стал банковским служащим.

Ответ: ____________________

В каком предложении средством выразительности является эпитет?

  1. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих  

несчастиях, вплоть до нынешнего дня.

   2) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов…

   3) Доктор сидел за столом и что- то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.

   4) В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт.

Ответ: ___________________________

        Из предложений 33 - 34 выпишите слово,  в котором правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия».

                Ответ: ________________

Из предложений 54 – 58 выпишите слова, в котором написание НН в  суффиксе  не определяется общим правилом ( является исключением).

Ответ: ______________

Замените  разговорное слово «слывёт» в предложении 58 стилистически нейтральным  синонимом. Напишите его.

                   Ответ: _________________

Замените словосочетание «старческий голос», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите его.

Ответ: ______________                   

 

Выпишите  грамматическую основу предложения 2.

Ответ: __________________________

        

Среди предложений  26 - 30 найдите предложение с распространённым  обособленным определением. Напишите номер  предложения.

Ответ: ____________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Счастье ваше, (1) что вы встретились с врачом. Я, (2) конечно, (3) ни за что не могу ручаться, (4) но… поедемте!

Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

 Выпишите цифру( ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.  

Мерцалов ожидал, (1) что после этих беспорядочных, (2) озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, (3) но он ошибся.

Мерцалов опомнился только тогда, (4) когда доктор уже был в коридоре, (5) и кинулся вслед за ним.

Ответ: ____________________                   

Среди предложений 30 - 40  найдите  сложноподчинённое предложение с придаточным  определительным. Напишите номер(а)  этого(их)  предложения(ий).

Ответ: _______________________

        Среди предложений 45 - 56 найдите сложное предложение с  бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.  Напишите номер этого  предложения.

Ответ: _____________________________

 Используя прочитанный текст, выполните  только ОДНО из  заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: « Предложение может не только содержать сообщение, побуждение или вопрос, но и выражать эмоции, чувства говорящего, его отношение к сообщению».

 Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

   Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: « Просто чудо совершил этот святой человек».  

Приведите в сочинении  два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

               Как вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТНЫЙ ( человек)?

              Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите      

             сочинение – рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать бескорыстным?», взяв в качестве  тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два  примера – аргумента, подтверждающих Ваши    рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

огэ2015 (русский язык)

Задания огэ по русскому языку...