Этика и эстетика речевого общения. Школьный речевой этикает
статья по русскому языку на тему

Найда Александра Владимировна

Речевая  агрессия. Школьный  этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_i_estetikadoklad.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Этика и эстетика речевого поведения
Речевой этикет в общении.  
Школьная речевая агрессия»

А. В. Найда

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А. А. Хмелевского», научный  руководитель  проекта,автор  программы «Одарённые  дети»

(najda.alexandra@yndex.ru)

 Чекалева Кристина Андреевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. А. А. Хмелевского»,член школьного  научного  сообщества «Эрудит»

(serena-r/ch@yndex.ru)

  1. Речевой этикет в общении
    1) Предмет и функции речевого этикета в общении, его национальный характер

         *Слово этикет (от французского etiquette — ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

        Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Поэтому в самостоятельные системы выделяются его разновидности.

 

        *Различные виды этикета представлены системой различных этикетных формул: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана — епископу) и товарищ генерал (в старой русской армии — Ваше Превосходительство или Ваше Высокопревосходительство). Однако общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости. Этикет — это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.

       *Словесные формулы в этикете часто используются в сопровождении жестов, мимики, телодвижений. Одно дело, если "здравствуйте" прозвучало на ходу, мельком, и человек при этом даже не остановился. Другое дело, если, приветствуя вас, человек поднимается вам навстречу или останавливается при ходьбе. Для вас конечно же важно, улыбаются вам при этом или нет. Хотя бы легкая тень улыбки придает приветствию очарование жеста доброжелательности и демонстрации симпатии. Если вы встречаете беседующих людей, один из которых вам хорошо знаком, легкий кивок головы, сопровождающийся улыбкой, заменит словесное приветствие. Иными словами, жест, мимика и вербальный ряд в этикетных жестах неотделимы: они имеют единое значение.

         *Приветствие — один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой (не обязательно открытой американской, может быть, с легкой улыбкой) является нормой повседневного общения деловых людей.

        *Этикет — явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Например, согласно нормам русского речевого этикета при встрече давно не видевшихся приятелей совершенно нормальным считаются вопросы типа: "Как здоровье вашей жены, детишек?". Этот вопрос прочитывается собеседником как знак внимания и расположения со стороны говорящего. Совершенно иначе обстоит дело в некоторых мусульманских (магометанских) странах. Там подобный вопрос может быть сочтен, по меньшей мере, бестактным, потому что все, относящееся к женской половине дома, является запретной темой для обсуждения.

        

        

        *По-разному выражаются в разных странах согласие и несогласие. Всех приезжающих в Болгарии, например, поражает несоответствие общеевропейскому жестовому знаку "да" и "нет": кивок сверху вниз для болгар — жест отрицательный, а покачивание головой из стороны в сторону — утвердительный. Японцы вообще предпочитают не произносить слово "нет". Отрицательное отношение к чему-либо выражается у них не прямо, а иносказательно. "Если токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой", — то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слово "нет".

 

        *Этикетные формулы часто представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова "лихо" и "жаловать" в современном русском языке уже не употребляются.С помощью словесных формул мы выражаем отношения при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала одним из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.

 

          *Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Поэтому в самостоятельные системы выделяются его разновидности.Различные виды этикета представлены системой различных этикетных формул: Ваше преосвященство (церковному служителю высокого сана — епископу) и товарищ генерал (в старой русской армии — Ваше Превосходительство или Ваше Высокопревосходительство). Однако общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости. Этикет — это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.

2) Обстановка общения
и этикетные формулы. Ты- и Вы-обращения.

       *В одной ситуации уместным будет прощание Пока!, а в другой -Всего хорошего! До свидания. Представьте себе, если в официальной обстановке зачета студент, получив долгожданную роспись в зачетной книжке, скажет преподавателю: "Пока!". Скорее всего, это будет воспринято как чудачество сокурсниками и как невежливость, носящая вызывающий характер, преподавателем. Выбор приветствия должен соответствовать обстановке общения и форме общения (Ты- и Вы-общение).

*В официальной обстановке
повседневного делового общения принято
выбирать универсальные этикетные формулы:

Приветствия

 

Добрый день (утро, вечер)!

Здравствуйте!

 

Формулы прощания

 

 

До свидания!

Всего доброго!

Всего хорошего!

До встречи! (если назначена встреча)

Позвольте попрощаться!

Счастливого пути (отъезжающему)

 

Формулы благодарности

 

 

Спасибо! Очень признателен вам... Благодарю! Большое спасибо!

Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Очень вам признателен!

 

Просьба

 

 

Будьте добры...

Будьте любезны...

Прошу вас...

 

Извинение

 

Приношу свои извинения...

Извините, пожалуйста...

Прошу меня простить...

Простите, пожалуйста...

 

Предложение

 

Позвольте предложить...

Мне хочется предложить вам ...

Я хотел бы предложить вам...

 

Приглашение

 

Разрешить пригласить вас на…

Я приглашаю вас на...

От имени … приглашаю вас на …

 

        *В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия — имя — отчество. Эта система именования уникальна. Она сформировалась еще в средние века под влиянием Византии и сейчас сохраняется только в русской культуре. Этикет предписывает в официальных документах, а также в устных официальных сообщениях обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина. Это касается не только обращения, но и упоминания, именования лица в официальных условиях. Не Егор Гайдар, Григорий Явлинский, а Егор Тимурович Гайдар и Григорий Алексеевич Явлинский. 

        Полное обращение может сочетаться только с обращением на "Вы".Вы-общение предполагает строгий отбор тем обсуждения. Деловое общение в этом случае не выходит за рамки тем, обозначенных в повестке дня или предусмотренных регламентом.

 

        *Общение начинается с установления расстояния между собеседниками. Дистанция зависит от взаимоотношений говорящих. Чем официальной отношения, тем дальше находятся люди друг от друга. В русском этикете официальная зона общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук (90-110 см), дружеская зона - расстоянию двух согнутых в локте рук (50 см). Переход из одной зоны в другую, например уменьшение расстояния между общающимися, прочитывается как желание сменить официальный тон общения на дружеский. Такой прием используется руководителем для того, чтобы вызвать откровенность подчиненного, расположить к себе посетителя.

         *Очень большое значение в общении имеет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Из чего же складывается тональность? Это стилистика речи, манера поведения говорящего (взгляд, мимика, жесты, поза), но главное — тон. К сожалению, люди мало обращают внимания на то, каким тоном они говорят, иногда и просто не умеют модулировать голос, т.е. варьировать тональность. Так, занимающий высокую должность человек и дома начинает говорить (не замечая этого) начальственно-приказным тоном. Возникает конфликтная ситуация: "Что ты все приказываешь?" Кстати сказать, для современного официально-делового общения начальственный тон становится малопригодным, устаревшим. Императивность уступает место принципу сотрудничества. Поэтому основным тоном при строго официальных отношениях будет спокойный, ровный, сдержанный тон, при менее строгих официальных отношениях — спокойный, доброжелательный, приветливый.

 

        *Одна из важнейших функции этикета — снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно. Вместо "Это чушь!", "Этого не может быть" используется "Мне кажется это не вполне убедительным"; "Боюсь, что не могу согласиться с вами"; "Едва ли это возможно" и т.п.

                                            Речевая агрессия в школьном общении
1) Понятие «речевая агрессия» (РА)

Ученый-педагог С. Л. Соловейчик когда-то  сказал: «Злое чувство рождается мгновенно, а доброго приходится дожидаться». Действительно, грубость, невежливость, агрессия в речи – явление,  часто встречающееся в нашей жизни.  В судах увеличивается количество гражданских исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, а уголовные дела, возбужденные по статьям «Клевета» и «Оскорбление» стали обычной практикой. Современное агрессивное общество, современный агрессивный язык, агрессивные отношения между людьми  − зеркало наших мыслей, поскольку «язык, по мнению С. Довлатова, не может быть плохим или хорошим…, так как язык – это только зеркало, на которое глупо пенять». 

        *Агрессия слова становится все более активной в детских играх, в развлечениях подростков, в домашнем обиходе, в разговорах педагогов и школьников. Оскорбительная речь  оценивается как менее опасная по сравнению с физическими действиями. Вместе с тем  угроза, грубый отказ, насмешка  и др. нередко могут восприниматься адресатом более болезненно, чем физическое воздействие  (толкнуть, ударить, подраться).

             Профессор Е.С.Максимова определяет речевую агрессию как «целенаправленное на объект интенциальное авторское действие, конструируемое языковыми средствами (определенные пласты лексики, интонация, способ организации высказывания), цель которого – подчинение адресата». 

        Доктор педагогических наук, профессор МПГУ Ю.В.Щербинина под  речевой агрессией понимает обидное  общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

К  эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести раздражение, обиду, недовольство, отвращение, неприязнь и пр. Такая агрессия возникает как ответная реакция на внешний раздражитель: коммуникативный дискомфорт в маршрутном такси, игнорирование просьбы педагога, бестактность одноклассника, враждебное отношение дворовой компании к подростку и т.д.

2) Речевая  агрессия в школьном общении

         *«Многоликость» учебного и внеучебного процесса влияет и на педагога, и на его подопечных. И влияние это не всегда  положительное. Учителя отмечают, что участились случаи дерзкого, агрессивного поведения детей, что не может не сказаться и на отношении к ним преподавателей. Элементы агрессивного поведения педагога и ученика, в большинстве своём начинающие проявляться  на уроках, − первый сигнал для учителя, которому необходимы  такт,  терпение,  твердость, чтобы  предотвратить негативный сценарий развития межличностных отношений.

        *Обращает ли внимание сегодняшний подросток, информационно продвинутый,  подчас  независимый в суждениях,  нередко защищенный материальным достатком родителей, на инвективную и обсценную лексику, произносимую сверстниками,  насмешки учителя,  наклеивание ярлыков?  Однозначно, да. Педагог должен предвидеть,  как может  сложиться его взаимодействие с учеником, который вертится на уроке, которому не интересно то,  о чем  рассказывает учитель, который провоцирует его на   конфликтное общение. При этом  необходимо контролировать  способы порицания, с тем чтобы они не вызывали неприязнь и отчуждение учащихся,  были справедливыми в  дисциплинарном отношении.

               *Риторика враждебности имеет разные причины. К «школьным»   следует отнести  причины социального и индивидуально-психологического характера. Последние из них требуют особого внимания, поскольку   синдром эмоционального выгорания педагога, нетерпимость к нарушению установленного  порядка, непонимание,  «как можно не любить этот предмет», раздражение против «ничего не делающих», авторитарное «учитель всегда прав»  и т.д. способствуют появлению в речи педагога    агрессивных элементов.  Иными словами, инициатором педагогического конфликта бывает не только ученик, но и педагог.

         

        3) Пути преодоления речевой агрессии

                    *Частные риторико-педагогические приемы контроля над речевой агрессией позволяют предупредить или устранить речевую агрессию в конкретных речевых ситуациях общения. К ним относятся:

  • «тактическое сомнение» (метод подзадоривания, или словесная «провокация»: «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?, «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку?»);
  • открытое словесное порицание (Будьте любезны,  потише, пожалуйста; Вы ведете себя некрасиво);
  • использование положительных оценочных высказываний: Молодец!; Умница!; В прошлый раз вы отлично поработали; Полностью разделяю твое мнение;
  • юмор, шутка (уместные, не оскорбляющие);
  • убеждение, внушение (А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?)
  • употребление  единиц речевого этикета (будь добр; пожалуйста);
  •  коррекционно-профилактическая беседа.

 

Расстояние

На близком расстоянии сообщение часто передается не словами – жестами. Вместо замечания – легкое прикосновение к плечу. Вместо цитирования правила – ткнуть пальцем в неправильную букву. Вместо комплимента – погладить по голове, по руке. Это удачное соединение личностного, человеческого и делового, содержательного. Не придется даже объяснение прерывать. Важно только понимать, кого из детей ваше прикосновение испугает, заставит насторожиться. Если ученик неожиданно напрягся при вашем приближении, стоит подумать, почему он в вашем присутствии не чувствует себя в безопасности. 

Одним взмахом

Самый выразительный инструмент педагога – руки. К тому же учителя – люди обычно темпераментные, склонные к жестикуляции. Вот только о чем говорят детям их жесты? 

        По наблюдениям психологов, самый частый учительский жест – указательный. В самом деле, экономия времени, максимум внимания теме, минимум – самому учителю. На втором месте оценивающие (одобряющие или угрожающие) и регулирующие, дисциплинирующие жесты. 

        Дисциплинарный жест, как правило, выполняется ладонью вниз (указание сесть, замолчать, подождать своей очереди). Эмоциональный, образный жест – ладонью вверх (восторг, удивление, попытка схватить ускользающую мысль). Может, стоит чаще поворачивать ладонь вверх, обозначая не угрозу, не подавление, а эмоциональный подъем?