Олимпиада
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Киселева Виктория Витальевна

по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadaporusskomuyazyikudlyauchashaixsya9klassa.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада  по русскому языку для учащихся 9 класса.

  1. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звука, т.е. быть «беглыми». Приведите по два примера.

2. Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов.

Выражение лица её также сделалось так же принуждённо. (М.Ю Лермонтов. Княгиня Лиговская)

3.  Определите лексическое значение существительных полдень и полночь (полнощь), а также производных от них прилагательных полуденный, полночный (полнощный) в каждом из приведённых отрывков произведений А.С. Пушкина. В чём заключается общая особенность семантики указанных слов?

  1. Меж нами есть одно преданье:/ Царём когда-то сослан был / Полудня житель к нам в изгнанье.(«Цыганы»); На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева, /И в час полуденный в кружок / Их не зовёт его рожок. ( «Евгений Онегин»); Пора покинуть скучный брег / Мне неприязненной стихии, / И средь полуденных зыбей, / Под небом Африки моей, / Вздыхать о сумрачной России…( «Евгений Онегин»)
  2. И утро в полночь обратя, / Спокойно спит в тени блаженной / Забав и роскоши дитя. («Евгений Онегин»); Родился я под небом полунощным, / Но не знаком латинской музы голос. («Борис Годунов»); Теперь полунощной порой / У спящего теснит дыханье / Домашний дух. («Цыганы»); Вперёд! Мечом и грудью смелой / Свой путь на полночь пробивай. («Руслан и Людмила»).

  1. Как возникло и что обозначает в современном языке устойчивое сочетание проба пера?

  1. Приведённые ниже примеры разделите на две группы ( выпишите только номера предложений) в зависимости от значения постфикса – ся в возвратном глаголе и поясните свой ответ.

  1. Кошка царапается. 2) Проволока гнётся. 3) Сухая трава колется. 4) Орехи легко колются. 5) Крапива больно жжётся. 6) Ящик не выдвигается. 7) Эта краска смывается. 8) Уголь пачкается.

  1. Известно, что в русском языке начиная с 18 века « формы множественного числа употребляются для выражения почтительной вежливости к собеседнику, для выражения официальной далёкости и корректной обходительности» (Виноградов В.В. Русский язык).

         Какие особенности употребления «множественного вежливого», уже  не     соответствующие современной языковой норме, отражены в репликах персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Лиза (Молчалину):

        Скажите лучше, почему

     Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы.

Лиза (Фамусову):                                                    Фамусов(Скалозубу):

      Пустите, ветреники сами,                        Вы повели себя исправно.

    Опомнитесь, вы старики.                      Давно полковники, а служите недавно.

 

Фамусов (о Максиме Петровиче и реакции императрицы на его шутовское падение):

 Был высочайшею пожалован улыбкой,

Изволили смеяться.      

  1. Укажите в данных предложениях индивидуально-авторские слова, образованные по одной и той же модели. Каким способом они образованы? Приведите не менее трёх примеров общеупотребительных слов, образованных по данной модели.

     

1) Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу).

2) – Я хочу докопаться до азиатских пустынь, - сказал он, - там пески засосали замки, усадьбы, города, там обсерватории, библиотеки, театры – империя каких-нибудь персогреков. (Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей).

3) И они двинулись в танце по кругу, чуть приседая на каждом шагу, ритмично покачиваясь и издавая какие-то криковдохи. (Л.Улицкая. Весёлые похороны).

  1. В приведённых ниже словах графически выделите морфему, в состав которой входит сочетание ей. Какая из данных словоформ допускает два варианта разбора?

Ничей, ключей, погорячей, ручей, статей, полей, злей, пришей, под крышей, шейный.

  1. Какая архаичная синтаксическая черта, типичная для литературного языка 18- начала 19 в., отражена в следующих предложениях? Каково требование современной литературной нормы в отношении этих конструкций?

  1. С знакомцем съехавшись однажды я в дороге, / С ним вместе на одном ночлеге ночевал. (И.А. Крылов) 2) Глядя епископ на пепел пожарный, /Думает: «Будут мне все благодарны». (В.А.Жуковский) 3) В тени фиалка притаясь, / Зовёт к себе талант безвестный. (П.А.Вяземский) 4) По крайней мере, мне казалось иногда, / Что, сидя ты со мной, не в духе…(А.С.Грибоедов).

  1. Проанализируйте особенности выражения сравнения в приведённых примерах.

  1.  …а над невысокими домами, в бледно-розовом небе, среди столбов голубого, синего и лилового дыма, поднимающегося из труб, перед нами уже начинала светиться полная луна, холодная и яркая, как серебряный полтинник. (В.П.Катаев). 2) Луна висела над собором большая, мутно-прозрачная, как кусок янтаря над свечкой. (Ю.О. Домбровский) 3) И луна плыла, как лодка, и ладья плыла луною. (Ю.Мориц).

 

Сочините свои сравнения- образы луны, используя различные языковые средства выражения сравнения.

Олимпиада по русскому языку для учащихся 10 класса.

  1. Основная функция буквы г заключается в обозначении на письме звуков  г – год и  г  – гид. А какие ещё звуки может обозначать эта буква? Приведите по одному примеру на каждый случай.

  1. В некоторых из  приведённых ниже слов допущены орфографические ошибки. Перепишите все слова верно. В выделенных словах укажите признаки их иноязычного происхождения.

Инцидент, прецендент, будущий, жаждующий, апелляция, предыстория, интригант, эликсир, масонство, агенство, компроментировать, иммиграция, эмиграция.

  1. Слово марионетка является суффиксальным производным от заимствованного в 18 веке существительного марионетта (франц. marionetta).  В каких значениях употребляется это слово в современном языке? Что объединяет слово марионетка с исконно русскими названиями кукол матрёшка и петрушка?

  1. Известно евангельское выражение: Зажегши свечу, не ставят её под спудом, но на подсвечнике. Что обозначает устаревшее слово спуд? Назовите слова и выражения современного русского языка, возникшие на основе формы под спудом, и укажите их значение.

  1. а) Определите значение слова ужо в речи героев романа И.А. Гончарова «Обломов». К какой части речи относится это слово?

  1. – Не получили ли вы письма от Андрея Иваныча?- спросила она (Ольга).        -Получил,- ответил Обломов. – Что он пишет?- Зовёт в Париж. – Что ж вы?        - Поеду. – Когда? – Ужо… нет, завтра… как соберусь. 2) Она повела глазами вокруг, по деревьям, по траве, потом остановила их на нём, улыбнулась и подала ему руку. – Разве мне не будет больно ужо, когда вы  будете уходить?- прибавила она.

б) В каком значении употреблено это слово Евгением- героем поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»?    

(…)   Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как  обуянный силой чёрной,

«Добро, строитель чудотворный!-

Шепнул он, злобно задрожав,-

Ужо тебе!...» И вдруг стремглав

 Бежать пустился.  

  1. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Осень.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;  

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

 Под нависшею скалою

 Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит,

 Ночью месяц тускл и поле

 Сквозь туман лишь серебрит.

(М.Ю.Лермонтов).

7. В романе Н.С. Лескова «Соборяне» читаем:

-Что это за ланпопо?- спросил Ахилла.

-Не ланпопо, а лампопо – напиток такой из пива и мёду делается.

     Слово лампопо носит шутливый характер, оно возникло в речи гусар- любителей смешивать напитки, по значению точно соответствует английскому по происхождению выражению фифти-фифти. Как образовалось это слово?

  1. Объясните, почему возникает комический эффект в данном тексте.

Однажды Глупый Король решил пойти войной на другого, Неглупого Короля и захватить его королевство. «Сколько раз я его просил добровольно отдать мне своё королевство, - говорил Глупый Король жене. – Но он отвечал, что я ерунжу, что в случае чего я очучусь в незавидном положении. Но теперь я его убежу не словами, а превосходящей силой и техникой, я обезлюжу его королевство!» (Ф.Д. Кривин).

9.  Какие предложения ( и части сложных предложений) являются односоставными, а какие двусоставными? Укажите тип односоставных предложений.

  1. Что за утро! 2) На улице безлюдно. 3) Здесь растут сосны, а подальше – берёзы. 4) Его окликнули. 5) Уже идёт! 6) Давайте споём! 7) Когда он  подготовится, то прекрасно отвечает. 8) Осень нынче чудесная.

10.Охарактеризуйте особенности сравнения, использованного в данном   фрагменте поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

Но вот, насытясь разрушеньем

И наглым буйством утомясь,

Нева обратно повлеклась,

Своим любуясь возмущеньем

И покидая с небреженьем

Свою добычу. Так злодей,

 С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

 Насилье, брань, тревога, вой!..

И , грабежом отягощенны,

 Боясь погони, утомлённы,

Спешат разбойники домой,

Добычу на пути роняя.

Олимпиада по русскому языку для учащихся 11 класса.

  1. Перед вами начало одной из сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

 Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные: помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайла не попали. ( «Премудрый пискарь»).

а) Как долго удалось прожить родителям премудрого пескаря? Объясните значение и происхождение выражения аридовы(аредовы) веки.

б) Написание пискарь, аридовы веки является устаревшим с точки зрения современной орфографической нормы. Когда были утверждены «Правила русской орфографии и пунктуации», действующие ныне? Приведите свой пример устаревших орфографических вариантов слов, которые встречались вам в произведениях русской литературы, изданных до принятия этого документа, упорядочившего наше правописание.

  1. Один из героев повести А.П. Чехова «Чёрный монах»- садовод Егор Семёнович Песоцкий говорит о будущем своей дочери:

- Может, это и эгоизм, но откровенно говорю: не хочу, чтобы Таня  шла замуж. Боюсь! Тут к нам ездит один ферт со скрипкой и пиликает; знаю, что Таня не пойдёт за него, хорошо знаю, но видеть его не могу!

Каково значение и происхождение слов ферт и пиликать? Какую роль играют эти слова в характеристике говорящего – отца Тани? Ср. оценку жениха в авторском повествовании: К Песоцким (…) иногда приезжал молодой человек, сосед, хорошо игравший на скрипке.

  1. Определите лексическое значение выделенных слов. К какой части речи относятся эти слова? Как они образовались?

А. 1) Прежде, как Богу-то чаще молились, и земля лучше родила. Урожаи-то были не нынешние, сам-четверт да сам-пят, - сторицею давала земля.( М.Е.Салтыков-Щедрин. Господа Головлёвы). 2) Угоды наши скудные, / Пески, болота, мхи, / Скотинка ходит впроголодь, / Родится хлеб сам-друг. (Н.А.Некрасов. кому на Руси жить хорошо).

Б. 1)(…) ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю. ( Н.В.Гоголь. Мёртвые души). 2) И лишь зимой, в морозы и метели, / я помню, мы безвыходно сидели / Сам-друг с тобой в разрушенном дому.( Н.А.Некрасов. Затворница).

  1. Объясните значение выделенного в предложении устойчивого    выражения.

 У нас, в нашем городе, Сосновская скоро стала притчей во языцех.                    ( И.А.Бунин. Дело корнета Елагина)

 Переведите на современный язык архаичную форму во языцех. Приведите свой пример фразеологизма, в составе которого закрепилась какая-либо древняя грамматическая форма имени или глагола.

  1. Внимательно прочитайте текст, написанный просветителем 18 века Феофаном Прокоповичем. Кратко сформулируйте главную мысль текста. Объясните лексическое значение выделенных слов и приведите примеры современных слов, этимологически родственных данным.

Если в мучительские осужден кто руки,

Ждёт бедная голова печали и муки,

Не вели томить его делом кузниц трудных,

Не посылать в тяжкие работы мест рудных:

Пусть лексикон делает-то одно довлеет,

Всех мук роды сей един труд в себе имеет.

  1. Выпишите из данного списка те словоформы, в составе которых есть нулевые морфемы. Сгруппируйте примеры по типу нулевой морфемы.

Прочитать, гений, синий, прорубь, свой, золотой, подсказал, принёс, волчий, поделом, разгром, (много) рек, узнай, край, моложе, (несколько) семей, удаль, взахлёб, сжёг, радость, нежен, улей, стричь, (без) ключей, прилягте, мамин (платок), добр, лишь.

  1. Охарактеризуйте особенности числа каждого имени существительного в приведённом фрагменте текста.

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в берёзах у межи,

Беспечно иволги болтают.

(И.А.Бунин).

8. Какими языковыми средствами создаётся комический эффект в приведённом ниже фрагменте текста ( эпизод на занятиях в монастыре)? Объясните значение архаизма днесь.

-Василиса, что значит «днесь»?- этим вопросом начинала мать Анатолия занятия.

Василиса закатывала в потолок свой единственный глаз и неуверенно, в пятидесятый раз отвечала одно и то же:

- Днём?

Игуменья качала головой.

- Вчерась?- заливалась в смятении краской ученица.

  (Л.Е.Улицкая. Казус Кукоцкого).

  1. Дайте полную синтаксическую характеристику приведённому ниже предложению. Какие особенности построения, ритма и интонации делают предложение художественно выразительным? Каким термином называется такая форма организации предложений?

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу ли, на деревьях ли, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистые купы берёз, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали на зайчика, отбрасываемого этими кристалликами, - всё же ничего не было ярче красных грудочек снегирей.   (В.А.Солоухин).

  1. Проведите анализ средств межфразовой связи в данном описании.

На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джас. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала. В один ряд сидели орангутанги, дули в блестящие трубы. На плечах у них верхом поместились весёлые шимпанзе с гармониями. Два гамадрила в гривах, похожих на львиные, играли на роялях, и этих роялей не было слышно в громе и писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов в лапах гиббонов, мандрилов и мартышек.

                                                                  (М. .А.Булгаков.  Мастер и Маргарита).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Встречаем Олимпиаду. От Олимпиады – 80 к Олимпиаде -2014»

Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Классный час помогает учащимся проследить развитие ол...

Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также  можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....

Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.

Справкао  проведённых школьных олимпиадах  по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...

"От олимпиады к олимпиаде"

Экскурсия расскажет об Олимпийских Играх, познакомит с легендами древних греков, символикой Игр...