Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Уварова Татьяна Николаевна

Итоговая контрольные работа по русскому языку за курс 5 класса Ладыженская

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса

Вариант 2

А1.Укажите существительное с окончанием   .

а ) расположился на сидень...                           б ) не знал об этом событи...

в ) путешествовал по Инди...                            г ) сидел на лошад...

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква  е (ё) .

         а ) щ...ки , плеч...м , испеч...м                 б ) яркой свеч...й , ш...л , крыш...й

         в ) ж...лтый , саж...й , под душ...м                      г ) товарищ...м , гараж...м , силач...м

         

А3. В этом слове пишется  -тся

        а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит...ся целый день !

        б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат...ся с силой !

        в ) Но курам никогда до облака не добрат...ся !

        г ) Как взмолит...ся золотая рыбка !

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу ?                      

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а ) маленький         б ) миниатюрный           в ) небольшой                г ) младший

       

А6. Какое утверждение неверно ?

   а ) Существительные мужского рода относятся к первому или второму склонению

   б ) Некоторые существительные 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящий согласный, пишутся без  Ь .

   в ) Существительные 2-го склонения в род. падеже  ед. числе имеют окончание  -а      

   г)  Существительное в именительном падеже может быть в предложении сказуемым.

А7. В каком ряду во всех словах пишется Е

 а ) плач..т, се..л, зате..шь, вид..мся                   б ) хохоч..т, обид..л, откро..шь, слыш..м

 в ) свищ..т, та..л, бре..шь, спрашива..м            г ) кол..т, ненавид..л, стел..шь,  бор..мся          

А8. В каком примере  «не» пишется слитно?

а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.    

б ) В прошлом году (не) было сильных морозов.

в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома.        

г ) Дедушке (не) нравится моё пение.

А 9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

 а ) гореч... , кирпич... , горяч…, встреч…     б ) пять дач... , ноч... , глуш..., туч…

 в ) вещ... , доч... , палач...,  реч…                    г ) два руч...я , полноч... , озимая рож...

 А 10. Найдите ошибку в рассуждении.

 а ) могуч..го дуба - в безударных окончаниях прилагательных муж. рода ед. числа в род. падеже после шипящих пишется всегда  е

 б ) чай горяч... - пишется  Ь  после шипящей, потому что это прилагательное муж.рода

 в ) в бескрайн...й степи - в окончаниях прилагательных в женском роде , предложном падеже, единственном числе после мягких согласных пишется  Е

 г ) старин...й песней - пишем  О , потому что  -Ой окончание прилагательного в женском роде, творительном падеже, единственном числе .

А11. Найдите ошибку в произношении слова.

 а ) ателье [т]                            б ) углУбить      в ) свитер [т ]               г ) скучный [шн]

А12. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением?

        а ) разд...вать , увл...кать , гл...тать        б ) выт..рать,  отл...чаться , р..сток

        в ) р...бина , к...лина , к...нфета               г ) изл...жение , выр...с , обл...гчить

А13. Укажите неверное утверждение о предложении:  Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

        а ) это предложение повествовательное         б ) это предложение простое

        в ) главные члены - тучи собирает                   г ) это предложение распространённое

 А14. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

        а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

        б ) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь .

        в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

        г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

А15. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

        а ) песня                                    б ) шубка                                  

        в ) жук                                        г ) помощь

       

А16. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст?

 А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан.

 Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

 В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с шишкой на переносье.

 Г. Собственно головы у него, казалось, не было.

а ) А , Г , Б , В                   б ) Г , В , А , Б               в ) В , Г , Б , А               г ) А , Г , В , Б

А17. У какого слова лексическое значение определено неверно?

а ) зодчество - строительное искусство, архитектура                    

б ) изморось - иней на ветках деревьев

в ) жюри - группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе    

г ) изумрудный - ярко-зелёный

Часть 2

 (1)Мы это так понимаем, что всё ... болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.               ( По М. М. Пришвину)

В1. Определите тип текста:   а ) рассуждение;         б ) описание;    в ) повествование.

В2. В предл. (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.

В3. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В4. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.

С1. Опишите своё любимое животное. (4-5 предложений)

 Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса

Вариант 1

А1. Укажите существительное с окончаниемЕ.

а) рассказывал об авари..                                 б) ошибка в упражнени..

в) заботиться о здоровь...                                г) был в Сибир..

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м                         б) ш..фёр, приш..л, ткач..м

в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м              г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад

А3. Во всех словах ряда пишется -тся:

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся.     г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся.      б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

     

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу?

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) бежать                  б) катиться              в)  мчаться                             г)  нестись

А6. Какое утверждение неверно?

а)  Существительные не изменяются по родам.

б)  Некоторые существительные не изменяются по падежам и  числам.

в)  Существительные в предл. падеже могут быть дополнением или обстоятельством.

г ) В окончаниях сущ-х после шипящих в одних случаях пишется   , в других пишется  

А7. В каком ряду во всех словах пишется И

а ) вал..т, вид..л, высп..шься,  леч.. мся                 б ) зависи..т, обид..л, обвар..шь  слыш..м

 в ) свищ..т, выглад..л, слыш..шь, стел.. м             г )  смотр..т, кле..л, пил..шь,  тащ..м                              

А8. В каком примере «не» пишется слитно?

а) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу.                 б)  Бабушке сегодня (не)здоровится.                      

в)(Не)бойтесь холода, закаляйтесь!       г) Никто (не)мог предположить, что так похолодает.

А9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а)  нож.., мяч.., помощ..                                      б)  мыш.., ран..ше, у руч..я

в)  ноч.., печ..ка, руж..ё                                       г)  мелоч.., много дач.., печ..

А10.  Найдите ошибку в рассуждении:

а) ранн..ю порою -  Е, потому что прилаг. стоит в  форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)

б) в поздн..ю пору - Ю, потому что прилаг. стоит в  форме ж. р., вин. (окончание -юю)

в) свеж..й зеленью - И, потому что сочетания букв жи-ши пишутся всегда через  -и

г) молоко слишком горяч.. - о, потому что в окончаниях кратких прилагательных после шипящих под ударением пишется  -о

А11.Найдите ошибку в ударении.

а) алфавИт           б)  квАртал               в) красИвее                          г) звонИт

А12.В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?

а) к..нец, зар..сли,  зац..пить                                б) изм..нение, по..виться, предл..гать

в) соед..нить, расст ..лил, увл..чение                  г) созд..ется, л..сной, прибл…жение                          

А13.Найдите верное утверждение о предложении:  Ветер, ты могуч!

а) главные члены – ветер могуч                                б)это предложение не осложнено

в) это предложение повествовательное                     г) это предложение распространённое

А14.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.

в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки,  с воротника.

г) Не кричи так жалобно, кукушка!

А15.   Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

  а)полет                 б)ехать        в) южный             г) подъём        

 

А16.   Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

A.  У меня прямо начиналось головокружение, когда я видел на улице мороженщика со своей тележкой.

 Б. Но тогда это было что-то особенное.

 B. Конечно, я его люблю и сейчас.

 Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В       б)А, Г, Б, В            в) Г, Б, А, В         г) Г, В, Б, А

А17.У какого слова лексическое значение определено неверно?

а) невежливый - грубый, неучтивый            б) жюри - человек, который руководит конкурсом

в) изморось - очень мелкий дождь                г) бирюзовый - зеленовато-голубой

Часть 2.

  (1)Мы это так понимаем, что всё ... болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.                                                      ( По М. М. Пришвину)

В1.  Определите тип речи:  а) описание;   б) рассуждение;   в) повествование.

В2.  В предложении (1) найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.

В3.    Из предложения (5) выпишите служебные части речи.

В4. Из предложения(3) выпишите глагол несов. вида, I спряжения в форме прош.вр., ед.ч., ср.р.

Часть 3

С1.  Напишите сочинение – рассуждение о том, почему понедельник получил такое название.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа  (тест) по  теме: «Синтаксис простого предложения»

                                    Вариант №1

  1. Отметьте сочетания слов, которые  являются словосочетанием:

а)  Изредка посещать   б) Музей открылся    в) в музее  г) мороз и солнце

        2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А)     приехать утром   б) встретить утро   в) утренняя зарядка   г) оставить на утро

           3. Найдите глагольное словосочетание         

А) школа космонавтов   б) наступление темноты в)  смотреть в темноту    г) темная ночь

      4. Побудительным   невосклицательным  является предложение

А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

Б). Ждите меня возле школьных дверей.

В) Прекрасная пора – осень!

Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Это предложение нераспространенное:

А) Милая моя родина, я счастлив.

Б) Взрослые тигры – опасные хищники.

В) Я держу в руке светлячка.

Г) Вот ворона сидит на заборе.

6. В этом предложении нужно поставить тире :

   А) Ежик был ручной.

Б)   Июль  макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.

8. В этом предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены):

А) И рано-раненько   весною березка белая опять оделася листвою.  

Б) Береза самое любимое дерево русского народа.

В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

Г) Сыпь ты черемуха снегом.

9.  В этом предложении нужно поставить двоеточие  ( знаки препинания не расставлены):

А)Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.        

Б) Лес  долину  снежные глыбы он видел впервые.

В) На зиму заготовили огромные запасы овощей  картофеля свёклы капусты.

Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

10 . В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).

А) Желуди держатся на дереве до осени   а затем  падают на  землю.

 Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими  головами.

В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.

А1. В каком предложении нет дополнения?

1) Воротись, поклонися рыбке. 2) Входят семь богатырей.
3) Давно, давно ты ждешь меня. 4) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.

А2. В каком предложении определение является эпитетом?|   1) Зал освещали хрустальные люстры. 2) Зелёные вершины деревьев о чём-то тихо шептались. 3) В её карих глазах пряталась усмешка. 4) Сквозь асфальт пробивался нежный росток.

A3. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?

1) Через час мы встретились. 2) Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке. 3) Днём выучу уроки и погуляю. 4) Я положил телефонную трубку на место.

А4. В каком предложении распространены второстепенные члены?

1) Новый вокзал скоро примет пассажиров. 2) На уроке математики мы решали сложные задачи. 3) Юркая ящерка быстро спряталась в расщелине. 4) Яркая молния внезапно озарила небосвод.

В1. Из данного предложения выпишите дополнение.

Небольшой зал освещал единственный светильник.    

Контрольная работа  (тест) по теме :  «Синтаксис   простого предложения»

Вариант №2

  1. Отметьте сочетание слов, которое является словосочетанием

А) лес шумит   Б)вышел из леса     в) через дорогу    г) быстро и умело

2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А)осенний парк    б)направить на тропинку    в) люблю осень    г) одет по – осеннему.

3.  Найдите именное словосочетание:

А) выходить на работу   б) отползти влево   в) медленно идти г) черный карандаш

4. Побудительным невосклицательным является  предложение:

А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.

Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.

В)  Иди скорей сюда, Петя!

Г) Почему так тревожно лает привязанный пес?

5. Это предложение нераспространенное :        

А) Усталый конь копытом бил в тревоге.

Б) Доволен я абсолютно всем.

В) Мой садик, ты свеж и зелен.

Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.

6.   В этом предложении нужно поставить тире:

А) Солнце теплое ходит высоко.

Б) Верба пушиста и красива.

В) Ландыш замечательный весенний цветок

Г) Клевер весело цветет.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Ветер дышит   влагой ночи и полынь колышет.

Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.

В) Скоро белые метели снег подымут от земли.

Г) Портфель принес брат.  

8 . В этом предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены):

А) Запевает тихо мой ямщик спросонок.

Б)  Спой ямщик мне песню удалую !

В) Зимние дни миновали ночи короткие стали.

 Г) Слезы дождя золотые темную даль оросили.

9. В этом предложении нужно поставить двоеточие  ( знаки препинания не расставлены):

А) Ему подавали в трактире щи  капусту  сосиски и пирог.

Б) Все в его жизни было связано с авиацией  мечты волнения планы на будущее.

В) Яблони и груши это плодовые деревья.

Г)Они вышли   расплатились и  направились в противоположные стороны

10 . В этом предложении две грамматические основы.

А) Мальчик поймал на огороде маленькую бабочку и принес ее отцу.

Б) Солнышко светит ярко, но греет уже не  так, как летом.

В) Рыси, куропатки, орлы и барсы живут в заповеднике.

Г) Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся желтые листья.  

А1. В каком предложении нет дополнения?

  1. Вот из моря вылез старый Бес. 2) Женихи ей поклонились, потихоньку удалились. 3) Не губи меня, девица! 4) К красну солнцу наконец обратился молодец.

А2. В каком предложении определение является эпитетом?

1)У окна поставили большой деревянный стол.

2)Беспомощный птенчик выпал из гнезда. 3) Мы ловили рыбу на речной отмели. 4) Сентябрь - первый осенний месяц.

A3. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?  1) От вокзала мы доехали на троллейбусе. 2) Ночью все кошки серы. 3) В лесу раздавался топор дровосека.

4) В ноябре погода переменчива.

А4. В каком предложении распространены второстепенные члены?

1) В альбоме хранились старые фотографии. 2) Электронное письмо мгновенно дошло до адресата. 3) Серые котята дружно лакали молоко. 4) После сильного ливня на дорожках парка стояли лужи.

В1. Из данного предложения выпишите дополнение.

Кукольные домики украшали затейливые узоры

1. Домики 2. Узоры 3. Кукольные 4. Затейливые



Предварительный просмотр:

Тест промежуточного контроля по теме «Глагол»

6 класс

Контрольно- измерительный материал

Русский язык  6 класс

(к учебнику Т.А.Ладыженской, Н.Т. Баранова,

Л.А.Тростенцовой и др. 2009г.)

Раздел «Морфология и орфография. Культура речи»

Промежуточный тест по теме «Глагол»

1. Назначение промежуточного теста

Данный тест позволяет  измерить уровень знаний, сформированности умений, навыков, компетенций у учащихся 6 класса по теме «Глагол»;

проанализировать уровень динамики общего развития обучающихся, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей;

скорректировать процесс обучения с учётом полученных результатов;

привить обучающимся навыки работы с тестовыми материалами, аналогичными тестам ЕГЭ

Тест критериально-ориентированный.

2. Документы, определяющие содержание промежуточного теста

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 5.03.2004 г.).
  2. Рабочая программа под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской («Просвещение» 2009г.)

3.  Задачи теста

Задачи  тестирования:

Языковая и лингвистическая компетентности:

  • проверить знание определений и правил по теме глагол;
  • проверить осознанность знаний, определений и правил;
  • проверить сформированность умений применять знания при выполнении практических заданий:
  • выделять глагол из текста
  • определять спряжение глагола, переходность, вид, наклонение
  • производить морфологический и морфемный разбор глагола
  • проверить уровень сформированности орфографических умений и навыков;
  • умение видеть приметы орфограммы, условия выбора данной орфограммы
  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор
  • правильно писать слова с изучаемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Коммуникативная компетентность:

  • проверить уровень сформированности умения создавать тип речи, не нарушая видо-временной соотнесённости глагола;
  • умения употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму в значении разных наклонений;
  • пересказывать исходный текст от лица кого-либо из его героев;
  • создавать рассказ по сюжетным картинкам.

Вид контроля: промежуточный.

4. Структура теста

Структура КИМа для 6 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ.

Тест состоит из 3-х частей

Часть 1 (А1-А21) – базовый уровень, задания с выбором ответа;

Часть 2 (В1-В3) – задания повышенной сложности, задания с кратким ответом;

Часть 3 (С1) – задание открытого типа с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе услышанного.

Тест содержит 21 задание с выбором ответа из 4-х предложенных, 3 задания открытого типа, требующие краткого ответа обучающегося, и одно задание открытого типа с развернутым ответом (мини-сочинение)

Всего в тесте 25 заданий, все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А,В,С) и измеряют уровень знаний по теме «Глагол».

Распределение заданий по частям теста представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный

балл

Процент максимального

первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю

работу (= 40)

Тип заданий

Часть 1

21

21

52,5%

с выбором ответа

Часть 2

3

6

15%

с кратким ответом

Часть 3

1

13

32,5%

с развёрнутым ответом

Итого        25        40        (100%)

5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности

Распределение   заданий   по   основным   содержательным   разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным разделам

и дидактическим единицам темы «Глагол»

Разделы,

дидактические единицы

Число заданий

Макси-

маль-

ный

первич-ный балл

Процент максимального первичного    балла    за задания  данного  блока содержания   от   максимального       первичного балла за всю работу (= 40)

  1. МОРФОЛОГИЯ

18

45%, в т.ч.:

  1. Глагол как часть речи

2

5%

       1.1 Характеристика     глагола     по значению

1

А1

        1.2 Морфологические признаки глагола

1

А2

  1. Вид глагола

2

(А3, В2)

2

5%

  1. Время глагола

2

(А4, В2)

2

5%

  1. Спряжение глагола

2

(А5,  В2)

2

7,5%

       4.1 Разноспрягаемые глаголы

1

(А6)

  1. Переходность - непереходность

2

(А7, В3)

3

7,5%

  1. Возвратность

2

(А8, В1)

3

7,5%

  1. Наклонение

3

(А9, А10, А11)

3

7,5%

  1. Безличный глагол

2

(А12, С1)

1

5%

  1. ОРФОГРАФИЯ

6

6

15%

1.  Правописание безударных личных окончаний глагола

1

(А13)

2.  Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения

1

(А14)

3. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице единственного числа (-тся –ться )

1

(А15)

4. Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица единственного числа после шипящих

1

(А16)

5.  Буквы Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений 2 лица множественного числа

1

(А17)

6.  Правописание О-Е, Ы-И в суффиксах глагола ОВА ЕВА и ЫВА ИВА

1

(А18)

  1. МОРФЕМИКА

1

1

2,5%

1. Морфемный разбор глагола

1

(А19)

  1.  КУЛЬТУРА РЕЧИ

2

2

5%

1. Соблюдение орфоэпических норм при употреблении глаголов в речи

1

(А20)

2. Соблюдение морфологических норм при употреблении глаголов в речи

1

(А21)

  1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ

1

(С1)

13

32,5%

Итого:

25

40

100%

Задания теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Обучающиеся работают с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний;  предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создают собственное письменное монологическое высказывание.

Таблица 3

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом

Виды работы с

языковым

материалом

Число заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального

первичного балла за

выполнение заданий,

предусматривающих различные

виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу

(= 40)

Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов и словосочетаний

14

(А1–А6,

А8, А10, А13 – А14, А18 – А 21)

14

35%

Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде предложений

5

(А7, А9, А11, А12, А17)

5

12,5%

Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

5

(А15, А16,

В1–В3)

8

20%

Работа над письменным монологическим высказыванием

1 (С1)

13

32,5%

Итого:

25

40

100%

6.   Распределение   заданий   экзаменационной   работы   по   уровню сложности

В соответствии с возрастными особенностями и планированием работы по развитию речи, для шестиклассников заданием высокого уровня сложности можно считать задание С1 (сочинение).

Первая часть работы (А1–А21) проверяет усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности.

Все задания второй части работы (В1-В3) – повышенного уровня сложности.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень

сложности

заданий

Число заданий

Максималь-

ный первичный

балл

Процент максимального

первичного балла за задания

данного уровня сложности от

максимального первичного балла

за всю работу (= 60)

Базовый

21

21

52,5%

Повышенный

3

6

15%

Высокий

1

13

32,5%

Итого

25

40

100%

Варианты промежуточного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Задания В1-В3 оцениваются по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: задание выполнено, ошибок нет; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ или его отсутствие).

Максимальная сумма баллов, которую может получить обучающийся, правильно выполнивший задание третьей части работы, – 13 баллов.

За верное выполнение всех заданий промежуточного теста максимально можно получить 40 первичных баллов.

Таблица 5

Соответствие между полученными баллами

и оценкой по традиционной системе

Количество баллов

Оценка по пятибалльной системе

33-40 (>80%)

«5»

24-32 (60-80%)

«4»

16-23 (40-60%)

«3»

0-15 (0-40%)

«2»

8.        Время выполнения работы

На выполнение теста отводится 1 урок (45 минут)

Первая часть работы включает 21 задание с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1 минута. Ориентировочное время выполнения этой части работы – 25 минут.

Вторая часть работы включает 3 задания. На выполнение каждого задания требуется до 2-3 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 10 минут.

Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, – 10 минут.

9. План теста

Для формирования вариантов промежуточного теста по русскому языку разработан обобщённый план теста, представленный в Приложении.

                 

Приложение

Обобщённый план теста

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развёрнутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный,  В – высокий.

Обо-

Проверяемые

Коды

Коды

Уровень

Макс.

зна-

элементы содержания

прове-

прове-

слож-

балл за

чение

ряемых

ряемых

ности

выпол-

зада-

элемен-

умений

задания

нение

ния в

тов

(п.2

задания

рабо-

содержа-

кодифи-

те

ния (п.1 кодифи-катора)

катора)

А1

 Характеристика     глагола     по значению

1.1

1.1

Б

1

А2

 Морфологические признаки глагола

1.2

1.2

Б

1

А3

Вид глагола

1.3

1.2.3

Б

1

А4

 Время глагола

1.4

1.3.1

Б

1

А5

Спряжения глагола

1.5

1.2.1

Б

1

А6

 Разноспрягаемые глаголы

1.6

1.2.2

Б

1

А7

Переходность - непереходность

1.7

1.2.4

Б

1

А8

Возвратность

1.8

1.2.5

Б

1

А9

Наклонение

1.9

1.3.2

1.3.3

Б

1

А10

 Форма повелительного наклонения

1.9

1.3.5

Б

1

А11

Сравнение форм изъявительного наклонения 2 лица мн. ч. с формой повелительного наклонения

1.9

1.3.6

Б

1

А12

Безличный глагол

1.10

1.3.7

Б

1

А13

Правописание безударных личных окончаний глагола

2.1

2.1

2.2

Б

1

А14

Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения

2.2

2.1

2.3

Б

1

А15

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице единственного числа (тся - ться)

2.3

2.1

2.4

Б

1

А16

Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица единственного числа после шипящих

2.4

2.1

2.5

Б

1

А17

Буквы Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений 2 лица множественного числа

2.5

2.1

2.6

Б

1

А18

Правописание О-Е, Ы-И в суффиксах глагола ОВА ЕВА и ЫВА ИВА

2.6

2.1

2.7

Б

1

А19

 Морфемный разбор глагола

3.1

3.1

Б

1

А20

Соблюдение орфоэпических норм при употреблении глаголов в речи

4.1

4.1

Б

1

А21

Соблюдение морфологических норм при употреблении глаголов в речи

4.2

4.2

Б

1

В1

Умение находить в тексте возвратные глаголы

1.8

1.2.5

П

2

В2

Нахождение глагола с заданными морфологическими признаками в тексте

1.2

1.2

1.3

П

2

В3

Умение находить в тексте переходные глаголы

1.7

1.2.4

П

2

С1

Мини-сочинение на заданную тему с использованием безличных глаголов

5.1

5.1

В

13

Всего заданий – 25, из них по типу заданий: А – 21, В – 3, С – 1; по уровню сложности: Б – 21, П – 3, В – 1. Максимальный первичный балл за работу – 40. Общее время выполнения работы – 45 мин

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей

на этапе усвоения темы «Глагол»

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню освоенности обучающимися 6 класса общеобразовательного  учреждения темы «Глагол»  является документом, регламентирующим разработку вариантов КИМ по теме «Глагол». Он составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

В кодификатор включены все элементы содержания темы «Глагол», которые отражены в учебнике Т.А.Ладыженской, Н.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 2009г.

Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых с помощью теста промежуточного контроля по теме «Глагол»

Перечень элементов содержания, проверяемых тестом, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень).

В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

Код раз-дела

Код

контроли-

руемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1.

МОРФОЛОГИЯ

1.1

Характеристика     глагола     по значению

1.2

Морфологические признаки глагола

1.3

Вид глагола

1.4

Время глагола

1.5

Спряжение глагола

1.6

Разноспрягаемые глаголы

1.7

Переходность - непереходность

1.8

Возвратность

1.9

Наклонение

1.10

Безличный глагол

2.

ОРФОГРАФИЯ

2.1

Правописание безударных личных окончаний глагола

2.2

Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения

2.3

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице единственного числа (тся - ться)

2.4

Правописание мягкого знака в глаголах 2 лица единственного числа после шипящих

2.5

Условия выбора букв Е-И в глаголах изъявительного и повелительного наклонений 2 лица множественного числа

2.6

Условия выбора букв  О-Е, Ы-И в суффиксах глагола -ОВА ---ЕВА и -ЫВА -ИВА

3.

МОРФЕМИКА

3.1

Морфемный разбор глагола (разбор глагола по составу)

4.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

4.1

Соблюдение орфоэпических норм при употреблении глаголов в речи

4.2

Соблюдение морфологических норм при употреблении глаголов в речи

5.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ

5.1

Письменная монологическое высказывание  на заданную тему с использованием безличных глаголов

Раздел 2. Перечень требований к уровню формирования языковой, и коммуникативной компетенции на этапе усвоения темы  «Глагол» которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку

Код требования

Умения, проверяемые тестом

  1. МОРФОЛОГИЯ

1.1

Умение узнавать глагол среди других частей речи по общему грамматическому  значению

1.2

Умение определять постоянные морфологические признаки глагола

1.2.1

Уметь методом анализа определять спряжение глагола

1.2.2

Уметь  доказать  принадлежность  глагола  к разноспрягаемым, уметь определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые  глаголы

1.2.3

Умение определять вид глагола

1.2.4

Уметь определять переходность/непереходность глаголов; различать переходные и непереходные глаголы; находить их в тексте

1.2.5

Уметь определять возвратность глаголов; находить возвратные глаголы в тексте

1.3

Умение определять непостоянные морфологические признаки

1.3.1

Уметь определять время глагола по грамматическим  и формальным признакам

1.3.2

Уметь определять глаголы в форме одного из наклонений; определять формы глаголов, в которых они употреблены

1.3.3

Уметь находить глаголы в условном наклонении в тексте; определять оттенки значения действий, которые обозначают глаголы в условном наклонении

1.3.4

Уметь различать глаголы в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в форме условного наклонения

1.3.5

Уметь находить глаголы в повелительном наклонении в тексте; определять оттенки значения действий, которые обозначают глаголы в повелительном наклонении; определять способ выражения повеления

1.3.6

Уметь различать глаголы в форме 2-го лица множественного числа в изъявительном и повелительном наклонении

1.3.7

Уметь находить безличные глаголы и определять их форму; находить личные глаголы, употребленные в значении безличных

1.3.8

Уметь употреблять безличные глаголы в речи

  1. ОРФОГРАФИЯ

2.1

Уметь опознавать в слове орфограммы, одним из условий выбора которых является морфологический принцип; методом анализа находить правильное решение

2.2

Уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов, зная условия выбора букв Е или И в 3 лице единственного числа

2.3

Уметь правильно писать Ь на конце глаголов в повелительном наклонении

2.4

Уметь различать форму 3 лица единственного числа глаголов настоящего времени (-тся) и инфинитива (-ться) и правильно писать глаголы в этой форме

2.5

Уметь правильно писать окончание глаголов 2 лица единственного числа (-ешь, -ишь)

2.6

Уметь правильно писать буквы  Е и И во 2-м лице во множественном числе глаголов в повелительном и изъявительном наклонении

2.7

Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-) ж-ЫВА- (-ИВА-)

  1. МОРФЕМИКА

3.1

Уметь вычленять формообразовательные и словообразовательные суффиксы глаголов

  1. КУЛЬТУРА РЕЧИ

4.1

Уметь употреблять орфоэпически трудные глаголы в речи, верно ставя ударение

4.2

Уметь образовывать формы глаголов, не нарушая речевые нормы

  1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

5.1

Уметь отбирать материал к сочинению, составлять его план; создавать текст сочинения - повествования на основе услышанного.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Контрольно- измерительный материал

Русский язык  6 класс

(к учебнику Т.А.Ладыженской, Н.Т. Баранова,

Л.А.Тростенцовой и др. 2009г.)

Раздел «Морфология и орфография. Культура речи»

Промежуточный тест по теме «Глагол»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение теста по русскому языку даётся 45 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 21 задание (А1–А21).  К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 3 заданий (В1–В3). Ответы к этим заданиям вы должны найти в предложенном тексте.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какие из приведённых ниже характеристик не относятся к глаголу?

        а) изменяются по лицам, числам и падежам;
        б)  бывают совершенного и несовершенного вида;
        в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
        г) изменяются по временам.

А1. Глагол – часть речи, которая обозначает:

а) действие;

б) признак;

в) предмет;

г) признак по действию.

А2. Укажите неверное утверждение:

а) Глагол – часть речи, которая обозначает действие.

б) Глаголы изменяются по временам.

в) В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.

г) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

А2. Укажите верное утверждение :«Глаголы в изъявительном наклонении …»

а) обозначают действие, желаемое или возможное при определенном условии.

б) обозначают действие, которое кто-то заставляет  или  просит  выполнить.

в) обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле.

г) обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

А3. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.


        а) читать, просматривать, разыграть;

        б) смеяться, высмеять, поймать;

        в) разыграть, прочитать, передать;
        г) схватить, разыскивать, дышать.

А3. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.


        а) шагнуть, толкать, мелькать;

        б) капнуть, зевать, включить;

        в) прогуляться, расступиться, выкрикнуть;
        г) вздыхать кивать, признать.

А4. Какой глагол относится ко второму спряжению:

          а) гулять;

        б) спать;

        в) брить;
        г) жить.

А4. Какой глагол относится к первому спряжению:

          а) звенеть;

        б) колоть;

        в) боронить;
        г) лететь.

А5. Какая из форм не является формой будущего времени?

          а) почитаю;

        б) поживём;

        в) хочу спать;
        г) буду читать.

А5. Какая из форм не является формой прошедшего времени?

          а) спал;

        б) решил;

        в) пёк;
        г) шьёт.

А6. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

        1) есть, носить;

        2) думать, ехать;

        3) хотеть, бежать;

        4) дать, говорить.

А6. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.

          1) гнать, дышать;

        2) хотеть, терпеть;

        3) есть, дать;

        4) дать, зависеть.

А7. Укажите предложение с переходным глаголом.

а) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

б) Мужество рождается в борьбе.

в) На окне стояли цветы.

г) Он обезумел от страха.

А7. Укажите предложение с непереходным глаголом.

а) Насыпали   моряки  хлебных  крошек  и  семечек  на   палубу.

б) Подбирают перепёлочки крошки и семечки.  

в) Тема тихо повернул ключ. 

г) Он подошёл к дому.

А8. Укажите возвратный глагол:

а) прошёл;

б) прошуршал;

в) промчался;

г) пробежал.

А8. Укажите возвратный глагол:

1) носить;

2) развлекаться;

3) лаять;

4) выбирать.

А9. В этом предложении глагол обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле:

а)        Вся в блестках струится река.

б)        На заре ты ее не буди.  (А.Фет)

в)        Был бы здоров — сразу бы добежал.

г) Напишите родителям письмо.

А9.  В этом предложении глагол обозначает действие, желаемое или возможное при определенном условии:

а)        Понял Иван Федорович, что нужна книга, по которой люди учились бы грамоте.  

б)        Пора метелей злых и бурь

     Опять надолго миновала.  (А. Плещеев) 

в) Уехать на поезде можно в любой уголок страны.

г) Не убивайте голубей!

    Их оперенье белоснежно;

    Их воркование так нежно...  (М. Лохвицкая)

А10. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

а) бегите;

б) пишете;

в) ляг;

г) кладите.

А10. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?

а) поезжай;

б) прилягте;

в) бежите;

г) встаньте.

А11. Найди предложение с безличным глаголом.

а) Потемнело в чистом поле.

б) Пуганая ворона куста боится.

в) Не пылит дорога, не дрожат кусты.

г) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

А11. Найди предложение с безличным глаголом.

1) В углу кто-то похрапывал.

2) В саду от ветра что-то посвистывало, трещало и выло.

3) Мне не здоровится.

4) В лесу затрещало дерево.

А12. Укажите наклонение глагола выслать в следующих предложениях:

1. Вышлите нужные мне книги 2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно.

а) В 1-м предложении глагол стоит в изъяв. накл., во 2-м – в повел. накл.

б) В 1-м – в повел. накл., во 2-м – в изъяв. накл.

в) В обоих предложениях – в повел. накл.

г) В обоих предложениях – в изъяв. накл.

А12. Укажите наклонение глагола выйти в следующих предложениях:

1. Выйдите через калитку. 2. Когда выйдете, поверните направо.

а) В 1-м предложении глагол стоит в изъяв. накл., во 2-м – в повел. накл.

б) В 1-м – в повел. накл., во 2-м – в изъяв. накл.

в) В обоих предложениях – в повел. накл.

г) В обоих предложениях – в изъяв. накл.

А13. Выберите столбик, в котором указаны правильные ответы (Е или И в окончаниях глаголов 3лица) ед. ч.:

                                   а)     б)    в)    г)

рассвета..т                 е       е      и    е

осмотр..т                   и       и     е     е

пряч..тся                    е       е     и     е

завис..т                      е       и     е     и

бор..тся                     е       е      и     е

А13. Выберите столбик, в котором указаны правильные ответы (Е или И в окончаниях глаголов 3лица ед. ч.):

                                  а)     б)    в)    г)

кле..т                         е      и      и     е

стро..т                       и      и      е     и

пойма..т                    е       е      и     е

прочита..т                 е      е      е     и

увид..т                       е      и      и     е

А14. В каком глаголе ь не пишется?

а) поджар..те;

б) спряч..ся;

в) приляг..те;

г) среж..те.

14.  В каком глаголе ь не пишется?

        1) Немедленно отреж..!

        2) Немедленно отреж..те!

        3) Ему не спит..ся.

        4) Присяд..те, пожалуйста.

А15 . На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

Карандаш в пенале мает(1)ся,

Но зато он не ломает(2)ся.

Он там должен находит(3)ся.

Он на уроке пригодит(4)ся!  

а) 1;

б) 2;

в) 3;

г) 4.

А15. На месте какой цифры в слове нужно написать мягкий знак?

На доброе слово не надо скупит(1)ся.

Сказать это слово – что дать напит(2)ся.

Со словом обидным нельзя торопит(3)ся,

Чтоб завтра себя самого не стыдит(4)ся.

а) 1;

б) 1,4;

в) 1,2,3;

г) 1,2,3,4.

А16. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Тропинка, тропинка, что прячеш(1)ся ты?

Зачем ты уходиш(2) тайком под кусты?

То вдруг пропадёш(3), то ныряеш(4) в овраг.

Скажи мне, тропинка, ты друг или враг?

                                                                (Е. Трутнева)

а) 1;

б) 1,2;

в) 1,2,3;

г) 1,2,3,4.

А16. На месте каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?

Что ж ты грустиш(1), обезьянка?

Ничего не еш(2) и не пьёш(3).

Ты ведь не иностранка,

Ты ведь меня поймёш(4)…

                                     В.Джайн

А17. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Когда напиш..те сочинение, проверьте его.

б) Высуш..те промокшие ботинки.

в) Вы мне помож..те?

г) Вы буд..те выходить на следующей остановке?

                                         

А17. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) Прежде всего выбер..те  из текста  необходимые цитаты.

б) Когда вы отыщ..те нужное слово, составьте с ним предложение.

в) Если вы его окликн..те, то он не отзовется.

г) Вы смож..те с ним поговорить завтра

А18. В каком ряду во всех глаголах пропущена одна и та же буква?

а) забол..вать, потч..вать, осва..вать;

б) откупор..вать, буш..вать, зап..вать;

в) команд..вать, расклад..вать, рассчит..вать;

г) поссвет..вать, завед..вать, исповед..вать.

А18. В каком ряду во всех глаголах пропущена одна и та же буква?

а) обслед..вать, разбрас..вать, почувств..вать;

б) разд..ваться, попроб..вать, использ..вать;

в) бесед..вать, совет..вать, подбадр..вать;

г) испыт..вать, уклад..вать, рассказ..вать;

А19. Укажите правильный разбор слова по составу:

 

А19.   Укажи правильный разбор.

а)

б)

в)

г)

А20. Укажите, в какой группе слов правильно поставлены ударения:

а) звОнят, балУю, премИровать, облегчИть;

б) звонЯт, бАлую, премИровать, облЕгчить;

в) звонЯт, балУю, премировАть, облегчИть;

г) звОнят, бАлую, премИровать, облегчИть.

А20. Укажите, в какой группе слов правильно поставлены ударения:

а) углУбить, понЯли, позвонИт, зАнял;

б) углубИть, понЯли, позвОнит, занЯл;

в) углубИть, пОняли, позвонИт, зАнял;

г) углУбить, пОняли, позвонИт, занЯл.

А21. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

а) прилягте;

б) ехайте;

в) положите;

г) хотите.

А21. Укажите пример с нарушением речевой нормы:

а) ляг;

б) поезжайте;

в) ложу;

г) хочет.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3

(1)С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. (2)»Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», - говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

(3)Из живущих на земле существ только человек обладает даром речи. (4)Чтобы назвать этот бесценный дар, человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства… (5)Вот некоторые из них: ответствовать, повторить, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, отвечать, продолжать, заговорить, подхватить, перебить, воскликнуть, спросить, заметить, промолвить, цедить (сквозь зубы), запнуться, сообщить, поддакнуть, возразить, уверять, растолковывать, вымолвить, объяснить, внушить, беседовать, намекнуть, переспросить, изречь, осведомиться, упоминать и другие.

В.А.Иванов, Г.А.Панов, З.А.Потиха. Тайны родного языка

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3

(1)Как известно, выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками. (2)Особенно много разных слов образуется от глагола говорить. (3)Заговорить – начать говорить; приговаривать – говорить, сопровождая этим какое-либо действие; проговорить – произнести, сказать (в глаголе проговорить есть прямое указание на краткость сказанного); оговориться – сделать относительно чего-либо оговорку, предупредить о чём-либо или сделать непроизвольную ошибку в речи; договориться – путём переговоров прийти к соглашению; уговорить – убедить кого-либо или успокоить, утешить; наговориться – вдоволь, много проговорить и другие глаголы.

(4)Приставка каждый раз придаёт слову новое значение, создавая различие между глаголом-первоосновой и производным. (10)Чем тоньше становится человеческий ум, тем глубже он познаётокружающий мир, тем разнообразнее глаголы, обюозхначающие речь, мысль, чувство.

В.А.Иванов, Г.А.Панов, З.А.Потиха. Тайны родного языка

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами

В1. Из ряда глаголов речи в предложении 5 выпишите возвратные глаголы.

В2. Из ряда глаголов речи в предложении 5 выпишите глагол второго спряжения несовершенного вида.

В3. Из ряда глаголов речи в предложении 5 выпишите переходные глаголы.

В1. Из предложения 3 выпишите возвратные глаголы.

В2. Найдите в тексте глагол со следующими морфологическими признаками:

1 спряжение, несовершенный вид, возвратный, в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени.

В3. Из предложений 9 и 10 выпишите переходные глаголы.

С1. Напишите мини-сочинение (3-5 предложений), используя безличные глаголы,  на тему: «Вечер в деревне».

С1. Напишите мини-сочинение (3-5 предложений), используя безличные глаголы,  на тему: «Утро»

Список литературы:

1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/Сост.

    Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по

    русскому языку: 6 класс. – 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса

Годовая контрольная работа для 5 класса по русскому языку в двух вариантах...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»

Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса 2015 год

Данная работа составлена на материале открытого банка заданий ФИПИ, задания в формате ЕГЭ по темам "Текстоведение.Орфоэпия. Лексика. Синтаксис. Грамматика. Орфография"...

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года и включает в себя учебный  материал по синтаксису и пунктуации за курс 8 класса....