Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кленина Ирина Алексеевна

Конспект урока по технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse_mozgshtab.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42»  

Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Разработала Кленина И.А.,

учитель русского языка и литературы

г. Братск

2015 год

Тема: Художественное своеобразие сказки-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок»

Цели:

1) предметные:  

  • продолжить знакомство с творчеством А.А. Платонова;
  • познакомить с особенностями художественного языка автора;
  • научить видеть проявление характера героя через его поступки;
  • формировать навыки анализа художественного текста, работы с художественной деталью;
  • обучать грамотному чтению художественного произведения;

2) метапредметные:  

корректировать и развивать

  • познавательные способности и логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать внимание, память, эмоциональную сферу учащихся.

3) личностнные:  

  • формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению литературы;
  • воспитывать любовь к литературному языку;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать доброе, позитивное отношение к людям, окружающему миру.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы работы:  групповая.

Оснащение: раздаточный материал (таблицы для заполнения), мультимедиа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

1). Вступительное слово учителя.

«Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово», - так писал необычный и яркий писатель Андрей Платонович Платонов. Сегодня на уроке мы попробуем «бережно и медленно» прочитать его мудрую сказку-быль «Неизвестный цветок», постараемся услышать его «истинное» слово (слайд №1).

Чем необычен писатель Андрей Платонов?

В чём художественное своеобразие писателя?

2). Стадия вызова.

Вы уже знаете факты из жизни писателя, читали его рассказ «Никита». Давайте вспомним, что известно. Объединитесь в группы и обсудите заданный вопрос, запишите те качества писателя, которые повлияли на его творчество (используется статья учебника: страницы биографии).

Составление кластера (систематизатор) (слайд №2).

Любовь к «потной работе»       А.А. Платонов       гуманность и искренность

Понимание души русского человека                       свой непохожий язык

3) Стадия осмысления. Работа с текстом.

Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального? (слайд №3)

Работа в группах:

1-2гр. – находят отличительные признаки жанра сказки.

3-4гр. – записывают примеры реальных событий (слайд №4).

                                         Сказка – быль

  1. Сказочное повествование                                  1. Жизнь девочки
  2. Говорящий цветок                                              2. Помощь пионеров
  3. Жизнь цветка                                                       3. Жизнь природы

4) Чтение с остановками. Составление плана. Заполнение таблицы (слайд №5).

                                 

Изобразительно-выразительные средства.

Опорная лексика

Лексический повтор

Эпитеты

Цветовая лексика

Сравнения

Метафора

Олицетворения

Мёртвая

глина, голый камень,

пустырь, умирали

Один цветок, одни камни, один ветер, одно семечко

Настоящий,

ясный, сильный, маленький, сияющие

Зелёными, синяя жилка, красная, голубая или золотого цвета

Как у звезды, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни, как герой, как труженик

Светился живым мерцающим огнём, светящаяся головка

Ветер приходил, касался, корни глодали камень, он дышит, отдохнёт, умер

                                   -1- Рождение цветка.

Выразительное чтение наизусть начала произведения. Звучит музыка (слайд №6).

Какие ключевые (опорные) слова помогают нам увидеть невозможность зарождения жизни на пустыре?

Сколько раз повторяется слово один? Сколько значений оно имеет?

Работа в группах:

        1-2гр. – находят опорную лексику, заполняют таблицу;

        3-4гр. – исследуют значение слова один, пользуются толковым словарём:

        а. сиротливый, одинокий;

        б. единственный, только он, никто больше;

        в. число.

Выступление групп и заполнение таблицы (слайд №7).

Делаем вывод: четыре раза повторяется слово один в значении единственный. Через повтор создаётся эффект необычности происходящего, неординарности, невозможности зарождения жизни на пустыре, где всё умирает.

                        

                                 - 2- Трудная жизнь маленького цветка.

Выразительное чтение отрывка. Звучит музыка (слайд №8).

Какое слово в этом отрывке повторяется несколько раз и с какой целью?

Какая часть речи обозначает действие? Какие глаголы звучат в отрывке?

Работа в группах: 

        1-2гр. – находят лексический повтор слов, заполняют таблицу;

        3-4гр. – записывают глаголы (жил, рос, сторожил, трудился, превозмогал, нуждался, радовался, старался расти).

Выступление групп.

Делаем вывод: четыре раза повторяется слово пылинки, чтобы показать, как из пыли, праха рождается жизнь. Четыре раза повторяется слово роса – символ жизни.

Глагол – самая сложная и самая ёмкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Энергия глагола придаёт повествованию динамичность.

В этом отрывке много слов – глаголов, именно они передают движение, жизнь цветка в развитии.

Цветок самоотверженно преодолевает препятствия, борется за жизнь.

                                  - 3- Чудо-цветок.

Описание цветка.

Как отразилась трудная жизнь цветка на его внешнем облике?

Какие выразительные средства использует А. Платонов?

Какая часть речи помогает описать цветок?

Работа в группах:

        1гр. – записывают эпитеты, заполняют таблицу;

        2гр. – находят сравнения, заполняют таблицу;

        3гр. – записывают цветовую лексику (пять цветов);

        4гр. – находят метафоры, заполняют таблицу.

Выступление групп (слайд №9).

Делаем вывод: очень много прилагательных. Именно они несут экспрессию (эмоции), делают описание ярким, выразительным, передают настроение писателя. Особой яркостью отличаются прилагательные – антонимы (светлый огонь – тёмная ночь) и прилагательные, употреблённые в переносном смысле (слепой).

Метафоры – огонь, звезда – символ тепла, надежды, спасения.

                                

                                - 4- Даша и неизвестный цветок.

Как автор относится к цветку и к девочке?

Какой художественный приём он использует?

Работа в группах:

        1-2гр. – составляют опорную схему (психологический портрет Даши)

        слайд №10                                Даша

        внимательная, чуткая, любящая, ласковая, нежная, способная видеть красоту                        3-4гр. – выразительно читают диалог, передавая голосом нужную интонацию.

Выступление групп.

Делаем вывод: интонация при чтении от лица девочки – нежная, заботливая; от лица цветка – тихая, трогательная. Метафора – светящаяся головка цветка – передаёт любовь к цветку, любование им. Слово зовёт имеет два значения.

                                - 5- Пионеры в гостях у цветка.

Выразительное чтение отрывка.

Как автору удаётся «очеловечить» образ цветка?

Работа в группах:

        1-2гр. – находят олицетворения, заполняют таблицу;

        3-4гр. – записывают сравнения, заполняют таблицу.

Делаем вывод: образ цветка как образ человека, которому помогли, которого вылечили, оказали внимание и заботу. Мы видим параллель между жизнью человека и жизнью природы. Художественный приём одушевления (очеловечивания) помогает глубже понять «боль природы».

                                - 6- Рождение новой жизни.

Выразительное чтение  наизусть отрывка – описание нового цветка. Звучит музыка (слайд №11)

Какие чувства возникли у вас?

В чём смысл концовки притчи?

Вывод: и грусть, и радость. Жизнь продолжается. Цветок старался выжить среди камней, преодолевая трудности, и родилась красота и новая жизнь. В этом гармония жизни, в этом её ценность.

5) Стадия рефлексии.

Возвращение к кластеру (слайд №2).

Чем же необычны герои Платонова?

Они очень восприимчивы, добры, любят жизнь. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.

В чём же своеобразие языка произведения А. Платонова?

- много необычных выражений;

- необычное сочетание слов;

- многозначность слова;

- скрытый смысл.

Для групп выдаётся таблица (слайд №12).

Необычные выражения у Платонова

Какие мысли они вызывают?

1.Долго томилось это семечко

2.Цветок сторожил росу

3.Он трудился день и ночь, чтобы жить

4.Он превозмогал терпением свою боль

5.Цветок, однако, не хотел жить печально

6.Мученье обозначалось разными цветами

7.Они хотели, чтобы Земля стала доброй

8.Он зовёт её голосом своего благоухания

6) Домашнее задание на выбор.

а. Отзыв о произведении с использованием лексики А. Платонова;

б. Рассказ от лица Даши;

в. Рассказ от лица цветка.